Открытый урок по истории Казахстана на тему Саки

Раздел История
Класс 5 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Тема: «Саки-древние жители Казахстана»

Цели урока.

Обучающая: Ознакомить учащихся со сведениями расселения сакских

племен, их культуре, занятиях и быте.

Развивающая: Развивать способности раскрытию хозяйственных условий саков,

их занятий ремеслом, умению сравнивать с племенами эпохи бронзы, раскрывать особенности жизни и быта сакских племен, развивать способности к мышлению и умозаключению, работе с картой.

Воспитательная: Определить вклад саков в мировую историю и культуру. Воспитывать у учащихся трудолюбие, патриотизм, уважение к предкам.

Наглядности:

  1. Карта «Казахстан в эпоху саков» на интерактивной доске.

  2. Таблица «Племена саков» на интерактивной доске.

  3. Слайды о жизни и быте саков на интерактивной доске.

Ход урока

  1. Организационный момент.

  2. Опрос домашнего задания.

Делю класс на 3 группы и выдаю каждой из них задание из заданных на дом.

1 группа. Временные рамки эпохи бронзы, как добывалась бронза? В чем её отличие от меди?

2 группа. Напишите о трех основных особенностях эпохи бронзы.

3 группа. Что означает «андроновская культура»? Какие племена обитали на территории Казахстана в то время?

Время работы 7 минут. Собираю ответы учащихся на листочках , а за тем с целью развития памяти, навыков нахождения общих черт и различий предлагаю им заполнить диаграмму. Учащиеся должны записать в круги особенности эпох, а в прямоугольник - общее для обеих эпох.

КОткрытый урок по истории Казахстана на тему СакиОткрытый урок по истории Казахстана на тему СакиОткрытый урок по истории Казахстана на тему Сакиаменный век Эпоха бронзы




  1. Объяснение новой темы.

Сегодня мы переходим к новой теме. Чтобы узнать тему нашего урока давайте, разгадаем кроссворд.

  1. Орудие охоты первобытного человека, Которое выглядело, как два каменных шара ,привязанных друг к другу с помощью веревки.( Болас ).

  2. Один из видов деятельности первобытного человека. (охота)

3.Массовый вид скотоводства, одна из особенностей эпохи бронзы. ( кочевое)




Тема нашего урока: «Саки- древние жители Казахстана».

В 1 тыс. до н. э. земли от Жетысу и Туркестана до Черного моря , от Алтайских гор до Хорезма населяли многочисленные племена, известные в истории под названием «саки».Показываю на интерактивной доске земли расселения сакских племен.

Открытый урок по истории Казахстана на тему Саки

Это историческое время называют по- разному: «ранний железный век», «эпоха ранних кочевников», «эпоха саков».В истории саков называли по - разному в разных источниках.

Саки - древнее племя, населявшее в 1 тысячеле­тии до н.э. территорию Средней Азии и Казахста­на, Восточный Туркестан. Саки - предки казахского народа. В античных источ­никах соответствуют названию "скифы". Надписи, обнаруженные в Иссык-ском кургане, свидетель­ствуют о том, что язык са­ков имеет много общего с древнетюркским языком.

Греческий историк Страбон в своих трудах называет саков "азиатские скифы". Отсюда произошло название "сак", "сака", пишет он. В казахском язы­ке существуют понятия "сак,", "сакдны", "сакд адам". Эти слова подтверждают, что казахи явля­ются потомками саков.

Упоминаются у Геродота, как «скифы», в древнеперсидских надписях упоминаются как «саки» в состав саков входило много племен. В древнегреческих источниках - даи, массагеты, исседоны. То в персидских:

саки-хаомаварга, «варящие хаому - дурманящий напиток», населявшие долину реки Мургаб;

саки-тиграхауда, «в остроконечных шапках» (в Бехистунской надписи), проживавшие в предгорьях Тянь-Шаня;

саки-парадрайя, «которые за морем (Каспием)», которые проживали в бассейне Аральского моря в низовьях Сырдарьи и Амударьи.

Обратим внимание на таблицу. На интерактивной доске.


В каких источниках?

Как называли?

В ираноязычных

Саки

В европейских

Скифы

В древнегреческих источниках

Даи, массагеты, исседоны

В персидских источниках

Хаомаварга, тиграхауда, парадарайа


Сохранилось множество исторических сведений о саках. Для запоминания начертим следующую схему. Раздаю детям заранее подготовленные схемы. Они её заполняют, за тем вклеивают к себе в тетрадь.



... трудах древнегреческого историка Геродота

… книгах древнегреческого путешественника Аристея

…наскальных надписях Бехистуна в Персии

… наскальных надписях Накши Рустема

… наскальных рисунках Персеполя

… исследованиях древнегреческого автора ФукидидаСВЕДЕНИЯ О САКАХ
СОДЕРЖАТСЯ В ….

Открытый урок по истории Казахстана на тему СакиОткрытый урок по истории Казахстана на тему СакиОткрытый урок по истории Казахстана на тему СакиОткрытый урок по истории Казахстана на тему СакиОткрытый урок по истории Казахстана на тему Саки



ПОКАЗЫВАЮ СЛАЙДЫ НА ИНТЕРАКТИВНОЙ ДОСКЕ, КОТОРЫЕ РАССКАЗЫВАЮТ О РАЗЛИЧНЫХ ПЛЕМЕНАХ, КОТОРЫЕ ВХОДИЛИ В СОСТАВ САСКИХ ПЛЕМЕН.

СОткрытый урок по истории Казахстана на тему СакиАКСКИЕ ВОИНЫ

Открытый урок по истории Казахстана на тему СакиОткрытый урок по истории Казахстана на тему СакиОткрытый урок по истории Казахстана на тему СакиОткрытый урок по истории Казахстана на тему Саки

Открытый урок по истории Казахстана на тему Саки

Подтема «Жизнь, традиции и хозяйство саков» рассказывают учащиеся, которые готовили материал на эту тему.

Саки-кочевники первыми изготовили и применили боевую ко­лесницу, с юных лет их сыновья и дочери были великолепными наездниками, образовали самое сильное государство своей эпохи. Они научились выплавлять не только бронзу, но и железо. О том, как много было у саков золота, люди слагали легенды. "Они сража­ются с одинаковой ловкостью в пешем и конном строю. Обычно вооружены луками, копьями и топорами, - писал древнегречес­кий историк Геродот, живший в середине V в. до нашей эры. -Наконечники копий и стрел, лезвия топоров изготовляют из латуни.

Головной убор - шлем украшают золотом. На своих коней на­девают латунные нагрудники. Уздечки и удила позолоченные, с узо­рами. Они не используют в быту железо и серебро, потому что их нет в этих краях. Но золота и латуни не счесть".

Так писал древний историк о богатствах наших предков - са­ков, не скрывая своего восхищения. К тому же саки владели та­ким огромным количеством скота, какого в те времена не было ни у одного народа. Саки были известны своими высокими боевыми качествами, особенно как прекрасные кавалеристы.

Саки, сохраняя древние традиции арийцев, поклонялись богу неба Тенгри, Солнцу и Луне, считали священными Землю-мать, Реку-мать. Эти верования саков лежат в основе названий некото­рых сибирских рек. Например, река Лена - древнетюркское на­звание "йлеана", т.е. Лена-мать. Саки устраивали пышные похо­роны наиболее выдающихся людей - царей, цариц, воинов-баты­ров.

Показываю слайды на доске о хозяйстве саков.

Открытый урок по истории Казахстана на тему СакиОткрытый урок по истории Казахстана на тему Саки

Открытый урок по истории Казахстана на тему Саки

Вещи, посуда и изделия саков украшались в зверином стиле. Главным божеством считалось солнце. Саки приносили душам умерших предков жертвы возле курганов.

Открытый урок по истории Казахстана на тему СакиУ саков традиция погребения умерших отличалась от предшествующих эпох. Умерших хоронили в вытянутом положении курганах, сооруженных из песка, камня и дерева. Саки возводили огромные курганы, в которых хоронили вождей племен.


«Кочевое скотоводство» показываю на доске схему.

Открытый урок по истории Казахстана на тему Саки

Полукочевое скотоводствоОткрытый урок по истории Казахстана на тему СакиОткрытый урок по истории Казахстана на тему Саки

Кочевое скотоводство



  1. Подведение итогов урока.

Можно провести в виде экспресс викторины.

1.Жилище саков что было верховным божеством саков?

2. Как саки хоронили умерших?

3.Чему поклонялись саки?

4. Что было верховным божеством у саков?

5.Что саки приносили в жертву богам?

6. Какой стиль искусства характерен для саков?

7.В каких регионах Казахстана развитии кочевое скотоводство?

8.В каких регионах Казахстана было развито земледелие

9.Основной вид хозяйства саков.

10.Каковы причины развития оседлого скотоводства?

Заключение.

Скифы - саки создали замечательную культуру, охватившую Восточную Европу, запад и центр Азии. Саки были воинственными племенами, внесли вклад в развитии мировой цивилизации.

V.Домашнее задание: прочитать параграф 16, ответить на вопросы , сделать творческое задание.













ШКОЛА ЛИЦЕЙ №1


Открытый урок по истории Казахстана на тему Саки



Выполнила: Самылтарова С.А.


© 2010-2022