Конспект урока по истории России на тему: Новая экономическая политика (9 класс)

Раздел История
Класс 9 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

План - конспект урока в 9 классе по истории.

Тема: «Новая экономическая политика»

Цели урока:

Образовательная:представление о причинах введения и сущности новой экономической политики; раскрыть понятие «новая экономическая политика

Развивающая: умение выделять главное и устанавливать причинно следственные связи.

Воспитательная: прививать интерес к новой теме, воспитывать чувство верности к своим убеждениям.

Основные термины и понятия:НЭП, продналог, концессия, рентабельность, нэпман. аренда, концессия, денационализация, хозрасчет


Ход урока:

I. Организационный момент.(Приветствие учеников, проверка присутствующих.)

II. Изучение нового материала.

План :

1.Причины перехода к НЭПу

2.Цели НЭПа

3. Основные мероприятия НЭПа

4.Итоги и значение НЭПа

Мы изучили тему Гражданская война и военный коммунизм. Состояние, в котором оказалась страна к концу ГВ, это страшные, трагические события. В результате, которых сложился общенациональный кризис в стране. И нам известны итоги «военного коммунизма»: не работали предприятия, безработица, голод, недовольство политикой большевиков.И тогда для большевиков встал вопрос: как же выйти из этой ситуации, чтобы удержаться у власти?

С этой целью была разработана программа, вошедшая в историю под именем НЭПа. И сегодняшняя наша цель - выяснить, как большевики пытались выйти из этого кризиса с помощью новой экономической политики. Итак, тема урока НЭП.

Причины перехода к НЭПу:

1.Недовольство крестьян продразверсткой, о чем свидетельствуют вооруженные выступления крестьян против новой власти; 2.Недовольство матросов, солдат, рабочих чрезвычайщиной, сложившейся в период гражданской войны; 3.Хозяйственный и политический кризис системы «военного коммунизма» требовал коренного изменения экономической политики Советского государства.

Цели НЭПА: 1.снять социальную напряженность, 2.укрепить социальную базу советской власти в форме союза рабочих и крестьян

Работая с текстом учебника и документами, учащиеся самостоятельно заполняют сравнительную таблицу «НЭП» и «Военный коммунизм». 1.меры в области сельского хозяйства; 2.меры в области промышленного производства; 3.меры в области товарно - денежных отношений; 4.меры в области трудовых отношений; 5. Основная экономическая задача; (заполняем в конце урока), 6.Основная политическая задача; (заполняем в конце урока)1.Меры в области

с/х.

Введение продразверстки, т.е. изъятие у крестьян всех излишков хлеба сверх установленных норм.

Продналог

2.Меры в области промышленного производства

Национализация промышленности, ликвидация частной собственности.

Денационализация промышленности, мелкая частная собственность, аренда.

3. Меры в области товарно-денежных отношений.

Уравниловка в оплате труда, натурализация заработной платы. Отмена свободной торговли, продукты распределялись государством.

Свобода торговли, тарифная оплата труда, денежная реформа.

4.Меры в области трудовых отношений.

Трудовая мобилизация, создание трудовых армий.

Свободный наем рабочей силы

5. Основная экономическая задача.

Подчинение экономики потребностям войны. Максимальная мобилизация всех ресурсов.

Предотвращение падения народного хозяйства и дальнейшего восстановления народного хозяйства

6. Основная политическая задача.

Свертывание демократии и установление партийной диктатуры. Концентрация сил для победы над противником.

Укрепление союза рабочих и крестьян, сохранение и укрепление власти большевиков

Характерные черты НЭПа4.Итоги Нэпа ( по тексту учебника)

К1923 году восстановлены дореволюционные посевные площади;

К1925 году валовой сбор зерна превысил на 20% уровень 1913 года;

К 1927 году в животноводстве достигнут уровень 1913 года.

На селе: 60% - середняков; 26% - бедняков; 10% - батраков; 4% - кулаков.

К 1928 году промышленность достигла уровня 1913 года.

В то же время:

1) не хватало промышленных товаров;2) рост цен;3) безработица;4) перенаселение городов;5) изменение соцструктуры;6) бюрократизация;7) отсутствие иностранных инвестиций.

После военно-коммунистических экспериментов Россия вернулась на путь рыночной экономики. Народное хозяйство страны стало быстро восстанавливаться.

Такая экономика была так же не застрахована от кризисов.

В 1927 г. из-за нехватки промышленных товаров для обмена на зерно, низких государственных цен, сократилась продажа зерна и других продуктов питания государству. Резко подскочили цены на продукты, с прилавков исчезли масло, сыр, молоко, начались перебои с хлебом. Для ликвидации кризиса были предприняты чрезвычайные меры. В деревню для выколачивания хлеба направили 30 тыс. членов партии. Эти меры не принесли желаемых результатов. В 1929 г были введены карточки на хлеб. К концу года карточная система распространилась на все промышленные товары. Стало ясно, что требуется немедленная корректировка экономической политики.

III. Закрепление изученного материала

Вопросы:

Каковы были причины введения новой экономической политики?

Какова сущность нэпа?

Каковы были экономические итоги нэпа?

Какие изменения произошли в социальной структуре общества в годы нэпа?

IV. Выставление оценок, домашнее задание.

Д/З: п. 20, вопросы.

© 2010-2022