- Преподавателю
- История
- Разработка урока по истории на тему: Природа и люди древней Индии
Разработка урока по истории на тему: Природа и люди древней Индии
Раздел | История |
Класс | 5 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Бордюгова Н.В. |
Дата | 06.12.2016 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Класс: 5 Урок истории: ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО МИРА
Раздел: Древняя Индия и Китай.
Тема: Природа и люди Древней Индии.
Тип урока: Урок изучения нового материала
Вид урока: Урок-путешествие.
Цель урока: Познакомить обучающихся с новой страной - Индией, её природными особенностями , верованиями и занятиями населения Индии.
Задачи урока:
-
формирование представлений о местоположении, природных условиях и занятиях жителей Древней Индии; познакомить с новыми терминами и понятиями
-
развитие картографических умений, восприятия, внимания, расширение кругозора; продолжить работу по формированию умения работать с историческим источником и учебником
-
воспитывать интерес к культуре и жизни народа другого государства.
Форма организации деятельности:
-
фронтальная,
-
индивидуальная
Структура урока
1. Организационный этап.
2. Подготовка к активному усвоению новых знаний.
3. Изучение новой темы:
-
местоположение Индии;
-
природные условия Индии;
-
занятия жителей Древней Индии
-
верования индийцев.
4. Подведение итогов
5. Объяснение домашнего задания
Оборудование
-
учебник: Вигасин А.А. "История Древнего мира". Просвещение, 2011г;
-
компьютер;
-
мультимедийный проектор;
-
презентация, киноотрывок;
-
отрывки из документа "Диодор Сицилийский. Историческая библиотека" по количеству групп;
-
отрывки из поэма «Махабхарата» для каждого ученика ;
-
плакат с кораблём, паруса, карта Индии, Египта, Междуречья, Финикии, Палестины, магниты цветные;
-
план работы для каждой группы;
-
«Волшебный сундучок» : пакетики с символами Индии сахара, чая, пряностей, хлопчатник, рис;
-
раздаточный материал для каждого ученика для игры «Размытое письмо», «бутылка»
Методы
-
словесный,
-
наглядный,
-
практический.
Предполагаемый результат:
-
Освоение программного материала по теме "Природа и люди Древней Индии" учащимися класса.
-
Расширение кругозора.
-
Приобщение к достижениям древнеиндийской цивилизации.
ХОД УРОКА.
1.Организационныймомент.
( до урока обучающиеся делятся на группы и расходятся по своим рабочим местам)
1.Приветствие.
Друзья мои, звенит звонок
И рада я начать урок
Нас впереди открытья ждут,
Итак, вперёд и в добрый путь!
2. Актуализация знаний.
Учитель: Ребята, сегодня мы продолжим путешествовать по Древнему миру и познакомимся с древнейшей цивилизацией, но прежде давайте вспомним с какими государствами вы уже познакомились. Для этого я раздам каждой группе карточку, прочитайте её внимательно и попытайтесь ответить, о каком государстве в ней рассказано, а так же покажете его на карте.(выполнение задания 2 минуты ( приложение 1.), называют государства и показывают его на карте: Египет, Финикия, Палестина, Междуречье.)
3.Мотивация.
Учитель. Молодцы. Теперь я вижу, что мы можем отправлять в путешествие. Поплывём мы с вами вот на этом корабле. Но куда? На этот вопрос вы мне ответите сами, после просмотра киноотрывка. ( просмотр киноотрывка из к/ф «Садко») Вывешивается карта Индии
Учитель: Как вы думаете, ребята, с историей какой страны мы начинаем знакомиться на этом уроке? (Дети отвечают:"Индия").
4.Подготовка к активному усвоению новых знаний .
Учитель: Тема нашего путешествия "Природа и люди Древней Индии".(Презентация - слайд №1 ). Запишите число и тему в тетрадь (На доске -карта Индии.)( на слайде №2 схема -опора для постановки цели урока)Как вы считаете, о чем мы с вами сегодня будем говорить на уроке?
(Дети сами высказывают предположения:"Где находится Индия, какие главные реки протекают по территории Индии, чем занимались жители Древней Индии").
Учитель: Сегодня нам предстоит разобрать такие вопросы в нашем путешествии: (Презентация - Слайд № 3) раздаются по 2 плана-опоры для каждой группы(раздаются план-опоры на столы по 2 на путешествия:
ГПлан путешествия:
-
Географическое положение Древней Индии.
-
Природные особенности Индии.
-
Занятия населения Древней Индии.
-
Верования индийцев.
Внимание мы отправляемся в страну чудес(слайд №4) именно так называли её греки, а почему мы с вами попытаемся ответить в конце нашего путешествия.
II. Изложение нового материала.
Итак, мы начинаем наше путешествие по Древней Индии. Но для того, чтобы не заблудиться нам нужно знать, где находится эта страна, и уметь находить ее основные географические объекты.
1.Изучение нового материала:
Учитель: Для работы нам необходима карта. Она находится в учебнике на стр.92. А у меня на доске. Индия находится в южной части Азии. На полуострове Индостан. Найдем на карте. Полуостров - это часть суши, с трех сторон омываемая водой: морями, океанами.
Учитель: А сейчас мы с вами поработаем с документом. Это отрывок из сочинения Диодора Сицилийского "Историческая библиотека". У каждой группы лежит свой текст документа) (Приложение № 3).
Чтение первого отрывка: Индия омывается водами с трёх сторон…
Учитель: Что мы узнали из этого отрывка? А как называется часть суши, омываемая с трёх сторон водой? Посмотрите на карту, водами какого океана омывается Индия.?(полуостров.Индийский океан)
Ответ. Индийского океана.
Верно с трёх сторон она омывается Индийским океаном.
Чтение второго отрывка: Много в Индии широких плодородных равнин, отличающихся красотой и пересеченных множеством рек.
Учитель: Что мы узнали из этого отрывка? (Дети отвечают: "в Индии есть равнины и реки")
Учитель: Верно, а вы уже знаете, что люди поселяются там, где есть реки. Почему? (ответы обучающихся) В Индии протекают две больших реки: Инд и Ганг. (Презентация, слайд № 5-6). Давайте запишем их названия в тетрадь, выделяя цветным стержнем. Обратите внимание на сигналы на доске (зелёный и синий магниты и мел!) Свое название страна получила от названия реки Инд. Воды Ганга жители Индии считают священными.
Чтение третьего отрывка: "Много в Индии больших гор, поросших всевозможными, приносящими плоды деревьями "
Учитель: Что мы узнали из этого отрывка? (Дети отвечают: "в Индии есть горы")
Учитель: Посмотрите на карту. Как называются горы, о которых упоминает Диодор Сицилийский? (Дети отвечают:Гималаи). (Презентация, слайд №7) давайте запишем их название в тетрадь.
Учитель: Вершины Гималаев сплошь покрыты льдами и снегами. Кстати, слово "Гималаи" означает "жилище снега". В Гималаях находится самая высокая на земле вершина. Джомолунгма - в переводе "поднебесное жилище богов". Древние индийцы верили, что на вершине горы обитают боги. Гималаи не дают проникнуть в Индию холодным ветрам с севера. (Презентация, слайд №8).
Чтение четвёртого отрывка: "Индия никогда, говорят, не знала голода. .. Ведь каждый год там бывает по два дождливых сезона - один зимний :, другой - летний:"
Учитель: Что мы узнали о климате Индии? (Дети отвечают: "там идут дожди").
Учитель: Дожди в Индии идут часто, Гималаи не дают проникнуть в Индию холодным ветрам с севера. Именно поэтому в Индии влажно и очень жарко. Из-за этих особенностей климата большая часть территории страны покрыта непроходимыми лесами - джунглями. (Презентация, слайд №8).Запишите новый термин и его определение используя цветной стержень.
ИТОГ, Вот мы с вами и узнали, что Индия находится на юге Азии на полуострове Индостан, с трёх сторон он омывается Индийским океаном, а на севере Индии находятся горы Гималаи. По её территории протекают две крупные реки Инд и Ганг. ( по одному представителю от группы к карте и показ)Покажите на карте. Где же находится Индия?( на юге Азии, на полуострове Индостан) Какие реки протекают по её территории? (Инд и Ганг) Какой океан омывает её берега? (Индийский)Какие горы находятся на севере Индии (Гималаи). А как называются труднопроходимы леса в Индии? (Джунгли)
2.Самостоятельная работа учащихся с историческим источником(поэма Махабхарата)и учебником
Я приглашаю вас заглянуть в джунгли. Работая с текстом учебника (пункт 2.стр91-92), вы найдете информацию о растительном мире джунглей.
Беседа с учащимися по прочитанному.
- Что такое джунгли? (густые, труднопроходимые места)
- Какими фруктами мог питаться человек, который оставался ночевать в джунглях? Зачитайте ответ.(бананами, плодами манго, кокосовыми орехами)
А для знакомства с животным миром вам нужно познакомится с исторический документом и ответить на вопросы. Я читаю, вы следите по тексту. (Задание всем понятно?) Работаем.
В ветвях деревьев гнездились,
шумели, порхали и пели
Птицы лесные и всюду…
в дикой глуши попадались
То кабан, то шакал, то буйвол,
то рысь, то пантера…
И светлая влага кипела
Множеством рыб, крокодилов и змей…
…и ветви обвивши хвостами,
С криком качались на них обезьяны,
по сучьям деревьев
Ползали, перьями ярко блестя, попугаи…
Беседа по документу.
- Назовите представителей животного мира, обитавших в джунглях?
- Чем опасны были джунгли? (ядовитыми насекомыми, змеями, разными хищными зверями)
Учитель: Верно. Человек, попавший в джунгли, не боялся умереть с голода. Здесь всегда можно найти еду, ведь в джунглях растут орехи, ягоды, бананы, манго, цитрусовые. Но в джунглях человека подстерегала опасность:(Презентация, слайд №9-10). Там водится множество зверей и птиц. Здесь живут страшные тигры и пантеры, ловкие обезьяны, ядовитые змеи. Особенно индийцы боялись змей и старались их задобрить. Они раскладывали вокруг своих домов кусочки еды и говорили: "Угощайтесь, но нас не трогайте". Еще в Индии водился слон. (Презентация, слайд №11). Индийцы приручили слона. Он переносил тяжести и даже участвовал в сражениях- воины сидели на спине у слона и осыпали противника стрелами. У индийцев слон был одним из священных животных. Даже одним из главных богов был Ганеша, которого изображали с головой слона. (Презентация, слайд №12). Ребята, есть замечательная книга, в которой рассказывается о жизни джунглей. Эта книга называется "Маугли", её автор - Киплинг, по этой книге сняты фильмы, мультфильм. Советую вам прочитать её.
Физминутка:
Учитель: Давайте прогуляемся по джунглям. Повторяйте за мной движения:
-
заходим в сумерки джунглей и сначала ничего не видим, зажмуриваем глаза - открываем (несколько раз);
-
идем по тропинке ( ходьба на месте); стараемся высоко поднимать ноги - вдруг нам встретится змея (ходьба на месте с высоким подниманием бедра);
-
увидели птицу слева, справа (поворот головы влево вправо);
-
впереди увидели красивый цветок, понюхаем его (вытягивая шею вперед, втягиваем воздух носом);
-
раздвигаем лианы на пути (разводим руками: правой, левой, двумя);
-
вот вышли из джунглей, увидели солнышко, улыбнулись ему и потянулись вверх руками (потягивания).
Учитель: Шли мы по джунглям, и вышли к поселку. (Презентация, слайд №13). Индийцы занимались охотой, собирательством, разводили скот. С особой любовью они относились к корове. Она давала молоко, из которого делали простоквашу, масло. А вот мяса коровы индийцы не ели, она считалась священным животным. Тот, кто убивал корову, считался преступником. Но главным занятием жителей Древней Индии было земледелие (Презентация, слайд №14). А сейчас мы с вами немного поиграем, игра называется «Верю - не верю». Я буду сообщать вам дополнительную информацию о жизни древних индийцев. А вы мне будете говорить, верю или не верю.
Один из путешественников, вернувшихся из загадочной Индии, рассказывал: Какая удивительная страна - Индия. Там на кустах растёт белая шерсть. Он видел своими собственными глазами: земледельцы срезают белую шерсть с кустов, и делают из неё красивые и прочные ткани:
Учитель: Верите? ( ответы) А на самом деле это был хлопчатники ткань, которую делают из хлопка(Презентация, слайд №15).
Учитель: А ещё в Индии научились добывать порошок из растений и он слаще мёда. Верите? Как думаете что это?(ответы) Конечно это сахар, его добывают из сахарного тростника.(Презентация, слайд №16).
Кроме пшеницы и ячменя, которые нам хорошо известны, жители Индии выращивают диковинные культуры, а какие мы сейчас узнаем.
"Чудесный сундучок": В сундучке находятся рис, чай, сахар, перец.Ученики достают пакетики и комментируют.. (В процессе отгадывания на экране меняются слайды: (Презентация, № 17).
ИТОГ.Учитель: Вот сколько чудесных растений произрастает в Индии. Кто вспомнит, какие это растения?
Учитель: Но кроме посёлков существовали в Индии и города, найденные при раскопках. А как называют учёных занимающихся раскопками (Археологи). (Презентация, № 18-21).Широкие прямые улицы, двухэтажные кирпичные дома с канализацией, а домах украшения, детские игрушки и печати с загадочными , ещё никем не прочтёнными письменами. Почему покинули эти города люди, никто не знает. Это загадка для учёных. Но кто знает, может кто то из вас, вырастет, получит образование и раскроет эту тайну?
Учитель: А знаете, некоторые индийцы ходили по улицам с метёлочками в руках. Как вы думаете, почему? (по одному ответу от группы) Прочитайте ответ на стр.95. последний абзац параграфа. (читаем вслух) А почему? Найдите ответ в первом абзаце на стр. 95. и зачитайте его.
Итог. Действительно, индийцы верили в переселение душ и относились ко всему живому с милосердием, что бы ни расплачиваться за своё плохое отношение к животным после смерти.
IV. Закрепление. Ну что же наше путешествие подходит к концу, но за бортом мы выловили бутылку, а в ней текст, так иногда моряки отправляли письма, но некоторые слова размыло, видимо в бутылку попала вода. Нужно восстановить это размытое письмо, у вас на это 3 минуты, подпишите пожалуйста вверху свою фамилию. (выполнение задания) (Взаимопроверка на слайде №22)
Подведение итогов урока.
Ребята, а вы, помните на какой вопрос мы искали ответ в нашем путешествии. в.(слайд №4) Почему греки называли Индиюстраной чудес?
(Ответы учащихся)
ВЫВОД: Греки считали Индию страной чудес, потому что
-в Индии были благоприятные природные и климатические условия,
- плодородные земли;
- полноводные реки,
- защищенность от нападений врагов (Индийский океан, Гималаи);
- удивительные растения и животные.
V. Рефлексия Ребята, нам пора возвращаться, но давайте поднимем цветные паруса, по одному от каждой группы. Красный парус - если вам было интересно и всё удалось, жёлтыё - было интересно, но что - то не получилось, синий - не узнали ничего интересного.
VI. Домашнее задание. На слайде.
Оценивание и комментарии.
1.Это государство находилось на северо-востоке Африки, по его территории протекает река Нил. Управлял этим государством фараон. До нашего времени сохранились на его территории пирамиды и сфинкс. Это государство называется -_______________
2. Это государство находилось на восточном побережье Средиземного моря. Больших рек на его территории не было, но были три крупных города: Тир, Библ и Сидон. Его жители изготавливали прозрачное стекло, пурпурную краску из морских раковин, а так же создали алфавит. Это государство называлось - ____________________
3.Это государство находилось на восточном побережье средиземного моря, севернее Финикии. По его территории протекал река Иордан впадающая в Мёртвое море. Среди царей управлявших этим государством наиболее известен царь Соломон, прославившийся своей мудростью. Народ этого государства поклонялся одному Богу и даже построил ему красивый храм в Иерусалиме. Это государство называлось ____________________
4.Эта страна находилось в передней Азии. По её территории протекали крупные реки Тигр и Ефрат. Её население - шумеры превратили эту страну в цветущий край. Также из глиняных кирпичей они построили ступенчатые храмовые башни - зиккурат. Письменность шумеров называлась - клинопись. Эта страна называлась - …..
Что мы узнали об индии
Индия расположена на юге…………..
Северной границей Индии служат самые высокие горы …………..
Берега Индии с запада, востока и юга
омывает………………….. океан.
Самые многоводные реки Индии ………….. и …………….
Жители Индии научились выращивать…………….и делать из него легкие ткани.
Из сахарного тростника получали…………………..
Индия расположена на юге…………..
Северной границей Индии служат самые высокие горы …………..
Берега Индии с запада, востока и юга
омывает………………….. океан.
Самые многоводные реки Индии ………….. и …………….
Жители Индии научились выращивать…………….и делать из него легкие ткани.
Из сахарного тростника получали…………………..
Индия расположена на юге…………..
Северной границей Индии служат самые высокие горы …………..
Берега Индии с запада, востока и юга
омывает………………….. океан.
Самые многоводные реки Индии ………….. и …………….
Жители Индии научились выращивать…………….и делать из него легкие ткани.
Из сахарного тростника получали…………………..
Индия расположена на юге…………..
Северной границей Индии служат самые высокие горы …………..
Берега Индии с запада, востока и юга
омывает………………….. океан.
Самые многоводные реки Индии ………….. и …………….
Жители Индии научились выращивать…………….и делать из него легкие ткани.
Из сахарного тростника получали…………………..
Индия расположена на юге…………..
Северной границей Индии служат самые высокие горы …………..
Берега Индии с запада, востока и юга
омывает………………….. океан.
Самые многоводные реки Индии ………….. и …………….
Жители Индии научились выращивать…………….и делать из него легкие ткани.
Из сахарного тростника получали…………………..
Индия расположена на юге…………..
Северной границей Индии служат самые высокие горы …………..
Берега Индии с запада, востока и юга
омывает………………….. океан.
Самые многоводные реки Индии ………….. и …………….
Жители Индии научились выращивать…………….и делать из него легкие ткани.
Из сахарного тростника получали…………………..
Индия расположена на юге…………..
Северной границей Индии служат самые высокие горы …………..
Берега Индии с запада, востока и юга
омывает………………….. океан.
Самые многоводные реки Индии ………….. и …………….
Жители Индии научились выращивать…………….и делать из него легкие ткани.
Из сахарного тростника получали…………………..
Индия расположена на юге…………..
Северной границей Индии служат самые высокие горы …………..
Берега Индии с запада, востока и юга
омывает………………….. океан.
Самые многоводные реки Индии ………….. и …………….
Жители Индии научились выращивать…………….и делать из него легкие ткани.
Из сахарного тростника получали…………………..
Индия расположена на юге…………..
Северной границей Индии служат самые высокие горы …………..
Берега Индии с запада, востока и юга
омывает………………….. океан.
Самые многоводные реки Индии ………….. и …………….
Жители Индии научились выращивать…………….и делать из него легкие ткани.
Из сахарного тростника получали…………………..
Индия расположена на юге…………..
Северной границей Индии служат самые высокие горы …………..
Берега Индии с запада, востока и юга
омывает………………….. океан.
Самые многоводные реки Индии ………….. и …………….
Жители Индии научились выращивать…………….и делать из него легкие ткани.
Из сахарного тростника получали…………………..