План урока по темеХолодная война

Раздел История
Класс 9 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Дидактический проект урока

Тема: Международные отношения в первые послевоенные годы.

Цели урока:



  • определить основные тенденции развития международных отношений во второй половине XX века;

  • определить сущность понятия «холодная война»;

  • выяснить причины развязывания «холодной войны»;

  • определить влияние внешних и внутренних факторов на политику СССР в 1945-1953гг.;

  • определить свою позицию к виновникам развязывания «холодной войны»;

  • развивать логическое мышление через выделение причинно-следственных связей;

  • развивать критическое мышление (стратегии критического мышления)

  • воспитывать у учащихся осознание себя частицей единого мирового пространства, стремление к толерантности.

Модули воздействия: Новые подходы в обучении и преподовании (НП), обучение талантливых и одаренных (ТиО), развитие критичекого мышления (КМ), оценивание для обучения (ОдО).

Оборудование: интерактивная доска, хрестоматия, статистические материалы

Опорные знания:

Даты и события:

1946 г. - выступление У.Черчилля в Фултоне

1947 г. - «план Маршалла»

1947 г. - создание Комиинформа

1949 г. - создание СЭВ

1949 г. - конфликт с Югославией

1949 г. - образование ГДР

1950 г. подписание договора о дружбе и взаимопомощи между СССР и КНР

1950-1953гг. - война в Корее

Личности: И.В.Сталин, В.М.Молотов, Мао Цзэдун, И.Б.Тито, Ким Ир Сен

Понятия: «холодная война», «план Маршала», колониальная система, локальные войны

Ход урока

Чем закончилась Вторая мировая война? Используя карту, опишите территориальные изменения, происшедшие в мире после окончания Второй мировой войны?

Какой урок вынесло человечество из Второй мировой войны?

Речь учащихся
Карта

Устные ответы
Показать умение работать с картой

осмысление

Объясните, как вы понимаете название темы урока?
Как вы понимаете слова эпиграфа урока?

Постановка проблемы.
Нам предстоит ознакомиться со сложным и значительным явлением второй половины ХХ века «Холодной войной». Мы попытаемся определить причины ее возникновения, ознакомимся с основными событиями и определим ее результаты. Выясним, почему «холодная война» так и не переросла в «горячую».

Речь учащихся
Приложение 1
Работа в парах
Речь учителя

Учащиеся показывают умение творчески мыслить.
Обсуждение задания в парах.
Выводы
План урока по темеХолодная война Восприятие и осмысление информации

реализация

1. Вступительное слово учителя.

1. С окончанием войны полярность мира резко изменилась - старые колониальные страны Европы и Япония лежали в руинах, зато вперед выдвинулись Советский Союз и Соединенные Штаты, лишь незначительно вовлеченные в мировое соотношение сил до этого момента и заполнившие теперь своеобразный вакуум, образовавшийся после крушения стран оси. И с этого момента интересы двух сверхдержав вошли в противоречие - и СССР, и США стремились как можно дальше расширить пределы своего влияния, началась борьба по всем направлениям - в идеологии, чтобы завоевать умы и сердца людей; в стремлении вырваться вперед в гонке вооружений, чтобы разговаривать с противоположной стороной с позиции силы; в экономических показателях - чтобы продемонстрировать превосходство своего общественного строя; даже в спорте - как сказал Джон Кеннеди, "международный престиж страны измеряется двумя вещами: ядерными ракетами и золотыми олимпийскими медалями". Объективное развитие ситуации вело, однако, к обострению противоречий между бывшими союзниками из-за их стремления усилить свои позиции на мировой арене. Конфронтация бывших союзников начала нарастать уже в конце 1945 г. и отчетливо просматривалась к концу 1946 г. Появился и термин, обозначавший это противоборство, - «холодная война». Впервые его использовал осенью 1945 г. известный английский писатель-фантаст Дж. Оруэлл, комментировавший международные события в британском журнале «Трибюн». Изучение этой темы особенно актуально сегодня, когда на политической арене мира осталась одна из сверхдержав - США, стремящаяся усилить свое влияние в мире.

Речь учителя

Восприятие и осмысление информации

2. Причины начала «холодной войны»

«Отыщи всему начало и ты многое поймёшь». Так гласит древняя мудрость. Кто же был виноват в развязывании "холодной войны"? Одни историки (советские) приписывают вину за развязывание «холодной войны» Западу, другие (западные) - СССР, третьи - обеим сторонам.
Учащимся предлагается выяснить, кто виноват.
«Ознакомьтесь с различными точками зрения на разрешение этого вопроса. Определите вашу позицию. Чья точка зрения о происхождении "холодной войны", на ваш взгляд, является наиболее убедительной?»

Задание классу.
Работа с документами
Приложение 2
Речь учащихся
Записи в тетрадь

Учащиеся подводятся к выводу, что соперничествосверхдержав в различных областях не способствовало ослаблению международной напряженности.
Причинами начала «холодной войны» можно считать следующие:
• Борьба идеологий. Идеологическая пропаганда.
• Раздел сфер влияния.
• Гонка вооружений.
• Образование военно-политических союзов.

3. Циклы послевоенной мировой политики.

Поляризация мира завершилась, и созданные коалиции принялись бороться за лидерство в мире. Это и определяло внешнюю политику СССР как в послевоенный период, так и в 50-н.60-х г.г.
Взаимоотношения СССР и стран соцлагеря мы рассмотрим на следующем уроке. Не будем мы касаться сегодня и такого аспекта «холодной войны», как экономическое противостояние, а остановимся на «полувоенной конфронтации», едва не приведшей к настоящей «горячей войне».

Приложение 3
Работа в парах
Речь учащихся

Самостоятельное завершение предлагаемой схемы
Зачитываем записи

4. Последствия «холодной войны» для развития мировой политики

И так, что означает термин «холодная война»?
«Холодная война» оказала глубокое влияние на послевоенную мировую историю. Давайте определим последствия «холодной войны» для мировой политики.

Запись выводов в тетрадь
Приложение 4
Коллективная работа (один ученик делает записи в таблице у доски)

Учащиеся показывают умение делать выводы: «Холодная война» - борьба двух противостоящих социально-экономических и общественно-политических систем за преобладающее влияние в мире.
При ответах опираются на изученный материал, на известные факты.

5. Итоги «холодной войны»

Кто победит? Для людей, живших в те годы, это был вопрос жизненно важный. Угроза ядерной войны и взаимоуничтожения переживались очень остро, постоянно держали человечество в напряжении. Мир был хрупок. Объективная историческая закономерность - выравнивание технико-гуманитарного баланса - осуществлялась путем извилистым, требовалось признавать и понимать другие ценности, быть готовым к преодолению противоречий - то есть вырабатывать и проявлять то, что сейчас называется толерантностью. Обе стороны готовились к «горячей войне», рассматривали друг друга как противника, соперничали во всех регионах мира и во всех видах вооружений, накопили их в количестве достаточном для многократного уничтожения всего живого на Земле, но ни разу эту мощь не применили друг против друга. Только субъективная воля людей позволила сохранить мир.

Речь учителя

Восприятие и осмысление информации.

Рефлексивно-оценочный этап

Наш урок подходит к концу. Мне интересно ваше мнение об уроке. Перед вами - карточки разного цвета. Каждый цвет обозначает определённый вопрос по уроку.

1. Что вас заинтересовало? (карточка красного цвета)
2. Что вас удивило? (карточка синего цвета)
3. Какую бы проблему вы хотел обсудить в будущем? (карточка жёлтого цвета)

Поднимите карточку того цвета, на какой вопрос вы хотите ответить.

Речь учителя и учащихся
Карточки разного цвета на партах

Дети участвуют в беседе, анализируют свою деятельность на уроке. Такая форма проведения занятия им особенно нравится, создается неформальная обстановка и ребята чувствуют себя комфортно и раскованно.

расширение

Предлагаю разделиться на группы и провести работу по созданию и защите проектов об участии СССР в локальных конфликтах. Подготовить проект экспозиции выставки, посвященных одному из этих конфликтов. (Материал подготовить к итоговому уроку по данной теме)

К следующему уроку подготовить сообщение на тему «Годы «холодной войны» по воспоминаниям моих близких»

Запись задания









Составить вопросы по теме используя «ромашку Блума».

План урока по темеХолодная война



Ромашка Блума
Прогнозирование с помощью открытых вопросов

Простые вопросы - фактические Что? Где? Когда?

Уточняющие - ты так считаешь? То есть ты сказал?

Объясняющие - Почему?

Творческие - в вопросе есть частица «бы», элементы условности, предположения, прогноза.

Оценочные - выяснение критериев оценки тех или иных событий, явлений, фактов: «Чем что-то отличается от того-то?»

Практические - вопрос направлен на установление взаимосвязи между теорией и практикой: «Как поступили бы на месте героя?», «где в обычной жизни…?»

7

© 2010-2022