Конмспект урока по истории России Иван Грозный

Раздел История
Класс 6 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок актуализации знаний (игра) для 6 класса

по теме «Иван Грозный»


Цели:

- отработка, закрепление и систематизация знаний и умений по теме;

- формирование умений самостоятельно делать выводы, анализировать исторический материал;

- развитие логического и ассоциативного мышления;

- развитие творческих способностей учащихся;

- развитие навыков монологической речи;

- развитие самоконтроля над речью;

- развитие культуры взаимоотношений при работе в группах;

- формирование глубокого уважения и интереса к истории своей Родины;

Оборудование: раздаточный материал, мультимедийный проектор, экран, компьютер.

Ход урока

I. Организационный момент

- приветствие

  • позитивный настрой на работу

  • знакомство с условиями игры

слайд №1

II. Речевая разминка

Задание: ответь на вопрос, используя слова вопроса:

  • В каком году было присоединено к России Казанское ханство?

  • Как назывался Совет единомышленников Ивана Грозного?

  • Как звали родителей Ивана Грозного?

  • Как называется картина И. Репина о жизни Ивана Грозного?

  • Как называется первая печатная книга в России и кто ее автор?

  • В честь какого события был построен Покровский собор?

слайд №2

III. Конкурс 1. Игра "Четвертый лишний»

Задание: найди лишнее, обоснуй свой ответ, произнеси правильно, при необходимости используй клише: «Я думаю, что четвертый лишний…., так как …., …., …. - это все … (или относится к ….), а …. - нет)

Команда 1.

Купцы, стрельцы, ремесленники, крестьяне

Пример ответа (Я думаю четвертый лишний - стрельцы, так как купцы, крестьяне и ремесленники это сословия российского общества XVI века, а стрельцы - это войско, созданное Иваном Грозным в результате военной реформы)

слайд №3

Команда 2.

Строительство собора Василия Блаженного, указ о заповедных летах, учреждение патриаршества, первая печатная книга

Пример ответа (Я думаю четвертый лишний - учреждение патриаршества, так как собор Василия Блаженного, указ о заповедных летах и первая печатная книга - все это было во время правления Ивана Грозного, а учреждение патриаршества было во время правления его сына царя Федора)

Конкурс 2. «Угадай-ка»

Задание: Определите, о какой исторической личности идет речь.

Команда 1.

*Этот человек стал главой Русской православной церкви в 1542 году;

*В 1551 году он собрал Стоглавый собор, который установил правила церковной жизни на долгие годы;

* В Успенском соборе он возложил на голову Ивана IV шапку Мономаха;

* После смерти был причислен к лику святых;

слайд №4

Ответ: Митрополит Макарий

Команда 2.

- герой битвы за Казань

-состоял в ближнем совете преданных царю людей

- во времена опричнины сбежал в Литву

- написал воспоминания о царе Иване Васильевиче

слайд №5

Ответ: Андрей Курбский

Конкурс 3. Игра «Верно - неверно»

Задание: нажми на те высказывания, которые верны (если будет не верно, ответ пропадет)

Команда 1.

1530 г. - год рождения Ивана Васильевича

1549 г. - год венчания его на царство

1581 г. - убийство царевича Ивана

1556 г. - взятие Казанского ханства

Команда 2.

1584 г. - год смерти Ивана Грозного

1564 г. - начало Ливонской войны

1581 г. - указ о заповедных летах

1535 г. - возведение на престол малолетнего Ивана

Конкурс 4. «Работа с историческим источником»

Задание: Прочтите, проанализируйте, ответьте на вопросы

Команда 1.

  • «Всякому человеку надобно все рассчитать исходя из доходов. Если же кто не разметив житья своего, начнет жить не по средствам, занимая или беря незаконным путем, то честь его обернется великим бесчестьем со стыдом и позором. Надобно каждому человеку избегать тщеславия и гордыни, жить по силе своей и по возможности, на прибыль от законных средств.»

Вопросы:

- Из какого исторического источника этот отрывок? (Домострой - книга народной мудрости)

  • Какие советы даются по ведению хозяйства?

  • Актуальны ли они в наше время? Слайд №6

Команда 2.

« О взорвании подкопа. И се прииде время... солнце уже восходяшу... и сильный

гром грянул и велми земля дрогну и потрясеся... и се внезапу второй подкоп

градскую стену грознее первого сотвори... и с великой высоты бревна падаху во

град и множество нечестивых побиваше. И поиде воинство царское со всех

стран на град...»

Вопросы:

  • К какому виду исторических документов относится? Докажите . (Летопись)

  • Какие события описываются в приведенном фрагменте?

( Взятие Казани, подкоп и разрушение части стены Казанского кремля)

Слайд №7

Конкурс 5. «Ассоциации»

Задание: Кто больше подберет слов по ассоциации.

Команда 1.

Опричнина (метла, голова собаки, черные одежды, земщина, опричники, Александрова слобода, жестокость, грабежи, Малюта Скуратов, Новгород, Псков, террор и т.д.)

Команда 2.

Ливонская война ( 1558-1583 гг., Ливонский орден, Литва, Швеция, Дания, Речь Посполитая, Стефан Баторий, князь Иван Шуйский, победа, поражение, ошибка, мужество, армия, осада, обоз и т.д.)

Конкурс 6. «Работа над ошибками»

Задание: Найди исторические ошибки в тексте и замени их правильными ответами.

При затруднении воспользуйся клише: «В (первом, втором.........) предложении есть ошибка. Вместо …..нужно написать.......)

*Опричнина была введена Иваном IV в 1564 году, после смерти любимой жены Марии Нагой. Казни в этот период стали частым и массовым явлением. В числе первых были казнены дворянин Адашев и Малюта Скуратов. Обрушился царский гнев и на церковь. Только митрополит Филипп не вмешивался в дела государственные и не осуждал кровавые меры царя.

Пример ответа (В первом предложении есть ошибка. Вместо Марии Нагой нужно написать Анастасии Захарьиной - Юрьевой )

IV. Подведение итогов:

  • подсчет баллов, объявление победителя

  • награды: за 1 место - оценки «5», за второе место - оценки «4»

V. Рефлексия.

  • Понравился ли урок?

  • Какие формы работ вызвали наибольший интерес? Какие не понравились?

  • Что удалось, что не удалось?

VI. Домашнее задание

Подготовиться к контрольному тестированию по теме «Иван Грозн

© 2010-2022