• Преподавателю
  • История
  • Технологическая карта урока истории по теме «Реформаторская деятельность М. М. Сперанского»

Технологическая карта урока истории по теме «Реформаторская деятельность М. М. Сперанского»

Раздел История
Класс 8 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Чертищев Александр Евгеньевич, учитель истории МОАУ СОШ с УИОП № 47 г. Кирова

Технологическая карта урока истории по теме «Реформаторская деятельность М. М. Сперанского».

8 класс

Тема урока: Реформаторская деятельность М. М. Сперанского.

Дидактическая цель - создать условия для восприятия, осмысления и первичного закрепления учебной информации

Цели урока по содержанию:

Образовательные: учащиеся смогут

  • проследить тенденции развития государственной политики России в начале XIX в.

  • получить представление о зарождающемся в России либерализме как части общественно - политической мысли XIX в.

  • познакомиться с М.М. Сперанским как многогранной и незаурядной исторической личностью

Развивающие:

  • развитие логического мышления;

  • развитие умения работы с различной информацией, анализировать, делать выводы.

Воспитательные:

  • формирование гражданско-правовой культуры на основе политических проектов М. М. Сперанского

  • воспитание ответственности, трудолюбия, организованности, целеустремлённости и самоотверженности на примере личных качеств и деятельности М.М. Сперанского

Тип урока: изучения нового материала.

Формы организации познавательной деятельности учащихся: индивидуальная, фронтальная.

Методы обучения: словесные, печатные, наглядные.

Формы контроля: фронтальный и индивидуальный устный опрос

Оборудование: диск образовательного комплекса «1С: Школа. История России. Часть 3. С конца XVIII по 90-е годы XIX в.» Глава II. «Россия на рубеже XVIII - XIX вв.»; проектор, компьютер, доска, раздаточный материал.

Учебник: А.А. Данилов, Л.Г. Косулина.

Актуализация ЗУН

Перечислите предпосылки назревающих в высших политических кругах изменений, впоследствии нашедших своё отражение в либеральных проектах М. М. Сперанского.

Учащиеся, используя имеющийся материал и полученные раннее знания, перечисляют предпосылки либеральной политики Александра I первой половине его правления.

  • Либеральные взгляды и просвещенческая деятельность Екатерины II

  • Личность Александра I и его воспитание (республиканец Ф. Ц. Лагарп)

  • Деятельность Негласного комитета

Диск образовательного комплекса «1С: Школа. История России. Часть 3. С конца XVIII по 90-е годы XIX в.» Глава II. «Россия на рубеже XVIII - XIX вв.» Биографические статьи: Александр I, Ф.Ц. Лагарп.

Словарные статьи: Негласный комитет.


  1. Формирование новых ЗУН


  1. Происходил (1772 - 1839) из семьи бедного сельского

священника, не имеющего даже фамилии. «Сперанским» его назвали еще в детстве в духовной семинарии. Sperare (с лат. - надеяться). Получает религиозное (духовное) образование. Имел каллиграфический подчерк. Мог ночами сидеть, выполняя кропотливую работу. РПЦ пророчит ему великое церковное будущее. Неожиданно меняет сферу деятельности на политическую.

Основываясь на указанной информации составьте психологический портрет М.М. Сперанского.



  1. Что связывало М.М. Сперанского и Александра I:




  1. Выписать основные реформаторские проекты М.М. Сперанского





  1. Перечислите основные положения генерального проекта Конституции («Введения к уложению государственных законов»)

Учащиеся мысленно разбивают текст на указанные части, анализируя каждый по отдельности, и предполагают основные качества личности:

  • скромность

  • простота

  • одарённость

  • ясный ум

  • трудолюбие

  • аккуратность

  • исполнительность

  • деятельность

  • целеустремлённость



  • должность М.М. Сперанского в министерстве

  • невероятная усидчивость, работоспособность и хорошая память позволила пробиться М. М. Сперанскому к окружению императора

  • личная дружба царя и реформатора

  • Либеральные взгляды обоих



  1. Введение к уложению государственных законов, 1809 г.

  2. Финансовая реформа, 1810 г.

  3. Положение об устройстве учебных заведений, 1803 г.

  4. Записка об устройстве судебных и правительственных учреждений, 1803 г.

  5. Манифест об учреждении министерств, 1802 г.

  6. Указ о чинах, 1809 г.

  7. Положение «Об усовершенствовании народного образования», 1809 г.



  1. Принцип разделения властей (законодательная, исполнительная, судебная) и независимости их др. от др. Наделение законосовещательными полномочиями Государственного Совета. И возвышающимся над всеми императором.

  2. Устанавливалось сословное деление общества в соответствии с наделенными политическими правами (дворянство, люди среднего состояния и рабочие люди).

Диск образовательного комплекса «1С: Школа. История России. Часть 3. С конца XVIII по 90-е годы XIX в.» Глава II. «Россия на рубеже XVIII - XIX вв.»

Биографическая справка: М.М. Сперанский.



Учащиеся используют материал учебника по истории.

Диск образовательного комплекса «1С: Школа. История России. Часть 3. С конца XVIII по 90-е годы XIX в.» Глава II. «Россия на рубеже XVIII - XIX вв.»

Презентации: реформы Александра I.

Учащимся раздаётся схема деятельности М.М. Сперанского (приложение 1).




Диск образовательного комплекса «1С: Школа. История России. Часть 3. С конца XVIII по 90-е годы XIX в.» Глава II. «Россия на рубеже XVIII - XIX вв.»

Словарная статья: Конституция, сословие, Государственный Совет, разделение властей.


  1. Применение ЗУН

Находите ли вы пересечения и разногласия положений «Конституции» М.М. Сперанского с современной политической системой?


  • Принцип разделения властей на 3 ветви (общее)

  • Должность стоящая над всеми ветвями власти и в определенной мере их объединяющая (общее)

  • Сословное разделение (различное - политическое равноправие в настоящем)


  1. Этап обобщения и систематизации знаний.

Как вы считаете, соответствовали ли предложенные проектом нормы общественно-политическому развитию России нач. XIX в.

Политический проект М. М. Сперанского хоть и соответствовал «духу времени» европейских революций и либеральный настроений, для России был чересчур категоричным. Следствием несоответствий стало незавершенность реформ М.М. Сперанского и его последующая ссылка.

5. Подведение итогов занятия.

По генеральному проекту в 1810 г. был создан лишь Государственный Совет, наделённый законосовещательными полномочиями. В 1905 г ему предоставят законодательные функции и он просуществует до 1917 г.

Учащиеся записывают итоги урока в тетрадь.






Приложение 1 . Реформаторская деятельность М.М.Сперанского



7

© 2010-2022