Конспект урока истории Золотой век Екатерины Великой

Раздел История
Класс 10 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

10 класс История России Урок 93. Дата проведения ____________

Тема урока: «Золотой век» Екатерины II

Цели урока: - характеристика внутренней политики Екатерины II; определение сущности политики «просвещенного абсолютизма»;

- давать характеристику правления Екатерины II;

- анализировать изученное; - оценивать исторические события; - работать в парах.

Основные понятия:

Дворянское собрание - орган дворянского сословного самоуправления в Российской империи в 1785-1917 гг. Один раз в 3 года собирались губернские и уездные дворянские собрания. В ведении собраний находились дворянские и общеместные дела, выборы предводителей дворянства, исправников и др.

Жалованная грамота - документ, выдававшийся высшей властью в России (великим князем, царем, императором), о предоставлении каких-либо прав или льгот отдельным лицам и монастырям (с XII в.) или группам населения (с XVII в.). Жалованные грамоты дворянству (свод сословных привилегий) и городам (основы самоуправления) 1785 г.

«Просвещенный абсолютизм» - обозначение политики абсолютизма в ряде европейских стран во второй половине XVIII в., которая выражалась в преобразовании наиболее устаревших социальных институтов (упразднение некоторых сословных привилегий, подчинение церкви государству, реформы - крестьянская, судебная, школьного обучения, смягчение цензуры и др.). Представители «просвещенного абсолютизма» (Иосиф II в Австрии, Фридрих II в Пруссии, Екатерина II в России - до начала 70-х гг. XVIII в. и др.).

Персоналии:

Екатерина II Великая, Екатерина II Алексеевна Великая (урождённая София Августа Фредерика Анхальт-Цербстская, в православии Екатерина Алексе́евна; 21 апреля (2 мая) 1729, Штеттин, Пруссия - 6 (17) ноября 1796, Зимний дворец, Петербург) - императрица всероссийская с 1762 по 1796 годы. Дочь князя Ангальт-Цербстского, Екатерина пришла к власти в ходе дворцового переворота, свергнувшего с престола её непопулярного мужа Петра III. Екатерининская эпоха ознаменовалась максимальным закрепощением крестьян и всесторонним расширением привилегий дворянства. Границы Российской империи были значительно раздвинуты на запад . Система государственного управления впервые со времени Петра I подвергнута реформированию. В культурном отношении Россия окончательно вошла в число великих европейских держав, чему немало способствовала сама императрица .

Княгиня Екатери́на Рома́новна Да́шкова урождённая Воронцова. Подруга и сподвижница будущей императрицы Екатерины II, активнейшая участница государственного переворота 1762 года. После восшествия на престол Екатерина II охладела к подруге .

Гаврии́л (Гаври́ла) Рома́нович Держа́вин - русский поэт и драматург эпохи Просвещения, государственный деятель Российской империи, сенатор, действительный тайный советник.

Степа́н Петро́вич Крашени́нников - русский ботаник, этнограф, географ, путешественник, исследователь Сибири и Камчатки, автор знаменитой книги «Описание земли Камчатки» (1756).

Первый русский профессор натуральной истории и ботаники Академии наук (1750). Ректор Университета Академии наук и инспектор Академической гимназии (1750).

Ива́н Ива́нович Лепёхин - русский путешественник, естествоиспытатель и лексикограф.

Светлейший князь (с 1772)

Григо́рий Григо́рьевич Орло́в - генерал-фельдцейхмейстер, фаворит императрицы Екатерины II, строитель Гатчинского и Мраморного дворцов. От него императрица имела незаконного сына Алексея, родоначальника графского рода Бобринских.

Граф Ники́та Ива́нович Па́нин - русский дипломат и государственный деятель из рода Паниных, наставник великого князя Павла Петровича, глава русской внешней политики в первой половине правления Екатерины II, автор плана «Северного Аккорда» и одного из первых в России конституционных проектов.

Станислав II Август Понятовский - последний король польский и великий князь литовский в 1764-1795 годах

Светлейший князь Григо́рий Алекса́ндрович Потёмкин-Таври́ческий - русский государственный деятель, который руководил присоединением к Российской империи и первоначальным устройством Новороссии, где обладал колоссальными земельными наделами и основал ряд городов, включая современные областные центры Днепропетровск (1776), Херсон (1778) и Николаев (1789). Возвысился как фаворит, а с 8 июня 1774 года .

Основные даты и события

1762-1796 гг. - правление Екатерины II.

1763 г. - реформа Сената.

1764 г. - ликвидация гетманства на Украине.

1767-1768 гг. - деятельность Уложенной комиссии.

1774 г. - указ об упразднении Уложенной комиссии.

1775 г. - «Учреждение о губерниях».

1785 г. - Жалованная грамота дворянству и городам.

План изучения нового материала:

1. Власть. Уложенная комиссия.

2. Реформаторская деятельность Екатерины II.

3. Конец эпохи «просвещенного абсолютизма». Личность Екатерины II.

Ход урока.

1. Организационное начало урока.

2. Проверка домашнего задания.

А) Устный опрос

- Семилетняя война

- Император Петр III

Б) Индивидуальная работа. Работа с документом стр. 58

В) Проверка с письменного д/ задания. Синквейн об одном из представителей эпохи дворцовых переворотов.

3. Работа по теме урока.

А) Вступительное слово учителя.

Эпоха Екатерины II (она царствовала 35 лет) составляет весьма значимый этап в истории России. Екатерина II, пришедшая к власти в результате дворцового переворота, может по праву считаться правительницей, завершившей серию реформ XVIII в.

Характеристику положения в стране к началу царствования Екатерины II учащиеся дают самостоятельно, используя материал учебника.

Они могут отметить, что начало правления Екатерины II пришлось на время, когда Россия вступила в полосу начавшегося разложения феодальных отношений, острого экономического и политического кризиса. В мемуарах Екатерина II писала, что «казна была пуста, армии не плачено за несколько лет, тысячи крестьян находились в открытом бунте». В этих условиях императрице нужно было найти новую политику, которая и получила название политики «просвещенного абсолютизма». Программа царствования была представлена в виде «Наказа» Уложенной комиссии, созванной в 1767 г., что явилось наивысшей точкой политики «просвещенного абсолютизма».

Далее учитель предлагает учащимся сформулировать основное содержание этой политики. Они могут предложить следующую формулировку: оказание дворянству помощи в приспособлении к развивающимся товарно-денежным отношениям. По сути, «просвещенный абсолютизм» - это попытка власти в условиях нараставшего кризиса социально-экономических отношений проводить гибкий курс, приспосабливаться с целью самосохранения к новым условиям общественного развития.

Б) Учащиеся самостоятельно читают пункт: Власть. Уложенная комиссия. Записывают цель и итоги.

Уложенная комиссия - 1767-1769 гг.

Цель - созывались для систематизации законов.

Итоги - создать новое уложение не удалось

- комиссия дала обильный материал для выяснения «нужд»

- укрепление положения Екатерины на троне

Работа по составлению схемы «Состав Уложенной комиссии» выполняется под руководством учителя.

Уложенная комиссия

Нерусские народы

Государственные крестьяне

Конспект урока истории Золотой век Екатерины ВеликойКонспект урока истории Золотой век Екатерины Великой

Конспект урока истории Золотой век Екатерины ВеликойКонспект урока истории Золотой век Екатерины ВеликойКонспект урока истории Золотой век Екатерины ВеликойКонспект урока истории Золотой век Екатерины Великой

горожане

казаки

дворяне

Коллегии, Сенат, Синод

В) Учащиеся составляют сравнительную таблицу реформы Екатерины II и сравнивают ее с реформами, проведенными при Петре I, комментируя изменения .

РЕФОРМЫ

направление

Петр I

Екатерина II

Реформы центрального и местного управления

Ближняя канцелярия (1699г.)

Сенат (1711г)

Введение 11 коллегий (1720 г.)

Синод (1721.)

Губернская реформа (1708-1710гг.)

Подушная перепись населения (1718 г.)

Податная реформа (1718-1724 гг.)

Ликвидация автономий Запорожской сечи (1791 г.) Донского казачества (1775 г.) Волжского казачества (1781г.)

Губернская реформа (1775г.)

Экономические реформы

Создание Бурмистерской палаты или Ратуши, Главного магистрата

Создание цехов ( 1722 г.)

Покровительственный таможенный тариф (1724г.)

Свобода открытия промышленных предприятий ( 1775г.)

Повышение оплаты труда приписных крестьян (1779г)

Сословные реформы

Указ о единонаследии ( 1714 г.)

Табель о рангах (1722г.)

Жалованные грамоты дворянству и городам ( 1785 г.)

Г) Итоги «просвещенного абсолютизма» во внутренней политике:

1) Усиление самодержавия за счет модернизации и совершенствования системы управления.

2) Расширение прав и свобод дворянства, превращение его в привилегированное сословие - опору самодержавия.

3) Усиление власти помещиков над крестьянами.

4) Поощрение экономического развития страны.

5) Развитие просвещения и культуры.

4. Закрепление изученного на уроке. Подведение итогов урока.

Формулируя вывод урока, учащиеся могут отметить, что благодаря деятельности Екатерины II страна относительно благополучно миновала рубеж XVIII-XIX вв. Однако на этом потенциал традиционной системы был исчерпан, а ее дальнейшее существование вело ко все большему отставанию от Западной Европы.

5. Домашнее задание. § 47, стр. 59-66, сочинение-эссе

© 2010-2022