Методическая разработка на тему: Либеральные реформы 60-70-х годов в России (8 класс)

Раздел История
Класс 8 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

План-конспект урока истории в 8 классе

Тема урока: Либеральные реформы 60-70-х годов в России.

Цель урока:

- показать учащимся закономерность и неизбежность либеральных реформ и их значения для дальнейшего развития России по капиталистическому пути;

- сформировать представление о сущности буржуазных реформ 60-70-х гг. XIX в, изменения в системе местного управления; основные положения земской и городской реформы; изменение и преобразование в финансовых и налоговой системах; функции органов местного самоуправления; сущность судебной реформы; основные направления военной реформы; изменения принципа комплектования армии; реформирование начальной и средней школы; введение университетской автономии;

- продолжить формирование навыка работы с документами, умения анализировать, находить причинно-следственные связи, высказывать свою точку зрения, давать собственную оценку историческим событиям;.

-формировать активную жизненную и гражданскую позицию;

-воспитывать в учащихся чувство патриотизма и гордости за свою страну.

Оборудование урока:

-карта «Российской империи во второй половине XIX века», компьютер, мультимедийный проектор, презентационные материалы, документы, учебник.

План урока:

1. Реформа местного самоуправления.

2. Судебная реформа.

3. Реформы в области просвещения.

4. Финансовая реформа.

5. Военная реформа.

6. Значение либеральных реформ 60-70-х годов XIX в.

Ход урока:

1.Организационный момент.

2.Проверка д/з.

работа с индивидуальными карточками

1).Рассмотрите историческую ситуацию и ответьте на вопросы:
Во время разработки проектов Крестьянской реформы в 1859-1861 гг. авторы отдельных проектов предлагали разные условия освобождения крестьян от крепостной зависимости.

По каким основным вопросам проявлялись противоречия при подготовке Крестьянской реформы 1861 года? Как были решены эти вопросы при проведении реформы 1861 года?

2 .Назовите причины проведения Крестьянской реформы 1861 года?

3).Охарактеризуйте по пунктам историческое значение реформы 1861г.

Работа у доски с терминами и датами

Термины: рескрипт, временнообязанный, уставная грамота, отрезок, выкуп, редакционные комиссии.

Даты: манифест об отмене крепостного права, работа редакционных комиссий, рескрипт Назимову.

Опрос по параграфу 20.

-подготовка крестьянской реформы

-основные положения крестьянской реформы

-Значение отмены крепостного права.

фронтальный опрос

1.Что даровала реформа 1861 г. крестьянам?

(личную свободу)

2.Какие крестьяне считались временнообязанными?

(не заключившие выкупные сделки со своими помещиками после объявления реформы)

3.Что такое отрезки?

(часть крестьянского надела, оказавшаяся «лишней» по сравнению с установленной в 1861 г. нормой)

4.К прогрессивным чертам крестьянской реформы можно отнести :

(освобождение крестьян с правом иметь промыслы, заключать сделки, покупать землю)

3.Изучение нового материала

1.. Реформа местного самоуправления (земская и городская)

Отмена крепостного права в России вызвала необходимость проведения других реформ - в области местного самоуправления, суда, образования, финансов, в военном деле. Они преследовали цель приспособить самодержавный политический строй России к потребностям капиталистического развития, сохранив его дворянско-помещичью сущность. Разработка этих реформ началась в обстановке революционной ситуации на рубеже 50-60 годов XIX века. Однако подготовка и проведение затянулись на полтора десятка лет и проходили в то время, когда политический кризис уже закончился. А отсюда их незавершённость, непоследовательность, узость.

Итак, давайте на практике рассмотрим сущность реформ:

Первая - местного управления. Её разработка началась в марте 1859 года. Менялись разработчики ( Милютин - Ланской , Валуев), однако главный принцип выборности и бессословности был сохранён. К марту 1863 года был выработан проект « Положение о губернских и уездных земских учреждениях», а после обсуждения его в Гос. совете 1 января 1864 года он был утверждён и получил силу закона, согласно которому создавались бессословные выборные органы местного самоуправления - земства. Они были призваны привлечь к решению местных проблем все слои населения, а с другой стороны, частично возместить дворянам утрату прежней власти.

В губерниях и уездах создавались земские собрания, выполнявшие функции распорядительных органов, и земские управы - исполнительные органы. Выборы в уездные земские собрания проводились 1 раз в 3 года на трех избирательных съездах. Избиратели (только мужчины) делились на три курии: уездных землевладельцев (помещики, а также богатые крестьяне-землевладельцы), городских избирателей (городская торговая и промышленная буржуазия) и выборных от сельских обществ (преимущественно крестьяне). В земские собрания избирали гласных (депутатов) от всех сословий; во главе стоял предводитель дворянства. Преобладали в земствах дворяне, гласные от крестьян большой роли не играли. Губернатор контролировал земства и мог отменить любое решение земского собрания или управы.

земства

земское собрание земская управа

(распорядительный (исполнительный орган,

орган, из представи- работал 3 года, избирался

телей всех сословий земским собранием)

в лице депутатов,

работал 3 года).

В ведении земств находились вопросы местного значения:

> строительство и содержание дорог на местах;

> открытие школ, больниц, домов престарелых и т. п.;

> оказание продовольственной помощи населению в неурожайные годы;

> оказание агрономической помощи крестьянам;

> сбор статистических сведений.


Значение создания земств

1.Земства улучшили жизнь русской деревни, появились школы, больницы, почты, они помогали в организации местного кредита, дорожном строительстве.

2. Не имея изначально никаких политических функций, они стали играть важную политическую роль, становясь оппозиционной силой бюрократии и самодержавию.

В 1870 г. по типу земской была проведена городская реформа. Были созданы городские думы и городские управы.

Избирался городской глава, который возглавлял городскую думу и управу, координируя их деятельность. Право избирать и быть избранными имели только те жители, которые обладали имущественным цензом, т. е. банкиры, владельцы домов, торгово-промышленных заведений. Основная масса населения была отстранена от участия в городском самоуправлении. Губернатор и министр внутренних дел могли наложить запрет на любое решение думы. В общественном движении городские думы участвовали слабо, так как купечество и фабриканты мало интересовались политикой.

городское самоуправление

городская дума городская управа

(распорядительный орган, (исполнительный орган)

состоит из выбранных депутатов)

городские думы и управы ведали

в основном хозяйственными вопросами:

> благоустройство городских улиц, скверов, садов, парков;

> организация местного здравоохранения, открытие больниц;

> забота о народном образовании, открытие школ;

> открытие магазинов, устройство рынков, базаров;

> содержание полиции, тюрем;

> организация противопожарных мер;

> занятие благотворительностью.

Значение создания органов городского самоуправления

1.Способствовали приобщению широких слоев населения к решению вопросов управления.

2.Складывалась предпосылка для формирования в России гражданского общества и правового государства.

2. Судебная реформа.

По настоянию общественности в 1864 г. правительство провело судебную реформу, которую разрабатывали прогрессивные юристы. До реформы суд в России был сословный, тайный, без участия сторон, широко применялись телесные наказания. Суд зависел от администрации и полиции.

В 1864г. Россия получила новый суд, основанный на принципах буржуазного права. Это был бессословный, гласный, состязательный, независимый суд, предусматривалась выборность некоторых судебных органов.

Были учреждены две системы судов:

> мировые - суды, которые рассматривали мелкие уголовные и гражданские дела с иском до 500 рублей, они создавались в городах и уездах, мировые судьи утверждались Сенатом;

> общие - окружные суды, создававшиеся обычно в пределах губерний, и судебные палаты, объединявшие несколько судебных округов. Окружной суд назначался императором и решал сложные уголовные и гражданские дела. Судебная палата разбирала апелляции, должностные преступления чиновников и политические дела. Если решение принималось с участием присяжных заседателей, то оно считалось окончательным. Если без них - то оно могло быть обжаловано в судебной палате. Высшей инстанцией являлся Сенат. Он рассматривал апелляции на решения окружных судов и судебных палат, принятые с участием присяжных заседателей, если эти решения нарушали законный порядок судопроизводства.

Судебная реформа была наиболее последовательной и прогрессивной из всех реформ этого периода. Большую популярность в обществе получили выдающийся русский юрист А. Ф. Кони, специалист по уголовному праву Н. С. Таганцев, адвокаты Ф. Н. Плевако, В. Д. Маклаков. Неоднократно судьи оправдывали подсудимых даже по политическим делам. Правда, оставались отдельные суды для духовенства, военных и высших чиновников. Но вскоре народных судей и следователей стали отстранять от ведения политических дел, следствие по ним все чаще переходит к жандармским органам.

Система судов по новым судебным уставам (1864 год)

СЕНАТ

(Высшая судебная инстанция)

Мировой суд Общий суд

( рассматривал мелкие уголовные и

гражданские дела; создавался в окружной суд судебная палата

городах и уездах ;мировой судья (члены данного суда (рассматривала

вершил суд единолично; судьей мог назначались импера- апелляции по

стать «местный житель» с 25 лет; тором; рассматривали поводу решений

для судей устанавливался высокий уголовные и сложные окружного суда и

образовательный и имущественный гражданские дела с дела о должностных

ценз). участием 12 присяжных преступлениях

в возрасте от 25 до 70 лет). чиновников).

Новое судопроизводство означало:

> одни и те же суды рассматривали дела всех граждан, независимо от того, к какому сословию они принадлежали;

> суд проходил открыто, отчеты о процессе могли печататься в газетах;

> вводился состязательный процесс: прокурор поддерживал обвинение, а защиту осуществлял адвокат;

> присяжные заседатели, выбиравшиеся от всех сословий (кроме рабочих и прислуги), - 12 человек определяли виновность или невиновность подсудимого;

> меру наказания определяли судья и два члена суда, а к смертной казни могли приговорить только специальные органы

(военный суд или Сенат);

> судьи назначались правительством, но уволить их можно

было только по суду - это важнейший принцип судебного

устройства, принцип несменяемости судей

3. Реформы в области просвещения.

Народное образование также обратило на себя внимание царя. Особенно важное значение имело в этом отношении издание нового и общего устава российских университетов 18 июля 1863 г., в выработке которого, по инициативе министра народного просвещения А.В. Головкина, участвовала особая комиссия при главном правлении училищ, составленная преимущественно из профессоров Петербургского университета. Устав предоставлял университетам довольно широкую автономию: вводилась выборность ректора, деканов, профессоров, университетский Совет получил право самостоятельно решать все научные, учебные и административно-финансовые вопросы. А в связи с развитием университетов, соответственно быстрыми темпами начала развиваться наука.

Согласно утвержденному 14 июня 1864 г. Положению о начальных народных училищах, образованием народа совместно должны были заниматься государство, церковь и общество (земства и города).

19 ноября 1864 г. появился новый устав о гимназиях, который провозглашал равенство при поступлении всем сословиям. Но из-за высокой оплаты это было доступно только детям обеспеченных родителей.

Обращено было внимание и на женское образование. Уже в 60-х годах вместо прежних закрытых женских заведений стали устраивать открытые, с допущением девиц всех сословий, причем эти новые учреждения находились в ведомстве учреждений императрицы Марии. Подобные гимназии стало утверждать и Министерство народного просвещения. В 1870 г. 24 мая утверждено было новое Положение о женских гимназиях и прогимназиях Министерства народного просвещения. Потребность к высшему женскому образованию привела к учреждению педагогических курсов и высших женских курсов в Петербурге, Москве, Киеве, Казани и Одессе.

Система образования после 1864 года:

начальное образование среднее образование высшее образование

(начальные школы

различных типов: гимназии

государственные,

земские, церковно-

приходские, воскрес- классические реальные Университеты

ные; срок обучения- (обучение 8 лет, (обучение 7 лет, (1864г.- новый

3 года). готовили моло- готовили к раз- университетский устав,

дежь для пос- личным отраслям который восстановил их

тупления в уни- промышленности автономию).

верситеты). и торговли; доступ

в университеты для

их выпускников был

закрыт).

Принимали детей всех сословий, но была высокая плата за обучение

4.Финансовая реформа.

Существенную роль в приспособлении российского гос. аппарата к условиям буржуазного развития сыграла финансовая реформа. Её сущность сводилась к трём основным элементам. Первый из них - это упорядочение государственных финансов. ( ликвидация финансовой самостоятельности министерств и ведомств и введение единого гос. бюджета и единой общегосударственной кассы - казначейства. гласность бюджета. Появление Гос. банка -1860 год). Второй - отмена государственной кредитной монополии, что привело к созданию широкой сети коммерческих банков.

Третий - изменение налоговой системы. Были упразднены винные откупа, а взамен введена свободная торговля спиртным с уплатой акцызного сбора в казну. Упразднён соляной налог. Подушная подать также упразднена и заменена поземельным налогом для крестьян и землевладельцев и подоходным для остальных налогоплательщиков. Таким образом, налоговая система также стала всесословной.

5.Военная реформа.

Поражение России в Крымской войне показало, что необходимо реконструировать всю военную систему. Комиссия «для улучшения военного дела» была создана еще в ходе войны. Однако к преобразованиям наделе приступили лишь в 1861 г., когда военным министром стал Д. А. Милютин, высокообразованный и прогрессивный деятель. Военная реформа проводилась до 1874 г.

Милютин исходил из принципиального положения о необходимости сокращения армии в мирное время и ее значительного увеличения во время войны за счет обученных резервов. Были реформированы военно-учебные заведения. Для всех сословий были открыты военные гимназии и юнкерские училища для подготовки младших офицеров, созданы Военная юридическая и Морская академии.

В результате реформы были отменены рекрутские наборы и введена всеобщая воинская повинность. Ее отбывали все мужчины без различия сословий, достигшие 20 лет, годные к службе по здоровью. Срок службы в армии был значительно сокращен: вместо 25 лет в пехоте - 6 лет, во флоте - 7 лет. От военной службы освобождались: единственный сын, единственный кормилец в семье, призывник, у которого старший брат служит или отслужил в армии, а также народы Севера, Средней Азии, часть жителей Кавказа и Сибири. Для имеющих высшее образование служба составляла полгода, для выпускников гимназий - полтора года, для окончивших городскую школу - до трех лет, для получивших начальное образование - до четырех лет.

Была изменена система военного управления: в России вводилось 15 военных округов, управление которых подчинялось лишь военному министру. Были отменены телесные наказания, улучшено питание, переоборудованы казармы, солдат стали обучать грамоте. Происходило перевооружение русской армии.

Итог: В результате военной реформы Россия получила массовую армию современного типа.

5.Значение либеральных реформ 60-70-х годов XIX в.

Либеральные реформы стали крупным явлением в истории России, они изменили весь уклад жизни государства. Были созданы современные органы самоуправления и суда. Реформы способствовали росту производительных сил страны, ее обороноспособности. Резко выросло гражданское самосознание населения, быстрыми темпами стало распространяться просвещение, улучшилось качество жизни. Россия сделала первые шаги в процессе создания цивилизованных форм государственности.

Воплощение реформы в жизнь проходило очень сложно. Реформы разрабатывали молодые либералы, а претворяли в жизнь старые чиновники-консерваторы. Александр II стремился корректировать реформы, чтобы сохранить социальную стабильность в стране.

4.Обобщение нового материала.

Тестирование:

1)Какие из названных вопросов входили в число тех, которыми занимались земства?

а) вопросы сельского благоустройства и медицинского обеспечения;

б) законодательная деятельность;

в) передел крестьянской земли внутри общины;

г) судопроизводство.

2)Что из названного было результатом судебной реформы 1864 г.?

а) образован единый суд для представителей всех сословий;

б) помещики потеряли право суда над крестьянами;

в) ограничена состязательность судебного процесса;

г) присяжным заседателям передали функции адвокатов.

3).К правлению какого монарха относится понятие «эпоха Великих реформ»?4).Какое название получили выборные органы местного самоуправления, созданные в ходе Великих реформ 60-70-х гг. XIX в.?

5).Что из названного относится к последствиям реформ 1860-1870-х гг.?

а) ограничение самодержавия;

б) укрепление сословного строя;

в) развитие рынка вольнонаемного труда;

г) разрушение крестьянской общины.

6).Какие из перечисленных положений относятся к содержанию военных реформ 1860-1870-х гг.?
А) создание рейтарских войск
Б) деление страны на военные округа
В) введение всеобщей воинской повинности
Г) техническое перевооружение армии
Д) учреждение Военного министерства
Е) создание Генерального штаба.

5.Домашнее задание: § 21-22 ( до пункта «Претворение реформ в жизнь»).






© 2010-2022