- Преподавателю
- История
- Урок по истории В Древнегреческой школе
Урок по истории В Древнегреческой школе
Раздел | История |
Класс | 5 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Зарецкая Т.А. |
Дата | 24.06.2016 |
Формат | docx |
Изображения | Есть |
В древнегреческой школе
Ролевая театрализованная игра
Игра проводится в течение одного урока при изучении в V классе темы «Культура Древней Греции V-IV вв. до н.э.».
Цели игры:
1. Ввести учащихся в мир далекого прошлого. Познакомить учащихся с греческим алфавитом, языком и основами математики Эллады, дать представление о школах Древней Греции.
2. Расширить кругозор учащихся и обогатить их знания о том, как получали образование в Древней Греции.
3. В игровой форме донести до детей интересный материал о жизни древнегреческих учеников, образно побывав на их месте в V веке.
4. На примере истории Древней Греции, ее культуры воспитывать в детях чувство прекрасного, чувство уважения к тем людям, которые положили начало многим наукам; входе игры - способствовать развитию творческих сил учащихся.
Оформление:
Необходимо придать залу вид античной школы: плакат с изображением древнегреческой школы, античный пейзаж, создать образ портика, где обычно занимались греческие школьники.
Оборудование игры:
Учителю понадобятся плакаты с изображениями 24 букв греческого алфавита и чисел; греческий алфавит, выпеченный из песочного теста; элементы древнегреческой одежды для учителя и учеников. Каждого школьника нужно снабдить картонной табличкой, покрытой воском, и палочкой с заостренным концом, имитирующий стиль; меловая доска и предмет наказания (розги); греческая музыка в исполнении Софии Арваниди.
Подготовительный этап:
Ребятам необходимо приготовить костюмы, выбрать греческие имена и заучить несколько греческих фраз.
Ход игры
Звучит греческая музыка
Обращение учителя к присутствующим в зале
- ! (Приветствую, вас, уважаемые гости!)
Много воды утекло со времени заката античной цивилизации. На Балканах, на север от Греции расселились другие народы; исчезли многие города, погибли храмы и статуи. Мы отделены от Эллады тысячами лет и километров. Безжалостный Хронос поглощает все, не оставляя следов. НО муза истории Клио вместе с Мнемозиной богиней памяти уберегла для нас многое.
Вся современная европейская культура пронизана влиянием Греции. Ежедневно мы пользуемся многими достижениями греков. Произносим десятки слов, в которых есть греческие корни ( «история», «цивилизация», «культура», «демократия» и т.д.). Культура античной Греции тесно связана с современной русской культурой; мы носим греческие по происхождению имена. А наша вера? Русский князь Владимир принял христианство и крестил Русь. Греческий и русский народы похожи друг на друга теми качествами, которые мы ценим: ум, образованность, широта знаний, мудрость, мужество, храбрость и выносливость, патриотизм. На основе греческого алфавита был создан русский алфавит. Именно в античной Греции ученые, философы положили начало таким наукам как география, история, математика, философия, которые преподаются в школах и сейчас. Школа - хранилище знаний.
Интересно, какими же были древнегреческие школы и как обучали детей грамоте?
Итак, прошу вашего внимания!
- Причерноморье, древнегреческое поселение Пантикапей, где в рассветный час дети спешат в школу. Заглянем в одну из них? (учитель уходит).
Выбегают дети (играет музыка, они играют и балуются).
Через некоторое время появляется учитель, и урок начинается с вступительного слова учителя.
Учитель: , , ! ! ! ! Здравствуйте, дети, хорошие и любимые! Сегодня первый день и вы пришли в школу! Вы начинаете учиться! Добро пожаловать в школу!
Дети: , , ! И мы приветствуем, вас, наш любимый учитель!
Дети называют свои имена: … меня зовут…
Учитель: , ! Садитесь, пожалуйста!
Сегодня, в день ранней весны, когда оживает жизнь, и вы вернулись с каникул, я грамматист Беотий, ввожу вас в свою школу. Будьте усердны, бойтесь наказания. Приходите сюда, едва поднимется солнце, а уходите не раньше первых сумерек. Не шалите - розги всегда лежат перед вами. Не толкайтесь, не пристало здесь играть ни в «бронзовую муху», когда один тычется во все стороны с завязанными глазами, как заболевший осел, а остальные визжат и разбегаются. Ни в «хитринду», когда вы сажаете своего товарища на пол, скачете вокруг и задираете его, а он хватает вас, но не может сойти с места. А самое сильное наказание будет назначено игрокам в «эфедрисму», потому что священные стены храма знаний - не для диких прыжков ребенка с товарищем на закорках.
Вы начинаете учиться, и весь наш маленький гордый город - оплот Эллады в варварских землях с надеждой смотрит на будущих граждан, ожидая, что вы вырастите опорой Родины и приумножите ее славу и богатство.
А теперь перестаньте дрожать, сядьте прямо и начнем урок!
На плакате написан греческий алфавит и название каждой буквы.
- - альфа
- бета
- гамма
- дельта
- ипсилон
- зета
- эта
- тета
- иота
- каппа
- лямбда
- мю
- ню
- кси
- о микрон
- пи
- ро
, - сигма
- тау
- ипсилон
- фи
- хи
- пси
- о мега
Учитель прочитывает алфавит, указывая на каждую букву. Затем один из учеников раздает ребятам буквы из печенья. Каждый ребенок, получив свою букву, опознает ее; алфавит прочитывается еще раз: каждый называет доставшуюся ему букву, когда приходит его очередь. Затем алфавит читается третий раз - хором; дети глядят на учителя и стараются как можно реже обращаться за подсказкой к записям на доске.
Далее учитель предлагает ребятам послушать, как прекрасна, может быть эллинская речь. Учитель читает начальные строки «Илиады»:
Гнев, богиня, воспой Ахиллеса, Пелеева сына, Грозный, который ахеянам тысячи бедствий сделал…
Дети называют автора этой поэмы.
Учитель продолжает свою речь, обращенную к древнегреческим ученикам.
Выучим сегодня несколько слов и попытаемся их записать. Даже вы, дети колонии, которые варварское наречие слышат чаще эллинского, легко сумеете освоить эти слова, потому что мы, греки, научили своему языку, всю Ойкумену, а наших олимпийских богов и героев знают и чтут повсюду. Как звучит имя прекрасного бога, покровителя искусств? Правильно - Аполлон. А пишется оно так: (учитель пишет буквы, которые называют ученики). А как по-гречески называется наука о прошлом? История. Как надо записать? Пишут слово на доске: .
Теперь научимся называть тех родных и любимых, кого мы каждый день видим в своем доме. Мама - по-гречески ; а как по-гречески папа?.
Теперь каждый будет писать сам. Возьмите табличку, разделите ее вертикальной чертой на две части. Напишите два последних слова.
А теперь попробуйте обойтись без моей помощи. Возьмите таблички и стиль. Работайте прилежно, не забывая первое правило школьника - «Чаще переворачивай стиль!». Это означает, что надо постоянно проверять себя и вовремя исправлять ошибки. Сейчас я вам назову два слова по-гречески, а вы должны вслух перевести каждое на варварское наречие нашей колонии и самостоятельно записать его на табличках: - полис, - космос, - философия.
Мы научились немного читать и писать, теперь начнем учиться считать. Тем, кто был прилежен в изучении алфавита, нетрудно будет освоить премудрость, потому что наши буквы умеют в разных случаях быть то знаками речи, то цифрами и числами.
Учитель обращается к плакату, на котором написаны числа.
- -1
-2
-3
-4
-5
-6
-7
-8
-9
-10
-20
-30
-40
-50
-60
-70
-80
-100
-200
-300
-400
-500
-600
-700
-800
, -1000
Называя буквы, учитель просит предсказать, какое число обозначает следующая буква. Ребятам предлагается решить простую арифметическую задачу, используя древнегреческие обозначения чисел: шалил на уроке и получил восемь ударов палкой, а опоздал на занятия и был наказан четырьмя ударами. Сколько ударов нанес учитель в течение урока?
Ученик выходит к доске и решает задачу:
После этого учитель завершает урок.
Ваш первый урок подошел к концу. Я отпущу вас отдохнуть. Помните о злокозненных играх, от которых я предостерегал вас. Завтра - пятый день месяца, праздник основателя города, и вы придете не в школу, а на торжества. Так пусть все увидят, что вы стали образованнее и взрослее, что вы ! Прекрасные дети!
За ваше старание на уроке получите сладости (оставшийся алфавит). Положите на мой стол таблички со своими именами.
,!