- Преподавателю
- История
- Рабочая программа история россии 8 класс
Рабочая программа история россии 8 класс
Раздел | История |
Класс | 8 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Мялкина Г.В. |
Дата | 14.12.2014 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
Сосновская средняя общеобразовательная школа №1
Принято Педагогическим Советом.
Протокол от 30.08.2014 №1
Утверждаю.
Директор МБОУ Сосновской СОШ №1
А. В. Андриенко
Приказ от 30.08.2014г. № 259-0
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Истории России
для 8 «а» класса
на 2014-2015 учебный год
составитель:
Андрианова Татьяна Сергеевна, учитель истории
высшей квалификационной категории
п. Сосновское
2014
Пояснительная записка
Программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования(2004 г.).
Образовательная система «Школа-2100». Сборник программ под.ред. Д. И. Фельдштейна - М.: Баласс, 2008. Программа «Всеобщая и российская история». 5-9 кл. Д. Д. Данилов и др.
Основной задачей курса является подготовка обучающихся на уровне требований, предъявляемых Образовательным стандартом основного общего образования по всеобщей истории (2004). В соответствии с Базисным учебным планом (федеральный компонент), курс рассчитан на изучение в 5-9 классе общеобразовательной средней школы общим объемом 195 учебных часов.
В цели курса входит: развивать умения по применению исторических знаний в жизни:
1-я и 2-я линии развития. Объяснять разнообразие современного мира, связывая в целостную картину различные факты и понятия Новой истории XIX - начала XX века как в России, так и в мире в целом.
3-я линия развития. Рассматривать в развитии процессы модернизации, формирования индустриального общества на Западе, в России и на Востоке, выделять истоки современных общественных явлений, ценностей, которые зародились в XIX - начале XX века.
4-я линия развития. Делать нравственный выбор (и объяснять его) в ситуациях значительных общественных перемен, смены традиций и системы ценностей, которые были характерны для мировой и российской истории в XIX - начале XX века.
5-я линия развития. Делать мировоззренческий и гражданско-патриотический выбор (подтверждать его аргументами и фактами) в ситуациях резких общественных перемен, быстрой смены традиций и системы ценностей, которые были характерны для мировой и российской истории в эпоху XIX - начала XX века. В дискуссии с теми, кто придерживается иных оценок, обосновывать свою позицию аргументами и фактами, сравнивать свою позицию и иную, учиться договариваться с людьми иных позиций.
КОМПЕТЕНЦИИ
ОБЩЕУЧЕБНЫЕ
умения в связной монологической форме пересказать текст учебника, воспроизвести информацию, содержавшуюся в устном изложении учителя;
умения раскрыть содержание иллюстрации, схемы, карты;
ПРЕДМЕТНО-ОРИЕНТИРОВАННЫЕ
-
умения сравнивать исторические явления в различных странах, выделяя сходство и различия;
-
умения давать самостоятельную оценку историческим явлениям, событиям и личностям, высказывая при этом собственные суждения;
-
умения спорить и отстаивать свои взгляды;
-
умения анализировать исторический источник;
-
умения оперировать историческими датами, выявлять синхронность и диахронность событий и явлений;
-
умения читать историческую карту, определять местоположение историко-географических объектов.
Содержание данной программы согласовано с содержанием Примерной программы, рекомендованной Министерством образования и науки Российской Федерации.
Тематический план
№
темы
Название темы
Содержание темы
Требования к уровню подготовки обучающихся по теме
Количество часов
1
Введение
Нужна ли России модернизация?
-
Определять основные причины и следствия модернизации в странах Запада, в России и на Востоке; а также реформ, революций и колониальных войн.
-
Предлагать варианты мотивов поступков как известных исторических личностей, так и представителей различных общественных слоев и цивилизаций Нового времени.
1
2
Тема 2. Выбор пути развития России при Александре I. 1801-1825 гг.
Вопрос о месте России в системе мировых цивилизаций. Уровень модернизации России к началу XIX века и сдерживающие факторы (крепостничество, крестьянская община, сословный строй, привилегии дворян-помещиков и т.д.). Внутренняя политика Александра I (1801-1825 гг.): попытка либеральной модернизации (указ о вольных хлебопашцах, ослабление цензуры, проект Конституции). Роль М.М. Сперанского (особенно-сти личности и взглядов).
Основные направления и цели внешней политики России в XIX веке. Отечественная война 1812 г.: причины, основные события, Бородинское сражение, роль М.И.Кутузова и героизма простого народа, результаты и значение. Заграничный поход русской армии. Россия и образование Священного Союза.
Постепенный отказ Александра I от либеральных планов (Аракчеев, военные поселения). Зарождение движения декабристов, их цели и средства. Восстание декабристов 14 декабря 1825 года: цели, средства, результаты. Вопрос об оценке выступления декабристов.
-
Учиться добывать, сопоставлять и критически проверять историческую информацию, полученную из различных источников (в том числе Интернет, СМИ и т.д.).
-
Разделять российскую и всеобщую историю Нового времени на этапы и объяснять выбранное деление.
-
Определять уровень развития общества, используя понятия: аграрное общество, модернизация, индустриальное общество.
-
Определять и доказывать собственное мнение о цели и значении модернизации России XIX - начала XX века.
7
3
Тема 3. Консервативный путь развития Россия при Николае I. 1825-1855 гг.
Крепостнический характер экономики (рост оброков и барщины) и зарождение буржуазных отношений (втягивание помещичьих хозяйств в рынок, развитие промышленности и торговли). Начало промышленного переворота: 1830-1840-е гг., первые русские фабрики, железная дорога Москва - Санкт-Петербург (1851 г.). Внутренняя политика Николая I (1825-1855 гг.): русский консерватизм, укрепление абсолютной монархии (III Отделение, «Свод законов»). Вопрос об оценке курса Николая I. Общественная мысль во второй четверти XIX в.: официальная государственная идеология: консервативная «теория официальной народности», западники и славянофилы (варианты либеральной оппозиции - общее и различия), утопический социализм: идеи А.И.Герцена. Светский, рациональный характер культуры: наука (мировое значение открытий Н.И. Лобачевского), образование (увеличение числа университетов и школ, сдерживание этого процесса). Золотой век русской литературы и искусства: значение А.С. Пушкина, национальные достижения русской культуры созданные в разных общеевропейских стилях (классицизм-ампир, романтизм, реализм). Взаимосвязь и взаимовлияние российской и мировой культуры. Великодержавная внешняя политика Николая I. Присоединение Кавказа: причины, ход, начало Кавказской войны (1817-1864 гг.), имам Шамиль.
Обобщение и контроль (1ч.).
-
Давать нравственную оценку (и объяснять ее с позиции гуманистических духовных ценностей) использованию власти, поступкам различных общественных деятелей во времена реформ, революций, войн XIX - начала XX века.
-
Учиться добывать, сопоставлять и критически проверять историческую информацию, полученную из различных источников (в том числе Интернет, СМИ и т.д.).
7
4
Тема 4. Освободительные реформы Александра II. 1855-1881 гг.
Крымская война (1853-1856 гг.): причины, участники, основные события, оборона Севастополя, героизм русских воинов и причины поражения России. Кризис николаевской системы и вступление на престол Александра II (1855-1881 гг.), особенности личности. Подготовка реформ либеральной правительственной группировкой и представителями общества.
Великие реформы 1860 - 1870-х гг. Отмена крепостного права (19 февраля 1861 г.) и его условия: выкуп, временнообязанные, отрезки. Земская (1864 г.) и городская (1870 г.) реформы: земские собрания и городские думы. Судебная реформа (1864 г.): суды присяжных и другие черты. Военная реформа (1874 г.): всеобщая воинская повинность. Реформы образования и печати. Значение реформ для ликвидации сословного строя и других преград на пути модернизации России. Частичный отказ от либеральной политики правительства после покушения Каракозова (1866 г.)
Завершение промышленного переворота к 1890-м годам, формирование классов индустриального общества (буржуазия и пролетариат). Противоречия и непоследовательность ускоренной модернизации в городе и деревне. Общественные движения второй половины XIX в.: оценка консерваторами, либералами и социалистами великих реформ. Народничество и его революционно-террористическое крыло («хождение в народ» и общество «Земля и воля»). Проблема целей и средств для русской интеллигенции XIX века.
Восстановление положения России как великой державы: присоединения в Средней Азии, на Дальнем Востоке, русско-турецкая война 1877-1878 гг. Правительственный кризис на рубеже 1870-1880-х годов: выбор между консервативной и либеральной линией, террор «Народной воли» (цели, средства, результаты). Убийство Александра II 1 марта 1881 года. Взаимосвязь и взаимовлияние российской и мировой культуры - достижения второй половины XIX века: расширение системы образования, научные открытия (Д.И.Менделеев), вклад в национальную и мировую культуру творчества Ф.М.Достоевского и Л.Н.Толстого, художников-передвижников, русских композиторов и т.д.
-
Определять основные причины и следствия модернизации в странах Запада, в России и на Востоке; а также реформ, революций и колониальных войн.
-
Предлагать варианты мотивов поступков как известных исторических личностей, так и представителей различных общественных слоев и цивилизаций Нового времени.
8
5
Тема 5. Россия на рубеже XIX-XX веков - между реформами и революцией.
Александр III (1881-1894 гг.): особенности личности и контрреформы, усиление полицейского контроля. Ужесточение национальной политики и рост антиимперских настроений на окраинах. С.Ю.Витте (личность и взгляды) и продолжение экономической модернизации. Промышленный подъем на рубеже XIX-XX веков и формирование монополий. Государственный капитализм. Иностранный капитал в России. Обострение социальных противоречий в условиях форсированной модернизации: крестьянский вопрос и рабочий вопрос, национальный вопрос, политический вопрос. Проблема неизбежности революции.
Нарастание общественных противоречий в начале правления Николая II (1894-1917 гг.), формирование подпольных партий: социал-демократы (большевики и меньшевики), социалисты-революционеры. В.И. Ленин (особенности личности и политических взглядов). Россия в военно-политических блоках: противостояние с Тройственным союзом и создание Антанты (1894-1907 гг.). Русско-японская война (1904-1905 гг.): причины поражения русских войск и героизм русских воинов, итоги.
Революция 1905-1907 гг.: причины, основные этапы, события 9 января 1905 года, Манифест 17 октября и его значение, отношения правительства и Государственной Думы, окончание и значение революции для модернизации России. Политические партии России: черносотенцы, либералы (кадеты и октябристы), социалисты: различия в подходах к решению основных общественных противоречий. Стабилизация социально-экономической и политической ситуации в 1907-1913 гг. П.А. Столыпин (особенности личности и политических взглядов). Аграрная реформа Столыпина: основные черты и значение.
Взаимосвязь и взаимовлияние российской и мировой культуры: достижения науки (Нобелевские премии Павлова и Мечников) и высокой культуры Серебряного века (модерн, авангард). Демократизация культурной жизни на рубеже XIX-XX вв.: рост грамотности, появление массовой культуры.
Обобщение и контроль по модулю (2 ч.)
-
В ходе решения учебных задач классифицировать и обобщать понятия (явления), развившиеся в эпоху Нового времени: в экономике - капиталистические отношения, промышленный переворот; в общественном делении - классы, гражданское общество; в государственной жизни - революция, реформы, консерватизм, либерализм, социализм; в культуре - научная картина мира и т.д.
9
Обобщение и контроль
2
Контрольные работы: 4
Ресурсное обеспечение рабочей программы
-
Учебник: Данилов Д. Д История России XIX век. Учебник для общеобразовательных учреждений/ Д.Д.Данилов, и др. - М.: Баласс, 2012 г., 304 с.
-
Малкова Л.А., Миничева С.В., Данилов Д.Д. Российская и Всеобщая история. 8 класс: методические рекомендации для учителя. - М.: Баласс, 2010.-385с.
-
Медиаресурсы: презентации к урокам.
Календарно-тематическое планирование
№
Тема урока
Число часов
Дата проведения
Корректировка
1
Введение. Какова роль России в семье мировых цивилизаций
1
Тема 1. Выбор пути развития России
при Александре I (1801-1825)
6
2
Либеральные реформы Александра I
1
3
Направления внешней политики Александра I
1
4
Начало Отечественной войны 1812 года
1
5
Победа в Отечественной войне 1812 года
1
6
Россия после победы над Наполеоном
Восстание декабристов: разрыв между государством и обществом
1
7
Урок повторения
1
Тема 2. Консервативный путь развития
России при Николае I (1825-1855)
6
8
Начало промышленного переворота в России
1
9
Абсолютизм Николая I - русский консерватизм
1
10
Осмелившиеся противостоять «николаевской системе»
1
11-12
Начало «золотого века» русской культуры
2
13
Военные победы Николая I
1
14
Повторительно-обобщающий урок
1
Тема 3. Освободительные реформы
Александра II (1855-1881)
8
15
Крымская война - поражение николаевской России
1
16
Подготовка «освободительных реформ»
1
17
Отмена крепостного права - великая реформа 1861 года
1
18
От освобождения крестьян к «освободительным реформам»
1
19
Первые результаты «освободительных реформ»
1860-1870_х годов
1
20
Расширение Российской империи при Александре II
1
21
Вершины «золотого века» русской культуры
1
22
Споры о путях развития «пореформенной» России
Завершение эпохи «освободительных реформ»
1
Тема 4. Россия на рубеже XIX-XX веков:
между реформами и революцией
9
23
Консервативный курс Александра III
1
24
Российские деревни и города на рубеже веков
1
25
От Александра III к Николаю II: будет ли революция?
1
26
Победы и поражения России на рубеже XIX-XX
веков
1
27
Начало первой российской революции - 1905 год
1
28
К чему стремились политические партии России?
1
29
Самодержавное правительство и революционный парламент
1
30
Столыпинские реформы - новый вариант модернизации России
1
31
«Серебряный век» русской культуры
1
32-34
Повторительно_обобщающий урок «Общий
взгляд на победу индустриального общества»
3