Проектирование урока истории в 5 классе с использованием информационных технологий

Раздел История
Класс 5 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

Самарской области средняя общеобразовательная школа

«Образовательный центр» с. Дубовый Умёт

муниципального района Волжский Самарской области





Разработка на тему:

«Проектирование урока истории в 5 классе с использованием информационных технологий»



Выполнил (а):Выприцкий Алексей Владимирович,

учитель истории ГБОУ СОШ «ОЦ» с. Дубовый Умет

м.р. Волжский Самарской области















Самара - Дубовый Умет 2015г.

Пояснительная записка

1. Цель: подвести учащихся к пониманию причин и последствий военных походов фараонов Древнего Египта, с помощью средств ИКТ достичь более высоких результатов обучения, более полного восприятия материала.

2. Задачи: - образовательные - изучить причины, характер и последствия военных походов фараонов Древнего Египта, научить распознавать интересы различных общественных групп;

- развивающие - продолжить формирование умений правильно работать с исторической картой, использовать документы и произведения искусства как исторический источник, продолжить формирование навыков работы с иллюстрациями учебника, отвечая на вопросы учителя;

- воспитательные - воспитать интерес к урокам истории Древнего мира, к прошлому человечества.

С помощью использования информационных технологий планируется достижение следующих результатов: оптимизация времени, осуществить дифференцированный подход, так как учащиеся в классе по-разному воспринимают материал.

На разных этапах урока используются различные способы применения информационных технологий - презентация по основному материалу урока, презентация на основе шаблона для закрепления полученных знаний, различные формы тестов, кроссворд.







Методическая разработка урока истории в 5 классе по теме:

«Военные походы фараонов». (История Древнего мира, раздел - Древний восток, общая тема - Древний Египет).

Цель: подведение учащихся к пониманию причин и последствий военных походов фараонов Древнего Египта.

Задачи:

образовательные - изучить причины, характер и последствия военных походов фараонов Древнего Египта, научить распознавать интересы различных общественных групп;

развивающие - продолжить формирование умений правильно работать с исторической картой, использовать документы и произведения искусства как исторический источник, продолжить формирование навыков работы с иллюстрациями учебника, отвечая на вопросы учителя;

воспитательные - воспитать интерес к урокам истории Древнего мира, к прошлому человечества.

Оборудование: карта «Древний Восток. Египет и Передняя Азия», памятки для трех групп «Характеристика устного ответа по истории», карточки с индивидуальными заданиями, карточка с вопросом, карточки группам.

Ход урока:

1. Организационный момент

2. Актуализация опорных знаний учащихся по теме: «Занятия жителей Древнего Египта».

3. Переход к изучению новой темы. Вступительное слово учителя по теме.

Мы выяснили, что ремесленники, земледельцы, рабы, писцы и даже вельможи подчинялись фараону - самому могущественному человеку Древнего Египта. Вельможи вместе с фараонами участвовали в военных походах. Чтобы нам узнать об этом поподробнее, нужно найти ответы на следующие вопросы… (план записан на доске, учитель зачитывает вопросы, которые являются пунктами плана).

4. Изучение новой темы.

План:

1.Египетское войско: вооружение, комплектование, виды;

2.Цели военных походов;

3.Походы египетских фараонов;

4.Последствия походов Тутмоса III;

5.Последствия военных походов для населения завоеванных стран и жителей Древнего Египта.

На доске: тема и план урока, домашнее задание, карта.

1. Сообщение по первому вопросу (в объеме материала учебника). Класс, слушая, рассматривает иллюстрации учебника (запись в тетради с классом: виды египетских войск, способ формирования войска).

2. Работа с историческим источником. Учитель зачитывает документ о том, как проходила битва у города Мегиддо, потом задает вопросы классу (Из летописи Тутмоса III, высеченной на стенах храма Амона-Ра в Фивах - Хрестоматия по истории Древнего мира. М., 1987. С. 44-45.)

Вопросы:

• Для чего фараоны совершали военные походы в другие страны?

• Что захватывали в качестве добычи в таких походах войны Египта?

• Какой характер носили войны?

Запись в тетради (причины и характер военных походов)

3. Работа с картой. Учитель просит внимательно посмотреть на легенду карты и ответить на вопросы:

• Каким знаком обозначены походы египетских фараонов? (стрелочки)

• В какие страны были совершены военные походы египетских фараонов? (Нубия, Ливия, Палестина, Сирия, Финикия, территория Синайского п-ова)

• Где находится город Мегиддо? (на территории Палестины).

Все географические названия учитель показывает на карте и просит учеников сравнить карту на доске с картой учебника и показать, как и он, все географические названия. Запись ответов в тетради.

4. Работа в группах (ученики, работая в группах, изучают 3 - 5 вопросы плана самостоятельно).

Каждой группа работает с вопросами на карточках, для этого использует текст и иллюстрации учебника (1 группа работает с п. 3, 2 группа - п. 4, 3 группа - п. 5). Карточки с вопросами смотри в Приложении 2.

Ответы на вопросы командиров групп (назначают сами; командиры записывают участников группы, активность работы и отвечают). Ответы на вопросы всех команд ученики кратко записывают в тетрадь.

5. Закрепление изученного материала, выставление оценок, запись домашнего задания. Учитель совместно с учениками делает выводы по всем пунктам плана и общий вывод по теме урока

Актуальность.

В 5 классах начинается серьезное изучение истории как науки, зачастую ребятам очень сложно понять исторические события, усвоить понятия и даты. Для этого, нужно наполнить урок разнообразными формами работы, постоянно поддерживая интерес каждого ученика к изучаемому материалу.

Данная методическая разработка дает возможность показать, как можно сочетать многообразие форм работы на уроке, не перегружая его. Работа с карточками дает возможность научить пятиклассников правильно выстраивать логику ответа, формулировать начало ответа и делать обязательный вывод. Различные памятки и схемы помогают пятиклассникам ориентироваться в информационном поле урока, отбирать нужный материал для ответа на вопросы. Применение интерактивных методов помогает учителю поддерживать постоянный интерес к предмету, это приводит к повышению творческой активности учащихся в классе, включает учащихся в активную интеллектуальную деятельность, делая усвоение материала более личностным, следовательно, и более устойчивым.

На данном уроке можно выставить 12 - 14 оценок: 1 - за устный ответ по карточке, 1 - за анализ устного ответа, 1 - за ответ у доски по понятиям, 2 - за работу с индивидуальными заданиями на карточках, 1 - 2 - за работу на уроке, ответы на вопросы учителя, 5 - 8 - команде, которая лучше всех ответила на вопросы.

Приложение 1

Карточка для устного ответа на вопрос по изученной теме

Подготовь развернутый ответ на вопрос: «Занятия жителей Древнего Египта».

Для этого вспомни и ответь на вопросы:

• Какие занятия существовали у древних египтян?

• Как жили и чем занимались древнеегипетские земледельцы?

• Как жили и чем занимались древнеегипетские ремесленники?

• Как жили и чем занимались древнеегипетские писцы?

• Как жили и чем занимались древнеегипетские вельможи?

• Как становились рабами? Как жили и чем занимались рабы?

Сделай вывод, а равны ли были жители Древнего Египта?

Индивидуальная работа по карточкам - задания на карточках

1. В древнеегипетском поучении отец наставляет сына: «Обрати своё сердце к книгам. Нет ничего выше книг. Если у писца есть должность в столице, он не будет там нуждаться. Должность писца лучше всех других должностей. Смотри: нет должности, где нет начальника. Только у писца нет начальника, он сам начальник над другими людьми».

Ответь на вопросы:

1. Чему учит отец сына?

2. Как, по его мнению, можно стать писцом?

3. Почему должность писца в Египте считалась очень почетной?

2. Прочитай отрывок из стихотворения В. Брюсова «Египетский раб» и ответь на вопросы.

Я - раб царя. С восхода до заката

Среди других совершаю тяжелый труд.

И кус глиной - единственная плата

За стон, за пот, за тысячи минут.

Я - раб царя, и жребий мой безвестен;

Как тень зари исчезну без следа.

Меня с земли судьба сотрет, как плесень;

Но след не минет скорбного труда,

И простоит близ озера Мерида

Века веков святая пирамида.

Ответь на вопросы:

1. О чем идет речь в этом стихотворении?

2. Что прославлял его автор?

3. Почему раб так говорит о пирамиде в последней строчке?

4. Какие выводы о жизни рабов в Египте можно сделать, прочитав это стихотворение?

Приложение 2

Памятка для учеников «Характеристика устного ответа по истории»

1. Внимательно выслушай ответ своего одноклассника.

2. Обрати внимание, по существу вопроса отвечал твой одноклассник.

3. Правильно ли воспроизведены в ответе факты, даты, названия событий, географических объектов, имена, фамилии.

4. Дополни или исправь ответ одноклассника.

5. Есть ли вывод в конце выступления, если нет, сделай его сам.

6. Попробуй оценить ответ.

Оценка «5» - ответ не требует дополнений, весь материал изложен в полном объеме. Речь правильная и хорошая (четко, громко, понятно).

Оценка «4» - в изложении материала допущены незначительные ошибки и неточности. Речь правильная и хорошая (четко, громко, понятно).

Оценка «3» - в усвоении и изложении материала есть существенные пробелы, изложение не самостоятельное (наводящие вопросы учителя, помощь учащихся, использование учебника), в ответе есть существенные ошибки. Речь нечеткая, несвязная, прерывистая, непонятная.

Оценка «2» - основное содержание материала по вопросу не раскрыто, существенные и множественные ошибки в содержании ответа, отказ отвечать.

Работа с интерактивными тестами.

• Какие племена были соседями египтян?

• Какие богатства прельщали фараонов Египта в соседних странах?

• Какой фараон и когда совершил самые крупные завоевания?

Сделайте вывод об итогах военных походов фараонов Египта?

• С какой добычей возвращались египетские войска домой?

• Как появлялись рабы в египетском государстве, как обращались с рабами?

• Почему пленники считались главной добычей на войне?

Сделайте вывод о том, какой характер носили военные походы фараонов?

• Как жил простой воин?

• Как жила семья война?

• Как вы думаете, как делились богатства, захваченные во время военных походов?

Подведение итогов урока, выставление отметок учащимся, запись домашнего задания.

Список используемой литературы.

1. Вигасин А. А. и др. История Древнего мира: учеб. Для 5 класса общеобразовательных учреждений. М., 2001.

2. История древнего мира и средних веков. 5 - 6 класс: Дидактические материалы / В. В.Сухов и др. М., 2000.

3. Вигасин А. А. История Древнего Востока: материалы к школьному курсу. М., 1994.

4. Вяземский Е. Е., Стрелова О. Ю. Историческое образование в современной России: Справочно-методическое пособие для уч-ей. - М.: Русское слово, 1997.

5. Вяземский Е. Е., Стрелова О. Ю. Методические рекомендации учителю истории: Основы профессионального мастерства: Практическое пособие. - М.: Гуманит. изд. Центр ВЛАДОС, 2000.

6. Вяземский Е. Е., Стрелова О. Ю. Методика преподавания истории в школе. - М.: Гуманит. изд. Центр ВЛАДОС, 1999.

7. Короткова М. В., Студеникин М. Т., Практикум по методике преподавания истории в школе: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. - М.: Гуманит. изд. Центр ВЛАДОС, 2000.



© 2010-2022