Конспект урока по истории Внешняя политика Екатерины II ( 7 класс)

Раздел История
Класс 7 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Тема урока: «Внешняя политика Екатерины II». (7 класс) (изучение новой темы)

Авторы учебника: А.А.Данилов, Л.Т.Косулина. «История России конец 16-18 веков»

Тип урока: комбинированный.

Цели урока:

-охарактеризовать основные направления внешней политики России во второй половине XVIII в.;

-раскрыть причины русско-турецких войн; рассмотреть ход военных событий;

-определить последствия участия России в разделе Польши;

-закрепить умения учащихся работать с картой, обосновывать свои выводы фактами, расширять словарный запас учащихся историческими терминами и понятиями.

Задачи:

Образовательные:

- показать основные направления внешней политики России во второй половине 18 века;

- раскрыть причины и характер войн;

- доказать ученикам важность для Российской империи борьбы за выход к Черному морю;

- определить роль Екатерины II в политической жизни России в годы её правления.

Развивающие:

-формирование у учащихся умений работать с различными источниками информации, картой, самостоятельно делать выводы, обосновывая их фактами, излагать суждения о причинно-следственных связях исторических событий и явлений, элементарной эрудиции и общей культуры,

- развитие коммуникативных навыков, устной и письменной речи, творческих способностей ребенка.

Воспитательные:

- воспитание гражданственности и патриотизма, чувства уважения к прошлому своей страны через личное отношение к истории Родины. бережного отношения к традициям, культуре.

Главные принципы реализации урока

научность: соблюдение логики изложения материала в соответствии с развитием современных научных знаний;

доступность: от легкого к трудному, от простого к сложному, от неизвестного к известному, использование методов соответствующих данному возрасту детей и их развитию;

наглядность: использование учебника, иллюстрационного материала (презентация), карт.

проблемность: использование проблемного материала, постановка проблемы, поиск решения проблемы с учителем и самостоятельно;

активность и сознательность: понимаются цели и задачи учеником, ученик обучается самоанализу и самооценке, думает и действует самостоятельно, опираясь не на авторитет учителя, а на доказательства и логику мышления;

прочность знаний (завершённость обучения): завершение темы итоговым тестом, призванным закрепить полученные знания и навыки подготовить учащихся к восприятию материала следующей темы, применение технологии сравнения, сопоставления, противопоставления;

Методы и формы, используемые на уроке

объяснительно-иллюстративный метод: предъявление информации учителем, дети воспроизводят, осознают знания, запоминают произвольно;

репродуктивный метод: воспроизведение знаний и способов действий по образцу, актуализация знаний, дети произвольно и непроизвольно запоминают, учитель руководит и контролирует выполнение заданий;

исследовательский метод: самостоятельное рассмотрение задачи, осмысление условий задачи, планирование исследования, самоконтроль и его завершение, непроизвольное запоминание, воспроизведение и мотивирование результата;

частично-поисковый метод: восприятие, осмысление, актуализация, самостоятельное решение части задачи, самоконтроль, проверка результатов, непроизвольное запоминание, воспроизведение хода решения, учитель ставит проблему и корректирует пути решения задачи;

План урока:

1. Проверка домашнего задания (интерактивный тест)
2. Основные направления внешней политики России во второй половине XVIII в.
3.Причины русско-турецкой войны 1768-1774 гг.
4. Русско-турецкая война 1787-1791 гг.
5. Греческий проект ЕкатериныII.
6. Участие России в разделе Речи Посполитой.
7. Война со Швецией.
8. Политика «вооружённого нейтралитета
9. Результаты внешней политики императрицы.

Подготовка к уроку:

Разработка компьютерной презентации, разработка раздаточного материала (тест)

Ожидаемые результаты.

направления внешней политики России, умение сравнивать и анализировать причины противостояния России и Турции, умение видеть поставленные задачи и их решение.

Основные понятия и термины: коалиция, протекторат, , контрибуция, нейтралитет суверенитет,

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, интерактивная доска, Данилов А.А., Косулина Л.Г. История России конец XVI-XVIII в., учебник для 7 класса, карта «России во второй половине XVIII в.», атлас «История России XVI-XVIII вв.», раздаточный материал (тест), электронная энциклопедия «История России 862-1917» «Интерактивный мир, рабочая тетрадь.

ХОД УРОКА

1. Организационный момент

2. Проверка домашнего задания

Учащиеся выполняют тест, один ученик работает у интерактивной доски.

3. Изучение нового материала

Учитель объявляет тему урока, знакомит с планом урока (слайд 2). Учитель объясняет, что на изучение этой темы отводится 2 урока, на первом уроке будет рассмотрены вопросы о взаимоотношениях России и Турции и других стран-соседей (пункты плана 1-)6. Остальные вопросы будут изучены на следующем уроке.

Мотивационный момент. Для установления связи нового материала с ранее изученным с учащимися организуется беседа (слайд 3):

- Охарактеризуйте отношения России с соседними странами и Османской империей в середине 18 века..
- Назовите причины русско-турецкой войны 1735-1739 гг., её результаты.

- Чем закончилась русско-шведская война 1740-1741 гг.
- Назовите имена русских полководцев и флотоводцев, которые прославили Россию в данный период.
- Найдите на карте турецкие владения в Причерноморье и территорию Крымского ханства.

Таким образом, учитель подводит детей к направлениям внешней политики правительства Екатерины II (слайд 4).

- Какие задачи предстояло решить правительству Екатерины II?

Учащиеся дают ответ о том, что России необходимо было получить выход к Черному морю.

В результате этого:

- ликвидировалась бы опасность набегов со стороны Крымского ханства;
- открылась возможность заселения и освоения южных плодородных земель;
- развились внешнеторговые связи с Западом через Черное море (экспорт хлеба из России).

- Как можно было решить задачи?

Учащиеся приходят к выводу, что мирным путем решить эти вопросы было нельзя, так как здесь сталкивались интересы двух стран: России и Турции.

Причины войны России с Турцией (слайд 5):

- обезопасить южные земли от набегов со стороны Крымского ханства и притязаний Турции;
- возможность освоения причерноморских степей для развития хозяйства;
- ослабление Османской империи.

Турция же желала расширить свои владения в Северном Причерноморье за счет России.

Учитель говорит, что на турецкие владения и влияние в этом регионе претендовала не только Россия, но и ряд западных стран: Англия, Франция, Австрия (слайд 6). Далее оговариваются цели стран-участников.

Говоря о ходе войны, учитель обращает внимание на победах при Ларге и Кагуле, акцентирует на героизме русского воинства. (Параллельно идёт работа по карте военных действий и в атласах учащихся: они отмечают места важнейших сражений).

После выполнения задания демонстрируется слайд 9 с итогами войны, .

- Какие задачи ставила Россия накануне войны, и удалось ли ей их решить?

(Приблизительные ответы учащихся (обезопасить южные земли от набегов из Крыма и притязаний Турции; включить Причерноморские степи в хозяйственную зону России и увеличить за счёт них дворянские землевладения. Контролировать Босфор и Дарданеллы, развивать внешнеторговые связи. Решить все задачи не удалось, т.к. крестьянская война под руководством Е. Пугачева вынудила Россию приостановить военные действия и заключить перемирие с Турцией).

Учитель обобщает ответы учащихся, (Кючук-Кайнарджийский договор обе стороны рассматривали как временный. Они готовились к новой войне за Северное Причерноморье. И она вскоре разразилась. Поводом послужили события в Крыму, где произошел переворот, в результате которого к власти пришли противники России. В ответ на это в 1783 году Екатерина II издала манифест о прекращении существования Крымского ханства и присоединении его земель к России. В результате Крым и часть Северного Кавказа вошли в состав России. А демонстративное путешествие Екатерины вместе с императором Австрии в Крым стало последней каплей в чаше терпения Турции. В июле 1787 года султан предъявил ультиматум России, в котором потребовал возвратить Крым, восстановить власть Турции в Грузии и досматривать русские корабли, идущие через Босфор и Дарданеллы (слайд 10). После отказа России султан в августе 1787 года объявил ей войну. На стороне России выступала Австрия, а Турции помогала Франция (слайд 11). Учитель объясняет причины создания коалиции.

( даётся определение).

Коалиция - союз государств, направленный против другого государства или других государств

Учитель раскрывает причины и повод русско-турецкой войны 1787-1791 г.г. , ребята. опираясь на текст учебника, выделяют главные итоги войны. Запись их в тетради.

( Демонстрируется слайд 13 с итогами войны0, учащиеся сравнивают со своими ответами.


Учитель спрашивает у учащихся, кто из русских полководцев и флотоводцев прославился в русско-турецких войнах второй половины XVIII в? Чьи имена им уже знакомы, а чьи учащиеся слышали впервые? Демонстрируется 14 слайд.

Контрибуция - платежи, налагаемые на побежденное государство в пользу победителя.

Протекторат - форма зависимости, при которой страна, сохраняя свое государственное устройство, подчинена другой стране.

Работа с учебником.

4 вопрос учащиеся изучают самостоятельно и ищут ответы на вопросы:

- Какие подобные прожекты иллюстрируют положение России на международной арене?

- как вы думаете, реальны проекты императрицы?

- Можно ли считать планы Екатерины характеристикой «просвещённого абсолютизма»?

Подведение итогов урока. Рефлексия.

Обобщающая беседа:

- Что мы изучали сегодня на уроке?

- Какие вопросы вызвали у вас затруднения?

- Что в новом материале вас заинтересовало?

- Как вы оцениваете свою работу?

Домашнее задание: § 27-28, стр. 192-199, прочитать, ответить на вопросы к параграфу, составить таблицу «Основные военные действия в русско-турецких войнах 1768-1774 и 1787-1791 гг.», Инд задание - сообщение об Ф.Ф.Ушакове

4



© 2010-2022