Николай II: отречение или отстранение?

Раздел История
Класс 11 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:
  1. Урок « Николай II. Отречение или отстранение?» (11 класс)

Тип урока: открытия нового знания

Цель урока: установить политический и моральный аспект ликвидации самодержавия в 1917 году.

Задачи урока:

  1. в предметном направлении - обобщение, систематизация и открытие новых знаний и в работе с историческими фактами.

  2. в метапредметном направлении -

познавательные: научиться анализировать, сравнивать и обобщать полученную информацию;

коммуникативные: формирование умений конструктивно обсуждать основные проблемные вопросы, обосновывать свое мнение, выражать основные мысли и идеи;

регулятивные: формирование аналитических умений и навыков, систематизации знаний.

  1. в направлении личностного развития

  • воспитание у учащихся интереса к истории;

  • формирование умения слушать и вступать в диалог, понимать партнера, уметь договариваться; правильно выражать свои мысли в речи; участие в коллективном обсуждении проблем.

Используемые технологии: технология проблемного обучения, исследовательская технология, ИКТ-технология, технология критического мышления.

Литература:

  1. Алексашкина Л. Н. История. Россия и мир в XX - начале XXI века. 11 класс: учеб. Для общеобразоват. организаций: базовый уровень-8-е изд. - М.: Просвещение, 2013

  2. Пазин Р. В. История 10-11 классы. Тематические тесты для подготовки к ЕГЭ. 400 заданий высокого уровня сложности (С4-С5): учебно-методическое пособие - Ростов н/Д: Легион, 2013.

  • Интерактивный плакат GLOG: vikkis.edu.glogster.com/new-glog-5642

Техническое оснащение

  • компьютер,

  • интерактивная доска.

Технологическая карта урока.



Деятельность учителя


Деятельность

обучающихся

1.Организационный момент.

Организация работы

Приветствует обучающихся, проверяет их готовность к уроку.

Организует внимание на высказывании Николая II:

«Не могу пойти на этот шаг, я храню не самодержавие, а Россию» и фотографии в вагоне, сделанной личным фотографом императора Прокудиным-Горским.

Николай II: отречение или отстранение?


Актуализируют внимание.

Включаются в деловой режим урока.

2.Постановка учебной задачи.

Создание проблемной ситуации.

Фиксация новой учебной задачи.

Формулирует учебную задачу:

Дать оценку отречения Николая II от престола в марте 1917 года с морально-этической стороны.

  • Кто его предал, а кто остался верен своему императору?

  • Почему родной по крови - король английский Георг V не оказал помощи в спасении царской семьи?

  • Моральный выбор - это ответственность?

Принимают и уясняют задачу урока.

Фиксируют проблему.

Высказывают аргументы.

Технология проблемного обучения

3. Совместное исследование проблемы.

Актуализация опорных знаний и способов действий.

Составление сравнительной таблицы «Причины первой русской революции и Февральской революции 1917 года».

Организация познавательной деятельности в неаналогичных ситуациях (революция 1905 года и Февральская революция 1917 года) на основе переноса с аналогичных ситуаций в неаналогичные.



Организует применение полученных знаний на практике - в типичной ситуации (Февральская революция), творчество - создание образа Николая II в нетипичной ситуации.

Обеспечивает просмотр видеосюжета, акцентирует и актуализирует имеющиеся знания:

  • какие документы подписал Николай II? (Об ответственном министерстве, об отречении от престола в пользу сына, об отречении от престола в пользу брата Михаила - «Окончилась эпоха тронов».);

  • как объясняет Николай II свое отречение? («Во имя спасения России и удержания армии», «Кругом измена, трусость и обман».)

Осваивают новые приемы изучения исторического материала в новой исторической обстановке. Доказывают, аргументируют свою точку зрения.

Работают с фактами.

Технология проблемного обучения

4. Моделирование способа решения проблемы.

Фиксация в модели существенных отношений изучаемого объекта.

Организует беседу.

Определение степени внутренней свободы Николая II. Эти степени могут быть разными:

1. моральные требования воспринимаются как внешнее принуждение - отсутствие свободы;

2. моральные требования осознаются как долг - внутреннее принуждение;

3. моральные требования сливаются с внутренними потребностями личности - свободный выбор.

Аргументирование своего выбора: насколько добровольным было отречение царя?

Стимулирует учащихся, способствует бесконфликтному обмену мнениями.

Кто окружал царя? Какой решающий фактор или факторы повлияли на решение царя об отречении?

  1. Командующий Северным фронтом ген. Рузский - ему император доверял больше всего: знал о заговоре против Николая II, советовал императору «сдаться».

  2. Начальник Генерального штаба генерал Алексеев: один из организаторов заговора против царя, вводил в заблуждение императора, утверждая, что все командующие фронтами требуют отречения, а в столице полный и безнадежный хаос.

  3. 27 февраля 1917 года состоялось последнее заседание Совета Министров в Мариинском дворце. Отправили телеграмму о самороспуске, сдались Керенскому.

  4. 26 февраля 1917 года Святейший Синод отказался принять воззвание к православным христианам с требованием прекратить беспорядки в столице, поэтому верные присяге и царю войска приняли участие в революционных беспорядках, усугубив тем самым ситуацию.

  5. Личный Конвой Е.И.В. и Царскосельские части перешли на сторону восставших, офицеры расстреляны солдатами. Генералы Хабалов, Беляев - арестованы.

  6. Великобритания и Франция еще до отречения признали Временный Комитет Государственной Думы. Международное признание ВК ГД означает его легитимизацию

Были и верные царю люди: генерал Иванов, командующий Кавказской армией генерал Н. Н. Юденич, генерал Нилов, генерал Воейков, Сводный полк Е.И.В. в Царском Селе, 20-тысячный гарнизон в Гатчине

Воспринимают или критикуют ответы учащихся.

Сохраняют учебную задачу.

Технология критического мышления (фаза вызова), технология проблемного обучения, исследовательская технология.

5. Конструирование нового способа действия.

Построение основы нового способа действия.

Определяет новую проблему:

Выскажите свое мнение, почему же Георг V (брат Николая II) предпочел оказаться в стороне? Блестящий король блестящей, сильной империи чего-то испугался? (Моральный долг Георга V - внутреннее принуждение, отсутствие свободы.)

Формируют обобщенные суждения, занося их в таблицу.

Участвуют в обсуждении материала.

Осуществляют контроль и самоконтроль.

Технология критического мышления (фаза осмысления содержания).

Технология критического мышления (фаза осмысления содержания)

6. Применение общего способа действия для решения частных задач.

Коррекция отработки способа.

Подведение итогов совместной деятельности учеников (новое содержание, изученное на уроке и оценка личного вклада в совместную учебную деятельность), достижение поставленной цели

Определим последствия отречения Николая II:

  • Падение монархии разрушило государственность, создание которой продолжается до сих пор.

  • Заложены основы гражданской войны в России.

  • Многие люди приняли революцию после того, как власть обнародовала манифест об отречении.

  • Россия перестала существовать как сильное и мощное государство, так как самодержавие не только формировало политическую систему, но и воспитывало народ.

Самой главной трагедией, последовавшей за отречением царя - убийство всей его семьи.

Составляют таблицу.

Формулируют собственные аргументы.

Осуществляют самоконтроль.

ИКТ-технология. Технология проблемного обучения

7. Контроль

Качественно оценить работу класса и отдельных учащихся.

Предлагает заполнить итоговую таблицу «Моральный выбор Николая II»:

Корректируют свои ошибки.

Выражают свои мысли в соответствии с заданием.

Технология критического мышления (фаза рефлексии)

8. Рефлексия

Организовать рефлексию учащихся по поводу их психологического состояния, мотивации собственной деятельности и взаимодействия с окружающими.

Организует рефлексию учащихся по поводу получения нового знания, мотивации собственной деятельности и взаимодействия с окружающими. Подводит итоги урока.

Последний российский император Николай II принял решение об отречении в условиях внутреннего принуждения, оставаясь верным своему долгу. Это не было отстранением от престола человека, отчаянно цеплявшегося за власть. В наших глазах Николай II останется сильной личностью, не потерявшей честь и достоинство в критический момент своей жизни.

Оценивают результаты.

Рефлексируют по поводу полученного знания на уроке.

Самооценка.



© 2010-2022