Урок по истории Крестьянская война под предводительством Е. И. Пугачева

Раздел История
Класс 8 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок истории в 7 классе

Дата проведения: 24 декабря 2014 г.


Урок по теме: «Крестьянская война под предводительством

Е.И. Пугачева»

Цели:

Обучающая: продолжить учить учащихся навыкам систематизации исторических знаний на основе анализа и сравнения.

Воспитывающая: воспитывать у школьников активную гражданскую позицию.

Развивающая: развивать способности учащихся к аналитическому и логическому мышлению.

Тип урока: урок совершенствований знаний, умений, навыков.

изучение нового материала с элементами практической и лабораторной работы

Оборудование: интерактивная доска, карта «Восстание И. Пугачева», документ

Класс разбит на 3 группы

Ход урока:

  1. Организованный момент

Сегодня на уроке мы с вами продолжим изучение социальные волнения, которые происходили в России. Но, прежде чем перейти к изучению новой темы, давайте вспомним:

Какие народные выступления в 17, начале 18 века происходили в России?

(2. Активизация класса, блиц -опрос)

Учитель: Какие народные выступления в 17, начале 18 века происходили в России?

Ответ детей: Соляной бунт - 1648г., Медный бунт - 1662г., восстание под предводительством С. Разина - 1666-1671г., Астраханское восстание - 1705-1706г., Восстание под предводительством К.А. Булавина - 1707-1709г., Башкирское восстание - 1705-1711г., выступление работных людей.

Учитель: Назовите основные причины этих восстаний и выступлений:

Ответ детей:

- высокие налоги, обнищания населения, бесчинства чиновников, закрепощение крестьян, тяжелые условия труда на мануфактурах, не равенство в правах русских и нерусских народов России и др.

Учитель: Сегодня на уроке мы познакомимся с наиболее крупным выступлением 18 века, последней крестьянской войной, которая произошла в России данного периода.

1 слайд презентации

Учитель: Ребята открываем тетради и записываем, число 6 мая, и тему урока «Крестьянская война под предводительством Е.И. Пугачева», которая происходила в (1773-1775г.). Запомните эту дату.

1 слайд презентации

И главный вопрос, на который необходимо ответить в конце урока: Почему это событие называют не крестьянское восстание, а крестьянская война???

Учитель: Прежде чем начать рассмотрения данного вопроса давайте вспомним памятку, которая помогает в изучении восстания.

2 слайд презентации

Ответы детей, слайд с этой памяткой.

Эта памятка будет главным планом нашего урока, т.е. мы на уроке должны выяснить причины крестьянской войны, определить участников, охарактеризовать основные этапы, и выяснить итоги и значения этого события.

Учитель: Начнем изучение крестьянской войны с рассмотрением причин. В этом нам поможет учебник. Итак, задание для всех следующее откройте, пожалуйста, 25 параграф, пункт 1. Прочитайте в течение 3 минут, и назовите причины крестьянской войны.

3 слайд презентации (после ответов учащихся)

Причины крестьянской войны

1. усиление власти и произвола помещиков над крестьянами

доказать этот произвол:

- бесправие крестьян, издевательства со стороны помещиков, ссылка за любую провинность в Сибирь и на каторгу (указ 1765г.), право продавать крестьян в рекруты, право расширять свою пашню за счет крестьянских хозяйств (т.е. сокращение крестьянских наделов).

2. Тяжелое положение работных людей и приписных крестьян на мануфактурах

- тяжелые условия труда (12-15ч. рабочий день), оторваны от семей, сильная эксплуатация.

3.Ухудшение положения нерусских народов Поволжья, Приуралья (башкиры, татары, калмыки)

4. Ликвидация властями казацкого самоуправления на Дону и Яике.

Учитель: Ребята посмотрите еще раз на причины крестьянской войны, и скажите, чьи права нарушены, кто является участниками этих событий?

4 слайд презентации

Ответы класса: Участники: крепостные крестьяне, работные люди, нерусские народы, казачество

5 слайд презентации - портрет И.Пугачева

Учитель: Ну, а предводителем этой крестьянской войны ясно из темы урока: И.Е. Пугачев. Давайте познакомимся с этим человеком поближе, вот посмотрите на фотографию этого человека.


Биография Пугачева - выступление учащегося

Учитель: Спасибо, итак прослушав выступление, стало ясно, что Емельян Пугачев был человеком смелым, энергичным, мужественным. И кто муже хитрым.

Учитель: вопросы классу. Скажите, за кого выдавал себя этот человек? (Петр3)

Почему Пугачев выдавал себя именно за императора Петра 3?

Кто такой Петр Федорович?

6 слайд презентации - портрет Петра 3, Екатерины 2

Ответы детей: Петр3 правил не долго, многие надеялись, что при нем улучшиться их социальное положение. Петр Федорович - муж Екатерины 2, после дворцового переворота 1762г. отрекся от престола и таинственно погиб.

Учитель: Послушайте интересный факт, что давало возможность выдавать Пугачеву себя за императора. Дело в том, что у Емельяна на теле были какие-то отметины, одна из них, например. По форме напоминала двуглавого орла, т.е. герб России. Отметины остались. Вероятно. В результате болезни. Пугачев же выдавал их за 2царские знаки». В народе верили, что у настоящего природного царя на теле имеются особые знаки.

Учитель: Какие случаи самозванчества в России вы помните?

Ответ: Лжедмитрий 1,2

Учитель: Итак, ребята, мы переходим к следующему пункту плана нашего урока, т.е. рассмотрим основные этапы, события крестьянской войны.

С основными этапами вы ознакомились самостоятельно дома в ходе опережающего д/з. А сейчас, необходимо охарактеризовать каждый из 3-х основных этапов. Представителя каждого стола, я попрошу подойти ко мне и выбрать номер этапа, который ваша группа будет охарактеризовывать, и получить конверт с набором карточек - хронологических событий всех крестьянской войны.

(получили конверты)

Учитель: Вам необходимо выбрать из общего количества - карточки соответственно вашему этапу, вашему заданию. И расположить их в хронологическом порядке. А, после выполнения задания, показать свой этап по карте.

На это задание вам предоставляется 3 мин., приступаем к выполнению, желаю всем удачи.


Основные этапы крестьянской войны


1 этап - сентября 1773 - марта 1774г.

- выступление Е. Пугачева перед яицками казаками. Открыл тайну своего происхождения, объявил себя спасшимся от смерти Петром III

- весть об этом быстро разлетелось по всему Яику.

Численность его сторонников увеличивается

(+башкиры, Салават Юлаев, горно-заводские рабочие Урала)


  • 5 октября 1773г. - началась 6-месячная осада Оренбурга, которая не принесла успеха.

  • Правительство направляет против мятежников отряд генерала Кара (численность 1.5 тыс. чел.), который был разбит соратниками Пугачева (А. Овчинников, И. Зарубин - Чика)

  • Власть собрала больше правительственные силы (Бибиков)

  • 22 марта 1774 г. - поражение от правительственных войск под Татищевской крепостью

Учитель: скажите, в чем причина увеличения численности сторонников Пугачева.

Ответ: распространение грамот, манифеста.

Давайте познакомимся с этим историческим документом поближе, у вас на столах находятся копии манифеста с вопросами.

Ребята, вам дается 4 мин. для ознакомления с документом и вопросами к нему.

МАНИФЕСТ Е. И. ПУГАЧЕВА. ДЕКАБРЬ 1773 года

Тех, кто сам видит мое благородное лицо и прекрасный образ или в мыслях и сознании возвеличит меня, близ­ко узнав, искренней душой, языком, делом и горячим сердцем и честию верит мне, таких людей, конечно, я буду жаловать вашими землями, водами, рыбными лов­лями, покосами, пашнями, лесом, порохом, деньгами, свинцом, хлебом, солью и прочим. Кто не повинуется и противится: бояр, генерал, майор, капитан и иные - го­лову рубить, имение взять. Стойте против них, голову рубите, если есть имущество, привезите царю: обоз, лошади и разное оружие доставьте царю, другие пожитки раздайте армейским людям. В одно время они вас объ­едали, лишали моих рабов воли и свободы, сейчас вы их рубите, но если не подчиняются. Кто повинуется, тот не противник - того не трогайте. Кто признает меня, кто нашел прямой путь ко мне,- пусть несет воинскую службу. Противников же казнить буду. Не оставайтесь в неведении, пожалуйста. Чтобы верили: сам я, Петр Федорович,

подписался тако: Я самый Петр Третий.

Вопросы к документу:

- Что обещал Пугачев своим сторонникам

- Какие меры он предлагал в отношении дворянства

- Всех ли дворян он рассматривал как противников

Ответы учащихся:

- обещал сделать свободными казаками;

- пожаловать им земли, угодья;

- освободить от рекрутских наборов;

- призыв казнить помещиков.

Мечтал свергнуть Екатерину2, занять русский престол, править для народа.

Учитель: Вопрос классу: Какие слои населения будет привлекать эта программа?

Ответ: Программа Пугачева привлекала на его сторону новых людей, крестьян, работных людей, башкир, калмыков.

Т.О. Все видели в Пугачеве освободителя от гнета помещиков и царских властей. Поэтому на 1 -м этапе Пугачеву без проблем удавалось без боя покорять одну крепость за другой.

Учитель: Давайте подведем итоги первого этапа крестьянской войны.

Т.О. 1 этап крестьянской войны закончился неудачей Пугачева.

Мы, переходим ко второму этапу. Пожалуйста, право охарактеризовать данный период предоставляется 2 группе.

2 этап: апрель - июль 1774 г.

  • Пугачев снял осаду Оренбурга, отошел с войсками на восток (территорию Башкирии, Южного Урала)

  • Армия восставших пополняется работными людьми уральских заводов (они привозят пушки )

  • Численность увеличивается до 20 тыс. человек (вместе с удмуртами, марийцами, чувашами)

  • 12-17 июля 1774 г. - сражение за Казань, взятие города (кроме Кремля)

  • Осажденным подошла помощь царских войск (Михельсон)

  • Поражение от войск полковника И.И. Михельсона


После каждый этапа подводится вывод.

3 группа:

3 этап: июль 1774 - январь 1775 г.

  • 31 июля 1774 г. - манифест к крестьянам (документ) об освобождении крестьян от крепостной зависимости и налогов

Т.О. крестьянское восстание заполыхало не только не только в действии армии Пугачева, но и на правобережье Волги.


  • Пугачев захватывает Саратов, Пензу, Саранск (но потом оставил, т.к. напор царских войск велик)

  • Неудачная осада Царицына

  • 25 августа 1774г. - поражение у Сальникова Завода

  • 18 сентября 1774 г. - схвачен казацкой верхушкой (боялись расправы со стороны правительства) и выдан царским властям.


  1. слайд презентации

Пугачев под конвоем, первые допросы.

ПЛЕНЕН ОКОЛО НАШЕГО СЕЛА

  • 10 января 1774 г. - казнен в Москве на Болотной площади.

  • Окончательно крестьянское восстание подавлено в 1775г.


  1. слайд презентации

КАЗНЬ ПУГАЧЕВА

Учитель: Охарактеризовав все этапы. Нам осталось подвести итоги этого события. Выяснить итоги и значение крестьянской войны.

Ребята, давайте с вами подведем итоги крестьянской войны. И затем ответим на поставленный в начале урока вопрос:

Почему это событие называют не крестьянское восстание, а крестьянская война???

Вспомните из курса истории, были ли предприняты правительством какие либо меры по улучшению жизни простого народа?

- самое крупное народное выступление в России

- восстание не улучшило положение крестьян в стране

- поражение восставших усилило репрессивный характер внутренней политике властей по отношению к податным сословиям:

Жестокие расправы и казни участников выступлений

- Зимовейская станица переименована в Потемкинскую, р.Яик переименована в р. Урал (яицкие казаки стали называться уральскими). Все это сделано, для тог, чтобы стереть названия «бунташных станиц».

Значение крестьянской войны:

- это самое крупное народное выступление в России за всю ее историю.

- впервые кроме идеи свободы были выдвинуты идеи борьбы с крепостничеством, с дворянством - от которого исходило главное зло (по мнению восставших)

- первое совместное выступление не только крестьян, но и работных людей, представителей национальных меньшинств.


Учитель: Вывод:

  1. Крестьянская война не изменила к лучшему положение крестьян, народов Поволжья, казачества (лишь на некоторых горных заводах Урала было увеличена з/п и улучшились условия труда.

  2. Но она потрясла империю Екатерины2, заставила власть искать пути решения крестьянского вопроса (призрак «пугачевщины» стал преследовать помещиков и представителей власти.

  3. Восстание Пугачева - серьезнейший симптом нестабильности социальной системы Р.И. Соответственно, страна нуждалась в реформах, способных умиротворить население.

Д/З Параграф 25, вопросы.


7

© 2010-2022