Конспект урока в 6 классе по истории России

Раздел История
Класс 6 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

№ п/п15

Тема: История народов Восточной Европы в I тыс. до н. э. - середине VI в. н. э.

Задача урока: познакомить учащихся с хозяйственными занятиями и социальной организацией народов, проживающих в Восточной Европе; усовершенствовать навыки работы с текстом, тестами; формировать интерес к истории своего государства.

План урока

1. Предки народов России.

2. Племена славян и балтов.

3. Греки и варвары.

4. Гунны, авары и славяне.

ХОД УРОКА

◼ Проверка и актуализация знаний

Учащиеся отвечают на вопросы домашнего задания и

выполняют письменные задания.

Тесты

1. Расположите в хронологической последовательности периоды каменного века:

а) палеолит;

б) неолит;

в) мезолит.

252. На смену каменному веку пришел:

а) медно-каменный век;

б) бронзовый век;

в) железный век.

3. Расы людей оформились в период:

а) каменного века;

б) бронзового века;

в) медно-бронзового века.

4. Ученые считают, что родовые общины сформировались:

а) 700 тыс. лет назад;

б) 30 тыс. лет назад;

в) 15 тыс. лет назад.

◼ Изучение нового материала

Учащиеся знакомятся с главным вопросом урока.

1-2.

Изучение вопроса - самостоятельная работа учащихся с текстом учебника. По окончании

работы им предлагается ответить на вопрос и выполнить задание: 1. Покажите на карте расселение славян. 2. Что роднит между собой народы индоевропейской группы?

3. Первый вариант изучения вопроса - рассказ учи-

теля.

Учитель знакомит учащихся с историей греческого и варварского миров и предлагает заполнить таблицу. На основе информации карты учащиеся знакомятся с государством скифов. Скифские кочевые племена в VIII-VII вв. до н. э. пришли из Азии, вытеснив живший

здесь земледельческий народ киммерийцев. Исторические сведения о скифах до V в. до н. э. малы. Впервые более расширенную информацию о них представляет греческий историк Геродот в своем труде «История». Он делит скифов по образу жизни на восточных -

кочевников и западных - оседлых. В свою очередь, восточные скифы разделяются на царских и собственно кочевников.

Скифы создали государство во главе с царем. Они почитали богов, принятых от греков.

Скифы были хорошими воинами. Геродот рассказывает о жестокости скифов (массовых убийствах пленных при погребении царей).

Далее учитель характеризует облик скифов. Археологи в могильных курганах находят ремесленные изделия (например, вазы) с изображениями скифов. Они носили длинные волосы, бороду и усы. Одевали короткий с рукавами кафтан с вырезанным воротом, длинные широкие штаны, подвязанные у щиколотки, носили сапоги. Обязательным снаряжением скифа были лук и колчан со стрелами, нож, щит, короткое копье. В могильниках археологи находят также ювелирные украшения. Внимание учащихся обращается к иллюстрациям. В «зверином стиле» украшали преимущественно оружие, конское снаряжение, а также ритуальную посуду и костюмы. Очень часто изображали лежащего оленя с поджатыми ногами, вытянутой вперед головой и рогами во всю длину тела, положенными на спину.__

Учитель обращает внимание на изображение золотого гребня из кургана Солоха близ Никополя. Он украшен ажурным изображением битвы трех воинов. В центре - всадник, нападающий на пешего воина. Слева - пеший дружинник с мечом. Битва кровавая: убита лошадь, воины разгорячены. В то же время греческий мастер искусно уравновесил военную композицию ажурным переходом с фигурками лежащих львов.

Работа с историческим документом

Н. М. Карамзин писал в «Истории государства Российского», ссылаясь на свидетельства Геродота:

«Скифы… вели жизнь кочевую, более всего любили свободу; не знали никаких искусств, кроме одного - «везде настигать неприятеля и везде от них скрываться», однако же терпели греческих поселенцев в стране своей, заимствовали от них первые начала гражданского образования, и царь скифский построил себе в Ольвии огромный дом, украшенный резными изображениями сфинксов и грифов».

Скифы не были прямыми предками славян, но их потомки, по предположениям ученых, слились с древнеславянскими племенами и обогатили их язык такими словами, как «хорошо», «топор», «собака», соответствующими славянским «добро», «секира», «пес».

Работа с таблицей

Скифское государство

Далее учащимся из курса Древнего мира предлагается вспомнить историю греческой колонизации Северного Причерноморья, на карте показать греческие города-государства, дать определение понятия «город-государство». Греческие полисы в Северном Причерноморье испытывали постоянное военное давление со стороны местных кочевых племен. Чтобы противостоять им, несколько греческих колоний объединились.

29

Основным занятием жителей Боспорского царства являлось земледелие и выращивание злаков (пшеницы, ячменя, проса), а основу торговли составлял экспорт зернового хлеба, соленой и вяленой рыбы, скота, кожи, меха, рабов. Из Греции сюда везли вино, оливковое масло, металлические изделия, дорогие ткани, драгоценные металлы, предметы искусства. Часть предметов роскоши и ювелирные изделия покупали или обменивали знатные люди

соседних племен.

В Боспорском государстве неограниченным владыкой был царь, власть которого со временем стала обожествляться. Самостоятельность городов-государств была ликвидирована. Областями управляли наместники царя. В начале III в. в Северном Причерноморье появляются племена готов, пришедшие с берегов Балтийского моря. Они разрушили ряд городов Северного Причерноморья, в том числе и Боспор. Начался упадок государства. Уже

в начале 40-х гг. IV в. прекратилась чеканка монеты. Окончательный удар по Боспорскому государству нанесли гунны в 80-х гг. IV в.

Учитель рассказывает о хозяйственной и политической жизни Херсонеса. Херсонес был основан в 422-421 гг. до н. э. на мысе западного побережья Крыма. Город располагался в 3 км от центра современного Севастополя и являлся одной из двух десятков греческих колоний на северном побережье Черного моря. Во II в. до н. э. Херсонес вошел в состав Боспорского царства. Изобилие камня позволило отстроить здесь шикарные храмы, усадьбы, театр, двойные защитные стены по периметру города. Основным занятием жителей было виноградарство. В городе процветали ремесла (особенно ювелирное) и торговля пшеницей, вином, шкурами и соленой рыбой. Произведения херсонесских ювелиров находят в скифских курганах-захоронениях. Не раз на город совершались нападения, но он выстоял. Отстояли свою независимость херсонесцы и перед непобедимым полчищем варваров. Херсонес был частью Римской империи (вошел в состав Византии) и пользовался поддержкой римского флота.

В IX в. в Херсонесе действовали православные церкви, в одной из которых побывал древнерусский князь Владимир Святославич перед женитьбой на сестре византийского императора.__

4.

Самостоятельная работа учащихся с текстом учебника, по окончании которой им предлагается ответить на вопросы и выполнить задание: 1. Покажите на карте территорию Аварского и Тюркского каганатов. 2. Каковы были особенности хозяйственных занятий тюрков? 3. Какой след в истории Центральной и Юго-Восточной Европы оставили тюрки?

◼ Закрепление материала

Сравните хозяйственные занятия и общественную организацию соседей славян, выделите общее и различия.

Домашнее задание: § 2, вопросы и задания. Дополнительное задание: используя дополнительную литературу, подготовить сообщение о культуре скифов и сарматов.

Рефлексия


  1. Что нового сегодня вы узнали на уроке?

  2. Достигли ли вы целей поставленных перед вами?

  3. Какие задания вам понравились больше всего?

© 2010-2022