Исследовательский проект Моя малая Родина

Раздел История
Класс 3 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Бюджетное общеобразовательное учреждение

«Воронцовская средняя школа»

Полтавского муниципального района Омской области»











Моя малая Родина











Автор: Бауэр Ольга Андреевна,

ученица 3 класса



Руководитель: Бауэр Яна Владимировна,

учитель начальных классов



2014 г

Содержание


I. Введение ……………………………………………………………….3-4

II. Методика и результаты исследования

1. Для чего нужно знать историю своего села? ……………...……….....4

1.1. История нашего села………………………………………………...5-7

2.Моя родословная. ……………………………………………………..7-8

3. Что значит любить свою Родину? ……...………………………………8

4. Анкетирование среди одноклассников, с целью выяснения знаний

о своём селе……………………………………………………………8-11

III. Заключение ………………………………………………………11-12

IV. Список использованной литературы……………………………..13

V. Приложение 1. …………………………………………..……….14-16

VI. Приложение 2. …………………………………………..………17-20















I. Введение

Это очень важно - не только любить свою Родину, но и знать её историю, чем она славится. А если Родина-это не огромная страна? А если Родина - это небольшое село, да просто улица? Разве это - не Родина? И это - тоже Родина. Только - малая. Но от этого она не становится менее любимой.

Прочитав стихотворение Владимира Степанова о родине, я задумалась, с чего начинается Родина?

Цель работы. Собрать и изучить информацию об истории родного села, о примечательных местах нашего села и восстановить семейное древо моей семьи.

В ходе работы решались следующие задачи:

1. Для чего нужно знать историю своего села?

2. Восстановить генеалогическое древо семьи.

3.Что значит любить свою Родину?

4. Провести анкетирование среди учащихся, с целью выяснения знаний о своём селе.

5. Рассказать о результатах исследования ученикам нашего класса.

Методы исследования:

  1. Изучение летописи села Воронцовка, литературы, семейного архива.

  2. Экскурсия по окраинам села.

  3. Встреча со старожилами села.

  4. Опрос учащихся моего класса.

План работы:

1.Историческая справка о строительстве села и его заселении.

2.Изучение родословной моей семьи и составить семейное древо.

3.Ответить на вопрос, что значит любить свою Родину.

4. Анкетирование среди одноклассников.

Гипотеза. Если каждый житель села Воронцовка с детских лет будет интересоваться и знать историю своего села, своей улицы, то он будет передавать эту информацию из поколения в поколение, что привьет интерес к истории своей малой Родины и любовь к ней.

Актуальность этой работы заключается в том, что каждый житель села должен не только знать название села и улиц, но и знать историю его создания. Каждый обязан знать свою родословную, своё происхождение.


  1. Для чего нужно знать историю своего села?

Пейзажные картины родной природы: широкие поля и цветущие луга, степные дали и дремучие леса - все это формируют чувство к родному краю, а традиции народа, чудесные местные легенды, сказки и песни, исторические повествования и памятники оставляют большой след в нашей душе. Чем глубже будут наши знания о родном крае и лучших его людях, тем лучше скажутся они на формировании интереса и любви к родному краю, глубокого уважения к патриотическим традициям земляков.

Любовь к Отчизне начинается с любви к своей малой родине - месту, где человек родился. Малая Родина и есть исток, начало, откуда человек делает шаг в большой мир. С родного уголка земли начинается огромная страна Россия, гражданами которой мы являемся.

Народная мудрость гласит: не зная прошлого, не поймешь и настоящего.

1.1.История нашего села

На юге Омской области, на границе с Казахстаном. раскинулось моё родное село Воронцовка. В двух километрах от него находится озеро Кадал.

Откуда же возникло название села?

Южнее железной дороги нашей области еще около 200 лет назад .
были бескрайние степи по которым кочевали со своим скотом казахи. Называли они территорию у озера Кадал - Бастомар. Поселения здесь никакого не было.
В 1904 году за переселенцами из Васютинской губернии, что на Украине, был закреплен участок № 64 под названием Бастомар. На который было рассчитано водворение -389 мужских душ. ( женщины в счет не шли)

Первые переселенцы 54 семьи, прибыли на отведенный участок в
1906 году в июне месяце.

В сентябре этого же года состоялся небольшой сход мужчин, на котором решались вопросы жизни семей. Здесь же Николай Иванович Смагин ( бывший управляющий у графа Воронцова в Пензенской области),
предложил назвать село Воронцовкой. Этим была нарушена традиция
называть села по названию тех сел откуда прибыли переселенцы, ( Ольгино, Григорьевка, Полтавка)

На этом же сходе старостой был избран Смагин Николай Иванович

По архивным документам к концу 1909 года в деревне проживало 147 семей, в которых было 387 мужчин и 370 женщин.

По широко разбросанному селу выстраивались обыкновенные землянки, покрытые раствором белой глины смешанной с соломой, а чуть позже начали появляться саманные хаты. Семьи были большими, в каждой семье детей было много - по 8-15. Девочкам постарше приходилось быть няньками, прясть пряжу из шерсти, льна и конопли, ткать, вязать.

Основным блюдом на столе у украинских переселенцев был борщ, который готовили на квасу и квашенной капусты и мучные изделия: галушки, вареники, оладьи да блины, а из мясных блюд самым распространенным был холодец (студень).

В 1908 году была открыта школа у Петра трофимовича Слепеца, который учил детей чтению, письму и начальному счету. Здания школы не было и поэтому обучение проходило в землянке у Игната Филипповича Вовка. В 1910 году появилась первая школа с крышей крытой кровельным железом. Она и стала главным украшением села. До 1913 года в ней работал 1 учитель и обучалось 53 ученика: 41 мальчик и 12 девочек. В школе изучались: Закон Божий, старославянская грамматика, русский язык, чистописание, арифметика, география, история, природоведение и пение.

Вместе с очагом грамотности - школой, появился в селе и очаг знаний - библиотека. Она располагалась в здании школы.

Жители Воронцовки всегда считались трудолюбивыми людьми. Их главным занятием было хлебопашество и скотоводство. Мужчины каждой крестьянской семьи из общей земельной площади села получали наделы. Землю приходилось обрабатывать ручным способом, сохами и деревянными боронами. Весной, летом и осенью во время полевых работ дома оставались лишь старики и маленькие дети. Все же остальные, включая детей 8-10 лет, трудились в поле (иногда даже ночевали там).

Всего через три года после основания села часть мужчин занялась мелкой торговлей . Они обеспечивали село товарами первой необходимости, которые нельзя было изготовить в домашних условиях: ситцы, кое - какая обувь, стекло, лампы, керосин.

Проводя большую часть времени в труде и заботах, жители села всё же позволяли себе повеселиться, развлечься в пору свадеб, в православные праздники. Для молодёжи собирали вечеринки, осенью они были сопряжены с обработкой гусей и уток, когда заготавливали мясо на зиму, а пухом набивали подушки и перины. Вечером, по окончании работ, хозяева давали молодёжи повеселиться - девушки убирались, юноши таскали дрова, воду, затапливали печку, чтобы было тепло и уютно в избе.

Жили просто - обычно в доме стоял стол, накрытый скатертью, у стен деревянные лавки, около печи, которая занимала значительную часть дома, стояла кровать, накрытая домотканым одеялом. Так как семьи были большими, приходилось спать и на печи, и на лавках, и на полу. Старикам и маленьким детям отводилось место потеплее. Уважение к старшим в селе почиталось всегда.

Хозяйственные постройки ставились в глубине двора. Они состояли из закутов для скота, сараев и амбаров, бани, навеса. Надворные постройки белились мелом и содержались в чистоте. Сыновья, подрастая и обзаведясь своей семьёй, ставили дома рядом с отцовским. Так появлялись целые улицы, на которых проживали близкие родственники.

В годы Великой Отечественной войны, как и всё население Советского Союза, жители села, мужчины - активно участвовали в боевых действиях, женщины - выращивали хлеб, растили детей, собирали посылки с тёплыми вещами и махоркой для отправки на фронт. На фронт из Воронцовки ушли 192 человека. В центре села воздвигнут памятник, где на мраморной доске вписаны имена павших в годы Великой Отечественной войны. Щедро наделённое природной красой, село наше воспитало для России много достойных людей - учителей, инженеров, дипломатов, врачей, специалистов сельского хозяйства, работников искусства, военных.

Я горжусь своим селом и его историей.

2. Моя родословная

Многие из нас не знают родословную своей семьи и дальше третьего поколения в своем роду никого не помнят. Забывают имена и отчество своих бабушек, дедушек. Плохо представляем жизнь наших предков и даже родного села, в котором родились и живем.

Себе я тоже задала вопрос, как же зовут моих прабабушек и прадедушек, кем они были? Расспросив родственников и изучив семейный архив, я составила генеалогическое древо моей семьи. Конечно, в этой работе мне помогли мои родители. (Приложение 1.)

3. Что значит любить свою Родину?

Слово "Родина" произошло от древнего слова "род", которое обозначает группу людей, объединенных кровным родством и каждый из нас - потомок какого-либо старинного древнего рода. Что такое для человека Родина? Страна, в которой он живет? Дом, где родился и вырос. А может, березка у родного порога? Наверное, это всё вместе взятое и есть Родина, то есть самое родное и дорогое сердцу место, о котором сложено столько стихов и песен.

"У большинства людей чувство Родины, Отчизны дополняется ещё чувством родины малой, первоначальной, родины в смысле родных мест, отчих краёв", - писал поэт А.Твардовский.

Чувство любви к своей стране, к своей Родине, к своей земле должно быть у каждого человека. Каждый должен любить свою Родину и гордиться тем, что она у него есть.

Родина, родители, дом, семья - это корни каждого человека, это то, без чего невозможно жить на свете. Здесь и вода прозрачней, и небо голубей, и солнце ярче. С малой родиной начинается биография каждого человека.

Я люблю свою родину, потому что я здесь родилась, здесь родились мои родители. Именно здесь дорогие моему сердцу места, друзья, моя улица.

4. Анкетирование среди одноклассников, с целью выяснения знаний о своём селе

В ходе исследовательской работы я провела опрос среди одноклассников.

Предлагались следующие вопросы:

  1. Знаете ли Вы, почему наше село названо Яковлевка?

  2. Знаете ли Вы, в каком году оно было основано?

  3. Знаете ли Вы, как зовут Ваших прабабушек и прадедушек?


Опрошенные

Знаете ли Вы, почему наше село названо Воронцовка?

Знаете ли Вы, в каком году оно было основано?

Знаете ли Вы, как зовут Ваших прабабушек и прадедушек?

Да

Нет

Да

Нет

Да

Нет

Одноклассники

1

8

0

9

3

6

В нашем классе 9 учеников: опрошены были все, но точного и уверенного ответа на вопросы не дал никто, так как мы очень мало знаем об истории нашего села, своей семьи.

Также в ходе своей исследовательской работы я встретилась с ветераном педагогического труда с.Воронцовка. В ходе беседы я выяснила, что каждый уважающий себя человек должен знать историю своей малой родины.

В ходе исследования я совершила экскурсию по родному селу, и выяснила, что в селе Воронцовка есть замечательные места. (Приложение 2.) Это - озеро Кадал, который находится в двух километрах от села, монумент, воздвигнутый павшим на полях сражения во время Великой Отечественной войны, одним из замечательных мест нашего села считаю стелу, открытую к 100 летию села. А также большую практическую ценность в привитии интереса к традициям и обычаям своего народа, его культуры и быта несёт в себе наш сельский музей, который мы с одноклассниками с удовольствием посещаем.

Исследовательский проект Моя малая РодинаИсследовательский проект Моя малая Родина

Заключение

Попытавшись исследовать культурное наследие жителей села Воронцовка, традиции, обычаи, истоки своей семьи я прихожу к выводу, что данная работа станет лишь первым шагом в изучении культурной жизни родного края. Я считаю, если каждый ровесник будет знать историю своего родного края, то он научится беречь и ценить свою Родину.

В своей работе я узнала, что большинство семей следовали своим семейным традициям, чтили их, хранили и передавали из поколения в поколение.

Будущее - в нас, в памяти нашей о корнях своих. Пока живы люди - живо село. И будут они его прославлять не только в песнях, но и делами своими. А они - это мы, во взрослой уже жизни. Но это уже будет другая страница села. Его летописи, которая не прервётся!

Я очень горжусь своими предками. И всегда буду стараться быть похожей на них, быть такой же трудолюбивой и любить свою Родину.

Опять играет Штраус на баяне,

Звучит мелодий нежный перезвон.

Поют казахи, немцы и славяне,

Поет любимый сердцу наш район.

Дорогая Сибирь нас сплотила,

Никому не дадим нас делить:

В нашей дружбе залог -вся Россия,

Будем вечно друг друга любить.


Список литературы

1. Л.Е. Трутнев «Средь степи широкой» 2012г.

3. Официальный сайт Воронцовской школы

ИСТОРИЧЕСКАЯ СПРАВКА.

4. История крестьянства Сибири. Новосибирск 1991г.

5. В. Ф. Кудринский «Земля Омская, благодатная» 2002 г.

6. Савенков А.И. «Методика исследовательского обучения младших школьников» - М. «Учебная литература», 2010

7.Савенков А.И. «Учебное исследование в начальной школе» - ж. «Начальная школа», № 12, 2000 г.

8. Семейные архивы семей Тищенко и Зубалей.





Приложение 1.


Генеалогическое древо моей семьи

Исследовательский проект Моя малая Родина

Приложение 2.

Фотогалерея «Родные просторы»

Исследовательский проект Моя малая Родина

Исследовательский проект Моя малая Родина

Исследовательский проект Моя малая РодинаИсследовательский проект Моя малая Родина

Исследовательский проект Моя малая Родина

Исследовательский проект Моя малая Родина

Исследовательский проект Моя малая Родина

Такие печки стояли во дворах воронцовцев. Вечером вся семья за столиком у печи собиралась ужинать ( вечерять)

Исследовательский проект Моя малая Родина

Печь в крестьянской хате зимой, что мать родная: и согреет и накормит…

10



© 2010-2022