- Преподавателю
- История
- Рабочая программа внеурочной деятельности 7 класс
Рабочая программа внеурочной деятельности 7 класс
Раздел | История |
Класс | 7 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Карначёва Т.Ю. |
Дата | 28.10.2016 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Рабочая программа
по внеурочной деятельности
«Интересные страницы истории родного края»
7 класс
Пояснительная записка
Рабочая программа по внеурочной деятельности «Интересные страницы истории родного края» направлена на изучение истории Новгородской земли. Краеведение имеет большое значение в воспитании патриотических чувств школьников, расширении кругозора, развитии их интеллектуального и творческого потенциала.
Исходя из возрастных особенностей школьников, главной задачей работы по изучению родного края является воспитание у них устойчивого интереса и познавательного отношения к краеведческому материалу.
Краеведение- это сфера научной, культурно-просветительской и памятнико-охранительной деятельности определенной тематики: прошлое и настоящее какого-либо «края», а также сфера общественной деятельности той же направленности, к которой причастны не только ученые-специалисты, но и широкий круг лиц, преимущественно местных жителей.
На современном этапе развития образования, когда у учащихся появилось больше возможностей узнать о мировой истории и культуре, изучение родного края при недостаточном обеспечении методической и учебной литературой становится актуальной как ведущий фактор воспитания патриотизма.
Важность данной проблемы отражена в целом ряде документов: Законом «Об образовании»,где один из целевых ориентиров документа направлен на защиту национальных культур и региональных культурных традиций; в проекте «Национальной доктрины образования в Российской Федерации» подчеркивается, что система образования призвана обеспечить «историческую преемственность поколений, сохранение, распространение и развитие национальной культуры, воспитание бережного отношения к историческому и культурному наследию народов России; воспитание патриотов России, граждан правового демократического, социального государства, уважающих права и свободы личности, обладающих высокой нравственностью и проявляющих национальную и религиозную терпимость».
Программа патриотического воспитания школьников на основе изучения истории и культуры родного края служит решению образовательных и воспитательных задач современной школы. Программа призвана обогатить знаниями об историческом прошлом нашего края, культурных традициях прошлого и настоящего, воспитывать школьников на примерах мужества, героизма и мудрости наших земляков, развивать интеллектуальные и творческие способности учащихся, воспитывать чувства гражданственности и патриотизма.
Программа направлена на активизацию интеллектуально-творческой деятельности учащихся в мероприятиях, посвящённых изучению истории родного края.
В основу программы положен проблемно-тематический принцип организации материала, связанный с образовательной программой по географическому, историческому и литературному краеведению.
Изучение интересных страниц истории, культуры Новгородского края, изучение жизни и деятельности знаменитых земляков.
Цель программы: способствовать воспитанию патриотических чувств, формированию гражданского сознания обучающихся на основе приобщения к истории родного края, содействовать формированию личностного отношения к истории, стимулировать желание самостоятельного поиска и расширения знаний по истории своей малой родины.
Задачи программы:
-
совершенствование организации досуга школьников на основе новых педагогических технологий;
-
развитие интеллектуальных и творческих способностей учащихся с учетом их интересов и склонностей, индивидуальной траектории развития;
-
пробуждение интереса и бережного отношения к историческим и культурным ценностям Новгородского края;
-
воспитание любви к природе родного края;
-
формирование гражданского самосознания, чувства гордости за достижения своих земляков;
-
изучение истории большой и малой родины.
В основе программы положены следующие принципы и подходы: научность; доступность; принцип гуманизации; личностно-ориентированный подход; дифференцированность; практичес-кая направленность.
Таким образом, в основе программы - реализация личностного подхода в обучении и воспитании учащихся, интеграция научных знаний и образовательных технологий. Социальными партнерами школы выступают учреждения дополнительного образования, культуры (музеи, клубы, библиотеки) и спорта.
Образовательный результат программы:
-
устойчивый интерес к истории своей Родины;
-
знания по истории и культуре родного края;
-
умение устанавливать связи между прошлым и современностью;
-
способность творчески мыслить и рассуждать;
-
умение решать практические задачи с помощью наблюдения, сравнения;
-
способность заниматься исследовательской деятельностью индивидуально и в творческих группах.
Организация проведения занятий
Особенностью данной программы является организация индивидуальной и коллективно-творческой деятельности учащихся по приобретению новых знаний об истории и культуре родного края из разных источников информации, творческая переработка информации и создание самостоятельных исследований, проектов. Принципиальной особенностью программы является то, что в основу ее содержания положена история малой родины - родного села, района. Таким образом, она существенно расширяет образовательное и воспитательное пространство традиционных учебных курсов краеведения и истории России.
Объем программы 34 часа, 1 час в неделю.
Программа дополняет линию учебников по истории России для 6-9 классов под редакцией А.А. Данилова и Л.Г. Косулиной. Внутренняя близость материала создает благоприятные предпосылки для раскрытия воспитательного и развивающего потенциала программы.
Методы реализации программы: репродуктивный метод; поисковый метод; индивидуальная работа; работа в парах; групповые занятия с учетом возрастных особенностей детей.
Результаты работы по программе:
-представление результатов исследований перед одноклассниками на классных часах и научных конференциях, в урочной деятельности;
Мониторинг уровня овладения программой
участие в краеведческих играх и мероприятиях школы, города, области;
презентации проектов учащихся и педагога перед общественностью;
разработка проектов
Материально-техническое оснащение: компьютер; фотоаппарат.
Используемая литература:
1.Варнаева Н. В., Семенова И.Е. История и культура Новгородской земли с древнейших времен до конца 15 века. СПБ.:»Первый класс»,2008 г.
2.Наша Новгородская земля. Сост. С.Н. Орлов.-Лю:Лениздат,1981
Учебно-тематический план
внеурочной деятельности «Интересные страницы истории родного края»
7 класс ( 34 часа)
часов
Из них
Итоговая
работа
Теоретич-я
деятел-сть
Практическая деятельность
1.
Новгородская земля в древности
1
1
2.
Новгородский край с древнейших времен до установления республики
7
6
1
Презентация
3.
Новгород республиканский
10
8
2
Оформление фотоальбома
4.
Новгородская земля в 15-16 вв.Присоединение Новгорода к Москве
2
2
-
5.
Культура Великого Новгорода в 9-16 вв.
4
3
1
Экскурсия
Оформление фотоальбома
6.
Новгород в период Смуты
3
2
-
7.
Новгородская земля в 18 веке
6
2
1
Создание компьютерной презентации
8.
Итоговое занятие
1
1
Итого
34
29
5
Содержание программы
Тема 1.Новгородская земля в древности ( 1час)
Освоение Приильменья. Расселение славян.
Тема 2. Новгородский край с древнейших времен до установления республики(7 час)
У истоков новгородской истории. Проблема происхождения Новгорода. Верования жителей края. Рюрик. Новгород в составе Древнерусского государства. Превращение Новгорода в центр ремесла и торговли. Крещение Новгорода. Новгород в 11-начале 12 вв.
Тема 3. Новгород республиканский (10 час)
Политическое устройство и социальная структура Новгородской республики. Административно- территориальная система Новгорода и Новгородской земли. Хозяйственная жизнь Новгородской республики. Ремесло и торговля средневекового Новгорода. Военное дело и внешняя политика Новгородской республики. Организация военного дела. Оборонительные сооружения Новгородской земли. . Внешняя политика Новгорода Великого в период феодальной раздробленности.Знаменитые новгородские князья- полководцы. Внешняя политика Новгорода Великого в период становления централизованного государства.
Тема 4. Новгородская земля в 15-16 вв.Присоединение Новгорода к Москве (2 часа)
Присоединение Новгорода к Москве. Иван Грозный и опричнина на Новгородской земле.
Тема 5. Культура Великого Новгорода в 9-16 вв.(4часа)
Развитие просвещения в Новгороде в 9-16 вв.Архитектура Новгорода. Живопись Средневекового Новгорода. Быт новгородцев.
Тема 6. Новгород в период Смуты ( 3 часа)
Польско-шведская интервенция. Партизанское движение на новгородской земле в период Смуты. Якоб Делагарди.
Тема 7.Новгородская земля в 18 веке (6 час)
Роль Новгорода в Северной войне. Петр Первый и Новгород. Развитие промышленности и торговли в Новгородской земле. Деятельность Я.Е.Сиверса в Новгороде. Города Новгородской губернии. Культура Новгорода в 18 веке. А.В. Суворов. А.Н. Радищев и «Путешествие из Петербурга в Москву».
Итоговое занятие 1 час
Тематическое планирование внеурочной деятельности «Интересные страницы истории родного края» 7 класс ( 34 часа)
Тема № 1. Тема 1.Новгородская земля в древности ( 1час)
1.
Освоение Приильменья. Расселение славян
Тема 2. Новгородский край с древнейших времен до установления республики(7 час).
2
У истоков новгородской истории
3
Проблема происхождения Новгорода
4
Верования жителей края.
5
Рюрик. Новгород в составе Древнерусского государства
6
Превращение Новгорода в центр ремесла и торговли
7
Крещение Новгорода.
8.
Новгород в 11-начале 12 вв
Тема 3. Новгород республиканский (10 час).
9
Политическое устройство и социальная структура Новгородской республики
10
Административно- территориальная система Новгорода и Новгородской земли
11
Хозяйственная жизнь Новгородской республики
12
Ремесло и торговля средневекового Новгорода
13
Военное дело и внешняя политика Новгородской республики
14
Организация военного дела.
15
Оборонительные сооружения Новгородской земли.
16
Внешняя политика Новгорода Великого в период феодальной раздробленности.
17
Знаменитые новгородские князья- полководцы.
18
Внешняя политика Новгорода Великого в период становления централизованного государства
Тема 4. Новгородская земля в 15-16 вв. Присоединение Новгорода к Москве (2 часа)
19
Присоединение Новгорода к Москве
20
Иван Грозный и опричнина на Новгородской земле.
Тема 5. Культура Великого Новгорода в 9-16 вв.(4часа)
21
Развитие просвещения в Новгороде в 9-16 вв
22
Архитектура Новгорода.
23
Живопись Средневекового Новгорода
24
Быт новгородцев
Тема 6. Новгород в период Смуты ( 3 часа)
25
Польско-шведская интервенция.
26
Партизанское движение на новгородской земле в период Смуты
27
Якоб Делагарди.
Тема 7.Новгородская земля в 18 веке (6 час)
28
Роль Новгорода в Северной войне
29
Роль Новгорода в Северной войне. Петр Первый и Новгород
30
Развитие промышленности и торговли в Новгородской земле. Деятельность Я.Е.Сиверса в Новгороде
31
Города Новгородской губернии.
32
Культура Новгорода в 18 веке. А.Н. Радищев и «Путешествие из Петербурга в Москву
33
А.В. Суворов
34
Итоговое занятие ( 1 час)