• Преподавателю
  • История
  • «Творчество Н. М. Полянского, как источник изучения пребывания декабристов в Забайкалье». работа ученицы 11 класса Вершининой А

«Творчество Н. М. Полянского, как источник изучения пребывания декабристов в Забайкалье». работа ученицы 11 класса Вершининой А

Раздел История
Класс 11 класс
Тип Научные работы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Оглавление

1. Введение. ………………………………………………………………...стр. 3

2. Основная часть.

2.1. Биографическая справка………………………………………………...стр. 5

2.2. Герои его сюжетов, офортов, литографии и картин.………………….стр. 6

• Портреты декабристов………………………………………………...стр. 6

• Жизнь и быт декабристов…………………………………………..…стр. 9

• Женщины декабристки ……………………………………………...стр. 11 3. Заключение……………………………………………………………..…стр.17

4. Словарь ………………………………………………………………..…стр. 18

5. Литература …………………………………………………………….…стр.19

6. Приложения……………………………………………………………...стр. 11

Приложение № 1. «Боярыня Морозова В.И. Суриков стр.20

Приложение № 2. «Утро стрелецкой казни» В.И. Суриков стр.21

Приложение № 3. Н.М. Полянский стр.22

Приложение № 4. Эскиз мемориальной доски посвященной Маркидонову С.А. стр.24

Приложение № 5 «Михаил Сергеевич Лунин», офорт, (1974) стр.25

Приложение № 6 «Александр Одоевский», офорт, (1975) стр.26

Приложение № 7 Ответ декабристов на стихотворение А.С. Пушкина «Во глубине сибирских руд» стр.27

Приложение № 8 «Иван Иванович Горбачевский», литография, (1981) стр.28

Приложение № 9 «Доктор Вольф», офорт, (1975) стр.29

Приложение № 10 «Хор в Петровском каземате», офорт, (1975) стр.30

Приложение № 11«В Благодатском руднике», офорт, (1981) стр.31

Приложение № 12 «Казематская школа», офорт, (1976) стр.32

Приложение№13 «Обучение ремеслу», офорт,(1976) стр.33

Приложение № 14 «Последний путь Александры Муравьевой», офорт,(1975) стр.34

Приложение № 15 «Похороны Александра Пестова», офорт,(1975) стр. 35

Приложение № 16 «Игра в шахматы», офорт,(1982) стр.36

Приложение № 17 «Венчание И. Анненкова и П. Гебель в Чите», офорт, (1981) стр. 37

Приложение № 18 Венчание декабриста В.П. Ивашева с француженкой Ле Дантю в Петровском Заводе, картина, масло, (1988) стр.38

Приложение № 19 «А.Г.Муравьева» стр.39

Приложение № 20 «Полина Гебель» стр.40

Приложение № 21 «Камилла Ивашева» стр.41



1. Введение

Обоснование актуальности выбранной темы: Нередко на уроках истории от своего учителя я слышу: «Историко-культурный стандарт предусматривает…»1. Я - ученица 11 класса, предмет история для меня важен, потому что сдаю его на ЕГЭ. Уже само звучание «Историко-культурный…» предусматривает, что познать те или иные периоды истории можно используя культурные ценности: музыку, литературные произведения, полотна великих художников. Например: о событиях Отечественной войны 1812 года мы можем судить из романа - эпопея «Война и мир», из художественных полотен В.И. Сурикова «Боярыня Морозова» (приложение № 1) о церковной реформе XVII века. Об эпохе Петра I - «Утро Стрелецкой казни» (приложение № 2). Бывая в г. Петровск-Забайкальский, я нередко посещаю места, связанные с именами декабристов и в том числе «Музей декабристов» и дом-музей декабриста И.И. Горбачевского. В доме-музее Горбачевского И.И. выставлены художественные произведения Н.М. Полянского, которые поразили меня эмоционально-психологическим аспектом, драматизмом сюжетов. Мы много знаем о великих российских художниках, но совершенно не знаем о тех, кто с нами рядом жил и работал в Забайкалье. Поэтому, я решила, что темой моей исследовательской работы будет «Творчество Н.М. Полянского, как источник изучения пребывания декабристов в Забайкалье».

Цель: установить историческую ценность произведений Н.М. Полянского в изучении пребывания декабристов в Забайкалье.

Задачи:

1.Проанализировать и систематизировать сведения о творчестве Н.М. Полянского.

2. Помочь школьникам в изучении пребывания декабристов в Забайкалье, через творчество Н.М. Полянского.

Объект исследования: художественные произведения Н.М. Полянского, заслуженного деятеля культуры искусства Читинской области.

Предмет исследования: пребывание декабристов в Забайкалье.

Методы исследования:

1.Теоретические: исследование, анализ, обобщение.

2. Практические: поисково-исследовательский.





























2. Основная часть

2.1 Биографическая справка.

Имя художника Николая Михайловича Полянского (1945-2011г.г.) (приложение № 3) широко известно не только забайкальцам, известен он и в Москве, где в Центральном Историческом музее хранятся его работы, есть они и в музеях г. Иркутска, г. Читы, г. Кемерово, а также других российских городов. Творчество Николая Михайловича многогранно. Одинаково хорошо он владел кистью, карандашом, фломастером. Полянский занимался художественным литьем, мозаикой, скульптурой и другими видами творчества. Но особенно ему удавались офорты и литография. Родился Николай Михайлович в г. Петровск Забайкальском 28 ноября 1945 года. Свою трудовую деятельность он начал рано. После восьмилетнего образования пошел работать на металлургический завод в литейный цех, совмещая работу с обучением в вечерней школе. В 1962 году поступил в Иркутское училище искусств. Успешно закончив обучение, он, вернувшись в родной город, вновь поступает на завод художником-оформителем. В 1970 году Н.М. Полянский перешел работать в школу №3 учителем черчения. Работая в школе, он поступает в Хабаровский пединститут на заочное отделение художественного факультета. В 1974 году переходит работать в отдел культуры Петровск - Забайкальского райисполкома и открывает в городе художественную школу. Работал директором художественной школы восемь лет. В 1979 году Н.М. Полянский был принят в Союз художников России. С 1980 года художник плодотворно сотрудничал с музеем декабристов г. Петровск - Забайкальского. На декабристскую тему им написана серия офортов и литографий2. За день до смерти в Улан-Удэ в русском драматическом театре открылась его персональная выставка «Декабристы и Сибирь» . Он только, что накануне успел закончить делать мемориальную доску Сергею Маркидонову (приложение № 4), трагически погибшему в Петровск-Забайкальском. У него еще было очень много планов. Именно его стараниями поднялся крест Лунинина, возродился надгробный памятник Лепарскому, Горбачевскому, в местах связанных с декабристами установлены памятные доски. В 2005 была уничтожена его мастерская, разбит офортный станок созданные за 40 лет его работы выброшенные на помойку. Но он в отличие от многих не опустил руки после такого удара, работал до последнего3.

Вывод: «Где родился, там и пригодился» именно так гласит русская пословица. И это полностью подтвердил Николай Михайлович Полянский, занимавшийся изучением и исследованием деятельности декабристов. Он очень много сделал для того, чтоб его любимый город рос и развивался.

2.2 Герои его сюжетов, офортов, литографии и картин.

Главной темой его творчества является пребывание декабристов в Забайкалье. Любимая тема неуловимо притягивала и требовала более досконального погружения со скрупулезностью историка он изучал документы, книги, рисунки той эпохи, поэтому сюжеты и персонажи его листов становились более конкретными, узнаваемыми исторически достоверными. Композиции своих графических листов он выстраивал не сложные, но они всегда плотно заселены, герои в постоянном действии строят, изобретают, огородничают, обучают детей грамоте, врачуют, музицируют.

Анализируя творчество художника для себя я сделала вывод, что произведения Н.М. Полянского можно разделить на три большие категории..

Первая категория - портреты декабристов;

Второе категория - жены декабристов;

Третья категория - быт и деятельность.

  • Портреты декабристов.

Н.М. Полянский через портреты раскрывает духовный мир людей, близких ему по мировоззрению. Ведь главной темой в творчестве художника была память о декабристах. Например: его картина «Михаил Сергеевич Лунин» (приложение № 5) буквально пронизана решимостью, какой-то гордостью за декабриста. Это одна из первых работ была начертана очень плотными и энергичными штрихами. Михаил Сергеевич изображен на фоне старого Петровского Завода в позе со скрещенными на груди руками. Эта поза была любима декабристом. Поза полного внутреннего достоинства, демонстрирующая его чрезвычайно независимый нрав. Смелый, открытый взгляд. Художнику также было важно зафиксировать внимание зрителя на лице и столь выразительном жесте. После войны 1812 года Александр I, «очищая» армию, избавляется от человека, все поступки которого носили характер открытого протеста. Михаил Лунин уволен из армии «за болезнею». Он становится одним из основателей тайного общества «Союза спасения», членом «Союза благоденствия», Северного общества. Лунин-республиканец: политическая цель, к которой он стремится - конституция. Служит при великом князе Константине адъютантом, налаживает связь с польским политическим обществом. Известие о восстании в Петербурге застает его в Варшаве. Ну, а дальше сухая статистика. Арестован в апреле 1826 г. Следствие. Суд. Он, как и прежде, храбр, остроумен и дерзок. Был осужден по «второму разряду». Годы каторги отбывал в Чите и Петровском Заводе. Свой досуг в каторжной тюрьме Михаил Лунин посвящал глубокому изучению греческого языка, разнообразной литературы, периодических изданий. По его собственным словам «заключенный в каземате не переставал размышлять о выгодах родины». Выйдя на поселение, Михаил Сергеевич через письма к сестре и свои работы распространяет свободные суждения по целому кругу общественно - политических вопросов. В 1841 году он был вновь арестован и посажен в Акатуевскую тюрьму. В 1845 году декабрист по официальной версии «скоропостижно скончался в Акатуе»4.

Похожая история была и с декабристом Александром Одоевским (приложение № 6), которого так же запечатлил в своей картине Николай Михайлович Полянский. Этого декабриста называли поэтом сибирской каторги. В тяжелые минуты скорби своими стихами он всегда умел вселить в сердца товарищей веру в свои силы, бодрость, веру в идеалы. На офорте Н.М. Полянского он изображен в полный рост, задумавшийся над новым стихотворением. Через маленькое окно каземата светит лучик солнечного света, но в камере все равно очень темно приходится воспользоваться свечой. Именно в каторжный период в дружеском кругу товарищей по ссылке раскрывается его талант поэта. Рождается целый ряд наиболее значительных стихотворений: «Умирающий художник» (1828), «Струн вещих пламенные звуки…» (1828-1829) «Элегия на смерть Грибоедова»(1829) и др. В творчестве Одоевского находят отражение многие события жизни изгнанников. Знаменитым стал его поэтический ответ от лица всех декабристов на послание А.С. Пушкина «Во глубине сибирских руд….»5 (приложение № 7). Новорожденному сыну А.Е. Розена Кондратию, названному в честь К.Ф. Рылеева, поэт посвящает «Колыбельную песнь». Казненный декабрист провозглашается в ней духовным отцом мальчика. В Сибири поэзию Одоевского органично вплетаются фольклорные мотивы, идущие от народных песен и преданий. Наиболее ярко они проявились в романсе поэта «По дороге столбовой»6, который был написан на приезд Камиллы Ле Дантю, а стихи сочиненные на переход из Читы в Петровский Завод, часто исполнялись многими декабристами. Друзья говорили, что поэта в Одоевском пробудило декабристское движение.

Достаточно большое количество работ Н.М. Полянского посвящено незаурядной личности И.И. Горбачевского, декабристу, который остался в Петровском Заводе7, и в технике живописи и технике станковой живописи-литографии (приложение № 8). На ней Иван Иванович изображен уже в зрелом возрасте. В естественной и непринужденной позе. Художник очень чутко прочувствовал внутренний настрой его героя. Взгляд Горбачевского, обращен вовсе не в окно, а как бы в себя. Открытое окно наполняет кабинет свежим воздухом. Даже чувствуется легкий ветерок, который словно проникает в тебя. Рука лежит на кресле так свободно и непринужденно. Эта поза наполнена внутренней правдивостью, даже чувствуется интерес художника к этому человеку, и уважение к его личности и внутреннему миру.

Другой портрет только в технике офорта посвящен Фердинанду Богдановичу Вольфу (приложение № 9) тоже незаурядной личности и великолепному доктору. Эта картина была выполнена энергичными штрихами. На этом офорте доктор Вольф изображен в камере каземата. Его взгляд направлен в сторону, а не на автора. Его поза не выражает ничего кроме спокойствия, мешки под глазами, которые могли появиться лишь от недосыпа и бесконечными заботами за больными. Огромное значение в этом сыграла и нехватка даже самых простых лекарств, которые были очень нужны. Конечно, все это не могло не отразиться на личности и внешности Вольфа в целом.8

  • Жизнь и быт декабристов.

Немаловажную роль в творчестве Н.М. Полянского занимал быт и жизнь декабристов. «Хор в Петровском каземате» (приложение №10), «В Благодатском руднике» (приложение № 11), «Обучение ремеслу» (приложение № 12), «Обучение грамоте» (приложение № 13), «Последний путь Александры Муравьевой» (приложение № 14), «похороны Александра Пестова» (приложение № 15) . Во всех этих картинах подробно прослеживаются основные занятия, которыми занимались декабристы на каторге, также условия жизни (это подробно иллюстрирует картина «В Благодатском руднике»), и последний путь, который нашли декабристы в Сибири(офорт «Последний путь Александры Муравьевой», «похороны Александра Пестова» ).

В начале августа 1826 года участники восстания стали прибывать на территорию сибирских губерний. Первая партия с восемью декабристами: С.П. Трубецким, С.Г. Волконским, Оболенским, Якубовичем, братьями Борисовыми, А.З. Муравьевым, В.Л. Давыдовым прибыла на Благодатский рудник9, который он изобразил на офорте в 1981 году и назвал «В Благодатском руднике». Тюрьма была расположена у подножия высокой горы. Ее охраняли три солдата и унтер-офицер. Два отделения тюрьмы разделялись холодными сенями. В одном содержались беглые каторжники, в другом- декабристы. Вдоль стен тянулись нечто вроде конур или клеток, предназначенных для заключенных. Стоять в них было невозможно, так низки были потолки тюрьмы. Из этих клеток декабристов выпускали на работу в шахты. Они работали на глубине в сто пятьдесят метров, закованные в кандалы. В таких условиях декабристы прожили вплоть до сентября 1827 года, пока в Читинском остроге не было построено новое здание для заключенных. 9 сентября 1827 года их отправили под усиленным контролем в Читу. Другая картина «Обучение грамоте», написанная Н.М. Полянским посвящена обучению грамоте в Петровском каземате. Офорт выполнен быстрыми и крупными линиям. Обратите внимание с каким рвением ученики пытаются решить сложные задачи. В этой школе учили грамоте, разным ремеслам, арифметике, иностранным языкам, высшей математике. Даже буряты с дальних кочевий посылали своих детей для прохождения обучения именно в этой школе. «Что за добрый народ - эти буряты. Я большую часть времени провожу с ними в расспросах и разговорах…»- вспоминал позднее М.А. Бестужев. Нужно отметить, что буряты имели страсть к шахматной игре. Это изобразил Н.М. Полянский в литографии «Игра в шахматы». Обучение было столь успешно, что ученики этой школы поступали даже в Горный институт, Академию художеств, Петербургский технологический институт. Школа работала восемь лет, вплоть до отбытия декабристов на поселение. Из школы декабристов вышло немало талантливых людей.

Особо хотелось отметить офорт «Венчание И. Анненкова и П. Гебель в Чите» (приложение № 16) и картину маслом «Венчание В.П. Ивашева с француженкой Ле Дантю в Петровском Заводе» (приложение № 17). Они умирали и венчались, так как жизнь продолжалась. В офорте «Венчание И. Анненкова и П. Гебель в Чите» Н.М. Полянский отобразил события 1828 года, когда в маленьком местечке Чита произошло событие, которое всколыхнуло всех его жителей. Венчались государственный преступник Иван Анненков и приехавшая к нему француженка Полина Гебель. Жених и шаферы в кандалах. На паперти перед входом в церковь кандалы сняли. На офорте изображена деревянная церковь. В грустном молчании окружающих обряд венчания был совершен, но брак этот оказался счастливым.

Следующая картина «Венчание В.П. Ивашева с француженкой Ле Дантю в Петровском Заводе» написана маслом была осень месяц сентябрь. Более живые краски, картина как будто освещена солнцем. Их союз благословила сама природа и действительно брак Ивашевых оказался счастливым, но очень коротким их разлучила смерть.

  • Женщины-Декабристки.

О печальной судьбе жен декабристов попытался художник изобразить в следующих работах: «офорт «Венчание И. Анненкова и П. Гебель в Чите»,картина маслом «Венчание В.П. Ивашева с француженкой Ле Дантю в Петровском Заводе», офорт«Последний путь Александры Муравьевой», «В Благодатском руднике», «Отъезд Никиты Муравьева из Петровского Завода. Прощание с могилой жены» (приложение № 18)…. Н.А. Белоголовый дает такую характеристику подвигу этих женщин: «молоденькие, слабенькие, выросшие в холе и в атмосфере столичного большого света, покинули наперекор советам родителей весь окружающий их блеск и богатство… и бросились как в пропасть в Сибирь… делить участь мужей лишения и бесправие». «Жена декабриста»- это выражение стало крылатым на все времена и оно означало, что женщина пойдет на все, даже на край света, за своим любимым. Это выражение можно отнести и Александре Муравьевой и к Камилле Ивашевой (Ле Дантю) , и конечно к Полине Гебель. Ведь они не только последовали за своими мужьями, они еще пытались преобразить и сделать каторжную жизнь лучше. И первой о, которой пойдет речь в моей исследовательской работе- это Александра Муравьева10. Декабристы называли Александру Муравьеву (приложение № 19) своим ангелом-хранителем. В ней действительно было что-то поэтически-возвышенное, хотя и была она простодушна и необыкновенно естественна в отношениях с людьми. Она была дочерью действительного тайного советника Григория Ивановича Чернышева и сестрой декабриста З.Г. Чернышева. Жена Никиты Муравьева. Когда мужа арестовали, она ждала третьего ребёнка, но решила следовать за мужем, получила разрешение 26 октября 1826 г. Оставив у свекрови троих малолетних детей, отправилась в Сибирь. Проездом в Москве виделась с Пушкиным, который передал ей свои стихи, адресованные декабристам, «Во глубине сибирских руд…» и послание к И. Пущину («Мой первый друг, мой друг бесценный…». Всегда веселая и спокойная на свиданиях с мужем, она в одиночестве своем мучилась и тосковала по оставленным в России детям. Рожденная в Петровске Олечка, не прожив и года, угасла. «Я по целым дням ничего не делаю. У меня нет сил взяться ни за книгу, ни за работу, такая все еще на мне тоска…Я не могу шагу ступить из своей комнаты, чтобы не увидеть могилу Оленьки…Я старею, милая маменька, Вы и не представляете, сколько у меня седых волос»,- такое письмо получила от Александры Григорьевны свекровь. А было ей в то время всего двадцать семь лет и до смерти оставалось всего полгода. Ее последние минуты были величественны; она продиктовала прощальные письма к родным и, не желая будить свою четырехлетнюю дочь Нонушку, спросила ее куклу, которую и поцеловала вместо нее. Исполнив свой христианский долг, как святая, она занялась исключительно своим мужем, утешая и ободряя его. И.Д.Якушин позже напишет: «Если бы вам случалось приехать ночью в Петровский Завод, то налево от дороги вы бы увидели огонек, это беспрестанно теплящаяся лампа в каменной часовне». В этой часовне ежегодно в известные дни совершается служба, причем народ Петровского Завода и окрестных селений собирается тут и молится. Конечно, разговор об А.Г. Муравьевой можно было бы и продолжать еще долго. И хотя судить об этой декабристке можно только из слов и воспоминаний современников, но и этого достаточно, чтобы мы и наши потомки помнили и уважали подвиг этой, такой хрупкой на вид, но стойкой, как «оловянный солдатик» женщине.

Не менее ценен и подвиг другой декабристки - Камиллы Ивашевой (приложение № 20). Юная француженка Камилла Ле - Дантю жила в семье богатых помещиков Ивашевых, т.к. ее мать Мари Сесиль Ле-Дантю, была гувернанткой их дочерей. Сын Василий Ивашев, голубоглазый, хорошо сложенный кавалергард, в 1823г приехал в отпуск к родителям. Молодой человек, конечно, произвел на Камиллу впечатление, она, со своей стороны так же понравилась Ивашеву. Впоследствии чего она писала: «Разве я могла, мечтать о нем. Как он был несказанно красив, несказанно талантлив и несказанно богат. Но он - дворянин, а я просто служанка. И этим все сказано. Разуму понятно, а сердцу больно». День 14 декабря 1825 года. Восстание на Сенатской площади, и его поражение, перевернул судьбы многих людей. Василий Петрович Ивашев в восстании не участвовал, ведь он был в долгосрочном отпуске и гостил у родителей. Но являлся членом Союза благоденствия и Южного общества, поэтому был арестован. Камилла узнав о беде Ивашева, решила последовать за любимым в далекую Сибирь, чтобы признаться в своих чувствах. В Петровский Завод Камилла Петровна приехала 9 сентября и остановилась у М.Н. Волконской (жена декабриста С.Г. Волконского, которая так же приехала за мужем). Мария Николаевна так отозвалась о Камилле: «Прелестное во всех отношениях создание». Там же у Волконской состоялось первое свидание, после долгой разлуки Камилла, так перенервничала, что даже упала в обморок. Свадьба состоялась уже через неделю после приезда Камиллы. Дом для молодых был приобретен родственниками, где они жили вместе ровно месяц. Через месяц Камилла жила с мужем в камере каземата. Через год Камилла Петровна написала матери: «Год нашего союза, милая матушка, прошел как один счастливый день». В 1833 году у Ивашевых родился сын Сашенька, но он прожил всего один год. Для родителей это было большое горе. Похоронен Саша Ивашев на некрополе Петровского Завода. В январе 1835 года рождается второй ребенок- дочь Мария. В этом же году семью Ивашевых отправляют на поселение в город Туринск Тобольской губернии. Жизнь Камиллы Петровны была заполнена заботами о семье, уроками, постоянным трудом. Камилла Петровна учила детей музыке, вязанию, а также шитью. В декабре 1839 года Камилла Петровна простудилась, а 30 декабря 1839 года умерла при родах дочери Елизаветы, умершей вместе с матерью. Товарищи, находившиеся на поселении вместе с Ивашевым в Туринске очень помогали ему с детьми (Маше - 5 лет, Пете - 4 года, Вере - 2 года). Но не долго прожил Василий Петрович без своей верной спутницы. 28 декабря 1840 года он умер от апоплексического удара. Вот такая сильная, но печально-трагическая любовь была у Ивашевых, она умерла, и он ушел…следом за ней. Похожая история любви была и декабристки Полины Гебель11- дочь наполеоновского офицера, награждённого орденом Почётного легиона. Полина приехала в Москву в 1823 г. на работу в качестве модистки торговой фирмы «Дюманси». Магазин фирмы «Дюманси» часто посещала А.И. Анненкова, ее всегда сопровождал сын, Иван Анненков, в то время блестящий офицер и красавец. Молодые люди сразу заметили друг друга, вспыхнула любовь. Анненков был единственный наследник громадного состояния, и Полина прекрасно понимала, что его мать никогда не даст согласия на неравный брак. Несмотря на это, Анненков предлагал ей обвенчаться тайно, но Полина не дала на это согласия. 19 декабря 1825 года И. А. Анненков был арестован (он был членом Северного общества), отправлен в Выборгскую, а затем в Петропавловскую крепость. На следствии вёл себя достойно. Осуждён по II разряду и приговорён к 20 годам каторжных работ, позднее срок сократили до 15 лет. Полина Гебль была, пожалуй, единственной из декабристок, которая знала о готовящемся выступлении на Сенатской. Анненков не скрывал от нее своего будущего: в лучшем случае крепость или Сибирь. А в ответ услышал: «Я последую за тобой повсюду». Оставив дочь у матери Анненкова, она отправилась в Сибирь. В Иркутске Цейдлер задержал её, уговаривая вернуться, как раньше уговаривал Трубецкую и Волконскую. Но Полина была непреклонна и в конце февраля последовала дальше. Приезд Полины был очень важен для Анненкова. «Без неё он бы совершенно погиб», - писал декабрист И.Д. Якушкин.

4 апреля 1828 года в деревянной Михайло-Архангельской церкви Читы состоялось венчание Полины с Иваном Александровичем. Только на время венчания с жениха были сняты кандалы. 16 мая 1829 года у них родилась дочь Анна. В 1830 году - Ольга. Сыновья: Владимир, Иван, Николай. Всего у нее было 18 родов, но выжили только 6 детей. История любви Полины Гебель (приложение № 21) и Ивана Анненкова стала основой романа А. Дюма «Учитель фехтования», а режиссёр В. Мотыль рассказал об их любви в кинофильме «Звезда пленительного счастья». Композитор Ю. А. Шапорин написал оперу «Декабристы», которая в первой редакции называлась «Полина Гебель».

Полина - живая, подвижная, трудолюбивая - с утра до вечера занималась хозяйством: сама готовила, ухаживала за огородом, помогала всем, чем только могла, учила жён декабристов готовить и вести хозяйство. Часто по вечерам её новые подруги приходили к ней в гости, Полина заражала всех своим оптимизмом, рядом с ней было легко и уютно. Потом был Петровский завод, село Бельское Иркутской губернии, Туринск… И везде вслед за мужем ехала Полина с детьми. С 1839 г. Анненкову было разрешено поступить на службу, в 1841 г. они переезжают в Тобольск, где и живут до самой амнистии (1856 г.), а после нее - в Нижнем Новгороде, где их посетил А. Дюма и где они прожили остальные счастливые 20 лет своей жизни. Жить в столицах им было запрещено. Иван Александрович служил чиновником по особым поручениям при губернаторе, был членом комитета по улучшению быта помещичьих крестьян, участвовал в подготовке реформ, работал в земстве, избирался в мировые судьи.

Пять сроков подряд нижегородское дворянство избирало Анненкова своим предводителем, а Полина была избрана попечительницей нижегородского женского Мариинского училища.



3. Заключение

«Ты, - художник. Должен лепить, и рисовать, и писать»- так говорил Николай Михайлович о своей работе. Изучение жизни и деятельности декабристов в Забайкалье прослеживается через всё творчество М.Н.Полянского. Н. М. Полянский - художник, историк, «певец декабристского наследия». По его инициативе благоустроен некрополь декабристов в г. Петровск-Забайкальский. Проведена реконструкция надгробия декабриста И.И.Горбачевского. Совместно с сотрудниками «Музея декабристов» в г. Петровск-Забайкальский художником был найден материл по внутреннему оформлению часовни А.Г. Муравьевой. И это лишь малая часть его творческой деятельности. Его дела можно перечислять и перечислять… Я считаю, что Николая Михайловича по праву можно назвать «Золотым фондом Земли Забайкальской».

14 апреля 2011 года Николая Михайловича не стало. Но память о нём сохранится на долгие времена.

В ходе данной исследовательской работе, я достигла следующих результатов:

  1. Проанализировала и систематизировала сведения о творчестве Н.М. Полянского.

  2. Помогла школьникам в изучении пребывания декабристов в Забайкалье, через творчество Н.М. Полянского.

В перспективе эту тему можно развить по нескольким направлениям:

  1. Оформить и поместить материал в школьной библиотеке к очередной годовщине восстания декабристов.

  2. Использовать данный материал для внеклассных мероприятий в рамках проведения недели истории.

4. Словарь:

  1. Литография - способ печати, при котором краска под давлением переносится с плоской печатной формы на бумагу. В основе литографии лежит физико-химический принцип, подразумевающий получение оттиска с совершенно гладкой поверхности (камня), которая, благодаря соответствующей обработке, приобретает свойство на отдельных своих участках принимать специальную литографскую краску.

  2. Офорт - разновидность гравюры на металле, техника станковой графики глубокой печати, позволяющая получать оттиски с печатных форм («досок»), в процессе работы по созданию изображения на которых производится травление поверхности кислотами.

Персоналии:

  1. Белоголовый Николай Андреевич - врач, общественный деятель, писатель, публицист, литератор, автор мемуаров Лепарский Станислав Романович - русский генерал, комендант Нерчинских рудников.

  2. Маркидонов Сергей Александрович - (1961-1995) - депутат Государственной Думы (1993-1995).

  3. Розен Андрей Евгеньевич - декабрист.

  4. Цейдлер Иван Богданович (1777-1853) - Иркутский гражданский губернатор.



5. Используемая литература

  1. Историко-культурный стандарт УМК по Отечественной истории

  2. «Декабристы в творчестве Н.М. Полянского. Альбом. Г. Петровск-Забайкальский, 2006г.стр 4-5

  3. petrovsk.com/showthread.php/95-Люди-которыми-мы-гордимся

  4. А. Гессен. Во глубине сибирских руд… Декабристы на каторге и в ссылке. М. 1969 г.стр 238-244

  5. А.С. Пушкин Стихотворения. Библиотека Всемирной Литературы. М. 2008 г. стр.108

  6. Марк Сергеев Несчастью верная сестра. Иркутск. 1978 г. стр.319

  7. А. Гессен. Во глубине сибирских руд… Декабристы на каторге и в ссылке. М. 1969г.стр. 340-342

  8. «Декабристы в творчестве Н.М. Полянского. Альбом. Г. Петровск-Забайкальский, 2006 г.стр. 24-25

  9. Энциклопедия Забайкалья. Читинская Область том II. Н.2004г. стр.122

  10. Марк Сергеев Несчастью верная сестра. Иркутск. 1978 г. стр.230




6.Приложения







Приложение№1

«Боярыня Морозова» В.И. Суриков

«Творчество Н.М. Полянского, как источник изучения пребывания декабристов в Забайкалье». работа ученицы 11 класса Вершининой А.

Приложение № 2.

«Утро стрелецкой казни» В.И. Суриков.

«Творчество Н.М. Полянского, как источник изучения пребывания декабристов в Забайкалье». работа ученицы 11 класса Вершининой А.



Приложение № 3.

Николай Михайлович Полянский

«Творчество Н.М. Полянского, как источник изучения пребывания декабристов в Забайкалье». работа ученицы 11 класса Вершининой А.

Приложение № 4.

Эскиз мемориальной доски посвященной Маркидонову. С.А

«Творчество Н.М. Полянского, как источник изучения пребывания декабристов в Забайкалье». работа ученицы 11 класса Вершининой А.



Приложение № 5

«Михаил Сергеевич Лунин», офорт, (1974)»

«Творчество Н.М. Полянского, как источник изучения пребывания декабристов в Забайкалье». работа ученицы 11 класса Вершининой А.

Приложение № 6

«Александр Одоевский», офорт,(1975)

«Творчество Н.М. Полянского, как источник изучения пребывания декабристов в Забайкалье». работа ученицы 11 класса Вершининой А.

Приложение № 7

Ответ декабристов на стихотворение А.С. Пушкина

«Во глубине сибирских руд».

«Творчество Н.М. Полянского, как источник изучения пребывания декабристов в Забайкалье». работа ученицы 11 класса Вершининой А.

Приложение № 8

«Иван Иванович Горбачевский», литография, (1981).

«Творчество Н.М. Полянского, как источник изучения пребывания декабристов в Забайкалье». работа ученицы 11 класса Вершининой А.

Приложение № 9

«Доктор Вольф», офорт, (1975).

«Творчество Н.М. Полянского, как источник изучения пребывания декабристов в Забайкалье». работа ученицы 11 класса Вершининой А.

Приложение № 10

«Хор в Петровском каземате», офорт,(1975)

«Творчество Н.М. Полянского, как источник изучения пребывания декабристов в Забайкалье». работа ученицы 11 класса Вершининой А.



Приложение № 11

«В Благодатском руднике», офорт, (1981)

«Творчество Н.М. Полянского, как источник изучения пребывания декабристов в Забайкалье». работа ученицы 11 класса Вершининой А.



Приложение № 12

«Казематская школа», офорт, (1976)

«Творчество Н.М. Полянского, как источник изучения пребывания декабристов в Забайкалье». работа ученицы 11 класса Вершининой А.

Приложение № 13

«Обучение ремеслу», офорт,(1976).

«Творчество Н.М. Полянского, как источник изучения пребывания декабристов в Забайкалье». работа ученицы 11 класса Вершининой А.

Приложение № 14

«Последний путь Александры Муравьевой», офорт,(1975).

«Творчество Н.М. Полянского, как источник изучения пребывания декабристов в Забайкалье». работа ученицы 11 класса Вершининой А.

Приложение № 15

«Похороны Александра Пестова», офорт, (1975).

«Творчество Н.М. Полянского, как источник изучения пребывания декабристов в Забайкалье». работа ученицы 11 класса Вершининой А.

Приложение№16 «Игра в шахматы», офорт,(1982).

«Творчество Н.М. Полянского, как источник изучения пребывания декабристов в Забайкалье». работа ученицы 11 класса Вершининой А.

Приложение № 17

«Венчание И. Анненкова и П. Гебель в Чите», офорт, (1981).

«Творчество Н.М. Полянского, как источник изучения пребывания декабристов в Забайкалье». работа ученицы 11 класса Вершининой А.

Приложение № 18

«Венчание декабриста В.П. Ивашева с француженкой Ле Дантю в Петровском Заводе», картина, масло, (1988).

«Творчество Н.М. Полянского, как источник изучения пребывания декабристов в Забайкалье». работа ученицы 11 класса Вершининой А.

Приложение № 19 «А.Г.Муравьева».

«Творчество Н.М. Полянского, как источник изучения пребывания декабристов в Забайкалье». работа ученицы 11 класса Вершининой А.

Приложение № 20 «Полина Гебель».

«Творчество Н.М. Полянского, как источник изучения пребывания декабристов в Забайкалье». работа ученицы 11 класса Вершининой А.

Приложение № 21 «Камилла Ивашева» «Творчество Н.М. Полянского, как источник изучения пребывания декабристов в Забайкалье». работа ученицы 11 класса Вершининой А.











































1 Историко-культурный стандарт УМК по Отечественной истории

2 «Декабристы в творчестве Н.М. Полянского. Альбом. Г. Петровск-Забайкальский, 2006г.стр4-5

3 petrovsk.com/showthread.php/95-Люди-которыми-мы-гордимся

4 А. Гессен. Во глубине сибирских руд… Декабристы на каторге и в ссылке. М. 1969г.стр 238-244

5 А.С. Пушкин Стихотворения. Библиотека Всемирной Литературы. М. 2008г. стр108

6 Марк Сергеев Несчастью верная сестра. Иркутск. 1978г. стр319

7 А. Гессен. Во глубине сибирских руд… Декабристы на каторге и в ссылке. М. 1969г.стр340-342

8«Декабристы в творчестве Н.М. Полянского. Альбом. Г. Петровск-Забайкальский,2006г.стр24-25

9 Энциклопедия Забайкалья. Читинская Область томII. Н.2004г. стр.122

10 Марк Сергеев Несчастью верная сестра. Иркутск. 1978г. стр78

11 Марк Сергеев Несчастью верная сестра. Иркутск. 1978г. стр230

20

© 2010-2022