• Преподавателю
  • История
  • Методическая разработка по написанию контрольной работы по Истории для заочного отделения

Методическая разработка по написанию контрольной работы по Истории для заочного отделения

Раздел История
Класс 11 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Министерство образования и науки Хабаровского края

Краевое государственное бюджетное

профессиональное образовательное учреждение

«Хабаровский торгово-экономический техникум»



Методические рекомендации

по написанию и оформлению контрольной работы для студентов заочной формы обучения

по учебной дисциплине

ОДП.05 «История»







г. Хабаровск, 2016 год

Методические рекомендации предназначены для студентов заочной формы обучения. Эти рекомендации могут быть использованы, как при написании и оформлении контрольной работы по дисциплине «История», так и по другим дисциплинам общего гуманитарного и социально-экономического учебного цикла.

Содержание:

  1. Пояснительная записка

  2. Основные требования к структуре и оформлению контрольной работы

  3. Оформление контрольной работы

  4. Заключение

  5. Приложение 1

  6. Приложение 2

  7. Приложение 3

  8. Приложение 4

  9. Приложение 5

  10. Приложение 6

  11. Список литературы









  1. Пояснительная записка

Контрольные работы, являясь частью учебного плана, занимают важное место в процессе обучения студентов. Они расширяют знания, полученные ими на лекционных занятиях.

Тематика контрольных работ и инструкции по их выполнению, списки рекомендуемой литературы соответствуют следующим требованиям к профессиональной подготовке выпускника, изложенным в государственном образовательном стандарте:

- иметь научное представление об основных этапах истории человечества и их хронологии;

- уметь выражать и обосновывать свою позицию по вопросам, касающимся ценностного отношения к историческому прошлому;

- иметь фундаментальную профессиональную подготовку по всем разделам теологии;

- обладать знанием особенностей религиозно-теологических оценок, места религии в обществе, культуре, в сферах духовно-этической жизни, проблем диалога верующих и неверующих, межконфессионального диалога.

Цель контрольных работ овладение приемами работы с источниками и литературой, что является основой исследовательской деятельности. Выработанные в ходе подготовки контрольных работ навыки будут иметь первостепенное значение при написании курсовых и выпускных квалификационных работ.

Контрольная работа должна полностью раскрывать тему, основываться на источниках и интерпретации исследовательской литературы, быть написана правильным литературным языком, не должна содержать орфографических ошибок.

На этапе подготовки к написанию контрольной работы студент должен сгруппировать и проанализировать необходимые источники и литературу, ознакомиться с важнейшими публикациями, относящимися к теме работы.

Студент должен уметь правильно структурировать собранный материал, составив развернутый план контрольной работы.



2. Основные требования к структуре и оформлению

контрольной работы


Основные требования к написанию текста контрольной работы: логичность и цельность изложения текста работы (от общего к частному); соблюдение правил оформления работы, в том числе и научно-справочного материала; научное, литературное и техническое редактирование. Контрольную работу следует писать в определенной последовательности. Вам необходимо ознакомиться с Программой курса по отечественной истории, выбрать нужную тему, подобрать и изучить рекомендованные документы и литературу.

Поиск литературы по избранной теме следует осуществлять в систематическом и генеральном (алфавитном) каталогах библиотек (по фамилии автора или названию издания) на библиографических карточках или в электронном виде. Поиск литературы (особенно статей в сборниках и в коллективных монографиях) облегчит консультация с библиографом библиотеки. Возможен также поиск перечней литературы и источников по информационным сетевым ресурсам (Интернет).

Ознакомившись с литературой, студент отбирает для своей работы несколько научных работ (монографий и статей). Выбирая нужные книги, следует обратить внимание на выходные данные работы и на автора. В контрольной работе желательно отразить взгляды современных исследователей по рассматриваемым вопросам.

Следующий этап - составление оглавления, которое следует привести в начале контрольной работы. Оглавление отражает структуру вашей работы и обязательно включает следующие части:

- введение, в котором необходимо дать обзор основной литературы по из-бранной теме, отметить (если возможно) ее слабые и сильные стороны и охарактеризовать доступные источники (документы, опубликованные или устные воспоминания участников описываемых вами событий, фактов и процессов); во введении обязательно следует сформулировать цель и основные задачи своего исследования;

- основная часть, состоящая из нескольких пунктов; их можно выстроить по хронологическому либо тематическому принципу, озаглавить в соответствии с проблемами, рассматриваемыми в контрольной работе; главное, чтобы разделы оглавления были построены логично, последовательно и наилучшим образом раскрывали тему вашей работы;

- заключение, в котором следует подвести итоги анализа источников, на основании литературы и собственного понимания предмета изложить свои выводы, где это целесообразно, связав их с современностью, предложить возможные перспективы дальнейшего изучения рассмотренной в работе проблемы.

Цитирование (буквальное воспроизведение) текста других авторов в контрольной работе следует использовать лишь в тех случаях, когда необходимо привести принципиальные положения, оптимально сформулированные выводы и оценки, прямую речь, фрагмент документа и пр. В цитате недопустима любая замена слов. Если в работе содержатся выдержки (цитаты) из отдельных произведений или источников, их следует заключить в кавычки и указать источник, откуда взята данная цитата (автор, название сочинения, год и место издания, страница, например: Скрынников Р.Г. Иван Грозный. М., 1983. С. 10.).

В контрольной работе допускается передача того или иного эпизода, мысли своими словами. В этом случае в тексте кавычки не ставятся, но в под- строчном примечании следует указать выходные данные источника. В тех случаях, когда сноска делается повторно на одно и то же издание, тогда в под-строчном примечании выходные данные не приводятся полностью. Например: Скупка крестьянских участков и деревень, зафиксированная современником в Заонежских погостах, была обычным явлением на Севере.

Т.е. в первой сноске указывайте автора, полное название, место, год издания, страницы, на которые ссылаетесь.

В дальнейшем в сноске следует писать - Там же. С. 98.

Если сноска на данную работу дана после других источников, следует писать - Копанев А.И. Крестьяне Русского Севера в XVII в. С. 92. (без указания места и года издания).

Ссылки на Интернет даются с обязательной датой просмотра сайта, т.к. сайты часто обновляются и порой невозможно найти те материалы, которые использовались в контрольной работе. Например, Губная реформа Ивана Грозного // history.dux.ru (Дата просмотра сайта - 13.03.2010 г.).

Вполне возможно помещение всех сносок контрольной работы в специальный раздел Примечания.

В конце контрольной работы приводится список использованных источников (документов, воспоминаний, переписки, материалов периодической печати и др.) и литературы, составленный в алфавитном порядке в соответствии с требованиями к оформлению справочно-библиографического аппарата.

Источники и литература должны быть оформлены на разных страницах. Следует указывать только те источники и литературу, которую студент действительно изучил.

При написании контрольной работы должно быть использовано не менее 10 источников или единиц литературы (книг, статей и др.). Учебники, энциклопедические и справочные издания не являются основной литературой и не входят в круг этих 10 наименований.

Если в контрольной работе студент желает привести небольшие по объему документы или отдельные разделы источников, касающиеся выбранной темы, различные схемы, таблицы, схемы, диаграммы и другую информацию по отечественную истории, то их можно привести в разделе Приложения. При этом каждое приложение должно быть пронумеровано и снабжено указанием, откуда взята информация для него.

Текст контрольной работы заключается датой ее завершения и личной подписью студента.



3. Оформление контрольной работы

Текстовая часть контрольной работы выполняется в рукописном либо в машинописном (компьютерном) варианте. В последнем случае текст печатается через полтора интервала на одной стороне стандартного листа белой однородной бумаги формата А4. Страницы должны иметь поля не менее: левое - 20 мм, правое - 10 мм, верхнее - 15 мм, нижнее - 20 мм, кегль (размер шрифта) - 14. Все страницы контрольной работы, включая приложения, нумеруются по порядку от титульного листа до последней страницы. Нумерация страниц производится в нижней части листа (по центру или справа). При этом первой страницей считается титульный лист. На нем номер страницы не ставится, а на следующей странице ставится цифра «2» и т. д.

Текст основной части контрольной работы делится на разделы (главы) и параграфы. Названия разделов (глав) печатаются или пишутся симметрично тексту, с равными отступлениями от краев текста, прописными буквами. Переносы слов в заголовке не делаются, точка в конце не ставится.

Названия параграфов печатаются или пишутся строчными буквами, первая буква - прописная. Заголовки должны иметь порядковую нумерацию и обозначение в соответствии с обозначением, имеющимся в плане (оглавлении). Разделы (главы) обозначаются римскими цифрами, параграфы (пункты) - арабскими цифрами.

Сноски даются постранично и оформляются в соответствии с правилами библиографического описания произведений печати.

Напечатанная или написанная от руки контрольная работа должна быть сброшюрована (прошита по левому краю страниц, если выполнена на листах А4). Разрешается использование для этого специальных папок (скоросшивателей), предназначенных для курсовых и контрольных работ.

Контрольная работа выполняется в объеме не более 10-12 страниц машинописного или набранного на компьютере текста. При рукописном выполнении в тетради - 20-25 страниц ученической тетради.

Представление и проверка контрольной работы

Контрольная работа, подготовленная и оформленная в соответствии с требованиями, представляется преподавателю не позднее, чем за неделю до конца экзаменационной сессии. Факт представления контрольной работы фиксируется преподавателем в журнале регистрации контрольных работ. На титульном листе проставляется номер и дата представления работы (при условии соответствия темы или варианта представленной работы теме или варианту, закрепленному за студентом), после чего работа проверяется преподавателем.

Преподаватель проверяет работу в течение семи дней с момента ее получения. Результат проверки доводится до студента. Студент допускается к зачету только при условии получения положительной оценки за контрольную работу.

Контрольная работа, признанная не отвечающей предъявляемым требованиям, возвращается студенту для доработки, при этом указываются ее недостатки и даются рекомендации для их устранения. Студенту предлагается с учетом замечаний преподавателя вторично представить контрольную работу по той же теме или варианту до даты проведения зачета или экзамена вместе с первой работой. Если до начала зачета доработанный вариант работы не представлен, вопрос о допуске студента к зачету решается преподавателем. В случае решения о допуске студента к сдаче зачета студент обязан представить работу после проведения зачета в срок, согласованный с преподавателем, и получить в течение текущей сессии зачет по вновь представленному варианту работы.

Контрольная работа может быть не зачтена в случаях, если:

- содержание темы или теоретического вопроса не раскрыто в требуемом объеме;

- работа выполнена не в соответствии с планом (оглавлением);

- работа выполнена не самостоятельно;

- работа выполнена без привлечения необходимых источников и научной литературы (например, на базе одного источника);

- работа написана неразборчиво или оформлена небрежно, наспех.

Студент, не представивший в установленный срок контрольную работу, не допускается к зачету по дисциплине «История».

Оценка за контрольную работу («зачтено», либо «отлично», «хорошо», «удовлетворительно») проставляется преподавателем в ведомость, соответствующая запись вносится в зачетную книжку студента.

Номера вариантов и к ним вопросы по учебной дисциплине «История» для групп заочного отделения

Заключение

Целью методической разработки является установление соответствия уровня и качества подготовки учащегося Федеральному государственному образовательному стандарту (ФГОС) среднего профессионального образования в части оценки качества сформированности компетенций и государственных требований к минимуму содержания и уровню их подготовки выпускников. Задачей итоговой аттестации по учебной дисциплине обществознание является определение теоретической подготовленности студентов к выполнению общепрофессиональных задач, соответствующих его квалификации.

Оценка качества подготовки обучающихся осуществляется в двух основных направлениях:

  • оценка уровня освоения дисциплины;

  • оценка уровня овладения компетенциями

Методические рекомендации по написанию и оформлению контрольной работы для студентов заочной формы обучения по учебной дисциплине «Обществознание» можно применять, как при написании и оформлении контрольной работы по дисциплине «Обществознание», так и по другим дисциплинам общего гуманитарного и социально-экономического учебного цикла.

Итоговая аттестация по учебной дисциплине «Обществознание» в форме защиты контрольной работы является заключительным этапом изучения данной дисциплины.



СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ


1.В.С. Апальков И.М. Миняева. История Отечества. Учебное пособие. Москва-Альфа-М-ИНФРА-М-2004 глава 17 § 1 - 4

2.В.В. Артемов Ю.Н. Лубченков. История. Дидактические материалы. гл. 14 с. 321-332

3.Бжезинский 3. Великая шахматная доска. М.: Международные отношения, 1998.

4.Ванюков Д.А. Демократическая Россия конца XX - начала XXI века. / Д.А.Ванюков. М.: Мир книги, 2007.

5. Ванюков Д.А. Демократическая Россия конца ХХ - начала ХХI века.Мир книги, 2007. - 240 с.

6.Верт Н. История Советского государства 1900-1991 годы. - М., 1994.

7.Волков А. Страны Северной Европы. Экономико-статистический справочник. - М., 1986.

8.Волобуев О., Кулешов С. История и перестройка. Публицистически заметки. - М., 1989., с. 284.

9.Воронов К. Страны Севера и новая трансформация системы европейской безопасности в постбиполярный период (1990-е годы). / Северная Европа: проблемы истории. Выпуск 3. - М., 1999., с. 265-284.

10.Дегтев Г.В. Становление и развитие института президентства в России: теоретико-правовые и конституционные основы / Г.В.Дегтев; МГИМО (ун-т) МИД РФ, Медунар. ин-т упр. - М.: Юристь, 2005.

11.Дроздов Ю. Россия и мир. Куда держим курс. / Ю.Дроздов. - М.: Артстиль-полиграфия, 2009.

12. Изосимов Ю.Ю. Справочное пособие по отечественной истории современного периода. 1985-1997 гг. /Ю.Ю. Изосимов. - М.: Аквариум,1998. - 217 с.

13. Калинин М. И. О молодежи. М., 1940. - 72 с.

14. Карамзин Н.М. Рассуждения философа, историка и гражданина. Соч. в 2-х т. -Л. 1984. Т. 2.-239 с.

15.Караковский В.А. Воспитательная система школы педагогические идеи и опыт формирования. - М., 1991. - 97 с.

16.Киров А., Далин В. Юношеское движение в России. M.-JI., 1925. -79с.

17. Клинкова Е. Проект «гражданин» способ социализации подростков. -Народное образование. - № 7. - 2000. - С.163-166.

18. Кобылянский В.А. Национальная идея и воспитание патриотизма // Педагогика. № 5. - 1998. - С.52-58.

19.Козлова Е.И., Кутафин О.Е. Конституционное право России. Федеральный Закон "Об общественных объединениях" от 14 апреля 1995г. -С. 208

20. Колесников Л.Ф., Турченко В.Н., Борисова Л.Г. Эффективность образования. М.: Педагогика, 1991. - 134 с.

21.Кон И.С. Открытие «Я». М.: Политиздат, 1978. - 367 с.

22.Косолапов Н.А. Международно-политическая организация глобализирующегося мира: модели на среднесрочную перспективу // Общественные науки и современность. 2001. - № 6. - С. 140-165.

23. Кочетков А.П. Гражданское общество: проблемы исследования и перспективы развития // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 12, Полит, науки.- 1998.- № 4.- С. 93.

24. Крапивин М.Ю. Пролетарские партии России в борьбе за молодежь 1917 1925 гг. - Волгоград, 1990. - 69 с.

Комиссаров Ю. Проблема мира и безопасности на Севере Европы. / Международная жизнь, 1985., № 6., с. 65-74.

25. Криворученко В.К. В тисках сталинщины: трагедия комсомола. -М.,1991. 99 с.

26. Криворученко В.К. Единство цели. М., 1980. - 86 с.

27. Кудинов В.А. Общественные движения и организации детей и молодежи в России в XX веке. Дисс. д.и.н. СПб., 1994.

28.Кузык Б.Н. Россия и мир в XXI веке / Б.Н.Кузык. Издание второе. - М.: Институт экономических стратегий, 2006.

29.Леонов Н. Закат или рассвет? Россия: 2000-2008. / Н.Леонов. М., 2008.

30.Нарочницкая Н.А. Россия и русские в современном мире. М.: Алгоритм, 2009.

31. Назимов С.И., Яцко И.В. Русское потешное войско. История его происхождения и развития. Теория и практика дела в наши дни. СПб., 1911. -69 с.

32. Никонов В.А. Россия в глобальной политике XXI века // Общественные науки и современность. 2002. - № 6. - С. 115-123.

33. Пресняков А.Е. Московское царство. В кн: Российские самодержцы. М., 1990.-С. 416-417.

34.Трошев Г. Моя война. Чеченский дневник окопного генерала. М., 2001. - С. 11.

35.Чубарьян А.О. Основные этапы внешней политики России. / Десять лет внешней политики России: Материалы Первого Конвента Российской ассоциации международных исследований. / Под ред. А. Торкунова. - М., 2003. с. 26-31.

36.Шевякин А.П. Разгром Советской державы. От «оттепели» до «перестройки». М.: Вече, 2004.

37. Шубин А. Мировой порядок. Россия и мир в 2020 году. История, теория и практика скаутинга. Программы: Документы и материалы / Сост. Ю. В. Кудряшов. Архангельск, 1993. - 83 с.

Электронный ресурс

school-collection.edu.ru

hrono.ru/sobyt/190_war.htm

cyberleninka.ru/article/n/mirovye-voyny-i-lokalnye-voennye-konflikty-v-istorii-posledstviya-uroki#ixzz2tI0sdKsC

militera.lib.ru/1/do/about/index.html

www/lib/unc/ edu/savine/ RBR/ru/index.html

Приложение 1

Краевое государственное бюджетное

профессиональное образовательное учреждение

«Хабаровский торгово-экономический техникум»

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

_____________________________________________

_____________________________________________

(наименование темы и номер варианта)

Учебная дисциплина «История»

Специальность код название

Выполнил студент 1 курса

учебной группы № ______

_______________________

_______________________

_______________________

(фамилия, имя, отчество)


Проверил преподаватель

_______________________

_______________________

_______________________

(фамилия, имя, отчество)

Оценка _________________

_________________

(подпись преподавателя)

«___» ________ 20__г.

г. Хабаровск, 2016



Приложение 2

ОГЛАВЛЕНИЕ

№ стр.

Введение ……………………………………..

Глава (раздел) 1 (наименование главы или раздела)……………...…

Наименование подраздела 1……………………………………….

Наименование подраздела 2…………………………………….....

И т. д.

Глава (раздел) 2 (наименование главы или раздела)…..…………..…

Наименование подраздела 1………………………………….……

Наименование подраздела 2……………………………….……....

И т. д.

Заключение………………………………………………

Литература……………………………………………………





Приложение 3

Правила оформления библиографического списка

1. В библиографический список включают все документы, использованные при написании работы, независимо от их носителя, включая электронные издания и ресурсы Интернет.

2. Существуют различные способы группировки документов в прилагаемом библиографическом списке: алфавитный, систематический, хронологический, по главам, по видам источников и другие. Рекомендуется использовать группировку документов по видам источников.

К группировке материала в списке надо отнестись с большим вниманием, так как именно она отражает глубину изученности темы автором.

3. В результате группировки по видам источников все документы делятся на группы (классы, разделы):

  • официальные документы:

- международные акты;

- Конституция Российской Федерации;

- международные соглашения;

- федеральные конституционные законы;

- кодифицированные федеральные законы (кодексы);

- законы Российской Федерации;

- федеральные законы;

- указы Президента Российской Федерации;

- постановления;

- ведомственные акты;

  • документальные материалы, составляющие источниковую базу исследования (архивные документы, летописи, письма, дневники, воспоминания, статистические сборники, ежегодники, материалы социологических исследований и т. п.), - в хронологическом порядке;

  • перечень отечественной и зарубежной литературы по теме (книги, статьи, сообщения, тезисы докладов, депонированные рукописи, препринты, нормативно-техническая документация и пр.) - по алфавиту того языка, на котором дается библиографическое описание документа.

4. Независимо от выбранного способа группировки материала каждая запись в списке нумеруется. Нумерация документов должна быть сквозной: от начала списка до конца. Номер записывают арабскими цифрами, ставят перед записью и отделяют точкой.

5. Оформление элементов библиографического описания источников, использованных автором работы, должно соответствовать введенному в действие 1 июля 2004 г. ГОСТ 7.1-2003 «Библиографическая запись. Библиографическое описание. Общие требования и правила составления», целью которого является полное его слияние с Международным стандартным библиографическим описанием (ISBD), необходимое для согласования российских и международных правил каталогизации.









Приложение 4

Примеры оформления библиографических описаний:

Книга с одним автором

Шумилов В. М. Правоведение: учебник / В.М. Шумилов. - М.: ТК Велби: Проспект, 2005. - 272 с.

Книга с двумя авторами

Комаров С.А. Теория государства и права: учеб.- метод. комплекс / С.А. Комаров, А.В. Малько.-М.: НОРМА, 2004. - 448 с. - (Серия учебно-методических комплексов).

Книга с тремя авторами

Кириллов В.И. Задачи по экономике : учеб. пособие / В.И. Кириллов, Г.А. Орлов, Н.И. Фокина; М-во образования и науки Российской Федерации, Моск. гос. юрид. акад. - 5-е изд., перераб. и доп. - М.: ТК Велби: Проспект, 2005. - 184 с.

Книга с четырьмя и более авторами

Философия: учение о бытии, познании и ценностях человеческого существования: учебник / В. Г. Кузнецов [и др.]. - М.: ИНФРА-М, 2005. - 519 с. - (Высшее образование).

Сборник

Стандарты по издательскому делу : сб. док./сост. А.А. Джиго, С.Ю. Калинин. - 3-е изд. - М. : Экономистъ, 2004. - 623 с. - (Книжное дело).

Официальные документы

Конституция (Основной закон) Российской Федерации.-М.: Маркетинг, 2001. - 39 с.

О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций: Федеральный закон от 25.02.1999 № 40 // Рос. газ. - 1999. - 4 марта.

Из собрания сочинений

Герцен А.И. Тиранство сибирского Муравьева // Собр. соч.: в 30 т. Т. 14. - М.: [Приор], 1998. - С. 315-316.

Из сборника

Гонгало Б.М., Изменение жилищного обязательства // Актуальные проблемы жилищного права: сб. памяти П.И. Седугина / отв. ред. Е.С. Гетман, П.В. Крашенинников.-М.: Статут, 2003.- С.63-75.

Из словаря

Кравченко И.И. Традиционализм // Новая философская энциклопедия: в 4 т. Т.4. Т-Я / Ин-т философии РАН, Нац. общ.- науч. фонд. - М.: Мысль, 2001. - С. 86-87.

Из журнала

Сыроедов Н.А. Возникновение прав на землю // Государство и право. - 2004. - № 10. - С. 65-72.

Из газеты

Сорокина Н. Конгресс мешает России вступить во Всемирную торговую организацию // Рос. газ. - 2006. - 13 мая. - С. 4.

Материалы с сайта

Проблематика работы розыскных подразделений [Электронный ресурс]// Управление Федеральной службы судебных приставов Республики Карелия/ Управление ФССП РК. - Петрозаводск: Интерсо, 2003. - Режим доступа: ssp.karelia.ru/publ/roz_smi/. - Загл. с экрана.

Из справочных правовых систем (если документ не был опубликован в официальном источнике)

О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел в арбитражном суде апелляционной инстанции: постановление Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 28.05.2009 № 36 [Электронный ресурс] // Доступ из справочной правовой системы «КонстультантПлюс».



Приложение 5

Правила оформления библиографических ссылок

Библиографическая ссылка - совокупность библиографических сведений о цитируемом, рассматриваемом или упоминаемом в тексте

документе. Правила оформления библиографических ссылок определяется ГОСТ 7.1-84. По месту расположения относительно текста библиотечные ссылки подразделяются на: внутритекстовые, т.е. являются неразрывной частью основного текста; затекстовые, т.е. вынесенные за текст работы; подстрочные, т.е. вынесенные из теста вниз страницы.

В тексте любой научной работы для конкретизации и подтверждения точности приведенных данных, цифр, фактов, цитат необходимо использовать ссылки. Это могут быть ссылки на структурные элементы работы (таблицы, иллюстрации, приложения), на документы (библиографические источники).

Внутри текстовые ссылки применяются в тех случаях, когда сведения об анализируемом источнике невозможно перевести в библиографический список или они являются частью основного текста. Описание в подобных ссылках содержит имя автора, заглавие, которое заключается в кавычки, в круглых скобках приводятся данные о месте издания, издательстве и годе издания, например:

Обсуждая книгу А.Н. Кокотова «Доверие. Недоверие. Право» (М.: Юристъ, 2004)…;

Как отмечал А. А. Пиленко, «это категорическое предписание Конституции США…» (Пиленко А. А. Право изобретателя. - М., 2001. - С. 105)...

В подстрочных ссылках обычно приводится краткое библиографическое описание источника и указывается страница, на которой помещена цитата, например: «Группа, внутри которой существует полная надежность и абсолютное доверие, - считает Дж. Коулман, - способна совершить…»1.

1 Коулман Дж. Капитал социальный и человеческий//Общественные науки и современность. 2001. № 3. С. 126.

При записи подряд библиографических ссылок на разные документы, опубликованные в одном издании, во второй и последующих библиографических ссылках вместо совпадающих библиографических сведений об этом издании приводят слова «Там же», например:

1. Саматов О. Ж. Международно-правовой статус СНГ//Современное право. 2006. № 1. С. 25-32.

2. Арабаев А. А. Конституционно-правовой статус парламента Кыргызской Республики // Там же. С. 77-83.

При записи подряд нескольких библиографических ссылок на один документ в повторной ссылке приводят слова «Там же» и указывают соответствующие страницы. В ссылках на многотомное сериальное издание кроме страниц указывают номер тома, выпуска (части), год, месяц, число, например:

Там же. С. 87.

Там же. Т. 1. С. 35.

Там же. 1977. Вып. 2. С. 47.

Чаще всего используются за текстовые ссылки. Такие ссылки могут даваться многократно. При этом достигается значительная экономия в объеме текста работы, так как устраняется необходимость постраничных (подстрочных) ссылок на библиографические источники при использовании цитат из этих источников или сведений из них.

Например:

1) ссылка на источник в целом: «К. М. Сухоруков [43] наиболее важными проблемами в международной стандартизации в области библиографии считает...».

2) ссылка на определенные фрагменты источника: «А. Д. Сахаров [63, с. 201-202] писал, что...».

При этом номер библиографического источника соответствует номеру данного источника в разделе «Литература».



Приложение 6

Список тем для контрольных работ

Тематика контрольных работ

1. Предмет курса «Отечественная история».

2. Восточные славяне.

3. Древняя Русь.

4. Русь в период феодальной раздробленности (XI-XIII вв.).

5. Русь в XIII-XV вв.

6. Создание русского централизованного государства.

7. Российское государство в XVII веке.

8. Социально-экономическое развитие России в XVI-XIX вв.

9. Петр I: внутренняя и внешняя политика.

10. Время Екатерины II.

11. Тенденции развития России в XIX веке.

12. Александр I и его политика.

13. Николай I: внутренняя и внешняя политика.

14. Александр II и его реформы.

15. Александр III. Контрреформы 80-90-х годов XIX века.

16. Общественная мысль и особенности общественного движения в России во второй половине XIX века.

17. Русская культура XIX века и её вклад в мировую культуру.

18. Роль XX столетия в мировой истории.

19. Россия в начале XX века.

20. Политические партии дореволюционной России: генезис, классификация программ, тактика.

21. Первая русская революция в России и её значение.

22. Россия в условиях первой мировой войны и общенационального кризиса.

23. Николай II: внутренняя политика и внешняя политика.

24. Февральская буржуазно-демократическая революция в России.

25. Россия от Февраля к Октябрю 1917 года.

26. Великая Октябрьская социалистическая революция в России.

27. Гражданская война и военная интервенция в Советской России.

28. Образование СССР.

29. Советское общество в 1920-е годы. НЭП.

30. СССР в 1930-е годы.

31. СССР накануне и в начале Второй мировой войны.

32. Великая Отечественная война (1941-1945 гг.).

33. СССР в послевоенные годы (1946-1952 гг.).

34. СССР в 1950-е - середина 1960-х годов.

35. СССР в середине 1960-1980-х годов.

36. Советский Союз в 1985-1991 гг.

37. Россия посткоммунистическая (1991-1999 гг.).

38. Российская Федерация в начале XXI века.

Планы контрольных работ и литература

Тема 1. Предмет курса «История».

План:

1. Сущность, формы, функции исторического знания.

2. Методы, источники изучения истории. Отечественная историография.

3. Методология и теория исторической науки.

4. История России - неотъемлемая часть всемирной истории.

Литература:

1. Бердяев Н.А. Смысл истории. - М., 1990.

2. Егоров В.К. История в нашей жизни. - М., 1990.

3. Репина Л.П. История исторического знания. Пособие. - М.: Дрофа,

2004.

4. Шапиро А.Л. Русская историография с древнейших времён до 1917

года. - М., 1993.

5. Ясперс К. Смысл и назначение истории. - М., 1990.

Тема 2. Восточные славяне.

План:

1. Античное наследие в эпоху Великого переселения народов.

2. Происхождение славян.

3. Расселение славян.

4. Основные этапы становления государственной власти.

5. Занятия, орудия труда, культура.

Литература:

1. Древние цивилизации. - М., 1992.

2. Отечественная история. Пособие. - М., 2005.

3. Рыбаков Б.А. Язычество Древней Руси. - М., 1988.

Тема 3. Древняя Русь.

План:

1. Возникновение первых государственных образований. Союзы племён.

2. Теория возникновения государства Киевская Русь.

3. Правление князей Аскольда и Дира, княгини Ольги, князей Игоря,

Святослава, Владимира Великого, Ярослава Мудрого.

Литература:

1. Гумилёв Л.Н. От Руси до России. - СПб., 1992.

2. Древняя Русь. - Л., 1988.

3. Отечественная история. Учебник. - М., 2005.

4. Фроянов И.Я. Древняя Русь. - М., 1995.

Тема 4. Русь в период феодальной раздробленности (ХІ-ХІІІ вв.).

План:

1. Эволюция восточнославянской государственности в ХІ-ХІІІ вв.

2. Хозяйство. Социальный строй.

3. Борьба русских княжеств с кочевыми племенами и иноземными захватчиками.

Литература:

1. Гумилёв Л.Н. Древняя Русь и Великая Степь. - М., 1989.

2. Древняя Русь. - Л., 1988.

3. История России. Ч.1. От древней Руси к императорской России. ІХ-

XVII вв. - М., 1994.

4. Рыбаков В.А.. Киевская Русь и русские княжества ХІІ-ХІІІ вв. - М.,

1993.

Тема 5. Русь в ХІІІ-ХV вв.

План:

1. Социально-политические изменения в русских землях в ХІІІ-ХV вв.

2. Русь и Золотая Орда: проблемы взаимовлияния.

3. Возвышение Москвы. Роль первых московских князей в укреплении

Московского государства.

Литература:

1. Алексеев Д.Г. Под знаменем Москвы. Борьба за единство Руси. - М.,

1992.

2. История России. ІХ-ХХІ вв. От Рюрика до Путина. - М., 2003.

3. Россия в ХV веке: историки мира спорят. Сб. статей. - М., 1994.

4. Юшко А.А. Московская земля ІХ-ХІV вв. - М., 1991.

Тема 6. Создание русского централизованного государства.

План:

1. Социально-экономическое положение русского государства в ХІV-XV вв.

2. Внутренняя и внешняя политика Ивана ІІІ и Василия ІІІ. Конец монголо-татарского ига.

3. Иван Грозный и его политика. Опричнина.

Литература:

1. Зимин А.А., Хорошкевич А.А. Россия времён Ивана Грозного. - М.,

1982.

2. История России. Ч.1. От древней Руси к императорской России. ІХ-

XVIII вв. - М., 1994.

3. Скрынников Р.Г. Иван Грозный. - М., 1975.

4. Отечественная история // Под ред. Дегтярёвой Р.В. - М., 2004.

Тема 7. Российское государство в XVII веке.

План:

1. Смутное время. Польско-шведская интервенция.

2. Внутренняя политика первых Романовых.

3. Войны со Швецией и Речью Посполитой. Воссоединение Украины с Россией.

Литература:

1. Буганов В.И. Крестьянские войны в России в XVI-XVII вв. - М., 1976.

2. История России. Ч.1. От древней Руси к императорской России. ІХ-

XVIII вв. - М., 1994.

3. Мир истории. Россия в XVII столетии. - М., 1989.

4. Скрынников Р.Г. Социально-политическая борьба в Русском государстве в начале XVII в. - М., 1985.

Тема 8. Социально-экономическое развитие России в XVII-XVIII вв.

План:

1. Особенности и основные этапы экономического развития России.

2. Эволюция форм собственности на землю. Структура феодального землевладения.

3. Мануфактурно-промышленное производство в России.

Литература:

1. Брюдель Ф. Материальная цивилизация. Экономика и капитализм.

XV-XVIII века. Т. 1-3. - М., 1986-1992.

2. История Европы с древнейших времён и до наших дней. Т. 2. - М.,

1992.

3. История России. Ч.1. От древней Руси к императорской России. ІХ-

XVIII вв. - М., 1994.

4. Реформы второй половины XVI-XX вв.: подготовка, проведение, результаты. - М., 1989.

Тема 9. Пётр І - внутренняя и внешняя политика.

План:

1. Реформы Петра І.

2. Укрепление абсолютной монархи, её основные черты.

3. Внешняя политика Петра І.

Литература:

1. Анисимов Е.В. Время петровских реформ. - Л., 1989.

2. Буганов В.И. Пётр Великий и его время. - М., 1989.

3. Павленко Н.И. Пётр Великий. - М., 1990.

4. Реформы второй половины XVI-XX вв.: подготовка, проведение, результаты. - М., 1989.

Тема 10. Время Екатерины ІІ.

План:

1. Начало царствования и Комиссия 1767-1768 гг.

2. Крестьянский вопрос. Восстание под предводительством Е. Пугачёва.

3. Реформы 1775-1785.

4. «Просвещённый абсолютизм».

5. Внешняя политика.

Литература:

1. Барзановский Г. Императрица Екатерина ІІ. - М., 1991.

2. Каменский А.В. «Под сенью Екатерины…» Вторая половина XVIII в.

- Л., 1992.

3. История России. Учебник для технических вузов. 2-е издание - М.,

2004.

Тема 11. Тенденции развития России в ХІХ веке.

План:

1. Развитие производительных сил и проблемы перехода к буржуазным отношениям.

2. Общественная мысль и особенности общественного движения в России.

Литература:

1. Мироненко С.В. Самодержавие и реформы. Политическая борьба в

России в начале XIX в. - М., 1989.

2. Освободительное движение и общественная мысль в России. ХІХ в. -М., 1991.

3. Пресняков А.Е. Российские самодержцы. - М., 1990.

Тема 12. Александр І и его политика.

План:

1. Реформы в области центрального управления и просвещения.

Сперанский.

2. Внешняя политика. Отечественная война 1812 г.

3. Восстание декабристов.

Литература:

1. Гордин Л.М. Мятеж реформаторов. - Л., 1989.

2. История России ХІХ в. В 2-х частях. - М., 2001.

3. Мироненко С.В. Самодержавие и реформы. Политическая борьба в

России в начале ХІХ в. - М., 1989.

4. Мироненко С.В. Страницы тайной истории самодержавия:

политическая история России первой половины ХІХ в. - М., 1990.

5. Нечкина М.В. Декабристы. - М., 1983.

Тема 13. Николай І - внутренняя и внешняя политика.

План:

1. Внешняя политика.

2. Крымская война.

3. Усиление политической реакции.

Литература:

1. История России ХІХ в. В 2-х частях. - М., 2001.

2. Мироненко С.В. Страницы тайной истории самодержавия:

политическая история России первой половины ХІХ в. - М., 1990.

3. Пресняков А.Е. Российские самодержцы. - М., 1990.

4. Троицкий И.М. ІІІ отделение при Николае І. - Л., 1990.

Тема 14. Александр ІІ и его реформы.

План:

1. Подготовка реформ в России. Сторонники и противники реформ.

2. Крестьянская реформа.

3. Земская, городская, судебная и военная реформы.

4. Значение реформ 60-70-х годов.

Литература:

1. История России ХІХ в. В 2-х частях. - М., 2001.

2. Пресняков А.Е. Российские самодержцы. - М., 1990.

3. Реформы второй половины XVI-XX вв.: подготовка, проведение,

результаты. - М., 1989.

4. Реформы и реформаторы в истории России. - М., 1996.

5. Эйдельман Н. «Революция сверху» в России. - М., 1989.

Тема 15. Александр ІІІ. Контрреформы 80-90-х годов XIX века.

План:

1. Личность Александра ІІІ и главные цели его политики.

2. Мероприятия в области печати и просвещения.

3. Аграрная политика Александра ІІІ.

4. Преобразования в области самоуправления.

Литература:

1. Зайончковский П.А. Российское самодержавие в конце ХІХ столетия.

- М., 1970.

2. История династии Романовых. - М., 1991.

3. История дипломатии. - М., 1991.

4. История России ХІХ в. В 2-х частях. - М., 2001.

5. Три века. Т. 6. - М., 1995.

Тема 16. Общественная мысль и особенности общественного движения в России во второй половине XIX века.

План:

1. Народничество и его идеологи.

2. Либеральное движение.

3. Рабочее движение и распространение марксизма в России.

Литература:

1. История России ХІХ в. В 2-х частях. - М., 2001.

2. Революционеры и либералы России. - М., 1990.

Тема 17. Русская культура XIX века и её вклад в мировую культуру.

План:

1. Литература и поэзия.

2. Композиторы «Могучей кучки» и их творчество.

3. Живопись. Художники-передвижники.

4. Архитектура и скульптура.

Литература:

1. Бердяев Н. О культуре. В сб. «Русское зарубежье». - Л., 1991.

2. История России ХІХ в. В 2-х частях. - М., 2001.

3. На рубеже двух столетий. - М., 1990.

4. Очерки русской культуры ХІХ века. - М., 1976.

Тема 18. Роль XX столетия в мировой истории.

План:

1. Проблемы экономического и социального развития: экономический рост, модернизация, социальная трансформация, глобализация общественных процессов.

2. Революции и реформы.

Литература:

1. XX век. Многообразие. Противоречивость. Целостность. [Сб. ст.] -

М., 1996.

2. Дмитренко В.П. История России. ХХ в. - М., 2001.

3. Коваль Б.И. Революционный опыт ХХ века. - М., 1987.

Тема 19. Россия в начале XX века.

План:

1. Объективная потребность индустриальной модернизации России.

Социально-экономическое развитие.

2. Российские реформы в начале века.

3. Назревание революционного кризиса в стране.

Литература:

1. Ганелин Р.Ш. Российское самодержавие в 1905 г.: реформы и

революция. - СПб., 1991.

2. Дмитренко В.П. История России. ХХ в. - М., 2001.

3. Столыпин П.А. и судьбы реформ в России 1895-1917. - М., 1984.

Тема 20. Политические партии дореволюционной России: генезис, классификация программ, тактика.

План:

1. Революционные партии.

2. Буржуазные партии.

3. Монархические партии.

Литература:

1. История политических партий России. - М., 1994.

2. Дмитренко В.П. История России. ХХ в. - М., 2001.

3. Непролетарские партии в России в трёх революциях. Сб. статей. - М.,1989.

4. Программы партий России до октябрьской периода. - М., 1991.

Тема 21. Первая русская революция в России и её значение.

План:

1. Причины, начало, характер, движущие силы революции.

2. Классы и партии в годы революции.

3. Основные этапы, важнейшие события и итоги революции.

Литература:

1. Дмитренко В.П. История России. ХХ в. - М., 2001.

2. Исторический опыт трёх российских революций. Т. 1. - М., 1989.

3. Ленин В.И. Доклад о революции 1905 года. Полн. собр. соч. Т. 30.

4. Непролетарские партии в России в трёх революциях. Сб. статей. - М., 1989.

5. Новое в революции 1905-1907 гг. в России. - Л., 1989.

Тема 22. Россия в условиях первой мировой войны и общенационального кризиса.

План:

1. Начало, причины, характер и масштабы первой мировой войны.

2. Цели вступления России в мировую войну. Отношение к войне

классов и партий России.

3. Последствия войны для России.

Литература:

1. Аврех А.Я. Царизм накануне свержения. - М., 1989.

2. Васюков В.С. Внешняя политика России накануне Февральской

революции. - М., 1989.

3. Дмитренко В.П. История России ХХ в. - М., 2001.

4. История династии Романовых. - М., 1991.

5. История первой мировой войны. Т. 1-2. - М., 1975.

Тема 23. Николай ІІ - внутренняя политика и внешняя политика.

План:

1. Реформы П.А. Столыпина и отношения к ним различных классов и партий.

2. Внешняя политика. Русско-японская война. Участие в первой мировой войне.

Литература:

1. Аврех А.Я. Царизм накануне свержения. - М., 1989.

2. Аврех А.Я. П. Столыпин и судьбы реформ в России. - М., 1991.

3. Дмитренко В.П. История России ХХ в. - М., 2001.

4. Кризис самодержавия в России. 1985-1917 гг. - М., 1984.

5. Россия на рубеже веков: исторические портреты. - М., 1984.

6. Ферро М. Николай ІІ. - М., 1991.

Тема 24. Февральская буржуазно-демократическая революция в России.

План:

1. Революционные события февраля 1917 года, их причины, характер, движущие силы.

2. Установление двоевластия и отречения Николая ІІ.

3. Значение революции. Её оценка в отечественной историографии.

Литература:

1. Дмитренко В.П. История России ХХ в. - М., 2001.

2. Исторический опыт трёх российских революций. Т. ІІ. - М., 1989.

3. Непролетарские партии в России в трёх революциях. Сб. ст. - М.,

1989.

4. Революции 1917 года в России и Псковский край. - Псков, 1997.

Тема 25. Россия от Февраля к Октябрю 1917 года.

План:

1. Внешняя и внутренняя политика Временного правительства.

2. Основные этапы развития революционного процесса. Три политических кризиса в стране. Корниловский мятеж.

3. Общенациональный кризис осени 1917 года.

Литература:

1. Деникин А. Очерки русской смуты. - М., 1989.

2. Исторический опыт трёх российских революций. Т. ІІІ. - М., 1989.

3. К 80-летию Великой Октябрьской Социологической революции. - М., 1997.

4. Ленин В.И. О Великой Октябрьской Социологической революции. Сб.- М., 1987.

5. Непролетарские партии в трёх революциях. Сб. статей. - М., 1989.

6. Революции 1917 года в России и Псковский край. - Псков, 1997.

Тема 26. Великая Октябрьская социолистическая революция в России.

План:

1. Предпосылки революции. Общий национальный кризис осени 1917года.

2. Победа вооружённого восстания. ІІ съезд Советов.

3. Всемирно-историческое значение революции.

Литература:

1. Великая Октябрьская Социалистическая революция. Энциклопедия. - М., 1987.

2. Исторический опыт трёх российских революций. Т. ІІІ. - М., 1989.

3. Ленин В.И. О Великой Октябрьской Социологической революции. Сб.- М., 1987.

4. Октябрьская революция. Вопросы и ответы. - М., 1987.

5. Рабинович А. Большевики приходят к власти: революция 1917 года в

Петрограде. - М., 1989.

6. Революции 1917 года в России и Псковский край. - Псков, 1997.

Тема 27. Гражданская война и военная интервенция в Советской

России.

План:

1. Причины, начало развёртывания и основные этапы Гражданской войны.

2. Военная интервенция - цели, основные этапы.

3. Политика «военного коммунизма».

4. Причины победы большевиков в гражданской войне. Уроки и итоги

гражданской войны.

Литература:

1. Гражданская война в СССР. Т. 1. - М., 1980; Т. 2 - М., 1986.

2. Гражданская война в СССР. Энциклопедия. - М., 1987.

3. Дмитренко В.П. История России ХХ в. - М., 2001.

4. Кокурин Н.Э. Как сражалась революция.

5. Страницы истории Советского общества. - М., 1989.

Тема 28. Образование СССР.

План:

1. Образование самостоятельных Советских республик и отношения между ними (1918-1922 гг.).

2. Причины, предпосылки и процесс образования СССР. Дискуссия по вопросу о форме союзного государства.

3. І Всесоюзный съезд Советов. Первая Конституция СССР.

Литература:

1. Александров Ю. СССР: логика истории - М., 1997.

2. Боффа Д.Ш. История Советского Союза. Т. 1. - М., 1990.

3. Верт Н. История Советского государства. - М., 1998, 1999.

4. Дмитренко В.П. История России ХХ в. - М., 2001.

5. Ленин В.И. Образование СССР. Полн. собр. соч. Т. 45.

Тема 29. Советское общество в 1920-е годы. НЭП.

План:

1. Переход к новой экономической политике, её сущность, основные цели, мероприятия. Первые итоги НЭП(а).

2. СССР в конце восстановительного периода. Идейная борьба по вопросу построения социализма в одной стране.

3. Культурная жизнь страны в 20-е годы.

Литература:

1. Боффа Д.Ш. История Советского Союза. Т. 1. - М., 1990.

2. Карр Э.Г. История Советской России. Т. 1. - М., 1990.

4. История СССР - Эпоха социализма. - М., 1989.

5. Ленин В.И. Доклад о замене развёрстки натуральным налогом. Полн.

собр. соч. Т. 43.

6. Ленин В.И. Последние статьи и письма. Там же. Т. 45.

Тема 30. СССР в 1930-е годы.

План:

1. Индустриализация.

2. Коллективизация.

3. Культурная революция.

Литература:

1. Боффа Д.Ш. История Советского Союза. Т. 1. - М., 1990.

2. Дмитренко В.П. История России ХХ в. - М., 2001.

3. История отечества: люди, идеи, решения. Очерки истории Советского государства. - М., 1991.

4. Реабилитация. Политические процессы 30-х - 50-х годов. - М., 1991.

Тема 31. СССР накануне и в начале Второй мировой войны.

План:

1. Итоги экономического, социального и культурного развития страны к концу 30-х годов.

2. Начало Второй мировой войны и внешняя политика СССР.

3. Мероприятия по укреплению обороноспособности страны и безопасности границ.

Литература:

1. Брежков В.М. Страницы дипломатической истории. - М., 1989.

2. Год кризиса. 1938-1939. Документы и материалы. Т. 1-2. - М., 1990.

3. История второй мировой войны 1939-1945. Т. 2. Накануне войны. -

М., 1974.

4. История второй мировой войны 1939-1645. Т. 3. Начало войны.

Подготовка агрессии против СССР. - М., 1974.

5. Розанов Г.Л. Так была развязана вторая мировая война. - М., 1989.

6. Черчилль У. Вторая мировая война. - М., 1989.

Тема 32. Великая Отечественная война (1941-1945 гг.).

План:

1. Начало Великой Отечественной войны. Причины неудач.

2. Мероприятия ВКП(б) и правительства по отражению агрессии.

3. Сталинградская битва.

4. Курская битва.

5. Победоносное завершение Великой Отечественной войны.

6. Причины и значение победы. Итоги войны.

Литература:

1. Великая Отечественная война. Словарь-справочник. - М., 1988.

2. История второй мировой войны 1939-1945. Т. 4-12. - М., 1975-1982.

3. История России. Новейшее время. - М., 2001.

4. Ржешевский Д.А. Правда и ложь о второй мировой войне. - М., 1988.

5. Псков. Очерки истории. - Л., 1990.

Тема 33. СССР в послевоенные годы (1946-1952 гг.).

План:

1. Социально-экономическое развитие.

2. Общественно-политическая жизнь. Культура.

3. Холодная война. Внешняя политика СССР.

Литература:

1. Боффа Д.Ш. История Советского Союза. Т. 2. - М., 1990.

2. История СССР. Эпоха социализма. - М., 1989.

3. История России. Новейшее время. 1945-1999. - М., 2001.

4. Псков. Очерки истории. - Л., 1990.

Тема 34. СССР в 1950-е - середина 1960-х годов.

План:

1. Общественно-политическая обстановка в стране после смерти И.В. Сталина.

2. Осуществление политических и экономических реформ и их результаты. Н.С. Хрущёв.

3. НТР и её влияние на ход общественного развития.

Литература:

1. Арбатов Т.А. Затянувшееся выздоровление. 1953-1985. - М., 1989.

2. История новейшего времени стран Европы и Америки (1945-1990). -

М., 1992.

3. История Отечества: люди, идеи, решения. Очерки истории Советского государства. - М., 1991.

4. Свет и тени «великого десятилетия». Н.С. Хрущёв и его время. - Л.,

1989.

Тема 35. СССР в середине 1960-1980-х годов.

План:

1. Косыгинская реформа.

2. Политическое развитие страны. Конституция 1977 года.

3. Социально-экономическое развитие - достижения и просчёты.

4. Внешняя политика.

Литература:

1. Александров Ю. СССР: логика истории. - М., 1997.

2. Бутенко А.Г. Откуда и куда идём. Взгляд философа на историю Советского общества. - Л., 1990.

3. Миф о застое. - СПб., 1991.

4. На пороге кризиса: нарастание застойных явлений в партий и обществе. - М., 1990.

5. История России. Новейшее время. 1945-1999. М., 2001.

Тема 36. Советский Союз в 1985-1991 гг.

План:

1. Перестройка.

2. Попытка реформирования экономики.

3. Реформирование политической системы. Внешняя политика.

4. Августовские события 1991 года. Беловежский сговор и развал СССР.

Литература:

1. Александров Ю. СССР: логика истории. - М., 1997.

2. Боффа Д.Ш. История неоконченного кризиса. 1964-1994. - М., 1996.

3. Бушин В.Г. Президенты! Сталина на вас нет. - М., 2005.

4. Верт Н. История Советского государства. - М., 1992.

5. История России. Новейшее время. 1945-1999. М., 2001.

6. К 80-летию Великой Октябрьской Социалистической революции. М.,

1997.

7. Россия сегодня: политический портрет в документах. 1985-1991.

Новые партии, новое рабочее движение, новые лидеры. - М., 1991.

8. Черняев А.С. Шесть лет с Горбачёвым. - М., 1993.

Тема 37. Россия посткоммунистическая (1991-1999 гг.).

План:

1. Первые президентские выборы в Российской Федерации. Б.Н. Ельцин.

2. Экономические реформы в стране и их последствия.

3. Октябрьские события 1993 г. Становление новой российской государственности.

4. Культура современной России.

5. Внешнеполитическая деятельность российского правительства.

Литература:

1. Гайдар Е.Т. Государство и эволюция. - М., 1995.

2. Ельцин Б.Н. Записки президента. - М., 1994.

3. Конституция Российской Федерации. - М., 1996.

4. Моисеев Н.Н. Агония России. Есть ли у неё будущее? Попытка системного анализа проблемы выбора. - М., 1996.

5. Наука - реформам. Псков, 1994.

6. Некрасова М.Б. История Отечества. - М., 2002.

Тема 38. Российская Федерация в начале ХХІ века.

План:

1. Президентские выборы 2004, 2008 и 2012 гг.

2. Социально-экономическая политика.

3. Политика в области государственного управления.

4. Внешняя политика.

Литература:

1. Бушин В.Г. Президенты! Сталина на вас нет. - М., 2005.

2. Демократия против террора. - М.

3. История России с древнейших времён до наших дней. - М.: Проспект, 2005.

4. Орлов А.С. Основы курса истории. - М., 2005.











Рецензия на методические рекомендации

по написанию и оформлению контрольной работы для студентов заочной формы обучения

по учебной дисциплине

«История»

В настоящее время существует проблема обеспечения методической литературой отделений заочного обучения. В данном контексте разработка методических рекомендаций для студентов такой формы обучения выглядит уместной и своевременной. Предложенные автором методические рекомендации построены по традиционному плану, содержат пояснительную запаску, основные требования к структуре и оформлению контрольной работы, требования к оформлению титульного листа, перечень тем для контрольной работы, подробные приложения, список литературы.

Несомненными плюсами рецензируемой работы являются: ее системность и комплексность, завершенность и полнота, что позволит специалистам соответствующего уровня компетенции самостоятельно использовать предложенные методические рекомендации в своей работе. В рекомендациях прописан четкий алгоритм подготовки к итоговой аттестации по учебной дисциплине «Обществознание», что должно позволить учащимся заочной формы обучения получить удовлетворительные оценки.

Указанные в методических рекомендациях условия написания контрольной работы предполагают дифференцированный подход к выбору темы, а также учитывают индивидуальные способности и возможности студентов.

Также, автор предлагает дифференцированные подходы на различных этапах написания контрольной работы.

В заключение работы обоснована эффективность итоговой аттестации для студентов заочного обучения в форме контрольной работы. Принципиальных замечаний к методическим рекомендациям нет. Таким образом, представленные на рецензию методические рекомендации по написанию и оформлению контрольной работы для студентов заочной формы обучения по учебной дисциплине «История», подготовленные преподавателем истории и обществознания Григорьевой Т.А. могут быть рекомендованы к утверждению.

преподаватель КГБ ПОУ Рыбайкина В.В.

«Хабаровский торгово-экономический техникум»

Рецензия на методические рекомендации

по написанию и оформлению контрольной работы для студентов заочной формы обучения

по учебной дисциплине

«История»

Основой рецензируемых методических рекомендаций составляет последовательное изложение способов написания контрольной работы Глубина и проработанность методических рекомендаций позволяет с высокой вероятностью прогнозировать их эффективность. Кроме того, достоинством методических рекомендаций является включение приложений с требованиями к оформлению титульного листа, оформление библиографического списка.

Автор методических рекомендаций - преподаватель истории Григорьева Татьяна Александровна - предлагает в своей работе актуальный для студентов и преподавателей заочной формы обучения вопрос.

Основой рецензируемых методических рекомендаций составляет последовательное изложение способов написания контрольной работы по учебной дисциплине обществознание для студентов заочной формы обучения. Глубина и проработанность методических рекомендаций позволяет с высокой вероятностью прогнозировать их эффективность. Работа выполнена на высоком профессиональном и методическом уровне, написана хорошим литературным языком.

Методические рекомендации по написанию и оформлению контрольной работы для студентов заочной формы обучения по учебной дисциплине «Обществознание» представлены на 22 страницах, включают титульный лист, содержание, пояснительную записку, основную часть, заключение, список использованной литературы, приложения.

Автор описывает свой опыт по формированию банка заданий для итоговой аттестации; дает практические советы по написанию контрольных работ по обществознанию, как форме итоговой аттестации.

В заключении формулируются качественные и количественные выводы, а также рекомендации по проведению контроля за качеством и соблюдением сроком проверки контрольных работ. В приложении вынесены требования к оформлению титульного листа, оформление библиографического списка, перечень тем для написания контрольных работ студентами.

Работа структурирована, последовательна, логична. Содержание разработки соответствует выбранной проблеме. Достаточно высока практическая значимость работы. В частности, все материалы могут быть использованы преподавателями обществознания, работающими со студентами заочной формы обучения. Заявленные задачи методических рекомендаций решены. В работе присутствует самостоятельность рассуждений автора, научная корректность, готовность к теоретическому анализу. Методические рекомендации актуальны, практичны, и будет результативна при использовании.

Надо полагать, что реализация данной разработки поможет студентам заочной формы обучения успешно пройти итоговую аттестацию.

Методические рекомендации по написанию и оформлению контрольной работы для студентов заочной формы обучения по учебной дисциплине

«История» преподавателя истории Григорьевой Т.А. могут быть рекомендованы к утверждению.

Методист КГБ ПОУ Хабаровский

техникум водного транспорта Голькина Г. В.



© 2010-2022