- Преподавателю
- История
- Рабочая программа по истории (5 класс)
Рабочая программа по истории (5 класс)
Раздел | История |
Класс | 5 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Шпанагель И.Г. |
Дата | 13.01.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
Юрковская основная общеобразовательная школа
Чановского района Новосибирской области
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по учебному предмету
История Древнего мира
для ступени основного общего
образования на 1 год
5 класс
Учитель истории
Шпанагель И.Г.
Пояснительная записка
Статус документа.
Предлагаемая программа ориентирована на учебник «История Древнего мира» для пятого класса общеобразовательной школы под редакцией Вигасина А.А., Годера Г.И., Свенцицкой И.С. - М.: Просвещение, 2003. (базовый уровень)
Программа разработана на основе:
-
Закон Российской Федерации «Об образовании» от 29 декабря 2012г. №273-ФЗ.
-
Приказ МО Российской Федерации от 05.03.04 г. № 1089 «Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального, основного и среднего общего образования».
-
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 31марта 2014 года №253 « Федеральный перечень учебников, рекомендуемых Министерством образования и науки РФ к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях, на 2013-2014 учебный год
-
Приказ Министерства образования, науки и инновационной политики Новосибирской области от 01.07.2014г. №1573 «Об утверждении регионального базисного учебного плана для государственных и муниципальных образовательных учреждений Новосибирской области, реализующих программы общего образования на 2012-2013 год».
-
Учебный план МБОУ Юрковской основной общеобразовательной школы Чановского района Новосибирской области на 2014-2015 уч.год
-
Программы для общеобразовательных учреждений по географии Москва «Дрофа» 2008 г.
Место предмета в базисном учебном плане
На прохождение программы по «Истории Древнего мира» в учебном году выделяется 70 часов, 2 часа в неделю, включён региональный компонент
Общая характеристика учебного предмета
Данный учебник «История Древнего мира» наиболее адаптирован для пятиклассников. УМК имеет простой язык, понятный школьникам, учебник насыщен иллюстративным и дополнительным материалами, задания в рабочих тетрадях предполагают повторение изученного материала, развивают воображение, формируют историческое мышление ученика. В течение курса происходит знакомство с процессом формирования человека и человеческого общества, с важнейшими цивилизациями эпохи древнего мира.
Предполагается дифференцированное обучение на всех этапах курса. В частности для детей со слабой успеваемостью предполагается работа по обучению пересказа параграфа, усвоению элементарных исторических терминов и понятий. Для детей с повышенной мотивацией предполагается дополнительные задания в рабочих тетрадях, работа с дополнительной литературой.
В курс истории древнего мира входят следующие разделы:
Жизнь первобытных людей.
Древний Восток.
Древняя Греция.
Древний Рим.
Главной целью изучения курса истории древнего мира является - дать школьникам знания о далеком прошлом, которые служат одной из основ их общей образованности.
Основными образовательными задачами курса являются:
-
формирование исторического мышления учащихся.
-
развитие умений работы с книгой и с картографическим материалом.
-
формирование навыков пересказа материала учебника, ответа на фактологические и проблемные вопросы.
-
формирование умений пользоваться историческими терминами и понятиями, знание важнейших дат исторических событий.
-
формирование знаний о взаимодействии человека с окружающей средой, об экономическом развитии древних обществ, о политическом и социальном строе древнего мира, знаний о наиболее ярких личностях эпохи.
-
формирование умений охарактеризовать события, образ жизни в древнем мире.
-
формирование представлений о политических институтах и умений оперировать этими понятиями (деспотизм, закон, гражданин, суверенитет и т.д.).
В ходе обучения необходимо решить следующие воспитательные задачи:
-
формирование правовой культуры школьников.
-
формирование представлений о возникших еще в древности общечеловеческих ценностях и уважение этих достижений, (достижения в науке, искусстве, литературе, архитектуре и т.д.).
-
развитие познавательных способностей учащихся (видеть красоту в культуре, архитектуре), воспитание потребности испытывать радость от общения с ними.
-
формирование веротерпимости, широту мировоззрения, гуманизм.
-
развитие личностных качеств школьников на основе примеров из истории древнего мира: свободолюбия, патриотизма, мужества, благородства, мудрости.
Требования к уровню подготовки выпускников
Должны знать/понимать:
-
даты основных событий, термины и понятия, выдающихся деятелей всемирной истории;
-
результаты и итоги ключевых событий истории Древнего мира;
-
представителей и памятники культуры Древнего мира, изученные виды исторических источников.
Должны уметь:
-
сравнивать исторические явления и события, объяснять смысл, значение важнейших исторических понятий;
-
уметь дискутировать, анализировать фрагменты исторического документа, самостоятельно давать оценку историческим явлениям, высказывать собственное суждение;
-
показывать на исторической карте местоположение древнейших цивилизаций и государств;
-
давать описание исторических событий и памятников культуры на основе текста и иллюстрированного материала учебника, фрагментов источников, определять на основе учебного материала причины и следствия важнейших исторических событий, объяснять своё отношение к наиболее значительным событиям и личностям истории Древнего мира.
Владеть компетенциями:
- информационно-поисковой;
- учебно-познавательной;
- коммуникативной;
- рефлексивной;
- смыслопоисковой.
Применять знания об историческом пути и традициях народов мира в общении с людьми другой культуры, национальной и религиозной принадлежности.
Критерии оценки знаний учащихся
Контроль успеваемости учащихся - это выявление, измерение и оценивание знаний, умений обучаемых.
Выявление и изменение - это проверка, которая является составным компонентом контроля, функция которого обеспечение обратной связи между учителем и учащимися. Так же в контроль входит оценивание (как процесс) и оценки, которые в журналах фиксируются в виде отметок.
Формы учета: оценка (оценочное суждение), отметка, самооценка, поурочный балл.
Критерии оценки знаний учащихся таковы:
-
глубокий, с привлечением дополнительного материала и проявлением гибкости мышления ответ ученика оценивается пятью баллами;
-
твердое знание материала в пределах программных требований - четырьмя;
-
неуверенное знание, с несущественными ошибками и отсутствием самостоятельности суждений оценивается - тремя баллами;
-
наличие в ответе школьника грубых ошибок, проявление непонимания сути, не владение навыком оценивается отрицательно, отметкой «2»;
Используемый УМК
- Вигасин А.А., Годер Г.И., И.С. Свенцицкая « ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО МИРА» для 5-го класса.
- Н.Н. Трухина « История древней Греции», «История древнего Рима» М.,1996
- О.И. Бахтина «Задания для самостоятельной работы по истории древнего мира» М., 1988
- Н. Кун « Мифы и легенды древней Греции»
- З. А. Камышов, К.А. Камышова « 300 вопросов и ответов по истории и культуре древнего мира»
- Настенные исторические карты
Распределение учебного материала в 5 кл.
История Древнего мира
Рабочая программа составлена к учебнику «История Древнего мира» 5 кл.
Вигасин А.А., Годер Г.И. М.Просвещение. 2006
№
Наименование раздела
Количество часов по образовательной программе
Количество часов по рабочей программе
1
Введение.
2
1
2
Жизнь первобытных людей
5
6
Повторение
1
-
3
Древний Восток
18
17
Повторение
2
-
4
Древняя Греция
20
22
Повторение
1
-
5
Древнего Рима
17
21
6
Повторение
4
3
Итого
70
70
Количество часов изменено в связи со сложностью тем.
Региональные материалы по истории Сибири включаются в сюжетные линии отдельных уроков истории федеральной программы. Региональный компонент в основном содержании подчёркнут.
Курсивом в тексте выделен материал, который подлежит изучению, но не включается в Требования к уровню подготовки выпускников.
Основное содержание учебного курса
Введение в историю (1ч.)
Что изучает история древнего мира? Исторические источники. Летосчисление («лента времени». Свидетельства древней истории на территории нашей страны, родного края.
Раздел 1
Жизнь первобытных людей (6ч.)
Тема 1. Становление развитие человеческого общества
Происхождение человека. Предки человека. Древнейшие орудия труда. Природа и человек в первобытном мире. Человек и природа. Присваивающее хозяйство. Родовая община. Религия и искусство в первобытном мире. Зарождение искусства. Первобытные верования. Зарождение искусства. Наскальная живопись. Появление религиозных представлений. Первые люди в Сибири. Стоянки человека каменного века на территории Сибири и родного края. Вещественные памятники первобытного мира в нашем крае.
Тема 2. Переход от первобытности к цивилизации
Новый каменный век и «неолитическая революция». Совершенствование орудий труда. Переход от собирательства к земледелию и скотоводству. Родовая община, племя. Развитие ремесла и торгового обмена. Возникновение цивилизаций. Зарождение неравенства. Появление знати. Соседская община. Возникновение условий для государства.
Повторительно-обобщающий урок. Человеческое общество от первобытности к цивилизации.
Раздел 2
Цивилизации Древнего Востока (17ч.)
Тема 3. Цивилизации Древнего Египта
Природа и занятия людей в Древнем Египте. Образование Древнеегипетского государства. Природные условия.
Фараон и его ближайшее окружение. Вельможи, чиновники. Жизнь простых людей в Древнем Египте. Рабы и их положение. Военные походы фараонов. Религия и искусство Древнего Египта. Жрецы. Храмы и пирамиды. Школа, литература и наука в Древнем Египте. Иероглифическая письменность. Папирусы. Мир человека древности в зеркале мифов и легенд.
Тема 4. Древние цивилизации Передней Азии
Государства древнего Междуречья. Местоположение, природа и климат. Занятия населения. Мифы и боги. Клинопись. Древнее Вавилонское царство. Хаммурапи и его законы. Финикия. Ремесла и торговля. Древнейший алфавит. Древнееврейские государства. Ассирийская держава. Нововавилонское царство и Персидская держава. Мифы, сказания, научные знания.
Тема 5. Древние цивилизации Южной и Восточной Азии
Древняя Индия. Природные условия, занятия населения. Религиозные верования, легенды и сказания. Государство и общество в Древней Индии. Варны. Учение Будды. Буддизм. Культура Древней Индии. Природа и занятия населения Древнего Китая. Особенности государства и
религии в Китае. Конфуций, Лао Цзы. Государства в Древнем Китае. Империя Цинь. Достижения хозяйства. Великая китайская стена. Культура Древнего Китая.
Южная Сибирь второй половине III - II тыс. до н.э. Начало перехода к кочевому образу жизни. Андроновская археологическая культура. Скифо-сибирское культурно-историческое единство. Пазырыкская культура. Наш край в I тыс. до н.э.
Переселение северных племен. Памятники Кулайской культуры в нашем крае
Повторительно-обобщающий урок
Раздел 3
Цивилизации Древней Греции (22 ч.)
Тема 6. Зарождение древнегреческой цивилизации.
Архаический период в истории Древней Греции
Природа и население Древней Греции. Источники знаний по истории Древней Греции. Крит и Минотавры. Поэма Гомера «Илиада» как памятник культуры и исторический памятник. Поэма Гомера « Одиссея». Легенды о людях и богах. Поэмы Гомера. Древнегреческие города-государства. Система ценностей полисов. Древние Афины. Спартанское воспитание. Греческая колонизация. Основание колоний и их связи с метрополиями.
Тема 7. Классический период истории Древней Греции.
Древнегреческая культура
Греко-персидские. Вторжение персов под предводительством царя Ксеркса. Значение победы греческих полисов над восточной деспотией. Возвышение Афин и расцвет демократии. Афины при Перикле. Народное собрание. Суд черепков. Олимпийские игры. Религия Древней Греции. Мифы. Искусство Древней Греции. Возникновение древнегреческого театра. Научные знания у древних греков. Древнегреческие историки.
Тема 8. Эллинистический период древнегреческой цивилизации
Возвышение Македонии. Подчинение Эллады. Создание и распад державы Александра Македонского. Эллинистическая культура.
Повторительно-обобщающий урок
Раздел 4
Цивилизация Древнего Рима (21ч.)
Тема 9. Становление римской цивилизации
Природа и население древней Италии. Свержение царской власти и установление республики в Риме. Борьба плебеев и аристократов. Завоевание Римом Италии.
Тема 10. Могущество и гибель Римской республики
Пунические войны. Борьба Рима с Карфагеном за господство в Западном Средиземноморье. Завоевание Римом Восточного Средиземноморья. Жизнь и быт римлян в период расцвета Римской республики. Значение рабства в экономике Рима. Гладиаторские бои. Жизнь и быт римлян. Гражданские войны и восстания рабов в Римской республике. Законодательство братьев Гракхов. Восстание Спартака - причины, ход и значение для римской истории. Установление диктатуры Цезаря, его гибель.
Тема 11. Римская империя - мировая держава
Власть римских императоров. Управление империей. Военное дело у римлян. Организация римского легиона. Военная дисциплина. Военные машины. Превращение Рима в мировую державу. Провинции. Рим и германцы. Переход империи от захвата земель к обороне по всем рубежам. Культура Римской империи. «Вечный город». Возникновение и распространение христианства в Римской империи. Первые христианские общины и их состав. Гонения на христиан. Распространение христианства в Римской империи.
Тема 12. Кризис и падение Римской империи
Кризис хозяйства и управления в Римской империи в 3 в. до н.э. «Солдатские императоры». Колонат. Усиление натиска варварских народов и восточных соседей на границы империи. Поздняя Римская империя. Христианская церковь и императорская власть в поздней Римской империи. Падение Западной Римской империи. Разделение Римской империи на Западную и Восточную в конце 4 в.н.э. Взятие Рима готами и вандалами. Распад и гибель Западной Римской империи. Повторение по теме.
Повторительно-обобщающие уроки
Повторение курса истории Древнего Мира (3ч.)