Урок по теме Япония по пути модернизации: восточная мораль-западная техника 8 класс

Раздел История
Класс 8 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Берёзовская средняя общеобразовательная школа

п.Берёзовка Карачевского района Брянской области








Урок по теме:

«Япония на пути модернизации: «восточная мораль- западная техника»


8 класс







Учитель истории и обществознания

Епихина Алла Викторовна

учитель первой квалификационной категории

















2016 год

Тема: «Япония на пути модернизации: «восточная мораль- западная техника»

Цели урока:- раскрыть причины и выявить особенности успешной модернизации

Японии;

- выяснить, какие реформы проведены и как они изменили

традиционные основы общественной жизни, показать роль власти в этом

процессе;

- продолжать развитие умений самостоятельно работать с учебником и

документами как источниками новых знаний, выделять главное,

устанавливать причинно-следственные связи, делать

выводы, развивать картографические умения.

Тип урока: урок изучения нового материала

Оборудование: учебник «Всеобщая история. История нового времени. 1800-1900.» А.Я, Юдовская, П.А.Баранов, Л.М.Ванюшкина , компьютер, видеопроектор, экран, презентация, тетрадь , карта

Основные понятия: сегуны, Мэйдзи

Ход урока.

1 Организационный момент

2. Работа по изучению нового материала

Сообщение темы и цели урока

Учитель: Сегодня мы начинаем изучение нового раздела «Традиционные общества в 19в: новый этап колонизации». В разделе речь пойдет о странах Востока. Напомню, что еще в 16в. начались колониальные захваты государств Востока. Европейцы хотели получить пряности, драгоценные металлы, рабов, Занимались неравноправной торговлей.

19 в.- это время колониальных захватов промышленного капитализма, когда европейские фабричные товары стали превращать колонии и зависимые страны Востока в рынки сбыта и источники сырья. Почти все страны Востока попали в зависимость от индустриального Запада, вмешивавшихся во все сферы их жизни. Исключением стала Япония. Об этом государстве и пойдет речь на сегодняшнем уроке. Мы раскроем причины модернизации страны, узнаем какие реформы проводились, их итоги.

( Запись темы урока ) (Слайд 1)

План урока (Слайд2)

1.Насильственное «открытие» Японии

2.Начало эры «просвещенного правления»

3. Реформы Мейдзи

4. Новые черты экономического развития

5. Внешняя политика

Задача на урок: Выяснить, что позволило Японии за короткий срок стать динамично развивающимся индустриальным государством? (Слайд3)

  1. Насильственное «открытие» Японии

Сообщение учителя (Слайды 4)

- В 16в. правители Японии запретили народу исповедовать христианство. Считалось, что христианство разрушает традиции народа.

В 17 в. установилась власть сегунов (военных правителей) . Япония «закрыта» от европейцев.

Сегуны- военные правители.

(Слайд 5)

Прошли десятилетия и в 1854г. американская эскадра под угрозой оружия вынудила правительство сегуна «открыть» страну.

Был заключен договор «О мире и дружбе» и открыты 2 порта. Вслед за этим, похожие договора были подписаны и с европейскими государствами, в том числе и с Россией (1855г.). По выгодному для России договору Курильские острова признавались за российской территорией, но Сахалин в совместном ведении. Позже последовала серия договоров с США и европейцами по которым Япония предоставляла им льготы в торговле.

Так произошло насильственное открытие Японии. Закончился период политической и экономической изоляции страны.

(запись даты и понятия в тетрадь)

  1. Начало эры «просвещенного правления»

(Слайд 6)

Самостоятельная работа с текстом учебника П.27, с 240 п.2

Задание: Прочитайте и ответьте.1. Какие факты свидетельствуют о том,

стране нужны были реформы ?

2. Какое событие в истории Японии связывают с 1868г.?

Найдите суждение, выражающее значение этого события

(ответы на вопросы)

(Слайд7)

-Что такое Мэйдзи?

Мэйдзи- «просвещенное правление»

(запись даты и понятия)

2)Реформы Мэйдзи.

Учитель: Итак, с приходом к власти императора Мэйдзи начался период

реформ. Страна вступила в эпоху модернизации.

- Что такое модернизация? (изменения в соответствии с

требованием времени)

Япония вступила в эпоху модернизации. Сложная задача встала перед правительством: провести модернизацию по западному образцу и не потерять свою национальную самобытность. Выясним, как это было сделано. (Слайд 8)

Самостоятельная работа по заполнению таблицы «Реформы Мейдзи» Учебник с.241-242.

Реформы

Содержание реформ

Изменения, которые внесли реформы в жизнь общества

Аграрная

Административная

Военная

Гос. Управление

финансовая

устанавливалась частная собственность на землю, разрешалась ее купля-продажа

уничтожена власть князей

введена всеобщая воинская повинность

Конституция избрание двухпалатного парламента

введение единой денежной единицы-йены

Крестьяне стали собственниками наделов; рост богатства у крупных землевладельцев, обнищание части крестьян

Деление страны на губернии и префектуры, во главе с назначенными чиновниками

Самураи лишились привилегий быть замкнутой кастой; армия по европейскому образцу

У императора почти неограниченные права, избрание двухпалатного парламента избирательное право у 1% населения. Чиновники- самураи

(проверка выполнения задания) (Слайды 9,10,11.12 )

(Слайд 13)

Однако, при всем этом чиновниками в Японии стали самураи, а основу идеологической подготовки армии по -прежнему составляли самурайский кодекс чести «бусидо» и синтоизм

(Слайд 14)

Вывод: Процесс модернизации разрушил традиционное общество.

Реформы открыли широкий простор для частно- предпринимательской деятельности, юридически защищенной и поддержанной властями.

4) Новые черты экономического развития.

. 1. Работа с документом ( Слайд 15)

Задание: Прочитайте документы и на основе их анализа ответьте на вопросы:

Кто выступал в качестве «народа», которому передавались заводы?

Укажите особенности экономического развития страны в начале 20в.?

«Закон о передаче заводов, изданный в 1880г. гласил: «Заводы, созданные для поощрения промышленности, в настоящее время хорошо организованы и работают на полную мощность, поэтому правительство отказывается от своих прав собственности на заводы, которые должны управляться народом».

«Один иностранец- путешественник, побывавший в Японии до Первой мировой войны, отмечал: «Вы можете приехать в Японию на пароходе, принадлежащем Мицуи и отапливаемый углем из копий Мицуи, высадиться в порту, оборудованном Мицуи, доехать в принадлежащем Мицуи трамвае до гостиницы, построенной все тем же Мицуи, и лежа на кровати, купленной у Мицуи, читать изданную Мицуи книгу при свете лампочки, изготовленной на мицуевском заводе.»

( в роли народа-фирмы; появлялись крупные корпорации, превращавшиеся в монополии; появление разных отраслей промышленности)

2. Учитель

. (Слайд 16,17)

- Действительно, правительство покровительствовало развитию промышленности и торговли. (

Частного капитала в Японии было мало, не было и опыта предпринимательской деятельности, поэтому государство за счет казны строило образцовые заводы и продавало или сдавало в аренду на льготных условиях в частные руки- фирмам. Большие дары получили фирмы «Мицуи» и «Мицубиси»

(Слайд 18)

Возникли новые отрасли промышленности: машиностроение,электротехника, др.

Предприниматели активно использовали западные технологии и технику.

. (Слайд 19)

Финансовая реформа.

Введена единая денежная единица- иена

(Слайд 20)

Государство строило железные дороги. К 1905г. они протянулись почти на 5тыс. км. В1869г. появилась первая телеграфная линия, а в 1870г. заработала почта по европейскому образцу

Изменения в быту. Разрешались учеба за границей, приглашение иностранных специалистов, европейские прически , одежда и календарь. Появилось газовое освещение., стали есть мясо.

На смену сегунату (полит.режим со слабой властью императора и сильной военных правителей) пришло государство , перенимавшее у Запада то, что могло сделать Японию сильным индустриально развитым государством. Распространились националистические идеи. Внушалось , что государство возникло по воле богини солнца- Аматерасу. Власть императора- вечна. Страны Востока должны объединиться против Запада.

5). Внешняя политика

1.Рассказ учащегося. Работа с контурной картой. (Слайды 21,22)

Задание классу: Слушая рассказ учащегося о внешней политике Японии, отметьте на контурной карте направления ее агрессии.

(Слайд23)

- Как вы считаете, есть ли связь между проводимой модернизацией и победой над Китаем?

(Слайд 24)

Возвращаемся к проблемному вопросу

-Что позволило Японии за короткий срок стать динамично развивающимся индустриальным государством?

(без резкой ломки традиционных устоев Япония перенимала достижения Запада, опыт. технику, технологии; решительные реформы Муцухито; черты нац. характера: готовность к переменам ,трудолюбие)

3. Закрепление пройденного.

(Слайд 25, 26)

К причинам модернизации Японии относятся:

А) техническая отсталость от европейских стран;

Б) широкий внутренний рынок;

В) иностранные товары хлынувшие в страну подрывали национальное производство;

Г) ухудшение жизни населения;

Д) отмена сословий

Ответы: 1) АВД 2) АВГ 3)БВГ 4) ВГД

Каковы характерные черты экономического развития Японии в 70-80гг.19 в.?

А) наличие опыта предпринимательской деятельности

Б) использование западных технологий

В) создание новых отраслей промышленности6 машинной, электротехнической, др.

Г) наличие большого числа частных капиталов

Д) активное вмешательство государства в экономику

Е) отказ правительства поощрять развитие торговли и промышленности

Ответы

1)АБВ 2)БВГ 3)БВД 4) ВДЕ

4.Подведение итогов

8 Домашнее задание (Слайд 27)

П.27,ответить на вопросы к параграфу, задание на с.245 устно


© 2010-2022