• Преподавателю
  • История
  • Повторение по теме Древнерусское государство (урок истории в 6 классе с компьютерной поддержкой)

Повторение по теме Древнерусское государство (урок истории в 6 классе с компьютерной поддержкой)

Раздел История
Класс 6 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат zip
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Методическая разработка урока истории

с компьютерной поддержкой

для 6 класса


Пояснительная записка


Тема урока: Древнерусское государство

Цель урока: обобщение и закрепление знаний по истории Древнерусского государства, полученных на предыдущих уроках; итоговый контроль знаний по теме.

Задачи урока:

  • Повторить и закрепить теоретические знания о восточных славянах в 6-8 веках, формировании Древнерусского государства, первых князьях, крещении Руси, культуре и быте населения;

  • Способствовать формированию познавательного интереса, наглядного и образного мышления, развитию речи, закреплению навыков чтения и выполнения тестовых заданий;

  • Осуществлять нравственное воспитание на примерах патриотизма, любви к своей малой родине, товарищества и взаимопомощи, показанных в фильме.

Место урока в рабочей программе: это 37-ой урок по тематическому планированию от начала учебного года (28 часов на изучение истории Средних веков и 40 часов на изучение истории России); при изучении истории России - 6-ой урок в теме 2 «Русь в IX - первой половине XII в.».

Рабочая программа составлена на основе скорректированной программы Данилова А.А., Косулиной Л.Г. «История России с древности до конца XVI в. 6 класс.» (Сб. «Программы общеобразовательных учреждений. История. 6-11 классы» - М., «Просвещение», 2007 г.) и реализуется с помощью учебника Данилова А.А., Косулиной Л.Г. «История России с древнейших времён до конца XVI века. 6 класс». - М., Просвещение, 2010.

Тема

Количество часов

Дата

История России

Введение

40

1

29

Что изучает история Отечества

1

Тема 1. Восточные славяне

2

30

31

Расселение и занятия восточных славян.

Соседи восточных славян.

1

1

Тема 2. Русь в IX - первой половине XII в.

6

32


33

34

35

36

37

Формирование Древнерусского государства. Первые киевские князья.

Правление князя Владимира. Принятие христианства.

Расцвет государства при Ярославе Мудром.

Начало дробления Древнерусского государства.

Культура Древней Руси.

Древнерусское государство.

1


1

1

1

1

1


Тип урока: повторительно-обобщающий.

Форма урока: просмотр диафильма, выполнение письменной проверочной работы. Используется фронтальная и индивидуальная формы обучения.

Методы и методические приёмы:

  • словесные (объяснение учителя, беседа, ответы на вопросы, чтение вслух подписей к кадрам д/ф);

  • наглядные (просмотр кадров д/ф);

  • практические (выполнение тестовых заданий).

Урок проходит в основном на продуктивном уровне (применение знаний в новой ситуации, связанной с сюжетом фильма), завершающий этап урока - на репродуктивном продуктивном уровне (припоминание и воспроизведение изученного материала при решении тестовых заданий различного типа и уровня сложности).

Используемое оборудование: компьютерное оборудование, оцифрованный диафильм «На ладьях в тридевятое царство» (авторы: В.Муравьев, художник Б.Пашков) в виде набора графических файлов с расширением *.jpg (сайт «Русь изначальная», rusizn.ru); раздаточный материал с вопросами теста.

Планируемые результаты:

  • учащиеся должны показать умение осуществлять перенос знаний в измененную ситуацию (при просмотре д/ф и ответах на вопросы к нему);

  • учащиеся должны продемонстрировать умение воспроизводить полученные знания, владение навыками выразительного чтения, выполнения тестовых заданий;

  • учащиеся должны испытать эмоциональное сопереживание героям фильма, чувство гордости героическим поведением и бесстрашием наших предков.

Выбор данных типа и формы урока соответствует поставленной цели и связан с возрастными психологическими особенностями учащихся (преобладание ситуационного интереса к предмету у значительной части обучающихся, быстрая утомляемость и неспособность поддерживать произвольное внимание в течение всего урока из-за роста организма). Демонстрация диафильма позволяет вызвать интерес к изучаемому материалу и к предмету в целом, поддерживать непроизвольное внимание на протяжении всего урока. Такая форма проведения повторительно-обобщающего урока обуславливает применение словесных и наглядных методов обучения. Для закрепления знаний на последнем этапе урока используются практические методы, отрабатывается умение выполнять различные типы тестовых заданий.

Представленный в д/ф наглядный материал помогает сформировать у учащихся правильные исторические представления (чего не делают современные российские мультфильмы по мотивам древнерусских былин) об образе жизни и быте людей той эпохи (одежде, обуви, головных уборах, архитектуре, типе кораблей, оружии и доспехах, основных занятиях людей и т.д.); основных этапах торгового пути «из варяг в греки» и грозящих купцам опасностях (днепровские пороги, встреча с печенегами); политике киевских князей по защите южных границ и торговых караванов.

Просмотр д/ф возможен при использовании программы просмотра изображений и факсов (ручная смена отдельных кадров) или с помощью программы плеера (например, The KMPlayer), в которой идёт автоматическая смена кадров (файл с расширением *.swf). При необходимости кадры д/ф можно вставить в презентацию и демонстрировать с помощью программы Microsoft PowerPoint.


Конспект урока

Деятельность педагога

Деятельность обучающихся

I.Организационный момент (1 мин).

Готовятся к уроку, приветствуют учителя, садятся на места.

II. Вводно-мотивационный этап (3 мин).

Игровой момент (объяснение учителя, беседа по вопросам):

  • Представьте, что с помощью машины времени мы перенеслись на тысячу лет назад. Как будет называться государство, в котором мы оказались?

  • Почему у него такое название?

  • Какой ещё город был центром государственности славян?

  • Мы стоим на опушке густого леса, но впереди между деревьями виднеется просвет. Идём вперёд. Перед нами небольшая деревня. Никаких дорог рядом нет. Как же местные жители общаются с соседями, ездят в другие деревни, города?

  • Как назывался основной торговый путь Киевской Руси?

  • Кажется, как раз сейчас один из местных жителей собирается в такое путешествие. Давайте поплывём вместе с ним.

Слушают объяснение учителя, включаются в игру, отвечают на вопросы.


  • Киевская Русь.


  • Столицей был город Киев.


  • Новгород.


  • Главными транспортными путями были реки.

  • Путь «из варяг в греки».

III. Основной этап (28 мин)

Просмотр д/ф и беседа по вопросам:

  • Что такое ладья? Из какого материала она делается?

  • Почему герои фильма имеют такие разные имена: современное Васюта-Василий и незнакомые Овсеня и Гордята?


  • В каком году происходит крещение Руси?

  • С именем какого князя оно связано?

  • Назовите годы правления этого князя.

  • Как иначе называется город Царьград?

  • Столицей какого государства он был?

  • Кто из русских князей и когда заключал торговые договора с ним?

  • О каких занятиях славян говорит набор товаров, которые везёт Гордята?

  • Что за фигура изображена на этом (14-м) кадре?

  • Предположите, откуда должен прибыть княжеский караван? Почему он тоже идёт в Царьград?

  • Кто такие печенеги?


  • Кто из русских князей погиб в сражении с ними? Назовите года правления этого князя.

  • Какой князь окончательно разгромил печенегов? Назовите года правления этого князя.

  • В чём заключается подвиг Васюты?


  • Назовите этапы пути «из варяг в греки», по которым проходило путешествие героев фильма.


  • Речной корабль. В море плыл только вдоль берега. Делается из дерева.

  • Это связано с крещением Руси: появляются православные имена, данные человеку при крещении и сохраняются старые языческие.

  • В 988 г.


  • Владимира Святого.


  • 980 - 1015 гг.


  • Константинополь.


  • Византии.


  • Олег в 907 и 911 гг., Игорь в 944 г.


  • Охота, бортничество, земледелие, ремесло.

  • Языческий идол. Христианство не сразу было принято на Руси.

  • Князь собирал дань во время полюдья. Излишки дани продавали в Византии.

  • Соседние кочевые племена, которые устраивали набеги на земли славян?

  • Святослав, 957 - 972 гг.


  • Ярослав Мудрый, 1019 - 1054 гг.


  • Он рисковал жизнью, чтобы спасти купца.

  • Река Волхов, озеро Ильмень, река Ловать, волок, река Днепр, Чёрное море.

IV. Закрепление и проверка знаний (7 мин)

Учитель предъявляет раздаточный материал с вопросами теста.

Отвечают на вопросы теста.

V. Творческое домашнее задание (для желающих): нарисовать героев или сцену из увиденного диафильма. (1 мин)

Записывают дом. задание.








Приложения


Приложение №1. Кадры диафильма.

1..Повторение по теме Древнерусское государство (урок истории в 6 классе с компьютерной поддержкой)

2.Повторение по теме Древнерусское государство (урок истории в 6 классе с компьютерной поддержкой)

3. Повторение по теме Древнерусское государство (урок истории в 6 классе с компьютерной поддержкой)

4. Повторение по теме Древнерусское государство (урок истории в 6 классе с компьютерной поддержкой)

5. Повторение по теме Древнерусское государство (урок истории в 6 классе с компьютерной поддержкой)

6. Повторение по теме Древнерусское государство (урок истории в 6 классе с компьютерной поддержкой)

7. Повторение по теме Древнерусское государство (урок истории в 6 классе с компьютерной поддержкой)

8. Повторение по теме Древнерусское государство (урок истории в 6 классе с компьютерной поддержкой)

9. Повторение по теме Древнерусское государство (урок истории в 6 классе с компьютерной поддержкой)

10. Повторение по теме Древнерусское государство (урок истории в 6 классе с компьютерной поддержкой)

11. Повторение по теме Древнерусское государство (урок истории в 6 классе с компьютерной поддержкой)

12. Повторение по теме Древнерусское государство (урок истории в 6 классе с компьютерной поддержкой)

13. Повторение по теме Древнерусское государство (урок истории в 6 классе с компьютерной поддержкой)

14. Повторение по теме Древнерусское государство (урок истории в 6 классе с компьютерной поддержкой)

15. Повторение по теме Древнерусское государство (урок истории в 6 классе с компьютерной поддержкой)

16. Повторение по теме Древнерусское государство (урок истории в 6 классе с компьютерной поддержкой)

17. Повторение по теме Древнерусское государство (урок истории в 6 классе с компьютерной поддержкой)

18. Повторение по теме Древнерусское государство (урок истории в 6 классе с компьютерной поддержкой)

19. Повторение по теме Древнерусское государство (урок истории в 6 классе с компьютерной поддержкой)

20. Повторение по теме Древнерусское государство (урок истории в 6 классе с компьютерной поддержкой)

21. Повторение по теме Древнерусское государство (урок истории в 6 классе с компьютерной поддержкой)

22. Повторение по теме Древнерусское государство (урок истории в 6 классе с компьютерной поддержкой)

23. Повторение по теме Древнерусское государство (урок истории в 6 классе с компьютерной поддержкой)

24. Повторение по теме Древнерусское государство (урок истории в 6 классе с компьютерной поддержкой)

25. Повторение по теме Древнерусское государство (урок истории в 6 классе с компьютерной поддержкой)

26. Повторение по теме Древнерусское государство (урок истории в 6 классе с компьютерной поддержкой)

27. Повторение по теме Древнерусское государство (урок истории в 6 классе с компьютерной поддержкой)

28. Повторение по теме Древнерусское государство (урок истории в 6 классе с компьютерной поддержкой)

29. Повторение по теме Древнерусское государство (урок истории в 6 классе с компьютерной поддержкой)

30. Повторение по теме Древнерусское государство (урок истории в 6 классе с компьютерной поддержкой)

31. Повторение по теме Древнерусское государство (урок истории в 6 классе с компьютерной поддержкой)

32. Повторение по теме Древнерусское государство (урок истории в 6 классе с компьютерной поддержкой)

33. Повторение по теме Древнерусское государство (урок истории в 6 классе с компьютерной поддержкой)

34. Повторение по теме Древнерусское государство (урок истории в 6 классе с компьютерной поддержкой)

35. Повторение по теме Древнерусское государство (урок истории в 6 классе с компьютерной поддержкой)

36. Повторение по теме Древнерусское государство (урок истории в 6 классе с компьютерной поддержкой)

37. Повторение по теме Древнерусское государство (урок истории в 6 классе с компьютерной поддержкой)

38. Повторение по теме Древнерусское государство (урок истории в 6 классе с компьютерной поддержкой)

39. Повторение по теме Древнерусское государство (урок истории в 6 классе с компьютерной поддержкой)

40. Повторение по теме Древнерусское государство (урок истории в 6 классе с компьютерной поддержкой)

41. Повторение по теме Древнерусское государство (урок истории в 6 классе с компьютерной поддержкой)

42. Повторение по теме Древнерусское государство (урок истории в 6 классе с компьютерной поддержкой)

43. Повторение по теме Древнерусское государство (урок истории в 6 классе с компьютерной поддержкой)

44. Повторение по теме Древнерусское государство (урок истории в 6 классе с компьютерной поддержкой)

45. Повторение по теме Древнерусское государство (урок истории в 6 классе с компьютерной поддержкой)

46. Повторение по теме Древнерусское государство (урок истории в 6 классе с компьютерной поддержкой)

47. Повторение по теме Древнерусское государство (урок истории в 6 классе с компьютерной поддержкой)

48. Повторение по теме Древнерусское государство (урок истории в 6 классе с компьютерной поддержкой)

49. Повторение по теме Древнерусское государство (урок истории в 6 классе с компьютерной поддержкой)





Приложение №2. Тест.

Вариант №1.

1.Выпишите буквы, которыми в списке обозначены племена восточных славян:

  1. Поляне;

  2. Чудь;

  3. Вятичи;

  4. Кривичи;

  5. Волжские булгары;

  6. Хазары;

  7. Белые хорваты;

  8. Дреговичи;

  9. Половцы.

2. Соотнесите правителя и годы правления:

1.Рюрик

А.912 - 945

2.Игорь

Б.980 - 1015

3.Святослав

В.862 - 879

4.Владимир Святой

Г.957 - 972

3. Продолжите фразу:

  1. Город Киев назван так в честь…

  2. Войско князя на Руси называли…

  3. Владимир Мономах организовал походы против…

  4. «Ты, князь, чужой земли ищешь, а свою не бережешь» - эти слова летописи обращены к князю…

4. С середины XI века Руси стали угрожать набеги:

а)аваров; б)венгров; в)печенегов; г)половцев.

5.Какой из жанров не относится к древнерусской литературе?

а)роман; б)былина; в)житие; г)летопись.

Вариант №2.

1. Выпишите буквы, которыми в списке обозначены соседи восточных славян:

  1. Поляне;

  2. Чудь;

  3. Вятичи;

  4. Кривичи;

  5. Волжские булгары;

  6. Хазары;

  7. Белые хорваты;

  8. Дреговичи;

  9. Половцы.

2. Соотнесите правителя и годы правления:

1.Олег

А.1125 - 1132

2.Мстислав Великий

Б.912 - 945

3.Святослав

В.879 - 912

4.Игорь

Г.957 - 972

3. Продолжите фразу:

  1. «Иду на вы!» - эти слова летопись приписывает князю…

  2. Первые русские святые - князья…

  3. Автором реформы полюдья летопись называет…

  4. Языческие жрецы на Руси назывались…

4. К внешней политике Ярослава Мудрого не относится?

а)прекращение набегов печенегов; б)династические браки; в)неудачная война с Византией; г)издание Правды Ярослава.

5. К памятникам древнерусской архитектуры относится:

а)Зимний дворец; б)собор Василия Блаженного; в)Софийский собор в Новгороде; г)храм Христа Спасителя.


© 2010-2022