Конспект. Урок по истории для 5 класса «Города Эллады подчиняются Македонии»

Конспект урока по истории для 5 класса «Города Эллады подчиняются Македонии».  Цели урока: - создание условий для понимания политической ситуации в Греции в IV веке до н.э.;                         - формирование собственной позиции, выстраивание  аргументации и защита         собственной позиции;                         - овладение навыками публичного выступления. Способы работы учащихся: работа с картой, работа с текстом, работа в группе, публичное выступление, самооценка. Опережающее домашнее задание: прочитать  биографию Филиппа II Македонского, биографию Александра Македонского. 1.Македония. Филипп Македонский. Александр Македонский Македония находится в  северо-восточной части Балканского полуострова. При Филиппе II начинается подчинение греческих полисов Македонии.  Прочитайте текст учебника и ответьте на вопрос: Какие средства использует Филипп для подчинения полисов? (Работа с картой (стр. 192) , параграф 41, пункт 1)    Вопрос: Какие территории были включены в Македонское царство при Филиппе II? 2.Греция в IV веке до н.э. (Параграф 41, пункт 2- можно использовать текст параграфа ) Учитель: Греческие полисы воевали между собой. Экономика Афин была ослаблена.  Росло количество бедных, уменьшалось число средних слоев населения. Имущие круги, скрыто или явно утаивали свое состояние,  отказывались выполнять повинности, нести военную службу и какие-либо материальные убытки. Гоплиты стали заменяться наемными войсками. Основа греческой классической фаланги  - гоплиты состояли из представителей среднего класса. Платон, сторонник аристократии, отмечал: «Бедные, каких видишь в город... Прочитайте текст и ответьте на вопрос: Как можно решить проблемы греческих полисов?  Вопрос:  А как предлагали решить эту  проблему  в Афинах?    Греческие ораторы Демосфен и Исократ предлагали разные способы решения проблем, выхода из кризиса:  Политическая деятельность Демосфена началась с усилением Филиппа Македонского.  Демосфен выступил со своими знаменитыми филиппиками. Он  указал афинянам на тайные замыслы Филиппа и побуждал сограждан пожертвовать всем для создания сильного флота и войска для борьбы с царем македонян. Он предлагал отстаивать свободу, независимость греков. Исократ советует эллинам прекратить  распри и войны и соединённые силы Эллады направить на общего врага, царя персов и завоевание Востока, где могли бы поселиться многие нуждающиеся эллины. Оратор предлагал объединиться с царем македонян Филиппом. Выход из кризиса он видит в утверждении монархии. 3.Вопрос: А вы как считаете, как можно решить проблемы Афин? Кому из греческих ораторов отдаете предпочтение? Деление класса на группы.  Работа в группах. Варианты работы в группах: I вариант: в группе не должно быть более 7 человек, основных групп -2, можно создать дублирующие группы, организовать работу учащихся с «дополняющими» аргументами. Критерии ответа предлагает учитель. Оценивает работу по критериям учитель, опираясь на оценку учащихся. II вариант: две группы «активных граждан» - позиция Исократа, позиция Демосфена, остальные - «народное собрание» - решают по критериям, кому отдать предпочтение. (Группа – «народное собрание» - самостоятельно составляет критерии,  помощь учителя,  готовит  вопросы  для выступающих.) Организация работы в группе, задания для групп: подготовить выступление в «народном собрании Афин»  сторонниками   Исократа или  Демосфена.  Возможный план выступления: 1.Обращение к гражданам Афин. 2.Воспроизведение политической ситуации в Афинах. 3. Выход из кризиса. 4. Аргументы (до семи аргументов). 5. Возможные последствия  решения проблем таким способом для Афин и его граждан. 4. Выступление групп. Защита своей позиции – ответы на вопросы. Возможные критерии оценивания выступления: 1. Соблюдение плана выступления. 2. Историчность тезисов – соответствие исторической ситуации: использование терминов, дат, имен, географических названий. 3. Логичность тезисов. 4. Количество аргументов. 5. Убедительность аргументов. 6. Логичность возможных последствий. 5.Присуждение победы «ораторам» - выступающим от групп. Возможное использование символического «лаврового венка». Хронометраж урока: 1 этап – 5 минут; 2 этап – 5 минут; 3 этап -  15 минут; 4 этап – 18 минут; 5 этап – 2 минуты. Учебник: История Древнего мира. 5 класс Вигасин А.А., Годер Г.И., Свенцицкая И.С. 17-е изд. - М.: 2010. Домашнее задание: прочитать о битве при Херонее. Приготовить сообщение о биографии и позиции Демосфена или  Исократа, используя материалы урока, дополнительный материал.
Раздел История
Класс 5 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Конспект урока по истории для 5 класса «Города Эллады подчиняются Македонии».

Цели урока: - создание условий для понимания политической ситуации в Греции в IV веке до н.э.;

- формирование собственной позиции, выстраивание аргументации и защита собственной позиции;

- овладение навыками публичного выступления.

Способы работы учащихся: работа с картой, работа с текстом, работа в группе, публичное выступление, самооценка.

Опережающее домашнее задание: прочитать биографию Филиппа II Македонского, биографию Александра Македонского.

1.Македония. Филипп Македонский. Александр Македонский

Македония находится в северо-восточной части Балканского полуострова. При Филиппе II начинается подчинение греческих полисов Македонии.

Прочитайте текст учебника и ответьте на вопрос: Какие средства использует Филипп для подчинения полисов? (Работа с картой (стр. 192) , параграф 41, пункт 1)

Вопрос: Какие территории были включены в Македонское царство при Филиппе II?

2.Греция в IV веке до н.э. (Параграф 41, пункт 2- можно использовать текст параграфа )

Учитель: Греческие полисы воевали между собой. Экономика Афин была ослаблена. Росло количество бедных, уменьшалось число средних слоев населения. Имущие круги, скрыто или явно утаивали свое состояние, отказывались выполнять повинности, нести военную службу и какие-либо материальные убытки. Гоплиты стали заменяться наемными войсками. Основа греческой классической фаланги - гоплиты состояли из представителей среднего класса, они должны были готовить вооружение на собственные средства. Платон, сторонник аристократии, отмечал: «Бедные, каких видишь в городе, суть не что иное, как спрятавшиеся в этом месте воры, … святотатцы и мастера на всякое подобное зло... Так вот сидят они в городе, вооруженные жезлами, одни - как обремененные долгами, другие - как лишенные чести, а иные угнетаемые обоими видами зла и, питая ненависть и замыслы против людей, завладевших имением их, да и против всех задумывают восстание». Борьба обострялась с каждым днем. «Врагов боятся меньше, - говорит Исократ, - чем собственных граждан. Богатые готовы скорее бросить свое имущество в море, чем отдать его бедным; бедные же ничего так не желают, как ограбить богатых. Жертвоприношений не бывает больше, но у алтарей люди убивают друг друга».

Прочитайте текст и ответьте на вопрос: Как можно решить проблемы греческих полисов?

Вопрос: А как предлагали решить эту проблему в Афинах?

Греческие ораторы Демосфен и Исократ предлагали разные способы решения проблем, выхода из кризиса:

Политическая деятельность Демосфена началась с усилением Филиппа Македонского. Демосфен выступил со своими знаменитыми филиппиками. Он указал афинянам на тайные замыслы Филиппа и побуждал сограждан пожертвовать всем для создания сильного флота и войска для борьбы с царем македонян. Он предлагал отстаивать свободу, независимость греков.

Исократ советует эллинам прекратить распри и войны и соединённые силы Эллады направить на общего врага, царя персов и завоевание Востока, где могли бы поселиться многие нуждающиеся эллины. Оратор предлагал объединиться с царем македонян Филиппом. Выход из кризиса он видит в утверждении монархии.

3.Вопрос: А вы как считаете, как можно решить проблемы Афин? Кому из греческих ораторов отдаете предпочтение?

Деление класса на группы. Работа в группах.

Варианты работы в группах:

I вариант: в группе не должно быть более 7 человек, основных групп -2, можно создать дублирующие группы, организовать работу учащихся с «дополняющими» аргументами. Критерии ответа предлагает учитель. Оценивает работу по критериям учитель, опираясь на оценку учащихся.

II вариант: две группы «активных граждан» - позиция Исократа, позиция Демосфена, остальные - «народное собрание» - решают по критериям, кому отдать предпочтение. (Группа - «народное собрание» - самостоятельно составляет критерии, помощь учителя, готовит вопросы для выступающих.)

Организация работы в группе, задания для групп: подготовить выступление в «народном собрании Афин» сторонниками Исократа или Демосфена.

Возможный план выступления:

1.Обращение к гражданам Афин.

2.Воспроизведение политической ситуации в Афинах.

3. Выход из кризиса.

4. Аргументы (до семи аргументов).

5. Возможные последствия решения проблем таким способом для Афин и его граждан.

4. Выступление групп. Защита своей позиции - ответы на вопросы.

Возможные критерии оценивания выступления:

1. Соблюдение плана выступления.

2. Историчность тезисов - соответствие исторической ситуации: использование терминов, дат, имен, географических названий.

3. Логичность тезисов.

4. Количество аргументов.

5. Убедительность аргументов.

6. Логичность возможных последствий.

5.Присуждение победы «ораторам» - выступающим от групп. Возможное использование символического «лаврового венка».

Хронометраж урока:

1 этап - 5 минут;

2 этап - 5 минут;

3 этап - 15 минут;

4 этап - 18 минут;

5 этап - 2 минуты.

Учебник: История Древнего мира. 5 класс
Вигасин А.А., Годер Г.И., Свенцицкая И.С.
17-е изд. - М.: 2010.

Домашнее задание: прочитать о битве при Херонее. Приготовить сообщение о биографии и позиции Демосфена или Исократа, используя материалы урока, дополнительный материал.


© 2010-2022