- Преподавателю
- История
- Рабочая программа по Истории 5 класс
Рабочая программа по Истории 5 класс
Раздел | История |
Класс | 5 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Лищук Ю.Ю. |
Дата | 14.10.2014 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Красноперекопская общеобразовательная школа І-ІІІ ступеней №5
Красноперекопского городского совета
Согласовано
Руководитель ГМО
________О.П. Арефьева
Протокол №___
от«___» ____________ 2014 г
Согласовано
Заместитель директора по УВР
_____________Г.К. Иванова
«___» ____________ 2014 г
Утверждаю
Директор школы:
_________ О.Б.Василенко
Приказ № ____
от«___» ____________ 2014 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
педагога по Истории
5 класс (А, Б, В)
Лищук Юлии Юрьевны
учителя I квалификационной категории
Срок реализации программы - 1 год
2014/2015 учебный год
Пояснительная записка
Данная рабочая программа разработана на основе:
Рабочая программа по истории в 5 классе составлена на основе Федерального компонента Государственного стандарта основного общего образования, Примерной программы по истории 5-9 классы: - М.: Просвещение, 2011, авторской программы А.А.Вигасина, Г.И. Годера, И.С.Свенцицкой «История Древнего мира» издательство «Просвещение», Москва 2011 г. Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования; Программа адаптирована с учётом особенностей перехода образовательных учреждений Крыма в образовательное поле Российской Федерации, учитывая следующие документы:
1.Приказ Министерства образования Российской Федерации от 5.03.2004 года №1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования». 2.Федеральный закон № 273-ФЗ от 01.09.2013 «Об образовании в Российской Федерации». 3.Приказ Министерства образования и науки РФ от 04.10.2010 № 986 "Об утверждении федеральных требований к образовательным учреждениям в части минимальной оснащенности учебного процесса и оборудования учебных помещений". 4.Приказ Министерства образования и науки РФ от 28.12.2010 N 2106 "Об утверждении федеральных требований к образовательным учреждениям в части охраны здоровья обучающихся, воспитанников".
5.Методические рекомендации по преподаванию истории и обществознания в общеобразовательных учреждениях Республики Крым в 2014-2015 уч. году.
6.Приказ Управления образования Красноперекопского городского совета № 488 от 05.09.2014 г «О порядке разработки и утверждении рабочей программы учебного предмета (курса)».
Описание места учебного предмета «История Древнего мира» в учебном плане
Школьный предмет «История Древнего мира» должен ввести обучающегося основной школы в науку, т. е. познакомить его с общими понятиями, историческими и социологическими, объяснить ему элементы исторической жизни. Это сложная и ответственная задача, которую должен решить учитель в процессе учебного сотрудничества с учащимися 5 класса.
В соответствии с базисным учебным планом предмет «История Древнего мира» относится к учебным предметам, обязательным для изучения на ступени основного общего образования.
Программа рассчитана на 68 часов. По учебному плану 2014 года выделено 70 часов. Изменения программы не предусмотрены, лишь добавлены 2 часа резерва в конце учебного года
Предлагаемая программа по истории Древнего мира для 5 класса включает обязательный минимум содержания исторического образования в основной школе. Составлена на основе примерной программы, разработанной с учётом федерального компонента государственного стандарта основного общего образования. Программа обеспечивает дифференцированный подход к учащимся, которые находятся на домашнем обучении Новиковой Софии (5-Бкл.) и Тутаева Владимира (5-В кл.). Программа рассчитана на 17ч. и 28ч. в год. (См. приложение).
Цели и задачи учебного предмета «История»
Основной направленностью программы курса является воспитание патриотизма, гражданственности, уважения к истории и традициям, к правам и свободам человека, освоение исторического опыта, норм ценностей, которые необходимы для жизни в современном обществе. Рабочая программа ориентирована на овладение обучающимися универсальными учебными действиями по истории Древнего мира.
Историческое образование на ступени основного общего образования играет важнейшую роль с точки зрения личностного развития и социализации учащихся. Основной направленностью программы курса является воспитание патриотизма, национальной идентичности, гражданственности, уважения к истории и традициям, к правам и свободам человека, освоение исторического опыта, норм ценностей, которые необходимы для жизни в современном поликультурном, полиэтническом обществе.
В цели курса входит:
- осветить взаимодействие человека с окружающей природной средой, экономическое развитие древних обществ различные формы социального и политического строя;
- показать наиболее яркие личности Древнего мира и их роль в истории и культуре;
- охарактеризовать становление идей и институтов, понимание которых необходимо современному человеку и гражданину (деспотическая форма правления, законы, демократия, республика, моральные нормы, религиозные верования, в частности особенности мировых религии - буддизма и христианства);
- раскрыть на конкретном материале положение о том, что каждый из народов древности оставил позитивный след в истории человечества, что даёт возможность формировать у учащихся терпимость, широту мировоззрения, гуманизм.
- развивать мировоззренческие убеждения учащихся на основе осмысления ими исторически сложившихся культурных, религиозных, этно-национальных традиций, нравственных и социальных установок, идеологических доктрин;
- формировать способность понимать историческую обусловленность явлений и процессов современного мира, определять собственную позицию по отношению к окружающей реальности, соотносить свои взгляды и принципы с исторически возникшими мировоззренческими системами;
- обеспечить усвоение систематизированных знаний об истории человечества, формирование целостного представления о месте и роли России во всемирно-историческом процессе;
- формировать историческое мышление- способность рассматривать события и явления с точки зрения их исторической обусловленности, сопоставлять различные версии и оценки исторических событий и личностей, определять собственное отношение к дискуссионным проблемам прошлого и современности
Курс дает возможность вести работу по формированию у обучающихся:
- умения в связной монологической форме пересказать текст учебника, воспроизвести информацию, содержавшуюся в устном изложении учителя. Раскрыть содержание иллюстрации;
- умение сравнивать исторические явления в различных странах, выделяя свойства и различия;
- умения давать самостоятельную оценку историческим явлениям, событиям и личностям, высказывая при этом собственные суждения;
- умения спорить и отстаивать свои взгляды;
- умения анализировать исторический источник;
- умения оперировать историческими датами, в том числе относящимися к периодам до Рождества Христова, выявлять синхронность событий и явлений;
- умения читать историческую карту, определять местоположение историко-географических объектов
В ходе обучения необходимо решить следующие воспитательные задачи:
-
формирование правовой культуры школьников;
-
формирование представлений о возникших еще в древности общечеловеческих ценностях и уважение этих достижений, (достижения в науке, искусстве, литературе, архитектуре и т.д.);
-
развитие познавательных способностей учащихся (видеть красоту в культуре, архитектуре), воспитание потребности испытывать радость от общения с ними;
-
формирование веротерпимости, широту мировоззрения, гуманизм;
-
развитие личностных качеств школьников на основе примеров из истории древнего мира: свободолюбия, патриотизма, мужества, благородства, мудрости.
Формы и средства контроля, знаний, умений и навыков
Основной формой контроля знаний, умений, навыков является текущий контроль знаний (тестирование), что позволяет:
-
определить фактический уровень знаний, умений и навыков обучающихся по предмету;
-
установить соответствие этого уровня требованиям Федерального компонента государственного образовательного стандарта общего образования;
-
осуществить контроль за реализацией программы учебного курса.
Текущий контроль знаний - проверка знаний обучающихся через опросы, самостоятельные работы, тестирование и т.п. в рамках урока.
Отметка за устный ответ обучающегося заносится в классный журнал в день проведения урока. Отметка за письменную самостоятельную работу, тестирование выставляется в классный журнал к следующему уроку.
Общая характеристика предмета «История Древнего мира».
Данный курс играет важную роль в осознании школьниками исторической обусловленности многообразия окружающего их мира, создает предпосылки для понимания уважения ими других людей и культур. Содержание предмета построено на основе проблемно-хронологического принципа, что позволяет уделить необходимое внимание к наиболее важным сквозным проблемам развития человеческого общества и особенностям развития отдельных регионов, а также проследить динамику исторического развития и выделить его основные этапы. Рабочая программа предполагает использование цивилизационно - гуманитарного подхода, предполагающего выделение отдельной культурной общности и особенности её общественно-культурных достижений на основе идей гуманизации, прогресса и развития, цивилизационного, многофакторного, позволяющего показать всю сложность и многомерность истории какой-либо страны. Наиболее актуальными и значимыми для выполнения задач ФГОС являются системно-деятельностный, компетентностный, дифференцированный, личностно ориентированный и проблемный подходы.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения курса по истории.
Предполагается, что результатом изучения истории в 5 классе является развитие у учащихся компетентностей - социально-адаптивной (гражданственной), когнитивной (познавательной), информационно-технологической, коммуникативной.
Овладение универсальными учебными действиями значимо для социализации, мировоззренческого и духовного развития учащихся, позволяющими им ориентироваться в социуме и быть востребованными в жизни.
Личностные результаты:
- осознание своей идентичности как гражданина страны, члена семьи, этнической и религиозной группы, локальной и региональной общности;
- освоение гуманистических традиций и ценностей современного общества, уважение прав и свобод человека;
-
осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений, способность к определению своей позиции и ответственному поведению в современном обществе;
-
понимание культурного многообразия мира, уважение к культуре своего народа и других народов, толерантность.
Метапредметные результаты:
-
способность сознательно организовывать и регулировать свою деятельность - учебную, общественную и др.;
-
овладение умениями работать с учебной и внешкольной информацией (анализировать и обобщать факты, составлять простой и развёрнутый план, тезисы, конспект, формулировать и обосновывать выводы и т. д.), использовать современные источники информации, в том числе материалы на электронных носителях;
-
способность решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных формах (сообщение, эссе, презентация, реферат и др.);
-
готовность к сотрудничеству с соучениками, коллективной работе, освоение основ межкультурного взаимодействия в школе и социальном окружении и др.;
-
активное применение знаний и приобретённых умений, освоенных в школе, в повседневной жизни и продуктивное взаимодействие с другими людьми в профессиональной сфере и социуме.
Предметные результаты:
-
овладение целостными представлениями об историческом пути человечества как необходимой основы для миропонимания и познания современного общества, истории собственной страны;
-
способность применять понятийный аппарат исторического знания и приёмы исторического анализа для раскрытия сущности и значения событий и явлений прошлого и современности в курсах всеобщей истории;
-
способность соотносить историческое время и историческое пространство, действия и поступки личностей во времени и пространстве;
-
умения изучать и систематизировать информацию из различных исторических и современных источников, раскрывая её социальную принадлежность и познавательную ценность, читать историческую карту и ориентироваться в ней;
-
расширение опыта оценочной деятельности на основе осмысления жизни и деяний личностей и народов в истории своей страны и человечества в целом;
-
готовность применять исторические знания для выявления и сохранения исторических и культурных памятников своей страны и мира.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПЕДМЕТА
Введение
Откуда мы знаем, как жили наши предки. Письменные источники о прошлом. Древние сооружения как источник наших знаний о прошлом. Роль археологических раскопок в изучении истории Древнего мира.
Счёт лет в истории. Хронология - наука об измерении времени. Опыт, культура счёта времени по годам в древних государствах. Изменения счёта времени с наступлением христианской эры. Особенности обозначения фактов до нашей эры (обратный счёт лет). Представление о понятиях: год, век (столетие), тысячелетие, эпоха, эра.
РАЗДЕЛ I. ЖИЗНЬ ПЕРВОБЫТНЫХ ЛЮДЕЙ
Тема 1. Первобытные собиратели и охотники
Представление о понятии «первобытные люди». Древнейшие люди. Древнейшие люди - наши далёкие предки. Прародина человека. Археологические свидетельства первобытного состояния древнейшего человека. Орудия труда и складывание опыта их изготовления. Собирательство и охота - способы добывания пищи. Первое великое открытие человека - овладение огнём.
Родовые общины охотников и собирателей. Расселение древнейших людей и его особенности. Испытание холодом. Освоение пещер. Строительство жилища. Освоение промысла охоты. Охота как основной способ добычи пищи древнейшего человека. Умение сообща достигать цели в охоте. Новые орудия охоты древнейшего человека. Человек разумный: кто он? Родовые общины. Сообщество сородичей. Особенности совместного ведения хозяйства в родовой общине. Распределение обязанностей в родовой общине.
Возникновение искусства и религии. Как была найдена пещерная живопись. Загадки древнейших рисунков. Человек «заколдовывает» зверя. Зарождение веры в душу. Представление о религиозных верованиях первобытных охотников и собирателей.
Тема 2. Первобытные земледельцы и скотоводы
Возникновение земледелия и скотоводства. Представление о зарождении производящего хозяйства: мотыжное земледелие. Первые орудия труда земледельцев. Районы раннего земледелия. Приручение животных. Скотоводство и изменения в жизни людей. Последствия перехода к производящему хозяйству. Освоение ремёсел. Гончарное дело, прядение, ткачество. Изобретение ткацкого станка..
Появление неравенства и знати. Развитие ремёсел. Выделение ремесленников в общине. Изобретение гончарного круга. Начало обработки металлов. Изобретение плуга. От родовой общины к соседской. Выделение семьи. Возникновение неравенства в общине земледельцев. Выделение знати. Преобразование поселений в города.
Повторение. Какой опыт, наследие дала человечеству эпоха первобытности? Переход от первобытности к цивилизации (неолитическая революция (отделение земледелия и скотоводства от собирательства и охоты), выделение ремесла, появление городов, государств, письменности).
Счёт лет в истории
Измерение времени по годам. Как в древности считали года. Счёт лет, которым мы пользуемся. Летоисчисление от Рождества Христова. Наша эра. «Линия» времени как схема ориентировки в историческом времени.
РАЗДЕЛ II. ДРЕВНИЙ ВОСТОК
Тема 3. Древний Египет
Государство на берегах Нила. Страна Египет. Местоположение государства. Разливы Нила и природные условия. Земледелие в Древнем Египте. Система орошения земель под урожай. Путь к объединению Древнего Египта. Возникновение единого государства в Египте. Управление страной.
Как жили земледельцы и ремесленники. Жители Египта: от фараона до простого земледельца. Труд земледельцев. Система каналов. В гостях у египтянина. Ремёсла и обмен. Писцы собирают налоги.
Жизнь египетского вельможи. О чём могут рассказать гробницы вельмож. В усадьбе вельможи. Служба вельмож. Вельможа во дворце фараона. Отношения фараона и его вельможей.
Военные походы фараонов. Отряды пеших воинов. Вооружение пехотинцев. Боевые колесницы египтян. Направления военных походов и завоевания фараонов. Завоевательные походы Тутмоса III. Военные трофеи и триумф фараонов. Главные города Древнего Египта - Мемфис, Фивы. Судьбы военные. Появление наёмного войска.
Религия древних египтян. Боги и жрецы. Храмы - жилища богов. Могущество жрецов. Рассказы египтян о своих богах. Священные животные и боги. Миф об Осирисе и Исиде. Сет и Осирис. Суд Осириса. Представление древних египтян о «царстве мёртвых»: мумия, гробница, саркофаг. Фараон - сын Солнца. Безграничность власти фараона. «Книга мёртвых».
Искусство древних египтян. Первое из чудес света. Возведение каменных пирамид. Большой Сфинкс. Пирамида фараона Хеопса. Храм - жилище богов. Внешний вид и внутреннее устройство храма. Археологические открытия в гробницах древнеегипетских фараонов. Гробница фараона Тутанхамона. Образ Нефертити. Искусство древнеегипетской скульптуры: статуя, скульптурный портрет. Правила ваяния человека в скульптуре и изображения в росписях. Экспозиции древнеегипетского искусства в национальных музеях мира: Эрмитаж, Лувр, Британский музей.
Письменность и знания древних египтян. Загадочные письмена и их разгадка. Особенности древнеегипетской письменности. Иероглифическое письмо. Изобретение материала и инструмента для письма. Египетские папирусы: верность традиции. Свиток папируса - древнеегипетская книга. Школа подготовки писцов и жрецов. Первооснова научных знаний (математика, астрономия). Изобретения инструментов отсчёта времени: солнечный календарь, водяные часы, звёздные карты. Хранители знаний - жрецы.
Повторение. Достижения древних египтян (ирригационное земледелие, культовое каменное строительство, становление искусства, письменности, зарождение основ наук). Неограниченная власть фараонов. Представление о загробном воздаянии (суд Осириса и клятва умершего).
Тема 4. Западная Азия в древности
Древнее Двуречье. Страна двух рек. Местоположение, природа и ландшафт Южного Двуречья. Ирригационное (оросительное) земледелие. Схожесть хронологии возникновения государственности в Междуречье и Нильской долине. Города из глиняных кирпичей. Шумерские города Ур и Урук. Глина как основной строительный и бытовой материал. Культовые сооружения шумеров: ступенчатые башни от земли до неба. Боги шумеров. Область знаний и полномочий жрецов. Жрецы учёные. Клинопись. Писцовые школы. Научные знания (астрономия, математика). Письмена на глиняных табличках. Мифы II сказания с глиняных табличек. Клинопись - особое письмо Двуречья.
Вавилонский царь Хаммурапи и его законы. Город Вавилон становится главным в Двуречье. Власть царя Хаммурапи - власть от бога Шамаша. Представление о законах Хаммурапи как законах богов. Узаконенная традиция суда над преступниками. Принцип талиона. Законы о рабах. Законы о богачах и бедняках. Закон о новых отношениях, о новых социальных группах: ростовщик.
Финикийские мореплаватели. География, природа и занятия населения Финикии. Средиземное море и финикийцы. Виноградарство и оливководство. Ремёсла: стеклоделие, изготовление пурпурных тканей. Развитие торговли в городах Финикии: Библ, Сидон, Тир. Морская торговля и пиратство. Колонии финикийцев. Древнейший финикийский алфавит, легенды о финикийцах.
Библейские сказания. Ветхий Завет. Расселение древнееврейских племён. Организация жизни, занятия и быт древнееврейских общин. Библия как история в преданиях еврейских племён. Переход к единобожию. Библия и Ветхий Завет. Мораль заповедей Бога Яхве. Иосиф и его братья. Моисей выводит евреев из Египта: библейские мифы и сказания как исторический и нравственный опыт еврейского народа. Бог даёт законы народу.
Древнееврейское царство. Библейские сказания о войнах евреев в Палестине. Борьба с филистимлянами. Древнееврейское царство и предания о его первых правителях: Сауле, Давиде, Соломоне. Правление Соломона. Иерусалим как столица царства. Храм Бога Яхве. Библейские предания о героях.
Ассирийская держава. Освоение железа. Начало обработки железа. Последствия использования железных орудий труда. Использование железа в военном ремесле. Ассирийское войско. Конница ассирийцев. Приспособления для победы над противником. Ассирийское царство - одна из великих держав Древнего мира. Завоевания ассирийских царей. Трагедия побеждённых Ассирией стран. Ниневия - достойная столица ассирийских царей-завоевателей. Царский дворец. Библиотека глиняных книг Ашшурбанапала. Археологические свидетельства ассирийского искусства. Легенды об ассирийцах. Гибель Ассирийской державы.
Персидская держава «царя царей». Три великих царства в Западной Азии. Город Вавилон и его сооружения. Начало чеканки монеты в Лидии. Завоевания персов. Персидский Царь Кир Великий: его победы, военные хитрости и легенды о нём. Образование Персидской державы (завоевание Мидии, Лидии, Вавилонии, Египта). Царь Дарий Первый. «Царская дорога» и «царская почта». Система налогообложения. Войско персидского царя. Столица великой державы древности - город Персеполь.
Тема 5. Индия и Китай в древности
Своеобразие путей становления государственности в Индии и Китае в период древности.
Природа и люди Древней Индии. Страна между Гималаями и океаном. Реки Инд и Ганг. Гималайские горы. Джунгли на берегах Ганга. Деревни среди джунглей. Освоение земель и развитие оросительного земледелия. Основные занятия индийцев. Жизнь среди природы: животные и боги индийцев. Сказание о Раме. Древнейшие города. Вера в переселение душ.
Индийские касты. Миф о происхождении четырёх каст. Обряд жертвоприношения богам: Периоды жизни брахмана. Кастовое общество неравных: варны и касты знатных воинов, земледельцев и слуг. «Неприкасаемые». Индийская мудрость, знания и книги. Возникновение буддизма. Легенда о Будде. Объединение Индии царём Ашока.
Чему учил китайский мудрец Конфуций. Страна, где жили китайцы. География, природа и ландшафт Великой Китайской равнины. Реки Хуанхэ и Янцзы. Высшая добродетель - уважение к старшим. Учение Конфуция. Мудрость - в знании старинных книг. Китайские иероглифы. Китайская наука учтивости.
Первый властелин единого Китая. Объединение Китая при Цинь Шихуане. Завоевательные войны, расширение территории государства Цинь Шихуана. Великая Китайская стена и мир китайцев. Деспотия Цинь Шихуана. Возмущение народа. Свержение наследников Цинь Шихуана. Археологические свидетельства эпохи: глиняные воины гробницы Цинь Шихуана. Шёлк. Великий шёлковый путь. Чай. Бумага. Компас.
Повторение. Вклад народов Древнего Востока в мировую историю и культуру.
РАЗДЕЛ III. ДРЕВНЯЯ ГРЕЦИЯ
Тема 6. Древнейшая Греция
Местоположение, природа и ландшафт. Роль моря в жизни греков. Отсутствие полноводных рек.
Греки и критяне. Древнейшие города: Микены, Тиринф, Пилос, Афины. Критское царство в разрезе археологических находок и открытий. Кносский дворец: архитектура, скульптура и фресковая роспись. Морское могущество Крита. Тайна критской письменности. Гибель Критского царства. Мифы критского цикла: Тесей и Минотавр, Дедал и Икар.
Микены и Троя. В крепостных Микенах. Местонахождение. «Архитектура великанов». Каменные Львиные ворота. Обдик города-крепости: археологические находки и исследования. Древнейшее греческое письмо. Заселение островов Эгейского моря. Троянская война. Мифы о начале Троянской войны. Вторжение в Грецию с севера воинственных племён и его последствия.
Поэма Гомера «Илиада». Миф о Троянской войне и поэмы «Илиада» и «Одиссея». Гнев Ахиллеса. Поединок Ахиллеса с Гектором. Похороны Гектора. Мифы и сказания об Одиссее, Ахиллесе, троянском коне. Мораль поэмы.
Поэма Гомера «Одиссея». География странствий царя с острова Итака - Одиссея. Одиссей находит приют у царя Алкиноя. На острове циклопов. Встреча с сиренами. Возвращение на Итаку. Расправа с женихами. Мораль поэмы.
Религия древних греков. Боги Греции. Основные занятия греков и их покровители. Религиозные верования греков. Пантеон олимпийских богов . Мифы о Деметре и Персефоне. Миф о Прометее. Мифы о Дионисе и Геракле. Миф о споре Афины с Посейдоном.
Тема7. Полисы Греции и их борьба с персидским нашествием
Начало обработки железа в Греции. Возникновение полисов - городов-государств (Афины, Спарта, Коринф, Фивы, Милет). Создание греческого алфавита.
Земледельцы Аттики теряют землю и свободу. География, природа и ландшафт Аттики. Дефицит земли. Перенаселённость Аттики. Основные занятия населения Аттики: садоводство, выращивание оливковых деревьев и винограда. Знать и демос в Афинском полисе. Знать во главе управления Афин. Ареопаг и архонты. Законы Драконта. Бедственное положение земледельцев. Долговое рабство. Нарастание недовольства демоса.
Зарождение демократии в Афинах. Демос восстаёт против знати. Демократические реформы Солона. Отмена долгового рабства. Перемены в управлении Афинами. Народное собрание и граждане Афин. Создание выборного суда. Солон о своих законах.
Древняя Спарта. География, природа и ландшафт Лаконии. Полис Спарты. Завоевание спартанцами Лаконии и Мессении. Спартанцы и илоты: противостояние власти и большинства. Спарта - военный лагерь. Образ жизни и правила поведения спартиатов. Управление Спартой и войском. Спартанское воспитание. «Детский» способ голосования. Легенда о поэте Тиртее.
Греческие колонии на берегах Средиземного и Чёрного морей. Греческая колонизация побережья Средиземного и Чёрного морей. Причины колонизации. Выбор места для колонии. Развитие межполисной торговли. Греки и скифы на берегах Чёрного моря. Отношения колонистов с местным населением. Единство мира и культуры эллинов. Эллада - колыбель греческой культуры. Как царь Дарий пытался завоевать земли на юге нынешней России. Древний город в дельте реки Дона.
Олимпийские игры в древности. Праздник, объединявший эллинов. Олимпия - город, где зародилась традиция Олимпийских игр. Подготовка к общегреческим играм. Атлеты. Пять незабываемых дней. Виды состязаний. Миф об основании Олимпийских игр. Награды победителям. Легенды о знаменитых атлетах. Возвращение в родной город. Воспитательная роль зрелищ Олимпийских игр.
Победа греков над персами в Марафонской битве. Над греками нависла угроза порабощения. Предсказание бога Аполлона. Марафонская битва. Победа афинян в Марафонской битве. Тактика и героизм стратега Мильтиада. Греческая фаланга.
Нашествие персидских войск на Элладу. Подготовка эллинов к новой войне. Клятва афинских юношей при вступлении на военную службу. Идея Фемистокла о создании военного флота. Вторжение персов в Элладу. Патриотический подъём эллинов. Защита Фермопил. Подвиг трёхсот спартанцев и царя Леонида. Хитрость Фемистокла накануне Саламинской битвы. Морское Саламинское сражение. Роль Фемистокла и афинского флота в победе греков. Эсхил о победе греков на море. Разгром сухопутной армии персов при Платеях. Причины победы греков. Мораль предания «Перстень Поликрата».
Тема 8. Возвышение Афин в V в. до н. э. и расцвет демократии
Последствия победы над персами для Афин. Афинский морской союз. Установление в полисах власти демоса - демократий.
В гаванях афинского порта Пирей. В военных и торговых гаванях Пирея. Военный и торговый флот. Гражданское и негражданское население Афинского полиса. Пошлины. Рабство и рабский труд. Афины - крупнейший центр ремесла и торговли.
В городе богини Афины. Город Афины и его районы. Миф о рождении богини Афины. Керамик - там, где дымят печи для обжига посуды. Посуда с краснофигурным и черно-фигурным рисунками. Керамик и его жители. Агора - главная площадь Афин. Из жизни древних гречанок. Быт афинян. Храмы Акрополя. Особенности архитектуры храмов. Фидий и его Афина. Атлеты Мирона и Поликлета.
В афинских школах и гимнасиях. Воспитание детей педагогами. Образование афинян. Рабы-педагоги. Занятия в школе. Палестра. Афинские гимнасии. Греческие учёные о природе человека. Скульптуры Поликлета и Мирона и спортивные достижения учащихся палестры. В афинских гимнасиях. Обучение красноречию.
В театре Диониса. Возникновение театра в Древней Греции. Устройство. Театральные актёры. Театральные представления: трагедии и комедии. На представлении трагедии Софокла «Антигона». Театральное представление комедии Аристофана «Птицы». Воспитательная роль театральных представлений.
Афинская демократия при Перикле. Сущность афинской демократии в Vb. до н. э. Выборы на общественные должности в Афинах. Полномочия и роль Народного собрания, Совета пятисот. Перикл и наивысший расцвет Афин и демократии. Оплата работы на выборных должностях. Друзья и соратники Перикла: Аспасия, Геродот, Анаксагор, Софокл, Фидий. Афинский мудрец Сократ.
Тема 9. Македонские завоевания в IVв. до н.э.
Соперничество Афин и Спарты за господство над Элладой. Победа Спарты. Междоусобные войны греческих полисов и их ослабление. Усиление северного соседа Греции - Македонского царства.
Города Эллады подчиняются Македонии. Возвышение Македонии при царе Филиппе. Стремление Филиппа подчинить соседей. Влияние эллинской культуры. Аристотель - учитель Александра, сына македонского царя Филиппа. Македонская фаланга. Конница. Осадные башни. Два вектора отношения Греции к Македонии: Исократ и Демосфен. Плутарх о Демосфене. Потеря Грецией независимости. Битва при Херонее: горечь поражения и начало отсчёта новой истории. Гибель Филиппа. Александр - царь Македонии и Греции.
Поход Александра Македонского на Восток. Александр возглавил поход македонцев и греков в Азию. Первые победы: Река Граник. Быстрая победа над войском Дария III у города Исс. Походы в Финикию, Египет. Провозглашение Александра богом и сыном бога Солнца. Основание Александрии. Победа при Гавгамелах. Гибель Персидского царства. Поход в Индию - начало пути к завоеванию мира. Изменение великих планов. Возвращение в Вавилон. Писатели об Александре Македонском.
В Александрии Египетской. Распад державы Александра после его смерти. Складывание пространства эллинистического мира на территории державы Александра Македонского: Египетское, Македонское, Сирийское царства. Александрия Египетская - крупнейший порт, торговый и культурный центр Восточного Средиземноморья. Фаросский маяк - одно из чудес света. Музей. Александрийская библиотека. Из истории древних библиотек. Греческие учёные на благо Александрии Египетской: Аристарх Самосский, Эратосфен, Евклид.
Повторение. Вклад древних эллинов в мировую культуру. Условия складывания и своеобразие эллинистической культуры. Управление обществом в странах Древнего Востока и в Афинском полисе. Особенности афинской демократии.
РАЗДЕЛ IV. ДРЕВНИЙ РИМ
Тема 10. Рим: от его возникновения до установления господства над Италией
Местоположение, природа и особенности ландшафта Италии. Пестрота населения древней Италии (латины, этруски, самниты, греки).
Древнейший Рим. Легенда об основании Рима: Амулий, Ромул и Рем. Ромул - первый царь Рима. Город на семи холмах и его обитатели. Занятия римлян. Почитание Весты И Марса. Управление ранним Римом. Тарквиний Гордый и римский юноша Муций. Отказ римлян от царской власти.
Завоевание Римом Италии. Возникновение республики. Консулы - ежегодно выбираемые правители Рима. Борьба плебеев за свои права. Народный трибун и право вето. Нашествие галлов. Военные победы римлян. Битвы с Пирром. Пиррова победа. Установление господства Рима над Италией. Решение земельного вопроса для плебеев.
Устройство Римской республики. Плебеи - полноправные граждане Рима. Отмена долгового рабства. Выборы двух консулов. Принятие законов. Роль Сената в Риме. Римское войско и римские легионы. Тит Ливии о легионах. Одежда римлян. Гадания в Риме.
Тема 11. Рим - сильнейшая держава Средиземноморья
Карфаген - преграда на пути к Сицилии. Карфаген - стратегический узел в Западном Средиземноморье. Первые победы Рима над Карфагеном. Создание военного флота. Захват Сицилии.
Вторая война Рима с Карфагеном. Поход Ганнибала через снежные Альпы. Вторжение войск Ганнибала в Италию. Союз с галлами. Путь к Риму. Разгром римлян при Каннах: тактика Ганнибала и тактика римлян. Изменение стратегии римлян в войне с Ганнибалом. Первая морская победа римлян. Окончание войны. Победа Сципиона над Ганнибалом при Заме. Установление господства Рима в Западном Средиземноморье.
Установление господства Рима во всём Восточном Средиземноморье. Рост Римского государства. Политика Рима «разделяй и властвуй». Подчинение Греции Риму. Поражение Сирии и Македонии. Трёхдневный триумф римского консула и исчезновение Македонии. Разрушение Коринфа. Сенатор Катон - автор сценария гибели Карфагена. Смерть Ганнибала. Средиземноморье - провинция Рима.
Рабство в Древнем Риме. Завоевательные походы Рима - главный источник рабства. Политика Рима в провинциях. Наместники. Использование рабов в сельском хозяйстве, в быту римлян. Раб - «говорящее орудие». Гладиаторские игры - любимое зрелище римлян. Амфитеатры. Римские учёные о рабах.
Тема 12. Гражданские войны в Риме
Возобновление и обострение противоречий между различными группами в римском обществе после подчинения Средиземноморья. Начало гражданских войн в Риме.
Земельный закон братьев Гракхов. Дальние заморские походы и разорение земледельцев Италии. Потеря имущества бедняками. Обнищание населения. Заступник бедняков Тиберий Гракх. Принятие земельного закона Тиберия Гракха. Гибель Тиберия. Дальнейшее разорение земледельцев Италии. Гай Гракх - продолжатель дела брата. Гибель Гая.
Восстание Спартака. Крупнейшее в древности восстание рабов в Италии. Первая победа восставших и Спартака над римским войском. Оформление армии восставших. Походы армии восставших рабов. Три победы восставших, приблизившие их к свободе. Обеспокоенность римского сената небывалым размахом восстания. Рабы в ловушке. Разгром армии рабов римлянами под руководством Красса. Причины поражения восставших.
Единовластие Цезаря. Превращение римской армии в наёмную. Борьба полководцев за единоличную власть. Красе и Помпей. Возвышение Цезаря. Красе, Помпей и Цезарь. Завоевание Галлии. Гибель Красса. Плутарх о Риме. Захват Цезарем власти. Рим у ног Цезаря. Диктатура Цезаря. Легионы и ветераны - опора Цезаря в его политическом курсе. Брут и Цезарь. Убийство Цезаря в сенате.
Установление империи. Поражение сторонников республики. Бегство заговорщиков из Рима. Борьба Антония и! Октавиана за единовластие. Роль Клеопатры в судьбе Антония. Победа флота Октавиана у мыса Акций. Превращение Египта в римскую провинцию. Единовластие Октавиана. Окончание гражданских войн в Италии и провинциях. Власть и правление Октавиана Августа. Превращение Римского государства в империю. Меценат и поэт Гораций. Гибель Цицерона - римского философа. Поэма Вергилия «Энеида».
Тема 13. Римская империя в первые века нашей эры
Протяжённость империи и время существования. Неудачные попытки императоров расширить римские владения.
Соседи Римской империи. Установление мира с Парфией. Разгром римских легионов германцами. Главные враги Римской империи. Образ жизни и верования германцев. Предки славянских народов: римские писатели о славянах, их занятия, образ жизни и верования. Дороги Римской империи.
Рим при императоре Нероне. Укрепление власти императоров. Складывание культа императоров. Актёр на императорском троне. Тацит о Нероне. Падение нравственности: расцвет доносительства. Забавы и расправы Нерона. Нерон и Сенека. Пожар в Риме. Преследования христиан. Массовое восстание в армии и гибель Нерона.
Первые христиане и их учение. Проповедник Иисус из Палестины. «Сыны света» из Кумрана. Рассказы об Иисусе его учеников. Предательство Иуды. Распространение христианства. Моральные нормы Нагорной проповеди. Апостолы. Представления о Втором пришествии, Страшном суде и Царстве Божьем. Идея равенства всех людей перед Богом. Христиане - почитатели Иисуса, Божьего избранника. Преследования римскими властями христиан.
Расцвет Римской империи во II в. Неэффективность рабского труда. Возникновение и развитие колоната. Правление Траяна - «лучшего из императоров». Тацит о Траяне. Военные успехи Траяна - последние завоевания римлян. Переход к обороне границ Римской империи. Масштабное строительство в Риме и провинциях на века. Новое в строительном ремесле. Обустройство городов в провинциях империи.
«Вечный город» и его жители. Все дороги ведут в Рим. Город - столица империи. Архитектурный облик Рима. Колизей. Пантеон. Римский скульптурный портрет. Особняки на городских холмах. Многоэтажные дома в низинах между холмами. Обустройство повседневности римлян. Термы в жизни и культуре римлянина. «Хлеб и зрелища» для бедноты. Большой цирк в Риме.
Тема 14. Разгром Рима германцами и падение Западной Римской империи
Римская империя при Константине. Укрепление границ империи. Рим и варвары. Вторжения варваров. Римская армия как инструмент борьбы полководцев за императорскую власть. Солдатские императоры. Правление Константина. Неограниченная власть императора. Увеличение численности армии. Прикрепление колонов к земле. Перемены в положении христиан. Признание христианства. Усиление влияния римского епископа (папы). Основание Константинополя и перенесение столицы на Восток. Украшение новой столицы за счёт архитектурных и скульптурных памятников Рима, Афин и других городов империи. Ад и рай в книгах христиан.
Взятие Рима варварами. Разделение Римской империи на два самостоятельных государства. Наёмничество варваров в римскую армию. Вторжение готов в Италию. Борьба полководца Стилихона с готами. Расправа императора над Стилихоном. Недовольство легионеров-варваров. Взятие Рима Аларихом - вождём готов. Падение Западной Римской империи. Новый натиск варваров: захват Рима вандалами. Опустошение Вечного города варварами. Свержение юного римского императора Ромула Августула. Передача имперских регалий византийскому императору. Западная Римская империя перестала существовать. Конец эпохи античности.
Итоговое повторение. Признаки цивилизации Греции и Рима. Народовластие в Греции и Риме. Роль граждан в управлении государством. Нравы. Любовь к Отечеству. Отличие греческого полиса и Римской республики от государств Древнего Востока. Вклад народов древности в мировую культуру.
Учебно-тематическиий план
В рабочей программе предусматривается следующая система распределения учебного материала:
№
Учебная тема
Количество часов
всего
теоретические
Повторительно-
обобщающие уроки
История древнего мира
70
1
Введение в историю древнего мира.
2
2
-
2
Жизнь первобытных людей.
7
6
1
3
ДревнийВосток.
20
19
1
4
Древняя Греция
21
18
2
5
Древний Рим
20
19
1
Всего
70
64
6
Требования к уровню подготовки учащихся
Основное содержание по темам
Требования к уровню подготовки учащихся
(на уровне учебных действий)
Введение в предмет.Что изучает история. Измерение времени в истории (счет лет до н. э. и н. э.). Историческая карта. Источники исторических знаний. Вспомогательные исторические науки
Раскрывать значение терминов история, век, исторически источник.
Участвовать в обсуждении вопроса о том, для чего нужно знать историю
РАЗДЕЛ I. ЖИЗНЬ ПЕРВОБЫТНЫХ ЛЮДЕЙ
Расселение древнейшего человека. Человек разумный. Условия жизни и занятия первобытных людей. Представления об окружающем мире, верования первобытных людей.
Древнейшие земледельцы и скотоводы: трудовая деятельность, изобретения. От родовой общины к соседской. Появление ремесел и торговли. Возникновение древнейших цивилизаций
Показывать на карте места расселения древнейших людей
Рассказывать об условиях жизни, занятиях, верованиях первобытных людей, используя текст учебника и изобразительные материалы.
Объяснять значение отделения земледелия от скотоводств
открытий и изобретений древнейших людей (орудий труда;
и др.) для развития человеческого общества
РАЗДЕЛ II. ДРЕВНИЙ ВОСТОК
Древние цивилизации Месопотамии. Условия жизни и занятия населения. Города-государства. Мифы и сказания. Письменность.
Древний Вавилон. Законы Хаммурапи. Нововавилонское царство: завоевания, легендарные памятники города Вавилона.
Древний Египет. Условия жизни и занятия населения. Управление государством (фараон, чиновники). Военные походы. Рабы.
Религиозные верования египтян. Жрецы. Фараон-реформатор Эхнатон.
Познания древних египтян. Письменность. Храмы и пирамиды.
Повторительно-обобщающий урок.
Восточное Средиземноморье в древности. Финикия: природные условия, за-
нятия жителей. Развитие ремесел и торговли. Финикийский алфавит. Палестина; Израильское царство. Занятия населения. Религиозные верования. Ветхозаветные сказания.Ассирия: завоевания ассирийцев, культурные сокровища Ниневии; гибель империи.Персидская держава: военные походы, управление подвластными территориями. Зороастризм.
Повторительно-обобщающий урок.
Древняя Индия. Природные условия, занятия населения. Древние города-государства. Общественное устройство, варны. Религиозные верования, легенды и сказания. Возникновение буддизма. Культурное наследие Древней Индии.
Древний Китай. Условия жизни и хозяйственная деятельность населения. Создание объединенного государства. Империи Цинь и Хань. Жизнь в империи: правители и подданные, положение различных групп населения. Развитие ремесел и торговли. Великий шелковый путь. Религиозно-философские учения (конфуцианство). Научные знания и изобретения. Храмы. Великая Китайская стена
Повторительно-обобщающий урок.
Показывать на карте местоположение древнейших государств Месопотамии.
Рассказывать об условиях жизни и занятиях населен крупнейших городах Древней Месопотамии.Объяснять, как отражались в древних сказаниях представления людей того времени о мире.Характеризовать источники, рассказывающие о древних и цивилизациях (материальные и письменные источники, зако1 Хаммурапи).
Показывать на карте территорию и центры древнеегипетского государства.
Раскрывать значение понятий и терминов фараон, ( раб, пирамида, папирус.
Характеризовать: 1) основные группы населения Древне Египта, их занятия, положение и др.; 2) особенности власти фараонов и порядок управления страной.
Объяснять, в чем заключалась роль религии, жрецов древнеегипетском обществе.
Описывать предметы материальной культуры и произведения древнеегипетского искусства, высказывать суждения об художественных достоинствах.
Показывать на карте древние города и государства Восточного Средиземноморья.
Объяснять предпосылки и следствия создания финикийского алфавита, значение перехода к монотеизму (в иудаизме).
Рассказывать о культуре Древней Ассирии (используя иллюстративные материалы).
Показывать на карте территорию Персидской державы, объяснять, как она управлялась.
Показывать на карте территорию Древней Индии.
Характеризовать условия жизни и занятия населения, общественный строй Древней Индии, положение представителей различных варн (каст).
Объяснять, какую роль играли идеи индуизма и буддизма в жизни индийцев.
Рассказывать о культуре Древней Индии, высказывать суждения о ее вкладе в мировую культуру.Объяснять значение понятий империя, конфуцианство.
Характеризовать занятия и положение населения в Древнем Китае.
Объяснять, какое значение имели идеи конфуцианства в жизни китайского общества.Называть изобретения и культурные достижения древних китайцев, высказывать суждения об их вкладе в мировую культуру
РАЗДЕЛ III . ДРЕВНЯЯ ГРЕЦИЯ
Древнейшая и архаическая Греция. Условия жизни и занятия населения. Древнейшие государства на Крите. Государства ахейской Греции (Микены и др.). Троянская война; «Илиада», «Одиссея». Верования древних греков. Сказания о богах и героях.
Греческие города-государства (политический строй, аристократия и демос). Развитие земледелия и ремесла. Великая греческая колонизация.
Афины. Утверждение демократии. Законы Солона, реформы Клисфена.
Спарта: основные группы населения, политическое устройство. Спартанское воспитание. Организация военного дела.
Классическая Греция. Греко-персидские войны: причины, участники, крупнейшие сражения, герои. Причины победы греков. Афинская демократия при Перикле. Хозяйственная жизнь в древнегреческом обществе. Рабство. Пелопоннесская война. Возвышение Македонии.
Культура Древней Греции. Развитие наук. Греческая философия. Школа образование. Литература. Архитектура и скульптура. Быт и досуг древних греков. Театр. Спортивные состязания; Олимпийские игры.
Период эллинизма. Македонские завоевания. Держава Александра Македонского и ее распад. Эллинистические государства Востока. Культура эллинистического мира Повторительно-обобщающий урок.
Показывать на карте территории древнегреческих государств, места значительных событий.Рассказывать об условиях жизни и занятиях населения Древней Греции.
Характеризовать верования древних греков, объяснять, какую роль играли религиозные культы в греческом обществе.Характеризовать политический строй древнегреческих городов-государств (Афины и Спарта).Объяснять значение понятий полис, демократия, олигархия, колонизация, метрополия.Рассказывать о том, как утверждались демократические порядки в Афинах.Давать сравнительную характеристику общественно-политического устройства Афин и Спарты.Рассказывать, каким было спартанское воспитание, определять свое отношение к нему.Объяснять причины и итоги войн, которые вели древнегреческие государства.Характеризовать афинскую демократию при Перикле.
Объяснять, что означало в Древней Греции понятие гражданин, приводить примеры гражданских поступков.Представлять описание произведений разных видов древнегреческого искусства, высказывая и аргументируя свои оценочные суждения. Объяснять, в чем состоит вклад древнегреческих обществ в мировое культурное наследие. Показывать на карте направления походов и территорию державы Александра Македонского. Составлять исторический портрет (характеристику) Александра Македонского. Объяснять причины распада державы Александра Македонского, а также эллинистических государств Востока. Раскрывать значение понятия эллинизм. Называть и описывать памятники культуры периода эллинизма
РАЗДЕЛ IV. ДРЕВНИЙ РИМ
Древнейший период. Население Древней Италии: условия жизни и занятия. Этруски. Легенды об основании Рима. Рим эпохи царей. Римская республика. Патриции и плебеи. Управление и законы. Религиозные верования.
Завоевание Римом Италии. Войны с Карфагеном; Ганнибал. Римская армия Установление господства Рима в Средиземноморье. Реформы Гракхов. Рабство в Древнем Риме. Повторительно-обобщающий урок.
От республики к империи. Гражданские войны в Риме. Гай Юлий Цезарь.
Установление императорской власти; Октавиан Август. Римская империя: территория, управление.
Возникновение и распространение христианства.
Разделение Римской империи на Западную и Восточную части. Рим и варвары. Падение Западной Римской империи.
Культура Древнего Рима. Римская литература, «золотой век поэзии». Ораторское искусство; Цицерон. Развитие наук. Архитектура и скульптура. Пантеон. Быт и досуг римлян
Повторительно-обобщающий урок.
Показывать на карте местоположение древнейших государств на территории Италии. Рассказывать об условиях жизни и занятиях населения Древней Италии. Раскрывать значение понятий патриций, плебс, республика. Объяснять, кому принадлежала власть в Римской республике, кто и почему участвовал в политической борьбе. Характеризовать верования древних жителей Италии. Раскрывать значение понятий консул, трибун, сенат, диктатор
Использовать карту при характеристике военных походов Рима.
Характеризовать причины и итоги войн Рима.
Рассказывать о хозяйственной жизни в Древнем Риме, положении трудового населения, рабов.Показывать на карте владения Римской империи, границы Западной и Восточной частей империи после ее разделения.Раскрывать значение понятий император, провинция.Характеризовать политическую жизнь в Древнем Риме, ее участников, важнейшие события.Рассказывать, как строились отношения между Римом и провинциями.Объяснять, в чем заключались предпосылки распространения христианства в Риме, рассказывать о судьбе первых христиан в Риме.
Показывать на карте направления переселений варварских племен и их вторжений на территорию Римской империи.Рассказывать о культурной жизни в Древнем Риме.
Составлять описание архитектурных памятников, произведений древнеримского искусства, используя текст и иллюстрации учебника.
Высказывать суждения о вкладе древних римлян в культурное наследие человечества.
Выявлять примеры влияния античного искусства в современной архитектуре и др.
Историческое и культурное наследие Древнего мира
Вклад древних цивилизаций в историю человечества
Высказывать и обосновывать суждения о значении наследия древних цивилизаций для современного мира
Календарно-тематическое планирование 5 классов. История древнего мира (70ч.)
№
уро-ка
Тема урока
Кол час.
Дата
Требования к уровню подготовки учащихся
Вид учебной деятельности
Приме-
чание
5-А
5-Б
5-В
Введение (2)
Уметь определять роль археологических раскопок и значение письменных источников.раскрывать значение понятий: история, век, исторический источник.
Репродуктивная- Индивидуальная.
Фронтальная
1
Что изучает история. Науки - помощницы истории
1
2
Счёт лет в истории
1
Учавствовать в обсуждении вопроса о том, для чего нужно знать историю. Решать исторические задачи и проблемные ситуации на счёт лет. Осмыслять различие понятий: год, век, столетие, эра, эпоха, исторический период. Уметь определять историческое время по «ленте времени»
Учебно-познавательная (прослушивание лекции)
Раздел 1. Жизнь первобытных людей (7)
Тема 1. Первобытные охотники и собиратели (3)
3
Древнейшие люди
1
Коментировать и формулировать понятия: первобытные люди, орудие труда, собирательство. Устно описывать первые орудия труда. Сравнивать первобытного и современного человека. Ха-рактеризовать достижения первобытного человека, его приспо-собление к природе. С помощью рисунка изображать собственное представление о первобытном человеке и его образе жизни.
Наблюдение и анализ исторических событий
4
Первобытные охотники и собиратели
1
Исследовать с помощью исторической карты географию расселения первобытных людей. Называть и характеризовать новые изобретения человека для охоты на крупного зверя. Выделять признаки родовой общины.
Применение знаний в процессе анализа докумен-тов, археологи-ческих данных.
5
Возникновение искусства и религии
1
Рассказывать о наскальной живописи, версиях её происхождения. Объяснять, как учёные разгадывают загадки древних художников. Работать с текстом учебника по зпдпниям учителя в малых группах. Характеризовать верования первобытных людей.
наблюдение и анализ исторических событий
Тема 2.Первобытные зем-ледельцы и скотоводы(4)
6
Возникновение земледелия и скотоводства
1
Исследовать географию районов первичного земледелия на исторической карте. Рассказать о переходе от собирательства к мотыжному земледелию. Охарактеризовать изменения в социально-хозяйственной жизни людей с появлением земледелия и скотоводства.
Учебно-познавательная
Учебно-познавательная
7
Появление неравенства и знати
1
Рассказывать смысл понятий: ремесло, ремесленник, гон-чарный круг, металлургия, плужное земледелие, соседская община, вождь, соплеменники, дружина, знать, города, свя-тилища, государства. Находить на карте районы, где пред-положительно впервые появилась металлургия.
наблюдение и анализ исторических событий
8
Первобытные земледельцы и скотоводы на территории Крымского полуострова. Античные города-гос-тва
1
Указывать стоянки первобытных людей на территории Крыма, основные занятия первобытных людей Называть античные государства Таврики,
наблюдение и анализ исторических событий
9
Повторительно-обобщаю-щий урок по теме: «Жизнь первобытных людей». Проверочная работа.
1
Определять значение первобытной эпохи в истории человечест-ва;описывать условия перехода от первобытностик цивилизации: основные занятия, образ жизни, орудия. Работать с исторической картой, с различными источниками информации, в том числе, учебником, документами, художественной литературой
Предметно-практическая
Тестирование
Раздел 2.
Древний Восток (20)
Тема 3. Древний Египет (8)
10
Государство на берегах Нила
1
Самостоятельно готовить тематическое сообщение к уроку(по вы-бору). Характеризовать местоположение государства с помощью исторической карты и её легенды. Устанавливать причинно-след-ственные связи между природными условиями и занятиями
Учебно-познавательная (прослушивание лекции)
11
Быт земледельцев и ремесленников в Египте
1
Находить и группировать информацию по данной теме из текстов учебников, дополнительных источников. Оценивать достижения культуры.
Наблюдение и анализ исторических событий
12
Жизнь египетского вельможи
1
Учиться работать в малой группе над общим заданием. Выделять главное в части параграыа, ключевые понятия
Исследовательс-кая.
13
Военные походы фараонов
1
Работать с картой в малых группах по единому заданию. Исполнять роль в соответствии со своеобразием историчес-кого персонажа в инсценировке. Подготовить сообщение о военных походах Тутмоса III
Применение знаний в процессе анализа докумен-тов, доп. литер,
14
Религия древних египтян
1
Характеризовать религию древних египтян. Устанавливать связи между пантеоном богов и занятием древних египтян. Творчески разрабатывать сюжеты для инсценировки на уроке по теме
наблюдение и анализ историчес-ких событий
15
Искусство Древнего Египта
1
Искать в Интернете информацию о находках археологов и гроб-ницах древнеегипетских фараонов. Подготавливать презентации о внутреннем устройстве пирамиды.
Исследовательс-кая
16
Письменность и знания древни египтян
1
Составлять короткое сообщение о древнеегипетских иегоглифах. Осуществлять поиск информации в Интеренте о процессе изго-товления папируса. Характеризовать знания из разных областей наук, известные древним египтянам.
Постановка и решение практических задач
17
Повторительно-обобщающий урок по теме «Древний Египет». Тестирование.
1
Составлять шарады, кроссворды и выполнять к ним задания (ин-дивидуально и в сотрудничестве с соседом по парте)Анализиро-вать достижения в земледелии. Сравнивать образ жизни фарао-нов, вельможи и простого земледельца.
Предметно-практическая
Тестирование
Тема 4. Западная Азия в древности (7)
18
Древнее Двуречье (Месопотамия)
1
Характеризовать природно-климатические условия условия Древнего Двуречья. Комментировать письменность Двуречья
Учебно-познавательная (прослушивание лекции)
19
Вавилонский царь Хаммурапи и его законы
1
Выделять основные понятия параграфа( не более пяти), раскры-вающие его суть. Составлять кроссворд по теме урока. Характе-ризовать свод законов Хаммурали. Объяснять, почему законы Хаммурали были объявлены законами богов.
Наблюдение и анализ исторических событий
20
Финикийские мореплаватели
1
Рассказывать с помощью каоты о местоположении Финикии и занятиях е1ё жителей. Подготавливать короткое сообщение о достижениях финикийских ремесленников. Использовать истор. карту, определять причины развитой торговли в городах Финикии: Библе, Сидоне, Тире.
наблюдение и анализ исторических событий
21
Древние евреи
1
Изучать по карте и тексту учебника территорию расселения древ-нееврейских племён. Объяснять значение принятия единобожия древнееврейскими племенами. Проводить аналогию
Применение зна-ний в процессе анализа докумен-тов, доп. литерат,
22
Древнееврейское царство и его правители
1
Решать развивающие и проблемные задачи с помощью мультиме-диа, видеоресурсов. Выделять в дополнительном тексте к параг-рафу гласное и второстепенное . Давать оценку поступку (Сам-сона, Давида) Обобщать информацию и делать вывод о том, каким представляли своего царя иудеи.
Учебно-познавательная (прослушивание лекции)
23
Ассирийская держава
1
Работать в малых группах по дифференцированным заданиям на понимание и осмысление нового материала. Перечислять дости-жения ассирийцев в изобразительном искусстве, металлургии, военном деле. Находить аргументы к крылатой фразе «Рукописи не горят». Определять причины падения Ассирийской державы.
Исследовательс-кая
24
Персидская держава «царя-царей»
1
Работать с исторической картой и дополнительными источниками по вопросу расширения территории державы.Кратко рассказывать легенды о персидских царях Систкматизировать учебную информацию о достижениях персидских царей.
Постановка и решение практических задач
Тема 5. Индия и Китай в древности (5)
25
Природа и население Древней Индии
1
Рассказывать о местоположении Индии, особенностях её ланд-шафта и климата. Показывать на карте основные географические объекты Древней Индии. Объяснять, какие животные почитали индийцы и почему. Выделять ключевые понятия, характеризую-щие индийскую историю и культуру.
Учебно-познавательная (прослушивание лекции)
26
Индийские касты
1
Составлять простой план пунктов параграфа(по выбору). Расска-зывать о жизни и обучении брахмана. Доказывать, что брахманы - хранители знаний. Сравнивать основные положения брахма-низма и буддизма. Готовить сообщение о жизни Будды. Перечислять достижения древних индийцев.
Работа с историческими документами и картами
27
Чему учил китайский мудрей Конфуций
1
Находить на карте и комментировать местоположение Китая. Определять и формулировать особенности китайской религии. Объяснять, почему китайцы придавали большое значение воспитанию учтивости.
Самостоятельные составления таблиц, схем, планов.
28
Объединение Китая
1
Рассказывать об отношениях Китая с соседями. Объяснять причины возведения Великой Китайской стены. Выделять своеобразие древней китайской цивидизации, проявившееся в её достижениях. Составлять кроссворды по тематике урока.
Предметно-практическая
29
Повторительно-обобщаю-щий урок: « Западная Азия в древности. Древний Восток».
1
Выполнять задания на понимание, осмысление изученного материала. Показывать на карте самые известные города Древнего Востока и соотносить их местоположение с современной картой, объектами на их территории. Перечислять наиболее известные сооружения на территории Вавилона, Палестины, Древнего Египта, Китая.
Постановка и решение практических задач
Тестирование
Раздел 3. Древняя Греция (21)Тема 6. Древнейшая Греция (5)
30
Природа и население Древней Греции
1
Определять и комментировать местоположение Критского царства, эгейского моря. Называть отличительные признаки Критской культуры. Работать с картой. Рассказывать миф о Дедале и Икаре и выявлять его нравственный контекст.
Учебно-познавательная (прослушивание лекции)
31
Микены и Троя
1
Показывать на карте местоположение Микен. Выделять отличия между микенской и критской культурами. На ленте времени обоз-начать падение Вавилона, объединение Китая Цинь Шихуаном, Троянскую войну. Определять, какое событие произошло раньше других и на сколько по сравнению с другими.
Наблюдение и анализ исторических событий
32
Поэма Гомера «Илиада»
1
Рассказывать легенду о жизни Гомера. Кратко раскрывать суть поэмы Гомера «Иоиада».Хар. образы основных героев «Илиады»
Применение знаний в процессе анализа документов, доп. литературы, археологических данных
33
Поэма Гомера «Одиссея»
1
В группах соотносить путь Одиссея домой, на Итаку, с картой. Выделять основные вехи пути Одиссея домой. Последовательно рассказывать о всех приключениях Одиссея. Читать текст с пометками на полях «понятно», «непонятно», « известно». «неизвестно».
34
Религия древних греков
1
Объяснять связь между явлениями природы и греческими бога-ми.Давать нравственную оценку героическим поступкам Геракла. Сравнить пантеон богов египтян и греков. Оценивать роль Зевса, Афины, Посейдрна в жизни греков.
Постановка и решение практических задач
Тема 7. Полисы Греции и их борьба с персидским нашествием(7)
35
Земледельцы Аттики теряют землю и свободу
1
Находить на карте и устно комментировать местоположение Ат-тики, занятия её населения. Объяснять значение понятий «полис», «демос». Выделять признаки греческого полиса. Характеризовать греческий демос, общество в целом. Перечислять преимущества греческого алфавита по сравнению с финикийским.
Учебно-познавательная (прослушивание лекции)
36
Зарождение демократии в Афинах
1
Показывать на примере реформ Солона смысл понятий «демок-ратия», её роль в улучшении жизни основной массы народа. Срав-нивать законы Драконта и Солона. Уметь вести диалог с напарником по заданию, предложенному учителем.
наблюдение и анализ исторических событий
37
Древняя Спарта
1
Показывать на карте местоположение Спарты. Характеризо-вать основные группы населения и их положение. Состав-лять рассказ о жизни и традициях спартанцев.
наблюдение и анализ исторических событий
38
Основание греческих колоний на берегах Средиземного и черного морей
1
Объяснять причины греческой колонизации, её географию. Выде-лять общее, что связывало греческие колонии. Сравнивать фини-кийскую и греческую территории колонизаций. Описывать одежду грека.
Применение знаний в процессе анализа докумен-тов, доп. литер, археологических данных
39
Олимпийские игры
1
Составлять развёрнутый план одной части параграфа. Оценивать значение Олимпийских игр для общества того времени.
40
Греко-персидские войны
1
Выделять и обозначать причины, цели, силы сторон в сражении. Рассказывать о подвиге юноши, сообщившем грекам о победе в марафоне. Использовать информацию видеофильма, электронных изданий, презентаций для составления собственного рассказа о Марафонской битве.
Исследовательс-кая
41
Нашествие персидских войск на Элладу Повторительно - обобщающий урок: «Древнейшая Греция»
1
Называть цели Ксеркса и греческих полисов в войне. Группировать фак-торы, благодаря которым маленький народ победил огромную военную державу. Использовать информацию видеофильма, электронных изданий, презентаций для составления собственного рассказа о создании военного флота, о Фермопильском сражении, о Саламинской битве.
Постановка и решение практических задач
Тестирование
Тема 8. Возвышение Афин в V в. до н.э. и расцвет демократии. (5)
42
В гаванях афинского порта Пирей
1
Сравнивать военную и торговую гавани. Оценивать, на сколько возможной была покупка раба для каждого грека. Характеризо-вать положение граждан, переселенцев, рабов в греческих поли-сах. Использовать информацию видеофильма, электронных из-даний, презентаций для составления собственного рассказа о гаванях.
Учебно-познавательная (прослушивание лекции)
43
В городе богини Афины
1
Рассказывать о наиболее значимых частях Афин. Формулироват собственное мнение об архитектурных сооружениях Афин. Сос-тавлять план виртуальной экскурсии по Акрополю. Создавать короткую презентацию об одном из храмовАкрополя совместно с родителями или старшеклассниками, кроссворд на самостоя-тельно выбранную тему .
Работа с историческими документами и картами
Самостоятельные составления таблиц, схем, планов.
44
В афинских школах и гимнасиях
1
Сравнивать типы школ и систему обучения в них. Последовательно рассказывать о каждой из них. Объяснять назначение каждой их школ. Пояснять, почему греки придавали большое значение умению доступно излагать мысли.
45
В театре Диониса
1
Объяснять причину особой любви греков к представлениям. Называть отличительные признаки комедии и трагедии. Коментировать строки из трагедии Софокла «Антигона». Оценивать роль современного театра для общества.
Применение знаний в процессе анализа документов, доп. литературы, археологических данных
Наблюдение и анализ исторических событий
46
Афинская демократия при Перикле
1
Самостоятельно подготавливать тематические сообщения (по выбору). Называть заслуги Перикла в восстановлении и процветании Афин. Проводить поиск информации в Интернете о единомышленниках, друзьях Перикла. Систематизировать информацию о демократических преобразованиях во время руководства полисом Перикла.
Тема 9. Македонские завое-вания в ІV в. до н.э. (4)
47
Города Эллады подчиняются Македонии
1
Показывать на карте и объяснять местонахождение Македонии. Характеризовать политические методы Филиппа Македонского. Сравнивать политический курса Филиппа и Александра Македонских. Объяснять причины потери независимости Грецией. Разъяснять причины, по которым Демосфен не был услышан в Греции.
Учебно-познавательная (прослушивание лекции)
48
Поход Александра Македонского на Восток
1
Используя карту и её легенду, рассказывать о военных собы-тиях похода Александра Македонского на Восток. Характеризовать ситуацию на Востоке, которая способствовала победам Александра Македонского. Оценивать поступки Александра Македонского, его противников.
Наблюдение и анализ исторических событий
49
В Древней Александрии Египетской
1
Называть причины распада державы Александра Македонского Показывать на карте государства, образовавшиеся в ходе распа-да державы. Рассказывать об Александрии - центре эллинисти-ческого мира. Сравнивать Александрию и Афины.
Наблюдение и анализ исторических событий
50
Повторительно - обобщаю-щий урок: «Древняя Греция»
1
Называть самое известное в Древней Греции: имя поэта, название храма, место сражения, имя стратега, завоевателя Греции. Объяснять значение понятий: демократия, стратег, оратор, спартанское воспитание, Олимпийские игры. Характеризовать основных богов и героев древнегреческой мифологии.
Постановка и решение практических задач
Тестирование
Раздел 4. Древний Рим (20)
Тема 10. Рим:от его возник-новения до установления господства над Италией (3)
51
Древнейший Рим
1
Ознакомить с географическим положением Рима; развивать умение читать карту; воспитывать чувство взаимопомощи
Учебно-познавательная (прослушивание лекции)
52
Завоевание Римом Италии
1
Рассмотреть причины, ход завоевания Италии; развивать умение анализировать исторические источники; воспитывать понятие патриотизма.
Наблюдение и анализ ист. событий
53
Устройство Римской республики
1
Научить пересказывать текст учебника, воспроизводить информацию, раскрывать содержание иллюстраций; развивать умения работать с учебником; воспитывать культурное многообразие мира
Применение знаний в процессе анализа документов
Тема 11. Рим - сильнейшая держава Средиземноморья (3)
54
Пунические войны
1
Рассмотреть причины, ход и основные битвы пунических войн; развивать умение анализировать исторические источники; воспитывать понятие патриотизма.
Исследова-
тельская
55
Установление господства Рима во всём Средиземноморье
1
Научить пересказывать текст учебника, воспроизводить информацию, раскрывать содержание иллюстраций; развивать умения работать с учебником; воспитывать культурное многообразие мира
Наблюдение и анализ исторических событий
56
Рабство в Древнем Риме
1
Рассмотреть особенности рабства в Риме, развивать умения характеризовать события и давать им оценку; воспитывать чувство достоинства
Применение знаний в процессе анализа документов
Тема 12. Гражданские войны в Риме(4)
57
Земельный закон братьев Гракхов
1
Рассмотреть причины, содержание законов братьев Грахтов; развивать умения характеризовать события и давать им оценку; воспитывать чувство достоинства
Применение знаний в процессе анализа документов
58
Восстание Спартака
1
Рассмотреть причины и ход восстания рабов; развивать умения характеризовать события и давать им оценку; воспитывать чувство достоинства
Учебно-познавательная (прослушивание лекции)
59
Единовластие Цезаря в Риме
1
Научить пересказывать текст учебника, воспроизводить информацию, раскрывать содержание иллюстраций; развивать умения работать с учебником; воспитывать культурное многообразие мира
Наблюдение и анализ исторических событий
60
Установление империи в Риме
1
Познакомиться с особенностями правления императоров; развивать умения работать с таблицей; воспитывать чувство партнерства.
Наблюдение и анализ исторических событий
Тема 13. Римская империя в первые века нашей эры (5)
61
Соседи Римской империи
1
Ознакомить с географическим положением соседей Рима; развивать умение читать карту; воспитывать чувство взаимопомощи
Учебно-познавательная (прослушивание лекции)
62
В Риме при императоре Нероне
1
Познакомиться с особенностями правления императора Нейрона; развивать умения работать с таблицей; воспитывать чувство партнерства.
Наблюдение и анализ исторических событий
63
Первые христиане и их учения
1
Научить пересказывать текст учебника, воспроизводить информацию, раскрывать содержание иллюстраций; развивать умения работать с учебником; воспитывать культурное многообразие мира
Применение знаний в процессе анализа документов, доп. литературы, археологических данных.
64
Расцвет Римской империи во 2 веке
1
Рассмотреть причины расцвета Римской империи; развивать умения работать с историческими источниками; воспитывать эстетические чувства.
Применение знаний в процессе анализа документов, доп. литературы, археологических данных
65
«Вечный город» во времена империи и его жители
1
Рассмотреть главные достопримечательности города; развивать умения работать с историческими источниками; воспитывать эстетические чувства.
наблюдение и анализ исторических событий
Тема 14. Падение Западной Римской империи (5)
66
Римская империя при Константине
1
Научить пересказывать текст учебника, воспроизводить информацию, раскрывать содержание иллюстраций; развивать умения работать с учебником; воспитывать культурное многообразие мира
Исследовате-льская
67
Взятие Рима готами
1
Ознакомить с географическим положением Рима; развивать умение читать карту; воспитывать чувство взаимопомощи
Наблюдение и анализ исторических событий
68
Повторительно - обобщаю-щий урок: «Древний Рим»
1
Сравнивать исторические явления в разных странах, выделяя сходство и различия;
Постановка и решение практических задач
Тестирование
69
Историческое и культурное наследие Древнего мира
1
70
Повторение.
1
Критерии оценки знаний учащихся
Контроль успеваемости учащихся - это выявление, измерение и оценивание знаний, умений обучаемых.
Выявление и изменение - это проверка, которая является составным компонентом контроля, функция которого обеспечение обратной связи между учителем и учащимися. Так же в контроль входит оценивание (как процесс) и оценки, которые в журналах фиксируются в виде отметок.
Формы учета: оценка(оценочное суждение), отметка, самооценка, поурочный балл.
Критерии оценки знаний учащихся таковы:
-
глубокий, с привлечением дополнительного материала и проявлением гибкости мышления ответ ученика оценивается пятью баллами;
-
твердое знание материала в пределах программных требований - четырьмя;
-
неуверенное знание, с несущественными ошибками и отсутствием самостоятельности суждений оценивается - тремя баллами;
-
наличие в ответе школьника грубых ошибок, проявление непонимания сути, не владение навыком оценивается отрицательно, отметкой «2»;
-
отсутствие знаний, умений, навыков и элементарного прилежания влечет за собой единицу (используется очень редко).
литература
Книги для учителя
Учебная литература
Годер Г.И. Рабочая тетрадь по истории Древнего мира 5 класс. В 2 вып. Выпуск I. Жизнь первобытных людей. Древний Восток. 9-е изд. - М.: Просвещение, 2005
Годер Г.И. Рабочая тетрадь по истории Древнего мира 5 класс. В 2 вып. Выпуск II. Древняя Греция. Древний Рим. 9-е изд. - М.: Просвещение, 2005
Годер Г.И. Преподавание истории в 5 классе: Пособие для учителя. М., 1985.
Годер Г.И. Задания и задачи по истории Древнего мира: Пособие для учителя. М., 1996.
История Древнего мира. 5 класс: Книга для чтения / Под ред. В.П.Будановой. М., 1999.
История Древнего Востока / Под ред. В.И.Кузищина. М., 1999.
История Древней Греции / Под ред. В.И.Кузищина. М., 1999.
История Древнего Рима / Под ред. В.И.Кузищина. М., 1998.
Хрестоматия по истории Древнего мира. М., 1991.
Хрестоматия по истории Древнего Востока. М., 1998.
Хрестоматия по истории Древнего Рима. М., 1996.
Справочники
Археологический словарь / Пер. с англ. М., 1990.
Вейс Г. История цивилизации: архитектура, вооружение, одежда, утварь. Иллюстрированная энциклопедия в 3 т. М., 1998. Т. 1: Классическая древность (до IV в. н.э.).
Гиро П. Частная и общественная жизнь греков / Пер. с фр. СПб., 1996.
Гиро П. Частная и общественная жизнь римлян / Пер. с фр. СПб., 1996.
Джеймс П., Торп Н. Древние изобретения / Пер. с англ. М., 1997.
Мифы народов мира: Энциклопедия / Под ред. С.А.Токарева. Т. 1-2. М., 1991.
Мифологический словарь / Под ред. Е.М.Мелетинского. М., 1990.
Санчурский Н.Б. Римские древности. СПб., 1886; М., 1995.
Словарь античности / Пер. с нем. М., 1989.
Хроника человечества. М., 1996.
ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСЫ
mon.gov.ru - официальный сайт Министерства образования и науки РФ
apkpro.ru - Академия повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования
prosv.ru - сайт издательства «Просвещение»
history.standart.edu.ru - предметный сайт издательства «Просвещение»
1september.ru -издательство «Первое сентября»