Урок по истории Казахстана для 10 класса Музыкальное искусство казахов

Раздел История
Класс 10 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Открытый урок для учителей истории города Балхаш


Предмет: История Казахстана

Учитель: Ремнева Т. А.

Класс: 10

Тема: Музыкальное искусство

Цели:

Показать особенности музыкального искусства казахов, его место в мировой музыкальной литературе;

Развивать ключевые компетенции и логическое мышление, навыки исследования, моделирования, конструирования, прогнозирования.

Воспитывать эстетический вкус, патриотизм и уважение к наследию прошлого.

Тип урока: защита проекта.

Межпредметные связи: музыка, география, этнография, казахская литература.

Оборудование: интерактивная доска, презентации, видеоролики, клипы.

Методы обучения: урок-проект.

Формы контроля: индивидуальные, в группах.

Выставка книг: мифы, легенды, музыкальные инструменты.


Ход урока

1. Орг. момент.

2. Проверка знаний (карточки, флипчарт) под музыку «Ак жауын».

Урок по истории Казахстана для 10 класса Музыкальное искусство казаховматериальная,

1Урок по истории Казахстана для 10 класса Музыкальное искусство казахов. Назовите типы культуры: духовная.

2. Установите соответствие:

Пастушеские песни


Песни улусов

Колыбельные

Свадебные песни

Жоктау, плачи, оплакивание

Загадки

Сказки

Предки 4-х домашних животных были:

Зенги-баба - предок коров

Жылкыши-ата - отец лошадей

Ойсыл-кара - прародитель верблюдов

Шопан-ата - отец баранов

Наурыз, 22 марта. Великий день

Шильдехана - праздник прибавления в семье.

Песня «сынсу», «Тойбастар»

Конил-айту, жубату

«Под чием пёстрый ножик» (змея с жалом)

Аяз би, Жиренше, Алдар Косе

3.____________ эпос

«Ер Таргын»

«Алпамыс»

«Кобланды батыр»

(героический эпос)

______________ эпос

«Козы Корпеш и Баян Сулу»

«Кыз Жибек»

(социально-бытовой эпос)

4. Кого Ч. Валиханов назвал «философом казахского и ногайского народов»? (Асан Кайгы)

5. Когда в разгар жаркой битвы акын чувствовал, что враг дрогнул, начинал тут же исполнять боевой жыр, вдохновляя воинов на подвиги. (Татиткара)

6. Он имел мужество говорить об ошибках хану прямо в глаза (Бухар жырау)

7. «Этих детей заблудших ногаев

Ты возвращал на праведный путь» (Кодан тайши).

Проверка домашнего задания (флипчарт).

Новая тема (флипчарт)

Звучит живая музыка в исполнении Амантай Маржан, студентки 4 курса БГТК.

Эпиграф (флипчарт)

«Призывая к искренности и гармонии,

искусство во все времена выполняет

роль универсального языка

межнационального общения»

Н. А. Назарбаев


План (флипчарт)

1. Корни казахского музыкального искусства (исследование-проект).

2. Основные темы казахского музыкального искусства (моделирование).

3. «Собиратель жемчуга» (конструирование).

4. Казахские музыкальные инструменты (прогнозирование).

Цель: определить место казахского музыкального искусства в мировом музыкальном искусстве (флипчарт).

Задачи:

1. Изучить требования ГОСО по теме.

2. Определить круг источников и литературы.

3. Создать 4 творческие группы.

4. Определить направление и форму работы творческих групп, раздать задания.

Вступление (видеоролик): Казахское музыкальное искусство является отражением мировоззрения казахского народа, его взглядов на мир, духовно-нравственных и религиозных представлений, традиций, обычаев. Кюи Коркыта (VIII в.) исполняются одинаково на берегах Сырдарьи и в предгорьях Каратау, степях Сарыарки, на Алтае и в Прикаспии. Кочевые народы населяли огромные территории Центральной и Средней Азии; их музыкальное искусство соседствовало и перекликалось с соседними народами, взаимно обогащая друг друга. На огромной территории Казахстана исторически появились объективные предпосылки для формирования и развития различных направлений музыкально-исполнительского искусства.

Флипчарт «Защита мини-проектов»

Первая группа учащихся представляет свой проект «Корни казахского музыкального искусства» (флипчарты).

Казахское музыкальное искусство откликалось на все важнейшие события, происходившие в жизни страны, также народ «умел слушать природу», горько переживать утрату близких, радоваться рождению новой жизни.

Вторая группа учащихся представляет свою модель - проект «Основные темы казахского музыкального искусства» (флипчарты).

Мы видим широкий диапазон музыкальных тем, которые волнуют каждого человека любого континента, что говорит о мировом значении казахского музыкального искусства.

Казахская музыкальная традиция передавала музыкальные произведения из поколения в поколение и порой музыкальные «жемчужины», рассыпаясь по всей стране, могли быть утрачены.

Третья группа учащихся представляет свой проект-реконструкцию «Собиратель жемчуга» (видеоролик Анатолий Витальевич Кельберг), (флипчарты).

Сохранив для потомков музыкальные сокровища казахской музыки, Затаевич открыл её миру, указал на ёё достойное место в мировой музыкальной культуре.

Огромным достоянием казахского народа и всего мирового музыкального искусства являются кюи, песни, эпосы, сказания и казахские музыкальные инструменты. Бережно сохраняются образы казахских музыкальных инструментов в Музее казахских музыкальных инструментов в Алматы (флипчарт) от самых древних, найденных при раскопках, изображенных в петроглифах, до современных, звучащих в оркестрах и эстрадных группах.

Четвертая группа представляет проект-исследование с элементами прогнозирования «Казахские музыкальные инструменты» (флипчарт).

Завершая разговор о казахском музыкальном искусстве мы видим, сколь велико его влияние на жизнь казахского народа, как тонко затрагивает оно глубинные струны народа и будит самые возвышенные чувства, оно понятно не только жителям Казахстана, оно давно перелетело через государственные границы и стало достоянием всего мирового сообщества. Сегодня казахская музыка звучит на всех континентах (видеоролик «Ер-Туран»).

Рефлексия, самооценка: что узнали, какая группа учащихся более уверенно и успешно защитила свой проект? (флипчарт)

Вопросы по ЕНТ (флипчарт)

1. Где были обнаружены изображения человека, играющего на музыкальном инструменте?

А) Хорезм В) Бухара С) Коканд D) Самарканд Е) Отрар

2. Сколько лет назад, по мнению В. В. Виноградова, появились домбра и кобыз?

А) 1000 лет назад В) 2000 лет назад С) 3000 лет назад D) 500 лет назад Е) 200 лет назад

3. Кого Чокан Валиханов назвал «философом казахского народа»?

А) Даулеткерей В) Асан Кайгы С) Абай D) Жаяу Муса Е) Коркыт

4. Какое учебное заведение закончил Александр Затаевич в 1886 году?

А) медресе В) Омский кадетский корпус С) Орловский кадетский корпус

D) Петербургский университет Е) Варшавскую консерваторию

Итог урока.

Домашнее задание на флипчарте: § 26, ответить на вопросы после параграфа, стр. 143.

Завершение урока под видеоролик.

© 2010-2022