Технологическая карта ФГОС на тему Древняя Спарта 5 класс

Раздел История
Класс 5 класс
Тип Презентации
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Технологическая карта ФГОС на тему Древняя Спарта 5 классТехнологическая карта ФГОС на тему Древняя Спарта 5 классТехнологическая карта ФГОС на тему Древняя Спарта 5 классТехнологическая карта ФГОС на тему Древняя Спарта 5 классТехнологическая карта ФГОС на тему Древняя Спарта 5 классТехнологическая карта ФГОС на тему Древняя Спарта 5 класс

Технологическая карта урока

Предмет:

Тема урока

Место урока по теме

«Древняя Спарта»

Раздел 3. Глава №8. Урок №3

Тип урока

Формы, приемы, методы, средства.

Урок изучения и закрепления новых знаний

Урок-путешествие

Фронтальная, групповая, индивидуальная.

Работа с учебником, работа в парах, группах, частично-поисковый, деятельности.

карточки, презентация, учебник;

Цель урока

Задачи урока

Познакомить учащихся с особенностями развития Спартанского государства, изучить быт и нравы спартанцев.

Образовательные:

Проанализировать древнюю Спарту как полис древней Греции;

охарактеризовать особенности культуры и обычай древней Спарты.

Развивающие:

Формировать навыки работы с информацией (отбирать, анализировать, преобразовать);

развивать умения и навыки работы с исторической картой;

развитие навыки смыслового чтения.

Воспитательные:

Помочь в реализации творческого потенциала в учебной деятельности на основе традиционных нравственных установок и моральных норм;

совершенствовать умения сотрудничества при постановке и решении учебных задач;

совершенствовать умения вести учебный диалог, формировать и аргументировать свою позицию.

Предполагаемый результат

Знать

Уметь

Местоположение древней Спарты, Спартанский полис, завоевание спартанцами Лаконии и Мессении. Спартанцы и илоты. Спарта - военный лагерь. Регламентация повседневной жизни спартанцев. Управление Спартой: совет старейшин, два царя - военных предводителя, народное собрание. «Детский способ» голосования. Спартанское воспитание.

Пересказывать текст учебника, воспроизводить информацию, раскрывать содержание иллюстраций.

Сравнивать исторические явления в разных странах, выделяя сходство и различия.

Спорить и отстаивать свои взгляды, давать устный отзыв на ответы одноклассников, делать выводы.

Оперировать историческими понятиями и датами.

Работать с картой: добывать полезную информацию.

Анализировать исторические источники, применять содержащуюся в них информацию для подтверждения своих суждений.

Компетенции/УУД

Педагогические технологии

Оборудование

Предметные:

- развитие умения изучать и систематизировать информацию из различных источников;

- освоение общих принципов постановки и решения познавательных задач;

- рассматривать исторические процессы в развитии, определяя причины, этапы и особенности развития, результаты;

- выработка умений давать оценку историческим событиям и процессам.

Личностные:

- формирование историко-географического образа, включая представление о территории и границах Древнего Спарты;

- понимание культурного многообразия мира, уважение к истории других народов мира;

- формирование устойчивого познавательного интереса и становление смыслообразующей функции познавательного мотива.

Метапредметные:

- способность сознательно организовывать и регулировать свою учебную деятельность;

- выработка умений работать с учебной информацией;

- готовность к сотрудничеству с соучениками;

- формирование умения определять цели своей деятельности и представлять ее результаты; выбирать и использовать нужные средства для учебной деятельности; осуществлять самоконтроль и самооценку;

- стратегия смыслового чтения и работа с текстом: поиск информации и понимание прочитанного; делать выводы из сформулированных посылок гражданской идентичности.

Развивающее обучение; личностно-ориентированное; проблемное обучение; информационно-коммуникативные технологии.

1.Учебник по истории древнего мира.

2. Компьютер.

3.Печатные приложения к уроку

4.Призентация

5. Проектор

ХОД УРОКА

Цель этапа

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Компетенции/

аспекты компетенции/УУД

Оценивание/формы контроля

Результат

I этап: организационный (2 мин)

Цель:

активизация учащихся;

организация начала занятия;

подготовка учащихся к работе на занятии; готовность класса и оборудования;

создание положительного эмоционального настроя.

- Кто меня видит, здравствуйте, кто меня слышит, садитесь. Проверка подготовленности учащихся к уроку (рабочее место, внешний вид).

- Вы любите преодолевать трудности? Поднимите руки, кто уверен, что справится со всеми трудностями.

Трудность всегда преодолевается, если человек всё делает с хорошим настроением, с хорошими мыслями. А давайте послушаем сами себя, какое настроение у нас сейчас?

Позволит ли ваше настроение преодолеть все трудности на нашем уроке?

У вас на столе лежат солнышко и тучка. Посмотрите, какая из карточек отражает ваше настроение. Выберите её, покажите.

Всё ваше хорошее настроение я обозначу одним большим солнышком, а не очень хорошее - тучками.

Я думаю, у кого настроение не очень хорошее, мы вместе постараемся его исправить. (Слайд №1)

Приветствуют учителя, проверяют готовность рабочего места, дежурный по классу докладывает об отсутствующих, выбирают карточку, которая соответствует их настроению.

Познавательные УУД:

понимают познавательную задачу.

Регулятивные УУД: организация своего рабочего пространства, планируют (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками).

Коммуникативные УУД:

формирование атмосферы исследования, творчества, сотрудничества.


Готовность к сотрудничеству, сотворчеству.

II этап: постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности. (5 мин)

Цель: актуализация знаний;

создание интереса к теме; самостоятельная формулировка детьми темы урока;

постановка учебных задач.

Ребята, давайте вспомним, куда мы отправлялись в путешествие на прошлом уроке?

Прежде чем отправится в новое путешествие , что нужно сделать?

А в этом нам поможет кроссворд с загадками.

(Слайд №2-14).

Итак, кто назовет тему нашего урока?

Совершенно, верно, сегодня мы отправимся в путешествие в Древнюю Спарту. (Слайд №15)

Ребята давайте выясним, а что же мы с вами знаем о Древней Спарте? (Слайд №16)

1) Мы знаем, где она находилась?

2) Мы знаем государственное устройство Древней Спарты?

3) Мы знаем, чем занималось население Древней Спарты?

4) Мы знаем традиции обычаи и культурные особенности Спартанцев?

Итак, ребята, что же мы с вами сегодня узнаем?

1) Мы узнаем, где она находилась?

2) Мы узнаем государственное устройство Древней Спарты?

3) Мы узнаем, чем занималось население Древней Спарты?

4) Мы узнаем традиции обычаи и культурные особенности Спартанцев? (Слайд №17)

Ребят, прежде чем отправится в путешествие, я вам предлагаю вспомнить три золотых правила путешественника во времени:

(Слайд №18)

1) Путешествие длится 1 урок

2) В путешествии мы с вами должны помогать друг другу.

3) Постараться собрать как можно больше знаний за время путешествия.

И так портал времени открывается, все закрыли глазки, расслабились, подняли руки вверх. Я вас поздравляю с прибытием в удивительный полис Древней Греции - Спарту. Сейчас давайте не будем терять времени напрасно и начнем знакомиться со Спартой.

отвечают на вопрос учителя.

(Афины)

отвечают на вопрос учителя. (Определить место или государство в которые мы отправимся ).

Отгадывают кроссворд (Приложения №2), называют тему урока и записывают в тетрадь (Древняя Спарта).


Формируют цели и задачи на урок.

Слушают учителя, отвечают на вопросы.






Называют правила путешественника.

Познавательные УУД:

выполняют учебно-познавательные действия

Регулятивные УУД:

- умение самостоятельно формулировать тему и цели урока;

-составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем

-умение проанализировать ситуацию и спрогнозировать последующие действия

Коммуникативные УУД: слушают, задают вопросы, отвечают на вопросы, формулируют собственные мысли.

Фронтальная

формулирование темы урока, целей и задач.

III этап: первичное усвоение новых знаний (23 мин)

Организовать работу в группах над выполнением учебной задачи

Активизировать новый материал.

Ребят давайте выясним географическое местоположение древней Спарты. В этом нам поможет карта. А еще нам нужен один доброволец, который поможет нам это сделать у доски. (Слайд №19). (4 мин )

На каждой парте Спартанцы оставили схему государственного устройства древней Спарты, но, к сожалению это схема получила повреждения и нам с вами ее нужно восстановить.

Так как схема одна, а вас за партой по два человека, значит, работать мы будем в парах (Слайд №20), а поможет нам в этом учебник §27 п. 2 «Община равных» стр. 151-153. (4 мин)

А теперь пора познакомиться с категориями населения Спарты. Чтобы не терять времени и собрать, как можно больше информации мы будем работать по группам. (Работа в группах с документами). Для каждой группы Спартанцы приготовили документ, ваша задача прочитать и ответить на вопросы (7 мин) (Приложения №1).

Ребята, мы с вами сегодня так много слышали о том, какие спартанцы - хорошие войны, так давайте узнаем, как они были вооружены? (Слайд №21, Приложения №2)

для этого нам нужно прибегнуть к помощи учебника §27 п.3 «Спартанская армия» стр. 153. (4 мин) После выполнения работы сравнивают с эталоном.

Ребята гостеприимный спартанец приготовил для нас с вами рассказ о воспитании в Древней Спарте (учащемуся заранее дается задание подготовить материал о воспитании в древней Спарте с презентацией.) (4 мин)

Слушают учителя, находят при помощи карты географическое местоположение древней Спарты. Делают записи в тетрадь.

Слушают учителя, знакомятся с приложением №6 заполняют схему при помощи учебника §27 п. 2 «Община равных»

стр. 151-153., делают записи в тетрадь.



Слушают учителя, выполняют работу в группах, выступают представители группы с ответом.


Слушают учителя, выполняют работу при помощи учебника §27 п.3 «Спартанская армия»

стр. 153.

Сравнивают с эталоном на слайде.


Внимательно слушают докладчика.

Регулятивные УУД:

- умение выделить необходимую информацию.

- умение работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность.

Личностные УУД:

- умение продуктивно

работать в малой группе.

- формирование правильного отношения к своему здоровью как личностной ценности.

Коммуникативные УУД:

- строить высказывание в соответствии с коммуникативной задачей;

- умение реагировать на вопросы собеседника и формирование коммуникативной культуры.

Фронтальная,

регулятивный контроль,

работа в парах и группах

научится работать индивидуально, в парах, группах; работать с картой, добывать полезную информацию;

анализировать исторические источники, применять содержащуюся в них информацию для подтверждения своих суждений

IV этап: первичное проверка понимания (3 мин)

Закрепление нового материала, внутренний контроль. Включение в систему знаний и повторений.

Ребята я, когда то в вашем возрасте тоже отправлялся в путешествие в древнюю Спарту и вчера я обнаружил свой рассказ о своем путешествии, я хочу с вами, им поделится, давайте вместе его прочитаем. (Слайд №22) Вам понравился мой рассказ? Все ли верно в моем рассказе?

Правильный текст как эталон представляет подготовленный ученик .

Слушают учителя, внимательно читают рассказ, отвечают на вопросы, находят ошибки в рассказе.


Подготовленный ученик представляет эталон, дети сравнивают с эталоном и делают общий вывод.

Регулятивные УУД:

- умение работать по плану, сверяя свои действия с целью,

- корректировать свою деятельность.

Личностные УУД:

- формирование умения презентовать и гордиться результатами своего труда.

Коммуникативные УУД:

- формирование коммуникативной культуры.

работа в группах

Проанализировать текст, найти ошибки, проверка по эталону.

V этап: первичное закрепление (5 мин)

Ребят у каждого из вас на столе лежит лист бумаги, прочитайте его, ваша задача отметить знаком «плюс» те утверждения, которые вы считаете верными. (Приложения №3)

Ребята время нашего путешествия подходит к концу и нам пора возвращаться, но чтобы запустить портал времени нам нужно ответить на вопросы. (Слайд №23) Замечательно, портал открыт, все закрываем глаза, расслабляемся, поднимаем руки вверх. Я вас поздравляю, мы вернулись обратно.

Выполняют работу в парах, самооценка.


Слушают учителя, в тетради каждый самостоятельно отвечает на 5 вопросов теста, после этого дети обмениваются тетрадями и проверяют работу соседа.

Коммуникативные УУД:

- формирование коммуникативной культуры.

Регулятивные УУД:

- умение работать по плану, сверяя свои действия с целью,

- корректировать свою деятельность.

Личностные УУД:

- формирование умения презентовать и гордиться результатами своего труда.

работа в парах, тест.

умение вести диалог, закрепление нового материала.

VII этап: контроль усвоения, осуждение допущенных ошибок и их коррекция (2 мин)

Откорректировать и закрепить полученные знания и умения.

Ребята что мы с вами сегодня узнали?

1) Мы узнали, где находится древняя Спарта?

2) Мы знаем политическое устройство Древней Спарты?

3) Мы знаем, чем занималось население Древней Спарты?

4) Мы знаем традиции обычаи и культурные особенности Спартанцев? (Слайд №24)

Отвечают на вопросы учителя, дополняют, корректируют ответы.

Регулятивные УУД:

- умение выделить необходимую информацию;

- корректировать свою деятельность.

Личностные УУД:

- отстаивать свое мнение;

- формирование умения презентовать и гордиться результатами своего труда.

Коммуникативные УУД:

- умение реагировать на вопросы собеседника и формирование коммуникативной культуры.

Фронтальная

Закрепление полученных знаний

VIII этап: рефлексия (3 мин)

обобщить и закрепить полученные знания и умения.

Для обобщения и систематизации знаний по нашей теме, я предлагаю вам творческое задание. Его можно выполнить как индивидуально, так в парах и группах. Воспользуемся приемом «Синквейн» (слайд №25).

1-я строка - 1 - 2 ключевых слова, определяющее содержание синквейна;

2-я строка - свойство этого объекта или 2 прилагательных, характеризующих данное понятие;

3-я строка - три глагола, или действие в рамках заданной темы;

4-я строка - короткое предложение, суть темы или отношение к ней;

5-я строка - синоним ключевого слова (существительное) или резюме.

Составляют синквейн.

Коммуникативные УУД: приходить к общему решению в совместной

деятельности.

Личностные УУД:

стремятся к приобретению новых знаний и умений.

Регулятивные УУД:

оценивают свою работу

индивидуальная, в парах, группах.

обобщение и закрепление полученных знаний

Домашнее задание (1 мин)

Объясняет д.з. §27 прочитать, придумайте рассказ о том, как афинянин побывал в Спарте.

Заполняют дневники



Приложения №1

1 группа

CПАРТАНЦЫ

Спартанцы (дорийцы) - полноправные граждане государства. Основной вид занятия - военное дело.

После завоевания Лаконики каждый спартанец - воин получил надел земли с проживавшими на ней рабами - илотами, которые ее и обрабатывали. Сам участок земли принадлежал не войну, а государству. Если спартанец нарушал законы государства, рабов и землю у него забирали.

Спартанцев было во много раз меньше чем илотов и периэков, поэтому им нужна была сильная армия.

Формированию сильной армии способствовало воспитание спартанцев. Каждого новорожденного ребенка в Спарте относили старейшинам, которые и решали его судьбу. Слабых детей сбрасывали в пропасть, а здоровых до 7 лет воспитывала мать. А с 8 лет спартанцев отдавали в школу, где их учили выносливости, быстроте, военному искусству. В школе дети спали на земле, должны были находить пропитание самостоятельно, зимой и летом они ходили босиком, а единственной одеждой для них был плащ. Спартанцев учили совершать длительные походы без пищи и воды. Они должны были говорить кратко, ясно и только по необходимости, то есть - лаконично. В спартанцах воспитывали презрение к роскоши, привычку обходиться лишь самым необходимым. Что воспитывало в них мужество и доблесть.

  1. Зачем спартанцам была нужна сильная армия?

  2. Как воспитывали спартанцев? Какую цель преследовало подобное воспитание.

2 ГРУППА

ИЛОТЫ

Покоренное спартанцами архейское население на территории Лаконики и Мессении было обращено в рабов, которых называли - илотами. На завоеванной территории каждый спартанец получил землю с проживавшими на ней илотами. Именно илоты должны были обрабатывать земли спартанцев. Они выращивали хлеб и овощи, оливки и виноград, ухаживали за скотом и привозили в Спарту все необходимые спартанцам продукты.

Илоты отдавали хозяину половину урожая, а остальной его частью могли распоряжаться самостоятельно. Но так как илотов было намного больше, чем спартанцев, то жизнь их не ценилась, и за любую провинность илота могли убить. Илоты были лишены всех гражданских прав.

Раз в год весною спартанские юноши собирались по ночам в отряды, надевали плащи и отправлялись в селение илотов. Там они убивали самых сильных мужчин и подростков, способных поднять восстание против спартанцев. Впрочем, спартанцы никогда не трогали женщин и стариков. Для юных спартанцев это была игра. Как волчата, притаившись в стогах сена и дождавшись ночи, они врывались в хижины илотов и убивали застигнутых в врасплох людей. И если юноша не убьет ни одного илота, старики засмеют его: «Ты не спартанец, ты жалкий трус!».

  1. Какое положение занимали илоты среди категорий населения Спарты?

  2. Как спартанцы относились к илотам? Чем можно объяснить такое поведение?

  3. Как можно назвать поступки, которые совершали спартанцы по отношению к илотам?





3 ГРУППА

ПЕРИЭКИ

Жители гористых территорий Лаконики и Мессении которые сумели отстоять свою свободу. Спартанцы стали назвать их периэками - соседями. Периэками называли и тех ахейцев, которые добровольно признали власть спартанцев. Они сохрани землю, свободу, но при этом не имели гражданских прав и не могли участвовать в народном собрании. Так как спартанцем запрещено было посвящать себя какому-либо делу, кроме военного. Они не могли заниматься ни ремеслом, ни торговлей. Все ремесленники в Спарте были периэками. Периэки создавали прочную и удобную одежду, обувь, посуду. Ремесленники обеспечивали армию вооружением; изготовленное в Спарте оружие считалось лучшим в Греции.

Спартанское войско считалось сильнейшем в Греции. Основу войска составляли тяжеловооруженные войны - гоплиты. В войне их тело защищал - бронзовый панцирь, а голову - шлем с гребнем конских волос. Главной защитой война был круглый щит, копье и короткий меч.

  1. Кто такие периэки и чем они занимались?

  2. Обладали ли периэки гражданскими правами?

  3. Кто такие гоплиты и как они были вооружены?







Приложения № 2

Технологическая карта ФГОС на тему Древняя Спарта 5 класс










Приложения №3

Если знаешь, что это так поставь + в графе «совпадения»

совпадения

Тезисы о спартанском воспитании

когда рождался мальчик, отец приносил его к старейшинам, которые осматривали

ребенка.

в семь лет мальчика отправляли жить в казарму, где за ним присматривал учитель

мальчики сами устраивали себе постель из тростника.

на год мальчику выдавалась одна туника

с 12 лет мальчики ходили босыми и с непокрытой головой

спортом занимались и девушки, они бегали, бросали диск и копье

читать и писать мальчиков учили только ради практической пользы

в 20 лет молодой спартиат причислялся к фидитии, т. е. к группе из пятнадцати человек,

с которыми он продолжал свое военное обучение, и обязательно делил

трапезу, которая называлась сиссития

излагать свои мысли полагалось кратко и точно (отсюда возникло выражение говорить

"говор лаконично").


© 2010-2022