- Преподавателю
- История
- Урок по истории Древнего мира по теме Восстание Спартака
Урок по истории Древнего мира по теме Восстание Спартака
Раздел | История |
Класс | 5 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Резник Н.А. |
Дата | 09.12.2016 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Класс: 5, история.
Тема урока: «Восстание Спартака»
Цели урока:
Образовательная: создать условия для понимания учащимися причин восстания под предводительством Спартака и его поражения, познакомить с героической личностью Спартака, оценить роль личности Спартака в восстании;
Воспитательная: воспитывать чувство гуманного отношения друг к другу, умение слушать друг друга, формировать у учащихся активную созидательную позицию;
Развивающая: создать условия для развития у школьников навыков монологической речи, содействовать формированию у учащихся умений составлять рассказ, работать с историческими документами, анализировать, делать выводы, показывать на карте изучаемые объекты, содействовать развитию познавательного интереса к окружающей действительности.
Оборудование к уроку:
-
мультимедийные средства
-
карточки с заданиями
-
документы
Основные формы работы:
-
презентация
-
практикум (работа с документами)
-
фронтальная работа
-
групповая и индивидуальная работа
.Учебник: История Древнего мира. 5 класс». Вигасин А.А., Годер Г.И., Свеницкая И.С., М. «Просвещение» 2010.
Групповая работа. Класс делится на группы
Тип урока: урок изучения нового материала
Ход урока
-
Организационный момент
Эпиграф к уроку: (Слайд №1)
Он родился свободным
Под отеческим кровом,
Но в железные цепи
Был врагами закован.
Он теперь на чужбине,
Он теперь не свободен-
Никогда не увидит
Он Отчизны просторы.
О ком идет речь в этом отрывке? Кто такие рабы?
Раб - это человек лишённый всех прав и являющийся полной собственностью владельца
-
Актуализация опорных знаний учащихся по теме
-
Работа с классом (по группам).(Слайд №2)
а) Дискуссия по вопросам.
1 группа: Как люди попадали в рабство?
(В 3-1 веках Рим вел активную завоевательную политику, жители завоеванных территорий становились рабами, долговое рабство, дети рабов тоже становились рабами)
2 группа: Какой труд выполняли рабы в Италии?
( Рабы широко использовались во всех отраслях хозяйства. В Италии во II в. до н.э. появились крупные имения, в которых применялся труд десятков рабов. В таких имениях все меньше и меньше сеяли хлеб; земля отводилась под виноградники и оливковые рощи.)
3 группа: Каково же было положение рабов в Риме?
( Безжалостная торговля рабами и использование их труда на самых тяжелых работах, произвол и наказания стали обычными явлениями в Риме)
Учитель подводит детей к выводу о положении раба.
Расставьте утверждения в логической последовательности (от причины к последствиям): (Слайд №3)
а) к рабам относились не как к людям, а как к имуществу;
б) почти у всех римских граждан были рабы;
в) в результате завоеваний в Риме появилось много рабов;
г) восстание рабов.
Переход к изучению новой темы
Итак, мы с вами узнали, каким было положение рабов в Риме, как жили простые земледельцы. Рабов становилось все больше и больше. Недовольство и ненависть их к рабовладельцам росли. Наконец в 74-71 гг. до н. э. Спартак возглавил восстание рабов.
(Слайд № 4)
-
Выясним, как проходило восстание Спартака.
-
Изучение новой темы (Слайд № 5)
-
План
-
-
-
Причины восстания.
-
Героическая личность Спартака.
-
Ход восстания.
-
Причины поражения.
-
-
1. Работа с историческим документом.
-
Плутарх. Марк Красс, 8-11
Восстание гладиаторов, сопровождавшееся разграблением всей Италии и известное также под названием спартаковской войны, было вызвано следующими обстоятельствами.
Некий Лентул Батиат содержал в Капуе школу гладиаторов, большинство которых были родом галлы и фракийцы, попавшие в школу не за какие-нибудь преступления, но исключительно вследствие несправедливости хозяина, насильно заставившего их учиться ремеслу гладиаторов. Двести из них сговорились бежать; заговор был раскрыт по доносу, но семьдесят восемь человек, заранее узнавшие об этом, все же успели убежать, запасшись захваченными где-то кухонными ножами и вертелами. По пути они встретили несколько повозок, которые везли в другой город гладиаторское снаряжение, расхитили груз и вооружились. Заняв затем укрепленное место, гладиаторы выбрали себе трех предводителей. Первым из них был Спартак, по своему происхождению из кочевых племён Фракии - человек, который отличался не только выдающейся отвагой и физической силой, но по уму и доброте стоял выше своего положения и судьбы; он был скорее эллином, чем своего племени.
Крушкол Ю. С. Хрестоматия по истории Древнего мира.М., 1987. С. 211-212.
-
-
Беседа по вопросам к документу. (Слайд № 6)
-
-
Почему началось восстание рабов в городе Капуе? (Недовольство рабов, попавших в школу гладиаторов, тем, что их насильно сюда привезли и начали обучать военному делу. Кроме того, несправедливость хозяина по отношению к ним.)
-
Сколько рабов собиралось бежать из школы? (200 рабов, но сбежали только 78.)
-
Чем были вооружены восставшие рабы? (Кухонными ножами, вертелами.)
-
Кого выбрали своим предводителем восставшие рабы? (Предводителей было выбрано 3 человека, но первым из них был Спартак.)
Проблемное задание на урок: Как вы думаете, если бы не было Спартака, состоялось ли восстание рабов в Римской республике (Слайд № 7)
Физкультминутка №1(Слайд № 8)
Давно доказано на деле:
Здоровый дух в здоровом теле,
Об этом забывать нельзя.
Зарядка всем нужна, друзья.
Давайте проведем разминку.
Смотрим вверх, прогнули спинку.
Покачали головой:
Руки в крест перед собой
Пальцы сжали и разжали
Потянулись…. Вы устали?
-
-
Знакомство с героической личностью Спартака. (Слайд № 9)
-
Просмотр видеофрагмента «Спартак»
Задание для учащихся: выделить черты характера Спартака, которые помогли ему стать предводителем восстания.
- Спартак. Его атлетическая фигура, поразительная сила крепких мышц, совершенная гармония всех линий тела, несокрушимая, непреодолимая храбрость, несомненно, должны были выдвинуть этого человека, особенно в ту эпоху, когда физическая сила и твердость характера являлись главным условием успеха в жизни.
Спартаку исполнилось тридцать лет, и все те выдающиеся качества, о которых мы говорили, сочетались в нем с образованностью, редкой для его общественного положения, с возвышенным образом мыслей, благородством и величием души, блестящие доказательства которых он давал не раз.
Длинные волосы и густая борода обрамляли его красивое мужественное лицо с правильными чертами, озаренное светом голубых глаз, полных жизни, чувства, огня, они придавали его лицу, когда он был спокоен, выражение какой-то печальной доброты. Но в бою Спартак совершенно преображался, на арене цирка сражался гладиатор с искаженным от гнева лицом, глаза его метали молнии, вид его был ужасен.
Спартак родился во Фракии (современная Болгария), в Родосских горах. Он сражался против римлян, вторгшихся в его страну, попал в плен и за свою силу и храбрость был зачислен в легион, где проявил необычайную доблесть.
Джованьоли Р. Спартак. - М., 1986
-
-
Рассказ учителя. Ход восстания (Слайд № 9)
-
Почему рабы уходили к Спартаку?
Серьёзной проблемой для Спартака была организация войска. Что нужно было сделать Спартаку? Почему это было трудной задачей? (неорганизованная масса, верили в разных богов, многие плохо владели оружием).
Отряд римлян в три тысячи человек подошёл к Везувию. Римский военачальник приказал: «Разбейте лагерь у подножия Везувия! Стерегите спуск! Подлый сброд в ловушке».
1. «Чистая доска»
Вопросы на доске:
Как вы думаете, как отнеслось римское правительство к бегству гладиаторов?
-
-
Самостоятельная работа учащихся с текстом учебника. (Слайд № 10)
-
Прочитать пп. 2,3 на с. 235-236 Вигасина.
Беседа по прочитанному и работа по карте (с. 237 Вигасина).
-
Где первоначально устроили свой лагерь восставшие в Капуе рабы? (На вершине вулкана Везувий.) (Слайд № 11)
-
Куда направил восставших Спартак после того, как они выдержали бой у подножия Везувия? (На юг страны.)
-
Почему Спартак повел свое войско к Альпам? (Он понимал, что римляне сильны, что их будет трудно разбить, он хотел перейти горы и дать свободу своим воинам.)
-
Дойдя до Альп, куда повернул свое войско Спартак? (На юг Италии, на о. Сицилия.)
1. «Чистая доска»
Вопросы на доске:
Какую хитрость применил Спартак, чтобы покинуть Везувий?
Физкультминутка №2 (Слайд № 12)
Чтобы сильным стать и ловким,
Приступаем к тренировке (шагаем на месте)
Круг почета пробежать
(бег на месте),
Или тяжести поднять
(сгибание и разгибание рук)
Сделать вдох и сделать выдох (вдох-выдох)
Сделать выдох, сделать вдох (выдох-вдох)
Гладиатор, будь готов! (аплодисменты)
5. Рассказ учителя. (Слайд № 13)
Для разгрома восставших сенаторы направили полководца Красса. Он сумел «запереть» восставших на юге Аппенинского полуострова, создав сильное военное укрепление. Пираты, у которых Спартак хотел за плату взять суда, его обманули. Восставшие попали в западню. На помощь Крассу прибыли со своими войсками полководцы Помпей и Лукулл. Восставшие сражались храбро, но силы их были неравны, они были разбиты. Сам Спартак пал на поле боя».
Крушкол Ю. С. Хрестоматия по истории Древнего мира. М., 1987. С. 215.
-
Закрепление изученного материала
1. «Чистая доска»
Вопросы на доске:
Какие же меры предприняли римские власти?
2. «Чистая доска»
Вопросы на доске:
Почему восстание Спартака потерпело поражение? (Слайд № 14)
Ответы:
а) Войско Спартака уступало по своей организации регулярной армии римлян.
б) У Спартака не было четкого плана действий.
в) Восставших обманули пираты.
3. Индивидуальная работа (разноуровневые задания)
1 группа
Расшифруй послание.
В_____________году до н.э. в Риме вспыхнуло восстание рабов.
Его предводителем был человек по имени_______________________________
Когда-то он был свободным жителем ___________________________________.
Некогда он воевал с римлянами, попал в плен и был продан в_______________
Школа располагалась в городе__________________________________________
Однажды в школе возник заговор рабов. Он был раскрыт и жестоко подавлен.
Но (сколько человек?) ________________непокорным рабам удалось избежать расправы и покинуть школу.
Восставшие устроили свой лагерь на вулкане ____________________________________.
2 группа Тест «Восстание Спартака»
-
Когда началось восстание под руководством Спартака:
А) в 71 году до н э Б) в 74 году до н э В) в 85 г до н э
2. Рабы, трудившиеся в имениях в Италии, как правило, занимались:
А) выращиванием оливок и винограда
Б) ремеслами
В) выращиванием пшеницы и ячменя
3. В Риме рабы не могли быть:
А) врачами
Б) библиотекарями
В) землевладельцами
4. Спартак был родом из :
А) Карфагена Б) Фракии В) Греции
5. Восстание Спартака началось:
А) в крупном имении на острове Сицилия
Б) в гладиаторской школе Капуя
В)во время гладиаторского боя в Риме
6. Когда восстание Спартака было подавлено?
А) в 71 году до н э Б) в 74 году до н э В) в 85 г до н э
7. Найди лишнее.
Восстание Спартака потерпело поражение, потому что:
А) Рим имел огромное военное преимущество над восставшими рабами;
Б) Спартаку не удалось привлечь на свою сторону большого количества рабов;
В) у восставших не было ясного плана, их цели не раз менялись.
3 группа Установите последовательность событий:
-
Поход рабов на север Италии
-
Гибель Спартака
-
Бегство рабов из гладиаторской школы
-
Создание укреплений Красса
-
Поход восставших на юг Италии
-
Создание лагеря на горе Везувий 3,6,1,5,4,2
-
Подведение итогов урока
Расправа над восставшими (Слайд № 15)
(ответ на проблемный вопрос) (Слайд № 16)
- Как вы думаете, если не было Спартака, состоялось ли восстание рабов в Римской республике? (восстание все равно было, учитывая положение рабов в стране)
(Слайд № 17)
-
Домашнее задание: прочитать § 51 Вигасина; Подготовить устно ответы на вопросы после §51.
-
Для желающих:
-
В рабочей тетради по истории Древнего мира выполнить задание №79.
-
Нарисовать Спартака
-
Для любознательных: Подумайте, почему памятник Спартаку воздвигнут в Болгарии?
Рефлексия: Оцените свою работу на уроке:
Урок полезен, все понятно!
Лишь кое-что чуть-чуть неясно,
Еще придется потрудиться,
Да, трудно все-таки учится!