Конспект открытого урока по истории на тему Восстание декабристов 1825 года

Раздел История
Класс 8 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Восстание декабристов в 1825 году

На прошлом уроке мы с вами выяснили, что в конце первой четверти XIX века в России возникают тайные общества.

«?» Скажите, пожалуйста, что же способствовало их возникновению? (нерешенность проблем России Александром I: отмена крепостного права, вопрос самодержавия).

«?» Когда и почему вообще возникли такие вопросы, такие проблемы? Когда и почему задумались об отмене крепостного права, ограничении власти императора? (после заграничных походов русской армии 1813-1814 гг.).

Учитель: Вы, правильно, сказали, что Александр Павлович не решил этих проблем, хотя попытки были неоднократно, мы знаем. Поэтому русские офицеры решают провести необходимые изменения в государстве самостоятельно. Действовать легально было невозможно, поэтому они создали тайные общества.

«?» Какие общества были более организованными, сплоченными, целенаправленными? (Северное и Южное тайные общества).

Дома вы сравнивали цели и требования Северного и Южного обществ, опираясь на их главные документы - проект «Конституции» Н.М. Муравьёва и «Русскую правду» П.И. Пестеля. Все сравнения необходимо было поместить в таблицу.

«!» Помогите мне заполнить пробелы в таблице:Проект «Конституции» Н.М. Муравьёва

(Северное общество)

«Русская правда» П.И. Пестеля

(Южное общество)

Требования

Государственное устройство



Права и свободы личности


Наделение всех гражданскими правами по достижении совершеннолетия (21 год).

Крепостное право



Суд

Равенство всех перед законом


Способ

достижения цели

Реформа или революция?



«?» С понятием реформа вы уже знакомы. Озвучьте, что такое реформа (изменение, преобразование). А вот с понятием революция мы встречаемся впервые. Как вы поняли, что значит осуществить свои планы путём революции?

«!» Да, действительно, у общества, государства есть 2 пути развития, преобразования: реформа и революция. Хочу продемонстрировать 2 этих пути на примере 2-х воздушных шаров. Предположим, моя цель - сдуть шарик. Каким образом я могу это сделать? (сдуть или лопнуть). Можете сравнить 2 этих увиденных процесса? Действительно, революция, по сравнению с реформой, более быстрый процесс, более болезненный, к сожалению нередко приводящий к жертвам, в том числе человеческим.

«!» ЗАПИСАТЬ! Революция - это быстрое, коренное, глубокое изменение в обществе, затрагивающее все его сферы жизни.

Учитель: Революцию члены тайных обществ намечали на 1826 год, но 19 ноября 1825 года скончался Александр I от воспаления мозга. Указов о наследниках он не оставил, детей не имел. Брат Константин давно отказался от престола, брат Николай до последнего пытался убедить брата занять престол. И этой сложной ситуацией междуцарствия, когда наследники отказывались от престола, по словам иностранцев: «спускались, а не поднимались на престол», как раз и решают воспользоваться декабристы.

Николай I, так и не убедив старшего брата, решился объявить себя императором, и назначил присягу на 14 декабря. Именно этот день декабристы и выбрали для своего выступления. Именно этот вопрос мы сегодня и изучим. Запишем тему урока: Восстание декабристов 1825 г.

Учитель: Что конкретно мы сегодня узнаем с вами, ребята? - ЗАДАЧИ. У каждого из вас листочки, на которых нужно отразить уровень ваших знаний по этой теме!

ПРОБЛЕМА: Ребята, как вы думаете, человек, который хочет изменить своё государство, решить имеющиеся в нём проблемы, рискуя собственной жизнью хороший? Его можно считать героем? А человека, который хочет с помощью оружия захватить власть, возможно даже убить императора, можно назвать преступником? … так кто же они, декабристы? Герои или преступники? Я предлагаю это обозначить нашей главной проблемой сегодняшнего урока.

Но для того, чтобы это выяснить, предлагаю вам перенестись туда, в начало XIX века…в дом Кондратия Рылеева, члена Северного тайного общества, где вечером 13 декабря обсуждалось восстание.

«!» Ваша задача, прочитать источник по ролям и выяснить план восстания. Распределим роли! Все остальные читают вместе с нами про себя.

«Декабристы в доме Рылеева накануне восстания»

Учитель: Итак, вечер 13 декабря 1825 года квартира Кондратия Рылеева. Последнее заседание декабристов накануне восстания.

Никита Муравьев. Я полагаю, мы можем провести восстание при смене императора. Другой возможности может не быть».

Николай Бестужев: Надо спешно приступать к организационной подготовке восстания, выработать его план, распределить обязанности, выявить те воинские части, на которые можно было бы твердо рассчитывать.

Сергей Трубецкой. Мы не допустим присяги солдат новому царю и выведем их на Сенатскую площадь. С помощью оружия мы принудим Сенат обнародовать наш Манифест об отмене крепостного права и об уничтожении бывшего правления.

Кондратий Рылеев. Мы арестуем Николая и заключим в Петропавловскую крепость членов царской семьи. В критической ситуации можно пойти и на убийство Николая. Поручим сделать это Петру Каховскому.

Евгений Оболенский. Нам понадобится поддержка Южного общества. Мы известим их, и они выступят на Украине вместе с нами. Кто будет руководить восстанием в Петербурге? Я думаю, что диктатором нужно назначить полковника Сергея Трубецкого. Он старший по званию. А сейчас я еду в гвардейский экипаж поднимать моряков, потом в лейб-гренадерский полк.

Сергей Трубецкой. И все-таки мы не знаем, какими батальонами или ротами можно будет располагать. Это обстоятельство говорит о нашем бессилии. Не обманывайтесь, мы не имеем четкого плана, никакие меры не приняты. Число наличных членов в Петербурге невелико...

Кондратий Рылеев: Все это так. … О нашем намерении известно правительству. Да, мало шансов на успех, но все-таки надо начать. Начало и пример принесут плоды! Каховский, открой нам ход - проникни во дворец и убей императора до присяги! А сейчас, господа, прошу расходиться, уже светает. Я понимаю, наша судьба уже решена! Уверен, что погибнем, но наш пример будет жить. Принесем себя в жертву во имя будущей свободы Отечества!

Учитель: Итак, каков был план восстания?

1. вывести гвардейские полки на Сенатскую площадь

2. заставить Сенат принять Манифест об отмене крепостного права и об уничтожении бывшего правления

3. арестовать Николая I и с семьёй заключить в Петропавловскую крепость. Возможно, пойти на убийство императора.

«?» Знаем план декабристов, что теперь нам предстоит сделать? (узнать, удалось ли им реализовать свои планы). Как узнать? (читаем п.2 §9 с.55-56).

«!» Ну что, сумели ли восставшие реализовать свои планы? (нет.) А почему? (самостоятельно сформулируйте и запишите причины поражения восставших, опираясь на прочитанный источник, ведь многие декабристы сразу знали свои слабости, а так же на прочитанный пункт учебника).

1. недостаточная конспирация

2. отсутствие необходимого единства и согласованности действий, пассивность восставших

3. не было опоры на народные массы

ОЗВУЧИТЬ.

Учитель: для расследования декабрьских восстаний повелением нового императора Российской империи Николая I была создана Следственная комиссия. По делу декабристов были привлечены 579 человек. Обстановка допросов была тяжелой. Император Николай лично вел следствие и суд над декабристами, при этом с одними он разговаривал сочувственно и доброжелательно, с другими - оскорбительно строго. Декабристов судили как уголовных преступников. Пятерых император Николай I распорядился повесить (Павел Пестель, Кондратий Рылеев, Сергей Муравьев-Апостол, Михаил Бестужев-Рюмин, Пётр Каховский). В ночь на 13 июля 1826 г. они были повешены.

Кстати, интересный факт! Муравьев-Апостол, Каховский и Рылеев при проведении казни сорвались с петли. Такой «брак» объясняли отсутствием на протяжении нескольких лет подобных казней. Так вот по традиции недопустимости вторичного наказания их должны были отпустить, но декабристы были повешены повторно, так как их преступление являлось самым ужасным - посягательство на власть и жизнь государя.

25 человек сосланы на вечную каторгу, десятки декабристов - на каторжные работы в Сибирь сроком на 20 лет, разжалованные рядовые были сосланы на Кавказ. Еще больше возвысили славу декабристов их жены, последовавшие за ними в ссылку. Чтобы остановить женщин Николай I распорядился довести до их сведения, что и они сами лишаются дворянства, а дети, если родятся в Сибири, не будут дворянами. Их пугали страшной и долгой дорогой, тем, что кругом каторжники, убийцы и уголовники…Но они всё равно поехали.

ИТОГИ. Давайте поведем итог. Так в чем значение этого восстания, завершившегося полным провалом? (это первое в России революционное движение, которое выдвинуло грамотную политическую программу и открыто выступило против самодержавия). ЗАПИСАТЬ.

Давайте вернемся к поставленной проблеме: декабристы - преступники или герои?

Учитель: я всегда учу вас смотреть на событие не категорично, не бывает только черного и только белого, необходимо полностью оценивать и учитывать все детали. Наверное, они были героями своего времени, не побоявшимися восстать против крепостничества и самодержавия, хотя и использовали они в достижении своих целей преступные средства.

Ребята, хочу предложить вам закрепить, повторить, обобщить ваши знания по теме Восстание декабристов. Ваша задача - продолжить предложения, представленные на слайде:

1. План восстания декабристов был таков: …

2. Итогом восстания декабристов 14 декабря 1825 года…потому что…

3. Восстание декабристов имело историческое значение, потому что…

4. Я запомнил (-а) имена декабристов. Ими были…

Вернёмся к листочкам, заполненным в начале урока. В соседней колонке отметьте, пожалуйста, как изменился уровень ваших знаний по обозначенным вопросам.

Отметки за урок.

Домашнее задание: §9, анализ исторических источников на с.58-59. А так же вопрос №2 и 3 на с.58 по желанию (необходимы навыки работы в программе Power Point).

© 2010-2022