- Преподавателю
- История
- Урок повторения. Государства раннего и развитого средневековья. История Казахстана. 7 класс
Урок повторения. Государства раннего и развитого средневековья. История Казахстана. 7 класс
Раздел | История |
Класс | 7 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Бисембаева А.С. |
Дата | 27.01.2016 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
Цель урока:
-
Повторить, обобщить пройденный материал по разделам; проанализировать и закрепить необходимые знания; проверить усвоение исторических периодов, дат, событий.
-
Выявить пробелы в знаниях учащихся с целью их устранения.
-
Развивать аналитическое, логическое, творческое мышление через работу с документами, выполнение нестандартных заданий. Воспитание патриотических чувств и уважение к истории своей Родины.
Оборудование: учебник, тетради, слайды, интерактивная доска.
Ход урока:
-
Вступление учителя. Организационный момент.
Блиц-опрос:
-
-
Как называются правители тюркских государств?
-
-
В каких источниках встречается название «теле»?
-
Кто основал Тюркский каганат?
-
Как называется письмо тюрков?
-
Кто основал Западно-Тюркский каганат?
Найди соответствие:
Вакуф а) воспитатель, наставник детей ханов т султанов.
Джабгу б)Земельные владения, находившиеся в собственности мусульманских религиозных учреждении и самих служителей религий.
Инал в)официальные советники джабгу
Сюбаши г)Земельное владение (надел), условно выделяемое
феодалам
Икта д) наследник джабгу- верховного правителя Огузского государства.
Атабек е) военачальники в Огузском государстве.
Кольеркин ж) полуподземное круглое помещение с куполом,
служащее для накопления и хранения воды,
использовалось для отдыха людей на караванных
путях и водопоя скота.
Гурхан з) титул верховного правителя каракитаев, жалаиров.
Сардоба и) Государственный поземельный налог, взимаемый в зависимости от величины полученного урожая
Харадж к) Представитель монгольских ханов, в обязанности которого входили управление и военный надзор за местным завоеванным населением, сбор различных налогов и ведение переписи населения
Поставь события в правильной последовательности:
1.Начало формирования казахской народности
2.Время существования государства Каракитаев
3.Государство Тюргешей, период существования
4.Сражение в Катаунской степи
5.Распад Тюркского каганата
6.Дешт-и-Кипчак. Падение Кыпчакского ханства
7.Принятие ислама Караханидами
8.Атлахская битва
9.Первое упоминание о тюрках
10. Образование Тюркского каганата.
Первое впечатление… Путешественники о средневековом Казахстане (работа с документами)
-
Кто сказал эти слова?
«…Каган был одет в халат из зеленого шелка…»
«У них растет тростник, которым они пишут…»
«Хлеба не едят в этой земле, а только рис и просо..»
«Посевов у них мало… Чаще всего встречается просо, им они и питаются и по части произведений земли в нем заключается главная еда их»
«Кипчаки предложили кислый молочный напиток и называли его «айран»».
Сделать выводы
Задание: Назвать 5 исторических фактов, характеризующих эти племена.
Кыпчаки Тюргеши Каракитаи
Великий Шелковый Путь
(работа с интерактивной доской)
-
Обозначить главные направления ВШП, проходящие по территории Казахстана
-
Обозначить ответвления ВШП, проходящие через
а) Отрар-› в Золотую орду
б) Жанкент-› в северное побережье Аральского моря
в) Сыгнак-› Аксумбе-Центральный Казахстан
Задание:
Кто мог сказать о себе такие слова? «Тронная речь» (ученики выступают с заранее подготовленной речью)
Это были….
Заполнить таблицу : «Государства Средневековья» (работа у интерактивной доски)
Государство и время его существования
Территория и столица
Структура государственного управления
Верховные правители
Пути организации государства
Тюркский каганат
Западно-Тюркский каганат
Тюргешский каганат
Кыпчакское ханство
Государство Каракитаев
Выступают ученики с музыкальными произведениями.
Звучат кюи «Аксак кулан», «Поход Жошы хана», созданные в период Золотой Орды
Тестирование
-
В первой половине XII в. Семиречье (Жетысу) завоевали племен:
A)жужаней B)кыпчаков C)монгол D)каракитаев E)джунгар
2. На трассе ВШП города Тараз и Испиджаб были основными торговыми центрами в:
A) Маверанахре B)Западном Казахстане C)Приуралье D) Жетысу E)Южном Казахстане.
3. В период расцвета Караханидского государства за счет оседания обедневших скотоводов увеличилось количество:
A)ирригационных сооружений B)скота C) пахотных земель D) городов и численность их населения E)мусульман
4. Крупнейшими памятниками древнетюркской литературной письменности являются письмена:
A)«Культегин» и «Тоньюкук» B) «Мукан» и «Сулук» C) «Уч-элик» и «Сакал»
D) «Касым» и «Джанибек» E) «Бумын» и «Истеми»
5.В 1411г. в вассальную зависимость от каракитаев попали:
A)Канглы B)Огузы C)Найманы D)Караханиды E)Кереиты
6. Одна из ветвей ВШП шла вдоль реки:
A)Иртыш B)Урал C)Тобола D)Сыр-Дарьи E) Ишима
7.Правители крупных городов платили каракитайскому гурхану земельный налог:
A)Икту B)Сабыгу C)Харадж D)Саун E)Зякет
8.Ханы кыпчаков были из племени:
A)ельборили B)карабудун C)эль D)Сары-тюргешей E)караханов
9.Ушлик-каган разделил племена на две орды и определил Малой орды город:
A)Сыгнак B)Фараб C)Кунгит D)Тараз E)Баласагун
10. С XII века кыпчаки начинают господствовать в:
A)Средней Азии B) Приаралье C)Восточном Туркестане D)Мавераннахре E) Жетысу
Выводы:
-
Средневековые государства внесли вклад в развитие Казахстана.
-
Способствовали становлению, развитию племен и родов.
-
Заложили основы будущего Казахского ханства.
Подведение итогов урока. Оценивание.
Домашнее задание: повторить §1-15