Урок с элементами исторического театра Культура Руси 17 в

Раздел История
Класс 7 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Культура и быт в XVII веке

История России. 7 класс

(Изучение нового материала с элементами исторического театра)

Задачи:

Показать развитие культуры 17 в., её своеобразие и противоречивость, обусловленные началом нового периода истории; проследить как в народном творчестве, литературе и быте проявляются черты «вольномыслия», наносящие удар господству религиозного мировоззрения.

Показать, что ценности русской культуры являются составляющими ценностями мировой цивилизации.

Познакомить с новой лексикой.

Оборудование: интерактивная доска, компьютер, проектор, иллюстрации, костюмы и декорации для исторического театра, презентация «Быт русских людей в 17 в.».

План урока

В ходе урока составляем план.

План.


  1. Народное творчество.

а) поговорки

б) песни

в) скоморохи и петрушечники


  1. Литература.

а) сатирическая

б) жития святых

в) поэзия


  1. Быт.

а) жилища

б) одежда

в) пища

г) развлечения

д) новшества

Классу задаётся вопрос: «Что такое культура?». Ученики отвечают. Затем рассказ учителя.

XVII столетие в истории русской культуры, как и в целом для истории России, можно назвать началом нового периода. Главная особенность культуры этого периода состояла в усилившемся процессе её обмирщения, т.е. освобождения от церковного влияния.

Само церковное мировоззрение переживает кризис, выразившийся в расколе.

Человек в эти бурные годы сознаёт себя как личность, свою роль в судьбе страны, в истории. На её авансцену выходят, помимо царей и полководцев, немало людей незнатных, худородных - мелких дворян посадских и служилых, казаков и крестьян. Из их среды - прославленные на всю Россию Иван Болотников и Кузьма Минин, Степан Разин, патриарх Никон и его оппонент - протопоп Аввакум, многие другие.


  1. Народное творчество.

а) Характер народа, его представление о жизни раскрываются в пословицах и поговорках.

Пословицы и поговорки - это фольклорный жанр.

Посмотрите на доску, здесь написаны пословицы и поговорки того времени. Давайте прочитаем и подумаем, о чём говорится в них.

«Трудовая копейка два века живёт».

«Дающего рука да не оскудеет».

«Взялся за гуж, не говори, что не дюж».

«Вот тебе, бабушка и Юрьев день».

Ответы учеников.

Вывод: Пословицы показывают глубокую мудрость народа. Они учили людей, помогали устроить отношения друг с другом, бороться со злом, в них отражены нравственные нормы общества.

б) Народ слагал свадебные и похоронные песни, песни о важнейших исторических событиях и своих героях. Особенно популярны в XVII веке были песни о Михаиле Скопине-Шуйском и других героях смутного времени, о Степане Разине.

- музыкальная запись

- или отрывок

Ты, взойди, взойди красно солнышко,

Обогрей ты нас, людей бедных,

Добрых молодцев, людей беглыих.

Мы не воры, не разбойники,

Стеньки Разина мы работнички.

в) Широкое хождение имели сказки - волшебные, бытовые, героические, былины о богатырях киевской поры.

Но самыми любимыми у трудового народа были бродячие артисты - скоморохи, гусляры-песенники, поводыри с медведями.

Исторический театр - сценка «Скоморохи».

-выход скоморохов

-сценка с Петрушкой

-выход царского слуги

Вот ребята, мы с вами побывали на торговой площади и стали свидетелями выступления бродячих артистов. А скажите мне, пожалуйста, почему скоморохи пришли без своих инструментов? Почему царский слуга выгнал их с площади? Чем не угодили скоморохи?

Ответы учеников.

Вывод: Любимцы трудового народа - скоморохи распространяли меткие пословицы и острую сатиру. Ходили они по Руси, представляя сценки, в которых высмеивали угнетателей народа. Бродячие артисты не только скрашивали тяжёлую жизнь бедняков города и деревни. Они помогали понять против кого надо бороться, внушали веру в правду, в будущее. Недаром так ненавидели и преследовали скоморохов церковные и светские власти.

+ картинка

Литература.

Но, наверное, самые выразительные новшества XVII века прослеживаются в литературе.

Если литературные герои предшествующего времени пребывали в неустанной молитве, то теперь героями становятся предприимчивые и энергичные люди, ищущие приложения сил и способностей в полезных назначениях.

а) Распространённой была сатирическая литература.

Мы хотим познакомить вас с «Повестью о Ерше Ершовиче». А ваша задача, определить, что высмеивается в этом произведении.

Выступление учащихся по ролям.

В повести рассказывается следующее.

«Сынчишко боярский» из Ростовского озера Лещ «с товарищами» бьёт челом «рыбам-господам»- великому Осетру и Белуге на «злого человека», ябедника Ерша Щетинника.

Лещ жалуется…

-слова Леща.

Вслед затем судья обращается к Лещу, который в подтверждение своей правоты выставляет, со своей стороны свидетелей - рыб Сигу и Лодугу. Они о Ерше не очень хорошо отзываются.

- Ёрш в ответ…

В качестве свидетеля со стороны Леща выступает переяславская Сельдь. Она рекомендует Леща как доброго христианина, о Ерше отзывается как о плутишке, пьянице и смутьяне. И насчёт вкуса Ерша Сельдь небольшого мнения.

Сам судья Осётр вспоминает коварные поступки с ним Ерша, благодаря чему Осётр чуть не погиб.

В конце концов, судьи постановляют Леща с товарищами оправдать, а Ерша обвинить. Выдают его с головой истцу и велят казнить торговой казнью - бить кнутом и после этого повесить в жаркие дни против солнца - за воровство и ябедничество.

Выслушав приговор, Ёрш не смутился и сказал судьям.

-слова Ерша.

Так закончился этот судебный процесс.

Как вы думаете, что пародирует эта повесть?

Ответы учеников.

Вывод: Повесть очень остроумно пародирует следственный и судебный процессы в Московской Руси. Судьи, по повести об Ерше, на стороне не «маломочных» Ершей, а богатых и влиятельных бояр лещей, которые может быть, формально и правы в своих жалобах на мелкую рыбёшку, но выигрывают дело не потому, что правы, а потому, что знатны, состоятельны и могут подкупить суд.

б) Среди посадских людей было уже немало грамотных книголюбов, которые переписывали для себя полюбившиеся им сочинения. Получались целые рукописные книги. Особенно популярны были жития святых православной церкви. 20 лет трудился над составлением житий святых митрополит Дмитрий Ростовский. Особую ценность его рассказам придавала простота изложения и искренняя вера, которой проникнут весь труд.

К числу самых замечательных литературных творений относилось «Житие протопопа Аввакума, им самим написанное».

А кто это такой?

Ответы учеников.

Так вот история жизни этого яркого, несгибаемой воли человека написана живым, выразительным народным языком и рассказывает о драматических событиях, мучительных переживаниях автора в годы раскола.

в) В области поэзии выделяется учёный монах, выходец из Белоруссии Симеон Полоцкий.

- сообщение

III Быт.

Рассказ учителя с применением презентации «Быт русских людей в 17 в.»

Самым устойчивым компонентом жизни людей был быт, но и он испытал в 17 в. изменения.

а) Жилища

В наименьшей степени эти изменения проявлялись у крестьян. Рядовой крестьянин довольствовался небольшой курной избой с простой обстановкой (полати, пристенные лавки, деревянная посуда).

Знатные и состоятельные люди могли себе позволить жить в каменных хоромах или в деревянных просторных домах двух или трёхэтажных.

Но непременной принадлежностью любого жилища русского человека была баня («мыльня»), которую посещали каждую субботу и вельможа и бедняк.

- воспоминания иностранцев (читает учитель)

б) Одежда

В одежде ценили вышивку собственной работы.

Главным одеянием мужчин был кафтан. Они носили порты и рубаху навыпуск. Кафтан состоятельного человека отличался от кафтана крестьянина и посадского только материалом, из которого они изготовлены, а также мастерством изготовления. На боярский кафтан употребляли заморские сукна и парчу. Крестьяне шили одежду из сермяжного сукна.

Тоже самое относилось и к обуви. Лапти в 17 в. ещё не стали универсальной обувью крестьян. Они носили также и сапоги, отличавшиеся от боярских тем, что были изготовлены не из импортной кожи, более тонкой и эластичной, а из грубой сыромятной.

Женская одежда была длинная. Сверху рубахи надевался летник. Летники были разных цветов: лазоревые, красные, зелёные.

Опашен - длинная с частыми пуговицами: золотые, серебряные, у бедных оловянные.

-показ костюмов (ученицы демонстрируют отдельные элементы костюма на себе)

-использование иллюстраций

Головные уборы.

Волосник - символ брачной жизни.

Кичка или кика - шапка с возвышенной плоскостью на лбу, разукрашена золотом, жемчугом и драгоценными камнями.

Девичий венец - широкая повязка, вышитая золотом и жемчугами.

-картинки

Образ жизни женщины в обществе заметно отличался в зависимости от её социального происхождения.

Давайте послушаем, как жилось женщине в XVII веке.

- сообщение

в) Пища

Пища русских людей также зависела от возможностей человека. Но были дни и недели (Великий пост и другие посты), когда еда богача и бедняка уравнивалась: кислая капуста, хлеб, квас. Зато иностранцы поражались богатству царского стола в дни приёмов.

Послушайте, как царские обеды описывают иностранцы…

-сообщение

г) Развлечения

Не гнушались наши предки и развлечениями, которые не всегда одобрялись ревнителями строгих правил.

Качели, хоровые песни с плясками, катание с ледяных гор, проводы Масленицы забавляли наших предков. Распространённой была игра в шахматы.

д) Новшества.

Но, не смотря на строгое соблюдение всех старых традиций в русский быт, проникали новшества.

В боярских домах появились предметы роскоши, комфорта, причём, чем ближе к концу столетия, тем в большей мере ощущалось влияние Западной Европы.

Наблюдается и ослабление затворнической жизни женщин в боярском и царском теремах.

Церковь на протяжении всего века боролась с новшествами в литературе, народном искусстве, быте, но сделать уже ничего не могла. Русская культура 17 в. всё более освобождалась от церковного влияния.

Давайте вспомним, какие новшества просматриваются в искусстве 17 в?

Литература - героями становятся предприимчивые и энергичные люди, герои своего Отечества.

В быту - бреют бороды, стригут волосы, изменяется положение женщин, западная одежда, мебель.

А теперь давайте вернёмся к началу урока и рассмотрим план, который у нас получился в ходе урока.

- рассматриваем план

С какой новой лексикой познакомились?

Ответы учеников.

На доске новые слова.

Выставление оценок.

Конец урока.

© 2010-2022