• Преподавателю
  • История
  • Технологическая карта урока по истории на тему Возникновение искусства и религиозных верований (5 класс)

Технологическая карта урока по истории на тему Возникновение искусства и религиозных верований (5 класс)

Раздел История
Класс 5 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА


ФИО : Потупова Анастасия Сергеевна

ОУ: МБОУ Краснооктябрьская СОШ, пос. Десятуха

Предмет: история

Класс: 5 класс

Базовый учебник: Вигасин А.А. Всеобщая история. История Древнего мира. 5 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений / А.А.Вигасин, Г.И.Годер, И.С.Свенцицкая; под ред. А.А.Искендерова. - М.: Просвещение, 2016.


«Возникновение искусства и религиозных верований»

Педагогическая
цель

Создать условия для раскрытия причин появления у древних людей религиозных верований, процесса зарождения искусства, описания первых произведений искусства, созданных человеком

Планируемые
результаты

Личностные: Освоение гуманистических традиций и ценностей современного общества, уважение прав и свобод человека; понимание культурного многообразия мира; уважение к культуре своего и других народов, толерантность; развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов мира, творческой деятельности эстетического характера

Метапредметные: Владение умением работать с учебной и внешкольной информацией, использовать современные источники информации, в том числе материалы на электронных носителях; владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности

Предметные: Готовность применять исторические знания для выявления и сохранения исторических и культурных памятников мира; овладение целостными представлениями об историческом пути народов своей страны и человечества как необходимой основой для миропонимания и познания современного общества

Тип и вид урока

Усвоение навыков и умений / урок-беседа

Формы работы учащихся:

индивидуальная, групповая, в парах

Основное содержание темы, понятия и термины

Первые произведения искусства древних людей. Представления об окружающем мире. Верования первобытных людей. Существование души. Причины появления первых религиозных верований. Зарождение веры в богов. Душа, религиозные верования, пещерная живопись, «страна мертвых», колдовство, искусство

Образовательные ресурсы

Учебник: Вигасин А.А. Всеобщая история. История Древнего мира. 5 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений / А.А.Вигасин, Г.И.Годер, И.С.Свенцицкая; под ред. А.А.Искендерова. - М.: Просвещение, 2016;

Раздаточный материал: задания по теме ««Первобытные собиратели и охотники» (Приложение 1)

План урока:

I Вводная часть

  1. Организационный момент

  2. Проверка выполнения домашнего задания

  3. Постановка учебной задачи

  4. Моделирование

II Основная часть (информационно-аналитический блок)

а)Усвоение новых знаний и способов действий.

1. Пещерная живопись. Загадки древнего рисунка.

2. Человек «заколдовывает» зверя

3. Религиозные

верования

б)Решение частных задач

III Заключительная часть

а)Контроль знаний и способов действий

б)Рефлексия

в)Информация о домашнем задании

Организационная структура урока

Этапы урока

Формы, методы, методические приемы

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Форма
контроля

характеристика
основных видов
деятельности

формируемые УУД

I. Организационный
момент

Фронтальная. Словесный. Слово учителя

Приветствует учащихся.

Проверяет готовность к уроку

Приветствуют учителя. Организуют свое рабочее место

Быстрое включение в деловой ритм

II. Проверка выполнения домашнего задания

Фронтальная, индивидуальная. Словесный. Сообщение, работа с хронологией

Организует работу учащихся с хронологией:

  • 2 млн. лет назад;

  • 100 тыс. лет назад;

  • 40 тыс. лет назад;





Организует выступление учащихся с сообщениями.

Индивидуальная работа учащихся по формулировке вопросов. Коллективное обсуждение ответов.

Ожидаемый ответ обучающихся:

  • 2 млн. лет назад-Появление человека «Умелого», а также проживание людей «Человеческим стадом» произошло в каком году?;

  • 100 тыс. лет назад -Общее похолодание(Ледниковый период) на земном шаре началось в каком году?;

  • 40 тыс. лет назад - Появление человека «Разумного» , а также объединение людей в коллективы «Родовые общины» произошло в каком году?;

Выступают с сообщениями о находках мамонтов на территории России.

Познавательные: оформлять свои мысли в устной и письменной форме; слушать и понимать речь других.

Коммуникативные: с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

Личностные:

доброжелательно эмоционально-нравственно взаимодействовать с другими людьми

Хронология






Сообщение

III. Постановка учебной задачи

Фронтальная. Словесный. Слово учителя

Знакомит с темой урока, предлагает сформулировать учебную задачу

- Сегодня нас ожидает знакомство с новым материалом. Мы проникнем в таинственные, труднодоступные пещеры, где древние люди скрывались от стихийных бедствий, жили и хранили свои сокровенные тайны. Тема сегодняшнего урока «Возникновение искусства и религиозных верований».

- Какие задачи мы ставим перед собой?

Слушают учителя, предлагают формулировки учебной задачи.



Ожидаемый ответ обучающихся:

1.Дать представление об искусстве и о древнейших религиозных верованиях древних людей.

2.Сформулировать причины их возникновения.

Познавательные:

анализ объектов с целью выделения признаков

самостоятельное выделение и формулирование учебной проблемы.

Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

Регулятивные: целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения известного и еще неизвестного.

Личностные: самоопределение себя как представителя человечества как вида.



Беседа

IV. Моделирование

Фронтальная.


Запись на доске (после обсуждения)

Организует учебное взаимодействие учеников и следующее обсуждение составленных моделей.

-Какой план действий мы должны с вами составить, чтобы в конце нашего урока мы имели полное представление об искусстве и религиозных верованиях древних людей?

Фиксирует план на доске

Учащиеся ,с последующим, обсуждением формулируют план решения проблемы:


1.Как была найдена пещерная живопись.

2.Загадки древнейших рисунков.

3.Человек «заколдовывает» зверя.

4.Религиозные верования древнего человека.

V.Усвоение новых знаний и способов действий.

Пещерная живопись. Загадки древнего рисунка

Групповая, фронтальная. Словесный, исследовательский.
Работа с текстом, чтение, беседа, работа с иллюстрацией

Организует работу с п. 1, 2 §3 по вопросам:



- Как и где была открыта пещерная живопись?


- В чём заключалось мастерство первобытных художников?


Проводят поиск необходимой информации в тексте учебника, иллюстрациях. Характеризуют пещерную живопись. На основе текста и иллюстраций учебника, картин составляют описание объектов. Излагают суждения о причинах событий.

Ожидаемый ответ обучающихся:

1.Пещерная живопись была открыта дочкой испанского археолога Саутуола, в пещере Альтамира(Испания) в 1879 году.

Записывают в тетрадь.

2. Владели рисунком и красками; Владели объёмным изображением животных; Умели соблюдать пропорции; Умели детально воссоздать образы; Умели передавать индивидуальные особенности животных.

Записывают в тетрадь.

Регулятивные: владеют первоначальным умением выполнять учебные действия в устной речи.

Познавательные: овладевают навыками смыслового чтения; устанавливают причинно-следственные связи; строят логическую цепь рассуждений; осуществляют анализ объектов.

Коммуникативные: умеют работать в группе.

Личностные:

жизненное самоопределение;

формирование представлений о ценностях коллективизма.

Работа с текстом



Беседа по вопросам

Человек «заколдовывает» зверя

Фронтальная. Объяснительно-ил-

люстративный. Рассказ учителя, работа с иллю-

страцией, беседа

Организует работу с ил. Стр. 18-19 и беседу по вопросам:

1.Почему художники помещали свои рисунки в глубине тёмных пещер, куда не проникают лучи солнца;

2.Для чего изображали раненых, истекающих кровью зверей?

Раскрывает смысл понятия «колдовство»; Рассказывает, опираясь на иллюстрации, картины;

Первобытные охотники боялись, что в лесах станет меньше зверей. У людей возникла вера в то, что между животным и его изображением, созданным художником, существует связь. Если в глубине пещеры нарисовать бизонов, оленей или лошадей, то живые звери окажутся заколдованными и не уйдут из этих краёв. Если изобразить раненое животное, то это поможет добиться успеха на охоте.

Слушают учителя, предлагают формулировки ответа на заданный вопрос.

Ожидаемый ответ обучающихся:

1.Чего-то боялись;

2.Хотели заколдовать зверя.

Слушают учителя. Анализируют полученную информацию. Делают вывод:Что такое и для сего был нужен колдовской обряд.



Познавательные: устанавливают причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений; извлечение необходимой информации из монологической речи.

Коммуникативные:

умение слушать и вступать в диалог; умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли; умение участвовать в коллективном обсуждении проблем.


Беседа по вопросам

Религиозные

верования

Фронтальная.Индивидуальная. Объяснительно-ил-

люстративный. Рассказ учителя, работа с иллю-

страцией,работа со схемой, беседа

Рассказывает о зарождении веры в души, «страну мертвых».

Первобытные люди пытались понять, почему спящие видят сны. У них возникла вера, что в каждом человеке обитает душа. Люди верили, что души предков переселяются в далёкую страну «страну мёртвых». Там они так же живут родовыми общинами. Хороня сородича, люди клали в могилу всё необходимое для путешествия в далёкую «страну мёртвых» и для жизни в этой стране: пищу, одежду, украшения и т.д.

Предлагает сформулировать определение термина «Религиозные верования».



Организует беседу по вопросу, рисует схему:

-Почему появились религиозные верования?


С помощью учителя раскрывают смысл, значения важнейших исторических понятий;



С помощью учителя формулируют определение термина «Религиозные верования», записывают определение в тетрадь.

Ожидаемый ответ обучающихся:

Религиозные верования-верования в колдовство, в душ, в жизнь после смерти.

На основе рассказа учителя и своих предположений высказывают версии появления религиозных верований.

Ожидаемый ответ обучающихся:2. Неудачи в хозяйственной деятельности человека.

3.Стремление человека объяснить причины явлений, связанных с ним самим: болезней, сна, смерти.

Зарисовывают схему в тетрадь.

Познавательные: извлекают необходимую информацию из прослушанного текста.

Коммуникативные:

умение слушать и вступать в диалог; умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли; умение участвовать в коллективном обсуждении проблем.

Регулятивные: владеют первоначальным умением выполнять учебные действия в устной речи; контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений от него.







Работа со схемой

VI.Решение частных задач

Групповая.Фронтальная. Словесный. Беседа

Предлагает разделиться обучающимся на две группы поровну.

Предлагает разгадать загадочные послания.

Загадочное послание наших предков №1.

В одной из пещер первобытный человек создал изображение убитого стрелами и камнями медведя, из пасти которого потоками хлещет кровь.

-Какую тайну хранит эта находка?

Загадочное послание наших предков №2.

В пещерах археологи находят захоронения древних людей, в которые были положены еда, оружие, предметы роскоши.

-Зачем это было сделано?

Делятся на две равные группы, по своему желанию.

Высказывают предположения, находят ответы на загадки.

Ожидаемый ответ обучающихся:

Если они изображали на стене пещеры раненое животное, то это по их мнению должно было принести успех на охоте.

Хороня сородича, люди клали в могилу всё необходимое для путешествия в далёкую «страну мёртвых»и для жизни в этой стране: пищу, одежду, украшения и т.д.

Познавательные: владеют первоначальным умением выполнять учебные действия в устной речи, в уме. Коммуникативные:

умение слушать и вступать в диалог; умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли; умение участвовать в коллективном обсуждении проблем.

Регулятивные: контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений от него.



Беседа по вопросам

VII.

Контроль

знаний и способов действий

Индивидуальная. Практический.

Организует проверочную работу по карточкам.

Приложение 1. (Проверочная работа: тест по главе «Первобытные собиратели и охотники»)

Уучащиеся выполняют тестирование с последующей проверкой в парах

Приложение 1. (Проверочная работа: тест по главе «Первобытные собиратели и охотники»)

Ключ(Вариант 1):

1)а; 2)а-2, б-1; 3)б;

4)Религиозные верования; 5)охота, рыболовство; 6)а; 7)б.

Ключ(Вариант 2):

1)а; 2) в; 3)а-2,б-3,в-1; 4)Душа; 5)общие жилища, еда, орудия труда, коллективная охота, собирательство; 6)а; 7)б.

Познавательные: владеют первоначальным умением выполнять учебные действия в устной, письменной речи, в уме.

Коммуникативные:

умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

Регулятивные:

коррекция: внесение необходимых дополнений и корректив в способ действия в случае расхождения ожидаемого результата действия и его реального продукта

Личностные:

ориентация в социальных ролях и межличностных отношениях.

Работа по карточкам.

Проверка в парах.

VIII. Рефлексия

Фронтальная. Словесный. Беседа

Организует работу по вопросам:

- Какая цель, задачи стояли перед нами в начале урока?

- Смогли ли вы их достичь?

- Какие умения и навыки вы приобрели на уроке? Пригодятся ли они вам в повседневной жизни? Можно ли их использовать на других уроках?

- О чем из услышанного на уроке хотелось бы еще поразмышлять? Почему вы считаете это значимым?

Отвечают на вопросы

Познавательные:

рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности .

Регулятивные: проявляют открытость в осмыслении своих действий и самооценке; прогнозируют способы саморегуляции и сотрудничества

Беседа по вопросам

IX. Информация о домашнем задании

Фронтальная. Словесный. Сообщение учителя

Комментирует задание.

Домашнее задание:

  • §3, ответить на вопросы в конце параграфа.

Учащиеся записывают домашнее задание.

Познавательные:

извлечение необходимой информации из монологической речи

Коммуникативные:

умение слушать.



Приложение 1. (Проверочная работа: тест по главе «Первобытные собиратели и охотники»)

«Первобытные собиратели и охотники»

Вариант 1

1. Оцените утверждение. Люди разумные, в отличие от древнейших людей, жили родовыми общинами:

а) верно б) неверно

2. Приведите в соответствие:

а) около 40 тысяч лет назад

б) около 2 миллионов лет назад

1) появление древнейших людей

2) появление человека разумного

3. Найдите лишнее. Основными занятиями древнейших людей были:

а) охота б) земледелие в) собирательство г) рыбная ловля

4. Вставьте вместо пропуска.

Первобытные люди боялись грозных явлений природы, хотели понять их причины. Так возникли первые ______________________________.

5. Продолжите перечень.

В человеческом стаде:

а) основным занятием было собирательство б)_______________________________ в)_______________________________

6. Назовите понятие, которому соответствует данное определение. Красочные рисунки в пещерах, каменные фигурки людей - это:

а) произведения первобытного искусства б) магические предметы в) идолы

7. Назовите принцип, объединяющий эти слова. Жилище, костер, запасы дров, пищи, кости и шкуры животных, орудия труда:

а) это то, что обязательно клали в могилу умершего

б) это то, что было общим у сородичей

в) это то, что принадлежало самым искусным охотникам



«Первобытные собиратели и охотники»

Вариант 2

1. Оцените утверждение. Люди разумные, в отличие от древнейших людей, могли общаться друг с другом при помощи слов:

а) верно б) неверно

2. Выберите правильное утверждение. Огнем овладели:

а) люди разумные б) человекоподобные обезьяны в) древнейшие люди

3. Приведите в соответствие:

а) древнейшие люди

б) человекоподобные обезьяны

в) люди разумные

1) овладели речью

2) научились изготавливать орудия труда

3) умели использовать разумные предметы для добывания пищи

4. Вставьте вместо пропуска.

Размышляя над причинами тех явлений, которые происходят в них самих, пытаясь объяснить свои сны, первобытные люди пришли к вере в существование ________________________ .

5. Продолжите перечень. В родовой общине:

а) люди происходили от общего предка и считались родичами

б)

в)

6. Назовите понятие, которому соответствует данное определение.

Действия, при помощи которых первобытные люди пытались добиться успеха на охоте:

а) колдовской обряд б) обращение к священнику в) чтение священных текстов

7. Назовите принцип, объединяющий эти слова. Духи, душа, оборотни:

а) это научные представления о природе и человеке б) это первобытные верования в) это древние существа, жившие вместе с первобытными людьми

12


© 2010-2022