Исследовательский проект Святитель земли Тамбовской

Раздел История
Класс 11 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

ПЛАН

1.Вступление

2. Рождение

3. Становление взглядов

4. Работа в земствах

5 Арест

6. Служение на Тамбовской кафедре

7. Достижения в медицине

8. Память об архиепископе Луке

Исследовательский проект Святитель земли Тамбовской

11 июня 1961г. умер святой чья история - за недавностью лет - остается понятной и близкой нам всем, и в то же время она не может не поражать. Святой Лука, всегда слышит обращенные к нему просьбы, по молитве верующих ежедневно совершаются великие чудеса- многие люди избавляются от различных душевных и телесных недугов.

Огромный вклад в развитие нашего родного края, а именно Тамбовского, внес известнейших врач, лечивший обычных людей, многие из которых живы и до сих пор, и они благодарны, этому человеку, за то, что он спас их жизни. Он являлся профессором, читавшим лекции обычным студентам, ныне практикующим врачам. Политзаключенный, именно человек, которому судьба уготовила испытания, через которые он проходил и преодолевал, не смотря на трудности и неудачи. Этот человек прошел всё: ссылки, тюрьмы и пытки и…ставший лауреатом Сталиновской премии. Хирург, спасший от слепоты сотни людей и сам потерявший зрение в конце своей тяжелой жизни. Он был гениальным врачом и талантливым проповедником, очень часто метавшийся между этими двумя призваниями, которыми он владел в совершенстве.

Святой Лука являлся одним из звеньев той длинной цепи, которая берет свое начало в апостольские времена. Я узнала о этом выдающем нашем земляке на уроке истории, при изучении темы Первая мировая война, но это были очень скупые строки, так как время отведенное на изучение темы ничтожно мало. Но меня большего всего поразило то обстоятельство, что Войно-Ясеницкий не только практикующим врачём, он крупный ученый, прошел ссылки, лагеря, его обвиняли в шпионаже, он епископ, стал лауреатом Сталинской премии. Как можно все соединить в одной личности?

Предмет исследования- медицинская и апостольская деятельность святителя Луки (Валентина Феликсовича Войно - Ясенецкого).

Задачи исследования:

Изучитьмедицинскую и апостольскую деятельность святителя Луки (Валентина Феликсовича Войно - Ясенецкого), вклад в развитие медицины, духовное возрождения Тамбовской области.

Методы исследования: анализ научных трудов Валентина Феликсовича, трудов, посвященных деятельности ученого, архиепископа.

Анализ используемой литературы

РОЖДЕНИЕ

Родился 27 апреля (9 мая) 1877 года в Керчи, в семье провизора Феликса Станиславовича Войно-Ясенецкого. 1 и Марии Дмитриевны Войно-Ясенецкой (урождённая Кудрина). Был четвёртым из пятерых детей. Принадлежал к древнему и знатному, но обедневшему белорусскому полонизированному дворянскому роду Войно-Ясенецких.Отец, Феликс Станиславович, получив образование провизора, открыл свою аптеку в Керчи, но владел ею только два года, после чего стал служащим транспортного общества[2].

В 1889 году семья переехала в Киев, где Валентин окончил гимназию (1896) и художественную школу.

После окончания гимназии стал перед выбором жизненного пути между медициной и рисованием. Подал документы в Академию Художеств, но, поколебавшись, решил выбрать медицину как более полезную обществу. Пытался поступить в Киевскийуниверситет на медицинский факультет, но не прошёл. Получив предложение обучаться на естественном факультете, отдавая предпочтение гуманитарным наукам (не любил биологию и химию), он выбрал юридический. Проучившись год, покинул университет. Брал уроки живописи в частной школе профессора Книрра (Мюнхен). Вернувшись в Киев, рисовал с натуры обывателей. Наблюдая нищету, бедность, болезни и страдания простолюдинов, принял окончательное решение стать врачом, чтобы приносить пользу обществу[5].

Серьёзное увлечение проблемами простого народа привело юношу к толстовству: он спал на полу на ковре и ездил за город косить рожь вместе с крестьянами. В семье это восприняли резко негативно, пытались вернуть его к официальному православию[. 2]. 30 октября 1897 Валентин писал Толстому с просьбой повлиять на свою семью, а также просил разрешения уехать в Ясную Поляну и жить под его присмотром. После прочтения запрещённой в Россиикниги Толстого «В чём моя вера» разочаровался в толстовстве, но сохранил некоторые толстовско-народнические идеи[6].

В 1898 году стал студентом медицинского факультета Киевского университета. Учился прекрасно, был старостой группы, особенно преуспевал в изучении анатомии: «Умение весьма тонко рисовать и моя любовь к форме перешли в любовь к анатомии… Из неудавшегося художника я стал художником в анатомии и хирургии». После выпускных экзаменов, ко всеобщему удивлению, заявил о намерении стать земским врачом: «Я изучал медицину с исключительной целью: быть всю жизнь земским, мужицким врачом»[4].

Устроился работать в Киевский медицинский госпиталь Красного Креста[. 3], в составе которого в 1904 году,лечил раненых в годы русско-японской войны. Работал в эвакуационном госпитале в Чите, заведовал хирургическим отделением и получил большую практику, делая сложные операции на костях, суставах и черепе. Многие раны на третий-пятый день покрывались гноем, а на медицинском факультете отсутствовало само понятие гнойная хирургия. Кроме того, в тогдашней России не было понятий обезболивания и анестезиологии[8].

Осенью 1908 года Валентин Феликсович уехал в Москву и поступил в экстернатуру при московской хирургической клинике известного профессора Дьяконова, основателя журнала «Хирургия». Стал писать докторскую диссертацию на тему регионарной анестезии. Занимался анатомической практикой в Институте топографической анатомии, директором которого был профессор Рейн, председатель Московского хирургического общества. Но ни Дьяконов, ни Рейн ничего не знали о регионарной анестезии [18]. Валентин Феликсович разработал методику проверки, нашёл те нервные волокна, которые соединяли оперируемый участок тела с головным мозгом: вводил в глазницу трупа с помощью шприца небольшое количество горячего подкрашенного желатина. Затем проводил тщательное препарирование тканей глазницы, в процессе которого устанавливалось анатомическое положение ветви троичного нерва, а также оценивалась точность попадания желатина в приневральное пространство нервного ствола[19]. В целом он провёл колоссальную работу: прочёл более пятисот источников на французском и немецком языках, при том, что французский он учил с нуля.

В конце Валентин Феликсович стал считать свои методы проведения регионарной анестезии более предпочтительными, чем предложенные Г. Брауном. 3 марта 1909 на заседании хирургического общества в Москве Войно-Ясенецкий сделал свой первый научный доклад. [20]

Анна Васильевна просила мужа забрать к себе семью. Но Валентин Феликсович не мог их принять по финансовым соображениям. И он всё сильнее задумывался о перерыве в научной работе и возвращении в практическую хирургию. [21]

В 1915 году издал в Петрограде книгу «Регионарная анестезия» с собственными иллюстрациями. На смену прежним способам слойного пропитывания анестезирующим раствором всего, что надо резать, пришла новая, изящная и привлекательная методика местной анестезии, в основу которой легла глубоко рациональная идея прервать проводимость нервов, по которым передаётся болевая чувствительность из области, подлежащей операции. В 1916 году Валентин Феликсович защитил эту работу как диссертацию и получил степень доктора медицины. Однако книгу издали таким низким тиражом, что у автора не нашлось даже экземпляра для отправки в Варшавский университет, где он мог бы получить за неё премию (900 рублей золотом). В Переславле он задумал новый труд, которому сразу дал название - «Очерки гнойной хирургии». [31]

НАЧАЛО ПАСТОРСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Профессор Войно-Ясенецкий регулярно посещал воскресные и праздничные богослужения, был активным мирянином, сам выступал с беседами о толковании Священного писания. В конце 1920 года он присутствовал на епархиальном собрании, где произнёс речь о положениях дел в Ташкентской епархии. Под впечатлением этого епископ Туркестанский и Ташкентский Иннокентий (Пустынский) предложил Валентину Феликсовичу стать священником, на что он сразу согласился[41]. Уже через неделю был посвящён в чтеца, певца и иподиакона, затем - в диакона, а 15 февраля 1921 года в деньСретения - в иерея[42]. И в больницу, и в университет отец Валентин стал приходить в рясе с крестом на груди, кроме того он установил в операционной иконы Божьей Матери и стал молиться перед началом операции[43]. Отец Валентин был назначен четвёртым священником собора, служил только по воскресеньям и на него легла обязанность проповеди. Епископ Иннокентий пояснил его роль в богослужении словами апостола Павла: «Ваше дело не крестити, а благовестити». (1Кор. 1:17) [44]

Летом 1921 года в Ташкент были доставлены из Бухары раненые и обожжённые красноармейцы. За несколько суток пути в жаркой погоде у многих из них под повязками образовались колонии из личинок мух. Они были доставлены в конце рабочего дня, когда в больнице остался только дежурный врач. Он осмотрел только нескольких больных, состояние которых вызывало опасение. Остальные были лишь подбинтованы. К утру между пациентами клиники ходил слух о том, что врачи-вредители гноят раненых бойцов, у которых раны кишат червями. Чрезвычайная следственная комиссия арестовала всех врачей, включая профессора П. П. Ситковского. Начался скорый революционный суд, на который были приглашены эксперты из других лечебных учреждений Ташкента, в том числе профессор Войно-Ясенецкий[45].

Стоявший во главе ташкентского ЧК латыш Я. Х. Петерс решил сделать суд показательным и сам выступал на нём общественным обвинителем. Когда слово получил профессор Войно-Ясенецкий, он решительно отверг доводы обвинения: «Никаких червей там не было. Там были личинки мух. Хирурги не боятся таких случаев и не торопятся очистить раны от личинок, так как давно замечено, что личинки действуют на заживление ран благотворно».

Весной 1923 года, когда съезд духовенства Ташкентской и Туркестанской епархии рассматривал отца Валентина в качестве кандидата на должность архиерея, под руководством ГПУ было сформировано Высшее Церковное Управление (ВЦУ), которое предписывало епархиям переходить к обновленческому движению. Под его давлением епископ Иннокентий был вынужден уехать из Ташкента. Отец Валентин и протоиерей Михаил Андреев взяли на себя управление епархиальными делами и сплотили вокруг себя священников - сторонников Патриарха Тихона[47].

В мае 1923 года в Ташкент прибыл ссыльный епископ Уфимский Андрей (Ухтомский), который незадолго до того встречался с патриархом Тихоном, был им назначен епископом Томским и получил право избирать кандидатов для возведения в сан епископа и тайным образом рукополагать их[48]. Вскоре Валентин Феликсович был пострижен в монахи в собственной спальне с именем Луки[комм. 5][49], и наречён епископом Барнаульским, викарием Томской епархии. Поскольку для присвоения епископского сана необходимо присутствие двух или трёх епископов, Валентин Феликсович поехал в город Пенджикент недалеко от Самарканда, где отбывали ссылку два архиерея - епископ Волховский Даниил (Троицкий) и епископ Суздальский Василий (Зуммер). Хиротония с наречением архиерея Луки титулом епископа Барнаульского состоялась 31 мая 1923 года, и Патриарх Тихон, когда узнал о ней, утвердил её законной[50].

Ввиду невозможности отъезда в Барнаул, епископ Андрей предложил Луке возглавить Туркестанскую епархию[51]. Получив согласие настоятеля кафедрального собора, в воскресенье, 3 июня, в день памяти равноапостольныхКонстантина и Елены, епископ Лука отслужил свою первую воскресную всенощную литургию в кафедральном соборе.

На следующий день, 4 июня, в стенах ТГУ состоялся студенческий митинг, на котором было принято постановление с требованием увольнения профессора Войно-Ясенецкого. Руководство университета отвергло это постановление и даже предложило Валентину Феликсовичу руководить ещё одной кафедрой. Но он сам написал заявление об уходе.5 июня он в последний раз, уже в епископском облачении, присутствовал на заседании Ташкентского научного медицинского общества при ТГУ.

6 июня в газете «Туркестанская правда» появилась статья «Воровской архиепископ Лука», призывавшая к его аресту. Вечером 10 июня, после Всенощного бдения, он был арестован[53].

Период активных репрессий

Епископу Луке, а также арестованным с ним епископу Андрею и протоиерею Михаилу Андрееву были предъявлены обвинения по статьям 63, 70, 73, 83, 123 Уголовного Кодекса. Ходатайства прихожан об официальной выдаче заключённых и ходатайства больных о консультации профессора Войно-Ясенецкого были отклонены[54]. 16 июня 1923 года Лука написал завещание, в котором призывал мирян оставаться верными Патриарху Тихону, противостоять церковным движениям, выступающим за сотрудничество с большевиками (оно было передано на волю через верующих сотрудников тюрьмы

Служение на Тамбовской кафедре

В феврале 1944 года Военный госпиталь переехал в Тамбов, и Лука возглавилТамбовскую кафедру. 4 мая 1944 года во время беседы в Совете по делам Русской православной церкви при СНК СССР Патриарха Сергия с председателем Совета Карповым, Патриарх поднял вопрос о возможности его перемещения на Тульскую епархию, мотивировал такую необходимость болезнью архиепископа Луки (малярия);в свою очередь, Карпов «ознакомил Сергия с рядом неправильных притязаний со стороны архиепископа Луки, неправильных его действий и выпадов»[107]. В служебной записке наркому здравоохранения РСФСР Андрею Третьякову от 10 мая 1944 года Карпов, указывая на ряд допущенных архиепископом Лукой поступков, «нарушающих законы СССР» (повесил икону в хирургическом отделении эвакогоспиталя № 1414 в Тамбове, совершал религиозные обряды в служебном помещении госпиталяперед проведением операций; 19 марта явился на межобластное совещание врачей эвакогоспиталей одетым в архиерейское облачение, сел за председательский стол и в этом же облачении сделал доклад по хирургии и другое), указывал наркому, что «Облздравотдел (г. Тамбов) должен был сделать соответствующее предупреждение профессору Войно-Ясенецкому и не допускать противозаконных действий, изложенных в настоящем письме.»[108][109][значимость факта?].

Кафедральным храмом архиепископа Луки стала открытая за полгода до его приезда в Тамбов городская Покровская церковь (вся епархия в 1944 году насчитывала три действующих храма); она практически не была обеспечена предметами богослужения: иконы и иные церковные принадлежности были принесены прихожанами. Архиепископ Лука стал активно проповедовать, проповеди (всего 77) записывались и распространялись[110]. На архиерея оказывал постоянное давление местный уполномоченный, который узнавал о событиях из его жизни через секретаря епархии протоиерея Иоанна Леоферова[111]. Открытия бывшего кафедрального Спасо-Преображенского собора добиться не удалось; тем не менее, к 1 января 1946 года было открыто 24 прихода. Архиепископ составил чин покаяния для священников-обновленцев, а также разработал план возрождения религиозной жизни в Тамбове, где, в частности предлагалось проводить религиозное просвещение интеллигенции, открытие воскресных школ для взрослых. Этот план был отвергнут Синодом[112]. Среди прочей деятельности Луки - создание архиерейского хора, многочисленные произведения прихожан в священники[110]. Под руководством архиепископа Луки за несколько месяцев 1944 года для нужд фронта было перечислено более 250 тыс. руб. на строительство танковой колонны имени Дмитрия Донского и авиаэскадрильи имени Александра Невского. В общей же сложности за неполные два года было перечислено около миллиона рублей[110].

В феврале 1945 года награждён патриархом Алексием I правом ношения на клобуке бриллиантового креста. В декабре 1945 года за помощь Родине архиепископ Лука был награждён медалью «За доблестный труд в Великой Отечественной войне».

В начале 1946 года постановлением СНК СССР с формулировкой «За научную разработку новых хирургических методов лечения гнойных заболеваний и ранений, изложенных в научных трудах "Очерки гнойной хирургии", законченном в 1943 году и "Поздние резекции при инфицированных огнестрельных ранениях суставов", опубликованном в 1944 году», профессору Войно-Ясенецкому была присуждена Сталинская премия первой степени в размере 200 000 рублей, из которых 130 тысяч рублей он передал на помощь детским домам[113].

В январе 1944 года Владыка был одновременно назначен на Тамбовскую кафедру Патриархом всея Руси и хирургом-консультантом тамбовских госпиталей - Министром здравоохранения.

Ко времени приезда архиепископа Луки в Тамбов в феврале 1944 года в области уже два с половиной года действовала мощная госпитальная база, состоявшая почти из 250 госпиталей, которая формировалась в четыре очереди.

Хирургической работы в Тамбове было очень много. Архиепископу, как главному хирургу Тамбовской госпитальной базы приходилось курировать около ста пятидесяти госпиталей в каждом из них было от пятисот до тысячи коек. В письме сыну Михаилу Арх. Лука пишет «…Работа в госпитале идет отлично…Читаю лекции врачам о гнойных артритах…Свободных дней почти нет. По субботам два часа принимаю в поликлинике». За научную разработку новых хирургических методов лечения гнойных заболеваний и ранений Святитель получил Сталинскую премию 1-й степени, большую часть которой отдал на помощь сиротам воинов, павших в Отечественной войне. Пожертвовать собой ради спасения других, отдать все свои душевные и физические силы во имя победы своего народа в смертельной схватке с фашизмом - в этом и заключался высокий нравственный подвиг, православный долг Святителя, его истинный патриотизма.

За первые шесть месяцев работы им было проконсультировано более 1000 раненых, выполнено около 90 тяжелых операций, среди которых - уникальные, на которые кроме него ни один хирург не мог решиться. Врачи и больные его боготворили. Валентин Феликсович требовал от персонала соблюдения установленного распорядка и был непримирим к проявлениям антисанитарии в палатах, небрежному виду раненых. Предъявлял требования по соблюдению внутригоспитального режима и постоянно интересовался питанием раненых. Кроме хирургической работы в госпиталях, Валентин Феликсович проводил санитарно-просветительскую работу среди сотрудников, раненых и больных. Лекции он проводил на разные темы, говорил доходчиво, убедительно, малопонятные для слушателей моменты иллюстрировал собственными рисунками. Работая в госпитале восстановительной хирургии № 5356 (ул. Советская, 89) Святитель добился количественного и качественного роста хирургической активности, значительно расширил применение пластических операций на мягких тканях и костных структурах. Он добивался хороших результатов по подготовке культей ампутированных конечностей к протезированию. Большой объем хирургической работы проводился им в торакальном госпитале № 5894 (ул. Пионерская, 11). Всю вторую половину 1945 года Войно-Ясенецкий работает в специализированной поликлинике для инвалидов Великой Отечественной войны и тамбовском госпитале №5356. Здесь он широко применяет оперативные и консервативные методы лечения, включающие лечебную физкультуру, физиотерапию, трудотерапию после которых инвалиды могли включиться в активную жизнь после демобилизации. В конце 2 квартала 1946 года Войно-Ясенецкий представил в Тамбовский облздравотдел свой отчет о состоянии оперированных им раненых. В отчете описаны виды полученных ранений, способы обработки ран, примененные во время операции виды обезболивания, методы реабилитации и полученные результаты. По данным отчета было видно, каких блестящих результатов в области хирургии достиг Валентин Феликсович, работая в военных госпиталях, насколько детально освоил он разные приемы хирургических вмешательств, способы дополнительного лечения, как важны его выводы и заключения. Все приведенные данные этого отчета впоследствии вошли в «Очерки гнойной хирургии», и стали достоянием последующих поколений отечественных и зарубежных хирургов. Характеризуя хирургическую деятельность Войно-Ясенецкого в госпиталях за два года его пребывания в Тамбове, следует отметить: из большого количества оперативных вмешательств, которые провел Валентин Феликсович (более тысячи), ведущей группой явились операции по поводу острого и хронического остеомиелита (36%). Процент выписанных из госпиталей больных с незажившими свищами был небольшим и составлял до 5-7% от общего числа прооперированных больных данного профиля. Ампутацию конечностей Войно-Ясенецкий старался проводить как можно реже и широко применял торакопластику и операции на периферических нервах. Из методов обезболивания при операциях он применял комбинированный общий и местный наркоз, использовал спинномозговую анестезию. За 1944-1946 годы Войно-Ясенецким проведена большая работа по повышению квалификации врачей.

Живую память о Валентине Феликсовиче Войно-Ясенецком бережно сохраняют уже несколько поколений тамбовчан. Инициаторами об увековечивании памяти архиепископа Луки на Тамбовской земле явились главный врач 2-й городской больницы Я.И. Фарбер и архиепископ Тамбовский и Мичуринский Евгений. В 1993 году при посещении Тамбова Патриарх Московский и Всея Руси Алексий II благословил наречение больницы именем архиепископа Луки, а 12 октября 1994 года на территории больницы состоялось торжественное открытие памятника архиепископу Луке, профессору Войно-Ясенецкому.

Исследовательский проект Святитель земли Тамбовской

Здание 2-ой клинической больницы в городе Тамбове имени святителя Луки.

Исследовательский проект Святитель земли Тамбовской

Ежегодное вручение премии имени святителя Луки лучшим врачям Тамбовской области

Исследовательский проект Святитель земли Тамбовской

Архиепископ Тамбовский и Мичуринский с лауреатами премии имени святителя Луки

На сайте Тамбовской епархии мы нашли молитву святому Луке

«Святой Лука, Божий избранник. Исцели от болезни тело мое, и очисти от напасти скорбящую душу. Придай мне силы перед операцией и вымоли у Господа Бога о предстоящем выздоровлении. Лука Крымский, соверши руками хирурга православное исцеление и ниспошли внебес свое благодатное заступничество. Да будет воля твоя. Аминь.

Есть и другая молитва, помогающая выздороветь и вынести операцию.

Пресвятой Лука, Божий Посланник. Исцели мое тело от хвори, напророчь операцию без боли. Пусть хирург мне достанется верный, да отвадится глупый и скверный. Чтобы выздороветь, буду молиться, причащаться даров и поститься. Пусть по вере да будет спасение, умоляю, пошли мне терпение. Аминь.

Усердно креститесь и пьете святую водицу.

По возможности, читайте молитвы, которые непременно помогут Вам выздороветь после операции.

Да поможет Вам Бог!»











© 2010-2022