- Преподавателю
- История
- Урок Путешествие в средневековый город
Урок Путешествие в средневековый город
Раздел | История |
Класс | 6 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Бычкова Г.В. |
Дата | 13.05.2016 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Разработка урока истории в 6 классе по теме: "Путешествие в средневековый город"
(повторительно-обобщающий урок)
Цель: систематизация и контроль знаний учащихся по разделу "Средневековый город в Западной и Центральной Европе в IХ-ХV веках).
повторение, обобщение и закрепление пройденного материала в игровой форме;
развитие познавательной активности учащихся; закрепление умений и навыков;
развитие творческих способностей учащихся.
Оборудование : карта "Развитие ремесла и торговли, рост городов Европы в ХI-ХIV веках", творческие работы учащихся (гербы ремесленников, макет замка ), проект учащегося "Путешествие средневекового торговца", тесты, исторические документы, картины "В мастерской ремесленника", "В средневековом городе ", диск "Виртуальная школа К и М. Средние века" урок 21.
Ход урока
1.Объявление темы и целей урока.
- Сегодня на уроке мы совершим виртуальное путешествие в средневековый город , познакомимся с жизнью и бытом горожан, ремесленников, купцов, поработаем с историческими документами, побываем в средневековом университете. А сейчас мы с вами посетим итальянский средневековый город Верону.
2. Видео "Верона" А чем ещё знаменит этот город? (Родина Ромео и Джульетты)
3. Разминка. (работа с терминами)
1. Наиболее известная ярмарка на северо-востоке Франции. (. Шампань)
2. Человек, который "вышел" из ростовщиков и менял. .( Банкир)
3. То, что производил ремесленник на продажу. .( Товар.)
4. Помощник"- мастера.( Подмастерье)
5. Глава цеха, избиравшийся мастерами. (Старшина.)
6. Правила, обязательные для всех членов цеха.( Устав.)
7. Города, освободившиеся от власти сеньора. .( Коммуна)
8. Человек, живущий за счет денежных процентов. .( Ростовщик)
9 Здание городского совета. . (Ратуша)
10. Союз мастеров-ремесленников одной специальности (Цех.)
Почему и как возникали средневековые города ?(работа со схемой)
3. Работа с картой.
Где возникали средневековые города? Объясните, как возникли эти города и покажите на карте. (новые города появлялись в различных местах о чем свидетельствуют их названия: около замков и крепостей (Аугсбург, Страсбург, Бранденбург), вокруг монастырей (Сент Олбанс, Сен Жермен , Сант Яго), около мостов (Брюгге, Кембридж), около переправ через реки(Оксфорд). В немецком языке слово "бург" означает крепость, "фурт" брод, "хафен" гавань; в английском языке слово "форд" означает брод, "бридж" мост, "честер" (от латинского "каструм") лагерь.)
4. Расскажите как выглядело жилище феодала. (Макет ", сделанный группой учащихся "Средневековый замок")
5. Специализация городов. Работа с историческим источником.
Задание 1. Прочти отрывок из права города Дибурга (1194 1198 гг.) о городских свободах и ответь на вопросы.
"Пусть же город наслаждается свободой, чтобы каждый пришлый, который прожил там один год и один день и никем не признан как крепостной, и впредь не принуждался к крепостным обязанностям..."
Вопрос:
1. При каких условиях крепостной крестьянинобретал в городе личную свободу?
Задание 2. Реши историческую задачу.
Задача 1.
Герцог Конрад фон Церинген, владевший землями в Брей-сгау (Германия), 3 апреля 1202 года подал жалобу в суд Фрейбурга на двух его жителей: Зетвина и Лютфрида, Герцог утверждал, что они его крепостные, бежавшие из своих деревень осенью 1201 года, Он требовал, чтобы они вернулись на прежние места жительства. Но Лютфрид доказал при помощи 7 свидетелей, что он живет в городе с 1 апреля 1201 года. А Зетвин заявил, что он лично свободный.
Вопрос: Вопрос:
Какое решение должен был принять суд и на каком основании?
Работа с исторической картой (с. 106-107 А-Д).
- Внимательно рассмотрите легенду карты. Скажите, каким знаком обозначены крупные торгово-ремесленные города? Назовите некоторые из них. (Синим кружочком. Регенсбург, Аугсбург, Брюссель, Антверпен и т. д.)
- По какому морю европейцы плавали, чтобы торговать со странами Востока? Со странами Кавказа и Крыма? (По Средиземному морю. По Черному морю.)
- Какой важный морской торговый путь существовал для торговли на севере Европы? (Это был путь по Северному и Балтийскому морям.)
- Назовите крупнейшие ярмарки и торги. (Париж:, Вена, Милан, Москва, Новгород и т. д.) 7.Ремесло.Ремесленная мастерская.
ЗАДАНИЕ.
Представь, что ты - владелец ремесленной мастерской XIII века. Расскажи о том, что ты производишь в своей мастерской? Кто тебе помогает? Какие орудия труда используешь? Какое сырье?( Работа по картине.)Отгадайте, гербы каких ремесленников ребята здесь изобразили?(гербы на доске)
Задание 4 . Ответить на вопрос.
В одном средневековом документе сказано: "Да будет известно," нам в Кельн явился Вальтер Кезингер, предложивший построить колесо для прядения и сучения шелка. Но, подумавши, посоветовавшись со своими друзьями, совет нашел, что многие в нашем е, которые кормятся этим ремеслом, тогда погибнут. Поэтому постановлено, что не надо строить и ставить колесо ни теперь, когда-либо впоследствии".
Вопрос: Почему совет не разрешил строить колесо, ведь с экономической точки зрения это было выгодно? Какую черту средневековых цехов отражает этот документ?
Задание 6. Известно, что в средневековых европейских городах были очень узкие улицы. Власти многих городов пытались регулировать их ширину, определяя, что улица не должна быть уже установленной ими нормы - например, не уже длины копья или, как в Париже, такой, чтобы идущий по ней осел, мотая головой, мог щипать траву с противоположных боковых оград улицы.
Как обходили эти запреты хитрые горожане?
1. Причины появления новых городов в средневековой Европе:
а) успехи в хозяйстве;
б) отделение ремесла от сельского хозяйства;
в) правильно только б);
г) правильно а) и б).
2. Город, жители которого победили в борьбе с сеньором:
а) монополия;
б) коммуна;
в) фортуна.
3. Орган управления городом, избираемый горожанами?
а) совет народных депутатов;
б) ратуша;
в) городской совет;
г) совет ремесленников.
4. Что такое цех?
а) место добычи сырья;
б) место обработки сырья;
в) союз ремесленников одной специальности.
5. Кто являлся хозяином мастерской?
а) цех;
б) цеховой старшина;
в) мастер.
6. Что такое гильдия? а) союз старшин;
б) союз купцов;
в) союз правителей.
Тест
1. Название управления городов, жители которых победили сеньора?
а) самоопределение;
б) самовыражение;
в) самоуправление.
2. Глава городского совета в Англии и Франции?
а) мэр;
б) пэр;
в) сэр;
г)райтман;
д) верно а) и б).
3. Название правил, которые обязаны соблюдать все члены цеха?
а) устав;
б) программа;
в) приказ;
г) уложение.
4. Что такое банк?
а) хранилище больших сумм денег;
б) место работы менял;
в) место торговли купцов.
5. Что называется товаром?
а) вещь, изготовленная на продажу;
б) вещь, изготовленная для собственного пользования;
в) вещь, которая изготовленная для подарка.
6. Что такое ярмарка?
а) большая площадь;
б) ежегодный торг;
в) место сбора налогов.
7. Здание городского совета в средневековом городе?
а) мэрия;
б)сенат;