Урок Предпосылки объединения русских земель 6 класс

Раздел История
Класс 6 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Тема: Предпосылки возрождения русских земель.

Возвышение Московского княжества

Цели:

Образовательные цели:

Познакомить учащихся с историей усиления Московского княжества в первой половине 14 в., выделить причины возвышения Москвы и определить роль московских князей в этом процессе.

Развивающие цели:

1. Развивать навыки самостоятельной работы с текстом, выбирать главное, анализировать, делать выводы;

2. Развивать умения коммуникации;

Воспитательная цель:

1.Формировать убеждение, что только единство нашего государства обеспечит ему могущество, процветание, независимость.

Задачи:

  • Сформировать представление о политической ситуации на Руси в данный период, объяснить причины возвышения Москвы.

  • Выяснить, в чем выразилась прогрессивная роль политических деятелей Московского княжества в борьбе за объединение страны и против завоевателей

  • Формирование информационной компетентности, коммуникативной компетентности

  • Формирование творческого мышления и поисковой деятельности.

Форма урока: комбинированная

Тип урока: изучение нового материала

Ход урока.

Организационный момент.

На прошлых уроках мы с вами проходили темы, посвященные монголо-татарскому игу. Сейчас мы с вами повторим о том, о чем мы говорили на прошлых уроках.

  1. Повторение Д/З:

Учитель: Что такое феодальная раздробленность?

Примерный ответ учащегося: Феод. раздробленность - это распад одного государства на отдельные маленькие феодальные государства, управляемый одним феодалом.

Учитель: какие русские княжества попали в зависимость от Орды?

Примерный ответ учащегося: (работа с картой) Москва, Тверь, Суздальско-Нижегородское, Рязанское…


  1. Изучение нового материала:

Тема сегодняшнего урока: Предпосылки возрождения русских земель.

Возвышение Московского княжества

Стимул: Представтьте, что вы князь, что бы вы сделали, чтобы стать великим и остаться в памяти истории хорошим самодержцем?

Заданная формулировка: На протяжении всего урока, вы должны будете выделить предпосылки возрождения Московского государства.

План:

  1. Политическое устройство Северо-Восточной Руси.

  2. Борьба за великое княжение

  3. Правление Ивана Калиты

  4. Предпосылки возвышения Москвы


  1. Политическое устройство Северо-Восточной Руси.

Внимательно прочтите п.2 на стр.141 и ответьте на вопрос: Каково было политическое устройство Северо-Восточной Руси в 14 веке?

Примерный ответ учащегося: рассматривая Северо-восточное устройство Руси в 14 веке, то она находилась в вассальной зависимости от ордынских ханов. На ее территории располагались несколько десятков княжеств. Складывалась система подчиненности. Главным образом князем становились только владимирские князья, которые назначались Золотой Ордой из представителей владимиро-суздальской династии.


  1. Борьба за великое княжение

В объеме учебника.Ярослав Всеволодович

(1238-1247)

Александр Невский

(1252-1263)

Даниил Александрович Московский

-укрепление княжества 1303г.

-присоединение к Москве Коломны и Можайска

Иван Калита, Юрий

(1328-1341)

Ярослав Ярославич

(1247)

Михаил Ярославич Тверской

(1276-1303)

-1305- начало борьбы

-1317г.-поход Юрия с приглашением Орды на Тверь

-1318г.-казнь Михаила в Орде, ярлык у Юрия.

-1322г.-хан Узбек передает ярлык Дмитрию Михайловичу Тверскому. Убийство Дмитрия Юрием в Орде.

Казнь Дмитрия в Орде монголами.

Сообщение учащегося об Анне Кашинской

-1327г.-посол Орды Щелкан в Твери

Тверское восстание.

-1328г.-ярлык на княжение у Ивана Калиты. Поход на Тверь и разорение ее. Усиление Москвы.

Вопросы для закрепления материала:

Учитель: Выделите главную цель в политике московских князей?

Примерный ответ учащегося: главной целью московских князей стало расширение размеров своих владений.

Учитель: Назовите причину борьбы московских и тверских князей?

Примерный ответ ученика: Главной причиной борьбы право получить ярлык на великое княжение.

Учитель: С чем связано восстание в Твери?

Примерный ответ учащегося: Главной причиной восстания послужили насилия чинимые Чолханом.

Учитель: Как вы думаете, почему в борьбе с Тверью победила Москва?

Примерный ответ учащегося: Так как этой ситуацией воспользовался Иван Калита для усиления своей власти.

Учитель: Когда и каким образом Иван Калита получил ярлык на великое княжение владимирское?

Примерный ответ учащегося :1327году когда вспыхнуло восстание в Твери. Иван Калита отправился к Узбеку и вернулся на Русь с ордынской

ратью. Он обрушился на Тверь и подавив восстание. За это в награду получил ярлык на владимирское княжение, а также право сбора дани для орды со всех русских земель.

3. Коммуникативная компетентность I ступень (публичное выступление): Заслушивается сообщение учащихся о личности Ивана

Даниловича Калиты.

(задачная формулировка: подготовьте выступление о личности Ивана Данииловича Калиты. В результате своего выступления вы должны:

а)познакомить с интересами и целями деятельности Ивана

Калиты. В ходе выступления остановиться чьи интересы он выражал; следует выразить какими средствами он пользовался для достижения своих целей).

Класс получает задание, прослушав сообщение, дать характеристику Ивана Калиты, опираясь на памятку:

Памятка.

1. Определите, интересы и цели какой общественной группы он выражал на разных этапах своей деятельности.

2. Оцените средства, применяемые им для достижения поставленных

целей.

  1. Выразите своё личное отношение к нему.

Учитель: Золотая Орда при хане Узбеке переживала апогей своего могущества, поэтому открытая борьба была обречена на

поражение. Ордынская рать и без участия Ивана Калиты пришла бы на Русь. Во время подавления восстания в Твери в 1327году у него был выбор: вместе с монголо - татарами покарать Тверь, но спасти Северо-Восточную Русь от разорения - потерять всё. Калита из московских князей первым понял, что в

Орде нужен регулярный и все возрастающий сбор дани, минуя ордынских вельмож, которые большую часть дани присваивали себе. Отправляя дани больше, чем предыдущие правители, Иван Калита на сорок лет обеспечил «тишину великую по всей земле русской».

4.Предпосылки возвышения

Москвы.

Учитель: (информационная компетентность I уровень)

Итак в чём кроются предпосылки усиления Москвы? Учащимся

предлагается ознакомиться с п.5 стр.145 и в свою тетрадь выписать предпосылки усиления Москвы.

Примерный ответ учащегося:

5. Подведение итогов.

Учитель: Политические успехи Москвы возвысили её над другими княжества. Москва становиться центром объединения всей северо-

восточной страны, духовным центром.

Закрепление (информационная компетентность I уровень):

Учитель: Каким было положение Северо-Восточной Руси в составе Золотой Орды в конце XIII - начале XIV в.?

Примерный ответ учащегося:

Северо-Восточная Русь находилась в вассальной зависимости.

Учитель: Назовите причины быстрого усиления Московского княжества?

Примерный ответ учащегося:

1. Расширение своей территории.

2. Мудрая политика московских князей.

Учитель: Почему русские князья боролись за титул

«великого князя владимирского»? Что это им давало?

Примерный ответ учащегося:

Власть над русскими землями.

Учитель: Какие земли претендовали на роль центра объединения русских земель? Почему?

Примерный ответ учащегося: Тверь и Москва. Так как эти княжества располагались на перекрестках торговых путей. И носить титул великого

князя владимирского было очень почётно. К тому же в распоряжении владимирских князей были богатые и плодородные земли.

Учитель: Почему в борьбе за первенство среди русских земель победа осталась за Московским княжеством?

Примерный ответ учащегося: Благодаря Ивану Калите, который сумел

воспользоваться ситуацией (восстание в Твери 1327г). И получить ярлык на княжение.

Москва и Тверь сегодня.

Выставление оценок за урок.

Домашнее задание: прочитать №17; ответить на вопросы стр.146, опережающие задание: используя дополнительную литературу, подготовить

сообщения «Личность Дмитрия Ивановича Донского», «На поле Куликовом».


© 2010-2022