Рабочая программа внеурочной деятельности 7 класс

Раздел История
Класс 7 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Рабочая программа

по внеурочной деятельности

«Интересные страницы истории родного края»

7 класс

































Пояснительная записка

Рабочая программа по внеурочной деятельности «Интересные страницы истории родного края» направлена на изучение истории Новгородской земли. Краеведение имеет большое значение в воспитании патриотических чувств школьников, расширении кругозора, развитии их интеллектуального и творческого потенциала.

Исходя из возрастных особенностей школьников, главной задачей работы по изучению родного края является воспитание у них устойчивого интереса и познавательного отношения к краеведческому материалу.

Краеведение- это сфера научной, культурно-просветительской и памятнико-охранительной деятельности определенной тематики: прошлое и настоящее какого-либо «края», а также сфера общественной деятельности той же направленности, к которой причастны не только ученые-специалисты, но и широкий круг лиц, преимущественно местных жителей.

На современном этапе развития образования, когда у учащихся появилось больше возможностей узнать о мировой истории и культуре, изучение родного края при недостаточном обеспечении методической и учебной литературой становится актуальной как ведущий фактор воспитания патриотизма.

Важность данной проблемы отражена в целом ряде документов: Законом «Об образовании»,где один из целевых ориентиров документа направлен на защиту национальных культур и региональных культурных традиций; в проекте «Национальной доктрины образования в Российской Федерации» подчеркивается, что система образования призвана обеспечить «историческую преемственность поколений, сохранение, распространение и развитие национальной культуры, воспитание бережного отношения к историческому и культурному наследию народов России; воспитание патриотов России, граждан правового демократического, социального государства, уважающих права и свободы личности, обладающих высокой нравственностью и проявляющих национальную и религиозную терпимость».

Программа патриотического воспитания школьников на основе изучения истории и культуры родного края служит решению образовательных и воспитательных задач современной школы. Программа призвана обогатить знаниями об историческом прошлом нашего края, культурных традициях прошлого и настоящего, воспитывать школьников на примерах мужества, героизма и мудрости наших земляков, развивать интеллектуальные и творческие способности учащихся, воспитывать чувства гражданственности и патриотизма.

Программа направлена на активизацию интеллектуально-творческой деятельности учащихся в мероприятиях, посвящённых изучению истории родного края.

В основу программы положен проблемно-тематический принцип организации материала, связанный с образовательной программой по географическому, историческому и литературному краеведению.

Изучение интересных страниц истории, культуры Новгородского края, изучение жизни и деятельности знаменитых земляков.

Цель программы: способствовать воспитанию патриотических чувств, формированию гражданского сознания обучающихся на основе приобщения к истории родного края, содействовать формированию личностного отношения к истории, стимулировать желание самостоятельного поиска и расширения знаний по истории своей малой родины.

Задачи программы:

  1. совершенствование организации досуга школьников на основе новых педагогических технологий;

  2. развитие интеллектуальных и творческих способностей учащихся с учетом их интересов и склонностей, индивидуальной траектории развития;

  3. пробуждение интереса и бережного отношения к историческим и культурным ценностям Новгородского края;

  4. воспитание любви к природе родного края;

  5. формирование гражданского самосознания, чувства гордости за достижения своих земляков;

  6. изучение истории большой и малой родины.

В основе программы положены следующие принципы и подходы: научность; доступность; принцип гуманизации; личностно-ориентированный подход; дифференцированность; практичес-кая направленность.

Таким образом, в основе программы - реализация личностного подхода в обучении и воспитании учащихся, интеграция научных знаний и образовательных технологий. Социальными партнерами школы выступают учреждения дополнительного образования, культуры (музеи, клубы, библиотеки) и спорта.

Образовательный результат программы:

  • устойчивый интерес к истории своей Родины;

  • знания по истории и культуре родного края;

  • умение устанавливать связи между прошлым и современностью;

  • способность творчески мыслить и рассуждать;

  • умение решать практические задачи с помощью наблюдения, сравнения;

  • способность заниматься исследовательской деятельностью индивидуально и в творческих группах.

Организация проведения занятий

Особенностью данной программы является организация индивидуальной и коллективно-творческой деятельности учащихся по приобретению новых знаний об истории и культуре родного края из разных источников информации, творческая переработка информации и создание самостоятельных исследований, проектов. Принципиальной особенностью программы является то, что в основу ее содержания положена история малой родины - родного села, района. Таким образом, она существенно расширяет образовательное и воспитательное пространство традиционных учебных курсов краеведения и истории России.

Объем программы 34 часа, 1 час в неделю.

Программа дополняет линию учебников по истории России для 6-9 классов под редакцией А.А. Данилова и Л.Г. Косулиной. Внутренняя близость материала создает благоприятные предпосылки для раскрытия воспитательного и развивающего потенциала программы.

Методы реализации программы: репродуктивный метод; поисковый метод; индивидуальная работа; работа в парах; групповые занятия с учетом возрастных особенностей детей.

Результаты работы по программе:

-представление результатов исследований перед одноклассниками на классных часах и научных конференциях, в урочной деятельности;

Мониторинг уровня овладения программой

участие в краеведческих играх и мероприятиях школы, города, области;

презентации проектов учащихся и педагога перед общественностью;

разработка проектов

Материально-техническое оснащение: компьютер; фотоаппарат.

Используемая литература:

1.Варнаева Н. В., Семенова И.Е. История и культура Новгородской земли с древнейших времен до конца 15 века. СПБ.:»Первый класс»,2008 г.

2.Наша Новгородская земля. Сост. С.Н. Орлов.-Лю:Лениздат,1981










Учебно-тематический план

внеурочной деятельности «Интересные страницы истории родного края»

7 класс ( 34 часа)

часов

Из них

Итоговая

работа

Теоретич-я

деятел-сть

Практическая деятельность

1.

Новгородская земля в древности

1

1


2.

Новгородский край с древнейших времен до установления республики

7

6

1

Презентация

3.

Новгород республиканский

10

8

2

Оформление фотоальбома

4.

Новгородская земля в 15-16 вв.Присоединение Новгорода к Москве

2

2

-

5.

Культура Великого Новгорода в 9-16 вв.

4

3

1

Экскурсия

Оформление фотоальбома

6.

Новгород в период Смуты

3

2

-

7.

Новгородская земля в 18 веке

6

2

1

Создание компьютерной презентации

8.

Итоговое занятие

1

1


Итого

34

29

5


Содержание программы

Тема 1.Новгородская земля в древности ( 1час)

Освоение Приильменья. Расселение славян.

Тема 2. Новгородский край с древнейших времен до установления республики(7 час)

У истоков новгородской истории. Проблема происхождения Новгорода. Верования жителей края. Рюрик. Новгород в составе Древнерусского государства. Превращение Новгорода в центр ремесла и торговли. Крещение Новгорода. Новгород в 11-начале 12 вв.

Тема 3. Новгород республиканский (10 час)

Политическое устройство и социальная структура Новгородской республики. Административно- территориальная система Новгорода и Новгородской земли. Хозяйственная жизнь Новгородской республики. Ремесло и торговля средневекового Новгорода. Военное дело и внешняя политика Новгородской республики. Организация военного дела. Оборонительные сооружения Новгородской земли. . Внешняя политика Новгорода Великого в период феодальной раздробленности.Знаменитые новгородские князья- полководцы. Внешняя политика Новгорода Великого в период становления централизованного государства.

Тема 4. Новгородская земля в 15-16 вв.Присоединение Новгорода к Москве (2 часа)

Присоединение Новгорода к Москве. Иван Грозный и опричнина на Новгородской земле.

Тема 5. Культура Великого Новгорода в 9-16 вв.(4часа)

Развитие просвещения в Новгороде в 9-16 вв.Архитектура Новгорода. Живопись Средневекового Новгорода. Быт новгородцев.

Тема 6. Новгород в период Смуты ( 3 часа)

Польско-шведская интервенция. Партизанское движение на новгородской земле в период Смуты. Якоб Делагарди.

Тема 7.Новгородская земля в 18 веке (6 час)

Роль Новгорода в Северной войне. Петр Первый и Новгород. Развитие промышленности и торговли в Новгородской земле. Деятельность Я.Е.Сиверса в Новгороде. Города Новгородской губернии. Культура Новгорода в 18 веке. А.В. Суворов. А.Н. Радищев и «Путешествие из Петербурга в Москву».

Итоговое занятие 1 час












Тематическое планирование внеурочной деятельности «Интересные страницы истории родного края» 7 класс ( 34 часа)


Тема № 1. Тема 1.Новгородская земля в древности ( 1час)

1.

Освоение Приильменья. Расселение славян

Тема 2. Новгородский край с древнейших времен до установления республики(7 час).

2

У истоков новгородской истории


3

Проблема происхождения Новгорода


4

Верования жителей края.


5

Рюрик. Новгород в составе Древнерусского государства


6

Превращение Новгорода в центр ремесла и торговли


7

Крещение Новгорода.


8.

Новгород в 11-начале 12 вв


Тема 3. Новгород республиканский (10 час).

9

Политическое устройство и социальная структура Новгородской республики


10

Административно- территориальная система Новгорода и Новгородской земли


11

Хозяйственная жизнь Новгородской республики


12

Ремесло и торговля средневекового Новгорода


13

Военное дело и внешняя политика Новгородской республики


14

Организация военного дела.


15

Оборонительные сооружения Новгородской земли.


16

Внешняя политика Новгорода Великого в период феодальной раздробленности.

17

Знаменитые новгородские князья- полководцы.


18

Внешняя политика Новгорода Великого в период становления централизованного государства


Тема 4. Новгородская земля в 15-16 вв. Присоединение Новгорода к Москве (2 часа)

19

Присоединение Новгорода к Москве


20

Иван Грозный и опричнина на Новгородской земле.


Тема 5. Культура Великого Новгорода в 9-16 вв.(4часа)

21

Развитие просвещения в Новгороде в 9-16 вв


22

Архитектура Новгорода.


23

Живопись Средневекового Новгорода


24

Быт новгородцев


Тема 6. Новгород в период Смуты ( 3 часа)


25

Польско-шведская интервенция.


26

Партизанское движение на новгородской земле в период Смуты

27

Якоб Делагарди.


Тема 7.Новгородская земля в 18 веке (6 час)


28

Роль Новгорода в Северной войне


29

Роль Новгорода в Северной войне. Петр Первый и Новгород


30

Развитие промышленности и торговли в Новгородской земле. Деятельность Я.Е.Сиверса в Новгороде


31

Города Новгородской губернии.

32

Культура Новгорода в 18 веке. А.Н. Радищев и «Путешествие из Петербурга в Москву


33

А.В. Суворов


34

Итоговое занятие ( 1 час)












© 2010-2022