Разработка урока по истории Герои кубанского неба (7 класс)

Раздел История
Класс 7 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Тема урока: «Герои кубанского неба» (7 класс).


Тип урока: урок изучения нового материала.

Цель урока: развивать чувство патриотизма, гордости у подрастающего поколения, основываясь на воссоздании событий, происходивших в небе Кубани во время Великой Отечественной войны.

Задачи урока:

  1. Показать историческое значение сражений в кубанском небе;

  2. Продолжить воспитание гражданина и патриота на основе биографических данных летчиков-асов, воспоминаний участников боевых событий, происходивших в небе Кубани.

  3. Развивать чувство гордости, любви и преданности своему Отечеству, малой Родине.

  4. Подвести учащихся к осознанию своей сопричастности к событиям прошедших лет с использованием исторического и литературного материалов.

Оборудование урока:

1.Компьютер, проектор, экран, презентация Power Point;

2.Портреты летчиков-истребителей;

3. Карта, соответствующая тематике;

4. В кабинете истории оформлена выставка различных моделей самолетов.

Литература:

  1. Герои кубанского неба / Сост. Н.П.Жуган, Г.Ф.Приймук. Краснодар. 1987.

Интернет-ресурсы:

  1. airaces.narod.ru

  2. airforce.ru

  3. wio.ru

  4. letunij.narod.ru

  5. tamanskipolk46.narod.ru

  6. warheroes.ru.

Музыкальное сопровождение:

«Баллада о военных летчицах» из к/ф «В небе ночные ведьмы» (музыка-Евгений Крылатов, слова - Евгений Евтушенко).



Ход урока.

  1. Организационное начало урока.

СЛАЙД 1.
Сегодня лётчик боевой
Пришёл к могиле братской.
Поправив прядь
Седых волос,
Он поклонился низко
И положил букет из роз
К подножью обелиска.
Стоял он долго недвижим
В своей большой печали.
И чётко,
Властно перед ним
Воспоминанья встали.
Как будто было всё вчера:
Война, бои, зарницы.
В степях горели хутора,
Посёлки и станицы.
Сражались люди на воде
И под водой сражались,
Сражались люди на земле
И в небо поднимались -
И в небе
Смертный бой вели.
Вели зимой и летом
Бои
За честь родной земли,
За жизнь
Страны Советов1.

Беляков Иван Васильевич

Здравствуйте, ребята! Присаживайтесь.

  1. Сообщение целей и темы урока.

СЛАЙД 2.

После прочтения стихотворения кубанского писателя Белякова Ивана Васильевича, думаю, вы уже смогли догадаться, что сегодня мы с вами будем вспоминать участников Великой Отечественной войны, которые ковали Победу в воздухе, в небе нашей родной Кубани. Главными героями нашего урока сегодня будут лётчики-истребители. Всех, к большому сожалению, мы не сможем упомянуть в силу ограниченности временных рамок. Остановимся на трех летчиках: А.И. Покрышкине, В.И. Фадееве и Е.Д. Бершанской. Тема нашего урока: «Герои кубанского неба».

CЛАЙД 3.

ПЛАН УРОКА:

- «Внимание! В небе Покрышкин!»;

- «Борода», давай сразимся »;

- Е.Д. Бершанская - единственная женщина, удостоенная ордена Суворова;

- Навечно в памяти народной…



  1. Основная часть. Изучение нового материала.

Небо Кубани весной 1943 года было жарким, как никогда: начались воздушные сражения, которые занимают особое место в истории Великой Отечественной войны. Советской авиации удалось достичь господства в воздухе. Это произошло благодаря таким качествам каждого летчика, как смелость, мужество, отвага, любовь Родине и ее жителям. Господство, стоившее стольких жертв и лишений, было завоевано и, более того, сохранено до завершения Великой Отечественной войны. Успехи воодушевляли летчиков, стремившихся приблизить час Победы.

Характерной чертой воздушных сражений в кубанском небе было применение большого количества самолетов как с одной стороны, так и с другой в столь ограниченном районе. Безусловно, это требовало четкого взаимодействия между всеми участниками, слаженного управления не только в воздухе, но и на земле, разработки и применения новых способов ведения боевых действий.

СЛАЙД 4.

В ряду имён военных советских лётчиков имя А.И. Покрышкина (1913-1985) стоит выделить особо. Помимо самых высоких результатов по числу побед в воздушных сражениях, он был не только автором, но и носителем новинок в тактике ведения боя, таких как «ножницы», «горка», «кубанская этажерка». Маршал авиации К. А. Вершинин вспоминал: «Каждая ступенька «этажерки» выполняла свою, строго определенную роль. В том случае, когда неприятельским самолетам и удавалось уйти из-под удара одной «этажерки», они тут же попадали под огонь другой». Александр Владимирович был честным человеком, обладавшим твердостью характера, что нередко являлось причиной конфликта с начальством. Высокое гражданское мужество отличало этого человека.

СЛАЙД 5.

Покрышкин А.И. - первый в стране трижды герой Советского Союза, в котором успешно соединились волевые и деловые качества. Даже в свободное от полетов время Александр Иванович находил себе занятие, сооружал своеобразный прицел, отрабатывал тактику ведения боя, охотно передавал опыт молодым летчикам. В жизни Александр Иванович был медлительным и неповоротливым. Мгновенное преображение происходило в небе, в котором во время ведения Покрышкиным и его соколами боев так и раздавались 4 заветных слова: «Высота, скорость, маневр, огонь»2.

Александр Иванович Покрышкин родился в семье рабочего. Окончил 7 классов, работал слесарем на заводе, получил специальность слесарь- инструментальщик.

СЛАЙД 6.

В 1932 году А.И. Покрышкин стал курсантом 3-ей Военной школы авиатехников, после окончания которой отправился в Ленинград на курсы повышения уровня авиатехнических навыков. Позже он был назначен на должность старшего авиатехника авиазвена 74-ой Таманской стрелковой дивизии, которая располагалась в Краснодаре. Покрышкин с 12 лет мечтал стать летчиком. Чтобы достичь своей цели, он начал изучать военную историю, физику, математику, физиологию и начертательную геометрию. В сентябре 1938 года Покрышкин менее чем за 20 дней освоил на отлично программу Краснодарского аэроклуба, которая была рассчитана на 2 года. В 1939 году он окончил Качинскую военную авиационную школу. Мечта сбылась - Покрышкин стал летчиком.

СЛАЙД 7.

С первых дней Великой Отечественной войны Покрышкин был на фронте. Весной 1943 года отличился во время боев в небе Кубани. С этого времени немцы преследовали цель сбить русского аса. Но поставленная задача была не выполнима даже опытному врагу. На стороне Покрышкина были мастерство и его товарищи-асы такие, как Речкалов и братья Глинки, Клубов и Бабак, Фёдоров и Фадеев. Если эта группа вела бой в воздухе, то рассчитывать на победу было просто неразумно. Поэтому немцы стремились быть готовыми к атаке, используя агентуру, посты оповещения настоятельно предупреждали - «Внимание! Внимание! В небе Покрышкин!»3.

Весной 1944 года Покрышкин был назначен на должность командира

9-ой Гвардейской истребительной авиационной дивизии, которую возглавлял до конца войны. Войну закончил в звании гвардии полковника. 24 июня победного года во время столичного парада Александр Иванович нёс Знамя фронта.

СЛАЙД 8.

Покрышкин вел записные книжки, в которых фиксировал полезную информацию о важных воздушных боях. Но самым ценным в его записях был анализ собственных находок и неудач. У Александра Ивановича даже был альбом, украшенный авторским девизом «Истребитель! Спрашивай: не сколько противника, а где он!»4.

В феврале 1944 года Покрышкин А.И. отказался от высокой должности в штабе ВВС, а также от генеральских погон5. Подумайте, о свидетельствует данный факт? (не честолюбив)

СЛАЙД 9.

Один из боевых товарищей Александра Ивановича вспоминал после войны: «Для нас, лётчиков, было ясно, чего стоит Саша Покрышкин, даже когда он ещё не был знаменит, а был равный среди нас, равных, внимательный, заботливый о более молодых, надёжный в любом боевом вылете, самоотверженный и настойчивый. Мы были уверены в том, что в бою Саша никого никогда не бросит, не подведёт, как бы ни было сложно и тяжело, а это для лётчиков главное, и в этом весь Покрышкин»6.

СЛАЙД 10.

Каждый из нас, как житель Калининского района, должен свято чтить память летчиков-фронтовиков, знать и гордиться тем фактом, что завоевание господства в небе Кубани в лице 9 ГИАД (именно в память об этой дивизии на въезде в станицу Калининскую был установлен памятник-самолет) началось с нашей малой Родины, что слава летчиков под руководством Александра Ивановича также началась с Поповической земли. Имя Александра Ивановича носит 2 школа станицы Калининской.

СЛАЙД 11.

Вместе с Покрышкиным А.И. в небе Кубани вел бои Вадим Иванович Фадеев (1917 - 1943), который родился в семье учителей. Окончил 3 курса Строительного института и аэроклуб. В.И. Фадеев отличался высоким ростом (около 2 метров) и могучим телосложением. Вадим Иванович бережно хранил документ, подтверждающий выдачу ему двойного пайка и разрешение на индивидуальный пошив одежды и обуви. Читал много, хорошо играл на гитаре, прекрасно пел. Вадим Иванович отрастил бороду «лопатой», как он сам говорил, «на страх врагам». И позывной у него был «Борода»7.

В 1940 году его призвали в ряды Красной Армии, в этом же году окончил Чкаловскую военно-авиационную школу пилотов. А в 1941 уже находился на фронте. Сначала сражался в составе 131-го истребительного авиаполка, летал на самолёте И-16. В 1943 году в звании лейтенанта Фадеев прибыл в 16-й Гвардейский истребительный авиаполк к А.И. Покрышкину. Через некоторое время стал командиром эскадрильи.

СЛАЙД 12.

Способности Вадима Ивановича как лётчика - истребителя окончательно раскрылись в небе Кубани, в котором он сбивал за один вылет (а совершал он их 5 или 6) по несколько самолетов. О Фадееве говорили, что «летчик он был искусный, бесстрашный»8, неоднократно получавший нахлобучку от командира полка за лихачество.

СЛАЙД 13.

Вадим Фадеев погиб 5 мая 1943 года. В последнем бою он проявил присущую ему самоуверенность. В.И. Фадеев принял решение действовать самостоятельно, без поддержки товарищей-летчиков. Это было роковой ошибкой. Самолет летчика был подбит, а сам Фадеев ранен. По пути на аэродром он умер от потери крови.

СЛАЙД 14.

Вадиму Ивановичу посмертно было присвоено звание Героя Советского Союза. Его имя носит первая школа станицы Калининской.

СЛАЙД 15.

Дуся Карабут, больше известная как Бершанская Евдокия Давыдовна (19131982), окончила авиационную школу лётчиков в 1932 году. Работала лётчиком - инструктором школ Гражданского Воздушного Флота в Батайске и Краснодаре.

СЛАЙД 16.

Майор Е. Д. Бершанская была назначена на должность командира 588-го полка лёгких ночных бомбардировщиков. С весны 1942 года и до конца Великой Отечественной войны находилась на фронте, в составе действующей армии. Строгая и внимательная, ровная в обращении, Е. Д. Бершанская пользовалась заслуженным авторитетом и уважением среди лётчиц. Её мужество и безупречное знание лётного дела служили высоким примером для подчинённых. Она лично выполнила 28 боевых вылетов.

СЛАЙД 17.

Полк под её командованием принимал участие в освобождении Северного Кавказа, Кубани, Тамани, Ростовской области, Крыма, Белоруссии, Польши, участвовал в боях под Берлином.

В феврале 1943 года полку присвоено звание "Гвардейский", за освобождение Тамани - наименование "Таманский", за Крым полк награждён орденом Красного Знамени, за участие в боях за Берлин - орденом Суворова 3-й степени. 22 раза полк отмечался в приказах Верховного Главнокомандующего.

СЛАЙД 18.

«У нас не было ни одного мужчины, чтобы помочь подвесить тяжелую бомбу, крепко затянуть гайку. Все ложилось на хрупкие девичьи руки»9 -писала Герой Советского Союза А. Ф. Худякова .

СЛАЙД 19.

Летали женщины на самолетах По-2, который сами летчики в шутку называли «тряпочкой»10, потому что сделан он был в основном из фанеры. Летчицы совершали свои вылеты ночью, поэтому гитлеровцы называли их «ночными ведьмами».

СЛАЙД 20.

Как вы думаете, почему Е. Д. Бершанской за её большой вклад в успехи на фронтах Второй Мировой войны не присвоено звание Героя Советского Союза? (К званию «Герой Советского Союза» представляли лётчиков, выполнивших 300 боевых вылетов и сбивших не менее 5 самолётов противника. К концу войны «...подполковник Бершанская лично произвела 28 боевых вылетов на уничтожение живой силы и техники противника, и контроля за работой экипажей»)11. Е.Д. Бершанская получила звание «Почётного гражданина г. Краснодара».

А сейчас мы с вами ребята, перелистаем «Альбом Памяти»…

СЛАЙД 21-34.

  1. Первичное закрепление знаний.

  2. Подведение итогов урока (выяснить чему научились дети на уроке, что узнали нового и аргументировать оценку знаний учащихся.).

  3. Информация о домашнем задании.

Ребята, ваше домашнее задание будет заключаться в написании письма лётчику-истребителю. Задайте ему интересующие вас вопросы, спросите о самом запоминающемся дне в его жизни, поблагодарите за мир над нашими головами.

Спасибо за внимание!

1Электронный ресурс: znanija.com/task/6070660. Дата обращения: 25.03.2015 г.

2 Герои кубанского неба / Сост. Н.П.Жуган, Г.Ф.Приймук. Краснодар. 1987. С.101.

3 Электронный ресурс: airaces.narod.ru. Дата обращения:27.03.2015 г.

4 Электронный ресурс: wio.ru. Дата обращения:27.03.2015 г.

5Электронный ресурс: airaces.narod.ru. Дата обращения:27.03.2015 г.

6Там же.

7Электронный ресурс: warheroes.ru. Дата обращения:27.03.2015 г.

8Герои кубанского неба / Сост. Н.П.Жуган, Г.Ф.Приймук. Краснодар. 1987. С.99.

9 Там же. С.101.

10Там же. С.101.

11 Электронный ресурс: airaces.narod.ru. Дата обращения: 29.03.2015 г.

© 2010-2022