- Преподавателю
- История
- Конспект урока по истории России Возвышение Москвы и начало объединения русских земель (6 класс)
Конспект урока по истории России Возвышение Москвы и начало объединения русских земель (6 класс)
Раздел | История |
Класс | 6 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Постникова С.В. |
Дата | 03.07.2016 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Возвышение Москвы и начало объедения русских земель.
Цель:
-
Добиться нового, более полного осмысления учащимися известного им материала о возвышении Москвы и умения оперировать знаниями.
-
Дополнить эти знания новыми фактами и именами.
-
Способствовать понижению учащимися исторической неизбежности и необходимости объединения русских земель в единое государство, закономерности этого процесса.
-
Определить значение Куликовской битвы.
Педагогическая технология: Критического мышления.
Тип урока : Усвоение новых знаний.
Основные понятия : Национальное самосознание.
Выдающиеся личности: Иван Калита, Сергей Радонежский, Митрополит Алексей, Дмитрий Донской.
Важнейшие даты:
1325-1340 гг. - Подавление Ивана Калиты в Москве.
1327 г. - Анти ордынское восстание в Тверди.
1359-1389 гг. - правление Дмитрия Донского в Москве.
1380 г. - Куликовская битва.
1382 г. Набег Тохтамыша.
Оборудование урока: карта "Образование и расширение Российского государства (14 - 16 в.в.)" ; портреты И. Колиты, С . Радонежского, Д. Донского; схема Куликовской битвы, тексты источников.
План урока:
-
Предпосылки объединения русских земель.
-
Альтернативы объединения русских земель.
-
Причина и значения возвышения Москвы.
-
Куликовская битва, ее значения.
Ход урока:
-
Комментарий учителя : Исторический процесс несмотря на многоликость, в целом весьма предсказуем. Период раздробленности закономерно сменился периодом собирания земель, объединения, а затем и централизации, формирования единого государства.
В нашей стране этот процесс пришёлся на 14 в. когда центром объединения стало Московское княжество.
На доске оформляется таблица и делаются записи в ней по результатам обсуждения следующих вопросов:
-
Что вам известно по данной теме, какие ассоциации возникли при ей упоминании?
-
Что необходимо выяснить для более полного осмысления изученного материала?
-
Альтернативы объединения русских земель
-
Причины и значения возвышения Москвы
-
Причины Куликовской победы и её значения
-
Объединения русских земель - процесс необходимый и неизбежный
-
Усиление Москвы осуществлялось в условиях соперничество с Тверью, победителем из которого Москва вышла в 1327 г.
-
Возвышение Москвы подготовило условия для дальнейшего объединения и централизации Русского гос-ва.
-
Объединения сил стало залогом успеха, а благодаря победе ускоряется процесс объединения Русских земель.
-
Работа с учебником: Опираясь на текст учебника (стр. 27-28), сформулируйте предпосылки объединения русских земель.
Результаты работы учащихся обсуждаются и в тетрадях делаются записи.
Предпосылки объединения русских земель.
-
Осознание духовного единства народа Руси и потребности в госуд. Объединении.
-
Необходимость избавления от ордынского владычества.
-
Хозяйственный подъем русских земель.
-
Развитие боярского землевладения и заинтересованность бояр в расширении территорий государства.
Учащиеся делают вывод № 1 и записывают в таблицу.
-
Работа с картой "Русь в 14 в." и учебником (стр 28)
Какие альтернативные варианты кроме Москвы, существовали в 14 в?
-
Почему Великое княжество Литовское не стало центром объединения?
Учитель : Гораздо более серьёзным противником выло Тверское княжество. Хозяйственный подъем , выгодное местоположение, сильная княжеская власть способствовало усилению Твери.
В 1304 г. Тверской князь Михаил Ярославович получил ярлык на великое княжение Владимирское. Его соперник - московский князь Юрий Данилович вступил в борьбу с ним. Жертвами этой борьбы стали оба князя, а затем и сын Михаила - Дмитрий. Ярлык на верховную власть, тем не менее монголы отдали снова в Тверь - Александру Михайловичу.
Противостояние Твери и Москвы вступило и новый этап Разрешилось оно в 1327 г. И связано с именем московского князя Ивана Даниловича (1325-1340), позже прозванного Калитой. В тот год в тверской земле вспыхнуло анти-ордынское восстание.
Задание учащимся :
-
Ознакомится с документами (фрагменты из Тверского летописи и текст хрестоматии) и определить причины и последствия Тверского восстания.
-
Дайте политическую и нравственную оценку действиям московского князя.
-
Как вы думаете, почему Тверская летопись не содержит информации о роли Ивана Даниловича в событиях 1327 г. ?
-
Учитель : В благодарность за участие в "наказании" Твери Иван Данилович получил ярлык на великое княжение.
Работа с учебником: опираясь на текс учебника (стр 30-31), охарактеризуйте правление Ивана Калиты.
Проблемное задание: Проанализировать данные таблицы "Преимущества Московского княжества " ответьте на вопрос: Можно ли считать предпочтительными условиями Московского княжества для того, чтобы стать центром объединения русских земель?
Учитель: Иван сумел приобрести расположение митрополите Петра. Тот частил в Москве. По просьбе митрополита Иван Калита построил в Москве каменные Успенский и Архангельский соборы. Следующий митрополит Феогносты в 1328 г. Перенес кафедру из Владимира в Москву. Так Москва, еще не став столицей государства, стала религиозной столицей Руси.
Политику собирания земель вокруг Москвы и укрепления положения Московского княжества продолжили сыновья Ивана Калиты - Симеон Гордый (13441-1353) и Иван Красный (1353-1359), а затем и внук Дмитрия Донского.
-
Почему же именно Москва становится центром объединения русских земель?
Обобщение и корректировка ответов учащихся, записи в тетрадях.
Причины возвышения Москвы:
-
Дальновидная политика московских князей.
-
Превращение Москвы в православную столицу Руси.
-
Выгодное природно - географическое условия Московской земли.
-
Какое значение имело - географические условия Московской земли?
-
Учитель: В 50 - 60-х гг. 14 в. благодаря политике московских князей усиливаются Московское княжество, а в Орде производится Московское княжество, а в Орде происходит раздоры , борьба за власть, ослабление её. В 70 -е годы правителем Орды ста темник Мамай, отчасти восстановивший её военное могущество. К тому времени московский князь Дмитрий Иванович ( внук Ивана Калиты) сумел собрать сылы для открытого противоборства с Ордой.
(сообщение о сражениях на Пьяне и Воже, Переясловском съезде князей, строительство белокаменного Кремля)
Работа с картой : Найдите на карте места сражений между русскими и монголо татарами.
Комментарий учителя : кроткий рассказ о Куликовской битве, учащиеся работают со схемой битвы.
Работа с источниками: учащиеся изучают фрагменты "Задоницины" и трудов Корамзина, Ключевского, Солобоева и записывают в тетради осн. сетом и значение сражений.
После выполнения этого задания подводятся итоги урока и оформляется записи в таблице (вывод № 4)
-
Рефлексия
Закрепление (рефлексия) проводится в конце урока с использованием технологии интерактивного обучения "три конверта мышления".
Учащимся раздаются конверты с заданиями для группового выполнения.
Красный : выразить свои чувства, эмоции по поводу изученного материала.
Синий : выделите проблемы, связанные с изученной темой.
Желтый: сформулируйте общие выводы по поводу изученного материала.