ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА ЗАРОЖДЕНИЕ ДЕМОКРАТИИ В АФИНАХ

Раздел История
Класс 5 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА

«Зарождение демократии в Афинах»


ФИО (полностью)

Гиззатова Галия Султановна

Место работы

МКВ(с)ОУ г.Астрахани «О(с)ОШ №3»

Должность

учителя истории и обществознания

Предмет

история

Класс

5

Тема и номер урока в теме

Зарождение демократии в Афинах

Базовый учебник

А.А. Вигасин, Г.И. Годер, И.С.Свенцицкая

«История Древнео мира», Просвещение, 2011

Цель урока: сформировать у учащихся понимание причин и значение проведения реформ Солона.

Планируемые результаты:

Предметные: знать понятия «демократия», «реформа», «Народное собрание», «гражданин», основные положения и итоги реформ Солона.

Метапредметные: уметь работать с документальными источниками, развивать умение отбирать самостоятельно нужные факты, события, делать

выводы, формулировать вопросы; уметь вести диалог на основе

равноправных отношений и взаимного уважения;

Личностные: уметь высказать и отстаивать свою точку зрения по основной

проблеме урока.

Тип урока - урок усвоения новых знаний

Формы работы учащихся - интерактивное занятие

Основные понятия темы: «демократия», «реформа», «гражданин», «Народное собрание»

Необходимое оборудование: мультимедийный проектор, раздаточный материал с текстом документа и вопросами к нему, жетоны (красного, желтого цвета)

Идея занятия: Данный урок по теме «Зарождение демократии в Афинах»проводится в 5 классе по учебнику «История Древнего мира» Вигасин А.А., Годер Г.И., Свенцицкая И.С. и разработан в соответствии с требованиями ФГОС. Учебное занятие по изучению и первичному закреплению новых знаний и способов деятельности.

ХОД УРОКА

  1. Организационный блок. Подготовить класс к работе в группах.

  2. Мотивационный блок.

- Ребята, я хочу вам рассказать басню

Отрывок из басни:

Вот, что однажды сказал Соловью пестрогласному Ястреб,
Когти, вонзивши в него и неся его в тучах высоких.
Жалко пищал Соловей, пронзенный кривыми когтями,
Тот же властительно с речью такою к нему обратился:
«Что ты, несчастный пищишь? Ведь намного тебя я сильнее!
Как ты не пой, а тебя унесу я куда мне угодно.
И пообедать тобой я могу, и пустить на свободу.
Разума тот не имеет, кто меряться хочет с сильнейшим:
Не победит он его,- к униженью лишь горе прибавит!»
Вот, что стремительный Ястреб сказал, длиннокрылая птица.

- Как вы думаете, случайно ли я прочитала вам эту басню?

- Кто является главными героями басни?

- С какими слоями населения Древней Греции можно соотнести данных героев? (для этого вывести на экран слайд со схемой основных слоев населения)

Ответы учащихся. Заполнение схемы следующего слайда

(Ребята определяют: Ястреб - это аристократ, Соловей - демос)

- Считаете ли вы данное общество справедливым? Что нужно сделать, чтобы улучшить положение демоса?

Ответы учащихся (ребята определяют, что необходимы изменения в обществе)

Учитель вводит понятие «реформа», а учащиеся записывают определение в тетрадь (слайд)

- Как вы думаете, о чем сегодня пойдет речь на уроке? (определение темы урока учащимися) Кто-либо из вас был знаком с данным понятием? У нас в стране проводятся реформы?

В начале VI в. до н.э. вражда между демосом и аристократами усилилась. Дело дошло даже до вооруженных столкновений между ними. Эта междоусобица ослабляла Афинское государство и наносила ущерб всем его гражданам. Тогда противники обратились с просьбой примирить их к самому уважаемому в Афинах человеку - Солону.

- Итак, тема нашего урока «Зарождение демократии в Афинах». Мы познакомимся с реформами Солона. И в конце урока мы должны с вами ответить на вопрос: всегда ли реформы дают положительный результат? (проблемный вопрос)

3. Информационный блок.

1. Выступление учащегося

Выступает ученик с подготовленным сообщением о Солоне (слайд)

Вопрос учащимся: Как вы думаете, почему и демос, и аристократы уважали Солона?

(Ребята говорят о том, что аристократов привлекали знатное происхождение Солона, его образованность, демос же привлекали деловые качества Солона - сумел разбогатеть, занимаясь торговлей, но не кичился богатством, не презирал бедняков, был честным).

2. Физминутка

- Ребята, давайте встанем и разомнемся

Чтобы сильным стать и ловким,
Приступаем к тренировке (шагаем на месте)

Круг почета пробежать (бег на месте),

Или тяжести поднять (сгибание и разгибание рук)

Сделать вдох и сделать выдох (вдох-выдох)

Сделать выдох, сделать вдох (выдох-вдох)

Будь атлет всегда готов! (аплодисменты)

3. Работа с историческим документом.

Учитель раздает группам раздаточный материал (приложение 1)

Первая группа работает с 6-7 пунктами документа, а вторая - 8-10.

Беседа по вопросам к документу.

Вопросы для первой группы (приложение 2)

Ответы учащихся:

- Законы Дракона, за исключе­нием законов об убийствах

- Он отменил как частные, так и государственные долги.

- Он разделил население на четыре класса по имущественному признаку.

- Предоставленные права были для всех групп населения, но права были разного объема. Кроме того, народ мог обращаться в суд в том слу­чае, если происходило нарушение прав.

Вопросы для второй группы (приложение 3)

Ответы учащихся:

- Раньше права имели только бо­гатые, а сейчас все. Это было очень важно для демоса.

  • Совет четырехсот.

  • Он должен был следить за выполнением его законов.

  • Потому, что он теперь мог участвовать в голосовании.

4. Самостоятельная работа учащихся с текстом Вигасина (п. 3 на с. 141-142 (со второго абзаца).

Задание: выяснить, как изменился суд при Солоне.

Ответы:

а) Судьями могли быть выбраны любые граждане государства независимо от их состояния, не моложе 30 лет и не замеченные в дурных поступках.

б) На судебном заседании мог присутствовать любой афинянин.

в) Решение суда определялось большинством голосов судей.

5. Работа с новыми терминами (слайд)

-Ребята, с какими новыми понятиями мы познакомились?

Запись понятий учащимися в тетрадь
Граждане
- все свободные жители Афин.

Народное собрание - орган, который решал важные государ­ственные дела, в его работе участвовали все граждане Афин.

Демократия - власть демоса или народовластие.

4. Аналитический блок

- Какие реформы провел Солон?

Ответы учащихся:

- освобождение должников от рабства;
- сняты долговые камни; заложенные участки вернули их владельцам;
- возвращение в Афины проданных в рабство за долги;
- равенство всех перед законом.

- Какое значение имели эти изменения? (установилась демократия)

- Все ли были довольны его реформами? (Аристократы были недовольны отменой долгового рабства, демос - не произвел передел земли, а чужеземцы - не имели прав и для них сохранялось рабство)

- Какие реформы проводятся у нас в стране? (ответы учащихся)

- Можно ли назвать наше государство демократичным? А почему?

Ребята, давайте мы с вами составим синквейн со словами:

- первая группа - демократия

- вторая группа - реформа

Примерные ответы учащихся:

Демократия:

- народная, справедливая

- защищает, изменяет, разрешает

- В Афинах установилась демократия

- Народ

Реформа:

- государственная, важная

- проводит, изменяет, преобразует

- Солон провел реформы

- Здорово

Вывод урока:

- Реформы Солона заложили в Афинах основы демократии, то есть власти демоса.
- Государство защищало своих граждан, охраняло их права. Главной ценностью была свобода гражданина. Даже последний бедняк отныне мог не бояться долгового рабства.
- Граждане должны были активно участвовать в жизни своего государства, не быть безучастными к его проблемам.

5. Оценочный блок

6. Рефлексивный блок

- Ребята, закончите предложения:

Урок был для нас полезным, потому что……

Оказывается, что демократия…

Оказывается, что реформа…

Оказывается, Солон…

Как мы можем использовать полученные знания?

Домашнее задание: § 30, вопросы в конце параграфа; подготовить сочинение-рассуждение «Последствия солоновских реформ»; для любознательных: прочитайте рассказ Ге­родота «Солон и лидийский царь Крез» и ответьте на вопрос: «Почему царь Лидийского царства Крез назвал Солона совер­шенно глупым человеком?»

Приложение 1.

Аристотель. Афинская полития

  1. Взяв дела в свои руки, Солон освободил народ и в текущий мо­мент, и на будущее время... Затем он издал законы и произвел отмену долгов, как частных, так и государственных.

  2. Государственный строй, который установил Солон, и законы, которые он издал, были новые; законы же Дракона перестали приме­нять, за исключением законов об убийствах.

Солон установил эти законы на сто лет и дал государству следующее устройство. На основании оценки имущества он ввел разделение на четыре класса... на пентакосиомедимнов, всадников, зевгитов и фетов. (Все клас­сы были гражданами, имеющими собственность)... Каждому классу он представил должность сообразно с величиной имущественной оценки...

8. Высшие должности Солон сделал избирательными по жребию. Далее, он учредил Совет четырехсот... а совету ареопагитов на­значил охранять законы...

9... .Вот какие три пункта в солоновском государственном устрой­стве являются наиболее демократичными: первое и самое важное - от­мена личной кабалы... далее - предоставление всякому желающему выступать истцом за потерпевших обиду; третье - апелляция к народ­ному суду. И действительно, раз народ участвует в голосовании, он становится властелином государства.

10. ...Но раньше законодательства он произвел отмену долгов, а после всего этого увеличение мер, весов и монеты.

Крушкол Ю.С. Хрестоматия по истории Древнего мира.

М, 1987. С. 130-132.

Приложение 2

- Чьи законы отменил Солон?

- Как в законах Солона решали вопрос о долгах населения?

  • На какие четыре группы разделил население Солон?

  • Какие права Солон дал каждой группе?

Приложение 3

  • Какое значение это имело?

  • Какой новый орган власти создал Солон?

  • Чем занимался совет ареопагитов?

  • Почему в документе народ назван властелином государства?

© 2010-2022