Конспект урока по православной культуре на тему Распространение христианства

Раздел История
Класс 5 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Научно-практический семинар

Деятельность Центра образования № 1482 в городской экспериментальной площадке (ГЭП) «Изучение истории и культуры религий в общеобразовательных учреждениях г. Москвы

25 марта 2011 г.

Урок в 5-ом классе по учебному предмету «Православная культура».

Педагог: Буданова Мария Александровна, учитель истории и обществознания ГОУ ЦО № 1482, первая квалификационная категория.


План-конспект

Тема урока: «Распространение христианского учения на территориях славянских племен».

Тип урока: изучение нового учебного материала.

Форма урока: школьная лекция с элементами беседы, самостоятельной индивидуальной и групповой работы учащихся.

Цель урока: познакомить учащихся с деятельностью Андрея Первозванного, объяснить сущность и значение Фотиева крещения.

Задачи урока:

1) сформировать общее представление о деятельности Андрея Первозванного, его почитании на Руси, сущности и значении Фотиева крещения, святом пророке Илии;

2) развить навыки индивидуальной работы с текстом и исторической картой, работы в группе, умения слушать, анализировать, формулировать собственную точку зрения;

3) воспитание нравственности, развитие интереса к истории своего государства, РПЦ и понимания основ национальной культуры.

Основные понятия: церковь, духовенство, патриарх, митрополит, епископ, священник, диакон, Фотиево крещение, риза, риза Богоматери, россы.

Межпредметные связи: история, литература.

Учебно-методическое обеспечение и оборудование: УМК по учебному предмету «Православная культура» В.Д. Скоробогатова, Т.В. Рыжовой, протоиерея Олега Кобеца. Учебник и мультимедийное приложение: «Православная культура». 5-6 классы: Экспериментальное учебное пособие / В.Д.Скоробогатов, Т.В.Рыжова, О.Н.Кобец. - Ульяновск: ИНФОФОНД, 2006. § 1.4. «Иконопись Руси», с. 46-51.

Мультимедийная доска или проектор, материалы компьютерной презентации.

Планирование урока:

1. Введение в тему. Цель, задачи, план урока.

2. Актуализация опорных знаний учащихся по ранее изученному материалу.

3. Изучение нового материала:

  1. Деяния св. апостола Андрея Первозванного;

  2. Фотиево крещение;

  3. Деяния пророка Илии;

  4. Закрепление изученного материала;

  5. Заключение. Домашнее задание.


Ход урока

1. Введение в тему. Цель, задачи, план урока (5 минут)

Организационный момент. Проверка отсутствующих, готовности выполнения домашнего задания (повторить определение ранее пройденных понятий, опережающие задания к уроку отдельным учащимся).

Запись темы урока в тетради. Ознакомление учащихся с планом урока.

2. Актуализация опорных знаний учащихся по ранее изученному материалу.

Учитель:

Сегодня мы приступим к изучению новой темы «Крещение Руси», на этом уроке вы узнаете, кто и когда положил начало распространению христианской веры среди славян, а также проверим, как вы умеете работать в группе, слушать, анализировать и самостоятельно работать с картой и литературным источником.

Прежде, чем мы перейдем к изучению нового материала, давайте вспомним значение терминов, понятий, которые понадобятся на этом уроке.

Вспомните:

  1. Кто такой апостол?

  2. Что такое церковь? Духовенство?

  3. Как управляется православная церковь?

Апостол  в переводе с греческого  «посланник». Апостолами назывались ближайшие ученики Иисуса Христа, которые были посланы Им проповедовать народам Евангелие.

Церковь (греч.  Божий дом) 1) здание для совершения богослужений, дом Господень; 2) верующие; 3) религиозная, осуществляющая сохранение и передачу основ вероучения, богослужения, совершения таинств и т.д.

Духовенство  служители Церкви.

Диакон (греч. служитель). Диаконы помогают священникам и епископам при совершении богослужений, но самостоятельно ни служить, ни совершать таинства не могут.

Священник  священнослужитель, исполняющий церковные службы и совершающий таинства (шесть из семи христианских таинств: крещение, миропомазание, евхаристию, покаяние, брак и елеосвящение).

Епископ (греч.  наблюдающий)  высший церковный руководитель в епархии (церковном округе).

Архиепископ (греч.  начальствующий, старший над епископами).

Митрополит (от греч.  человек из главного города)  глава церковной провинции.

Патриарх (греч.  праотец)  глава Церкви. Избирается Патриарх поместным собором.1

3. Изучение нового материала.

1. Деяния св. апостола Андрея Первозванного

Учитель:

Мы уже говорили с вами о том, что христианство пришло к славянам задолго до официального крещения Руси. Вспомните, кто первым по церковному преданию принес учение Иисуса Христа славянам?

Апостол Андрей Первозванный. Почему апостола Андрея стали называть Первозванным? О том, как шла проповедь христианства среди славян и о деяниях апостола Андрея Первозванного нам расскажут Илюшина Таня, Мишина Лиза и Филатова Ксюша. Вы внимательно слушаете, отмечаете в контурных картах стрелочками путь Андрея Первозванного, записываете новые даты, имена, географические названия, готовитесь отвечать на вопросы по услышанному.

Сообщение учащихся.

Андрей Первозванный.

1 ученик: Рыбак Андрей, с юности всей душой верил в Бога, он первым последовал за Господом Иисусом Христом, став одним из 12-ти его учеников - апостолов, поэтому его стали называть Первозванным. Именно Андрей привел к Иисусу Христу своего родного брата, будущего святого апостола Петра, основателя христианской церкви в Риме.

2 ученик: После Вознесения Господня Андрей Первозванный отправился с проповедью Слова Божия в восточные страны. Прошел Малую Азию, Фракию, Македонию, дошел до Дуная, прошел побережье Черного моря.

3 ученик: Там, где побывал святой апостол Андрей, поднимались над землёй светлые купола христианских церквей. Так, стараниями святого Андрея был основан в Крыму первый на Русской земле христианский храм и еще несколько храмов, для которых он рукоположил епископов и священников.

1 ученик: Однажды апостол Андрей, поднимаясь вверх по Днепру с проповедью на Русский Север, остановился на ночлег у подножия Киевских гор и, встав утром, пророчески предсказал бывшим с ним ученикам: «Видите ли горы эти? На этих горах воссияет Благодать Божия, будет град великий и воздвигнет Бог много церквей». Взойдя на горы эти, благословил их и поставил крест.

2 ученик: Затем Андрей Первозванный дошел до поселений славян, где был потом основан Новгород, и отметил крестом, благословив, и это место.

3 ученик: После этого, поднявшись выше по реке Волхов, ученик Христа прошёл в «бурные и вращающиеся воды озера Нево» и добравшись до «гор Валаамских», разрушил там языческие капища и установил на каменный крест.

1 ученик: Святой апостол предсказал великое будущее Валааму, и оно наступило, впоследствии с основанием и расцветом Валаамского Спа́со-Преображе́нского монастыря. Монашеская обитель стала одним из святых мест на Руси, оплотом Православия, славилась высокой духовной жизнью и служила распространению христианства и монашества в окрестных землях.

2 ученик: Вернувшись во Фракию, Андрей Первозванный в небольшом селении Византии, будущем Константинополе, основал христианскую церковь. Имя святого апостола Андрея связывает мать, Церковь Константинопольскую, с ее дочерью - Русской Церковью.

1 ученик: Странствуя по свету, претерпевая гонения от язычников, верный ученик Христов неустанно нес людям проповедь о Спасителе. Так достиг он на своем пути греческого города Патры, где совершенные им чудеса исцелений и пламенное слово просветили многих жителей.

2 ученик: Разгневанный правитель города, наместник римского императора Нерона язычник Эгеат приказал арестовать апостола. Под охраной шести римских легионеров был приведён к Эгеату апостол Андрей.

3 ученик: - Так ты и есть тот самый человек, который отрицает римских богов и склоняет народ к христианской ереси?

1 ученик: - Ты волен называть меня как тебе угодно, - ответил Андрей. - Но Сын Божий, сойдя на землю, ясно показал всем, что боги ваши - всего лишь нечистые бесы, враждебные человеческому роду.

3 ученик: - Это ты об Иисусе, глупом галилеянине из Назарета? - усмехнулся Эгеат. - Пустые слова! Недаром иудеи распяли его на кресте, как самого последнего злодея. Удивляюсь я - тебе! Человек ты вроде неглупый. Как же можешь ты восхвалять человека, умершего такой позорной смертью?

1 ученик: - Смерть на кресте не позор, а тайна человеческого обновления. Только верующий может уразуметь эту тайну. И мне жаль тебя за то, что твоя душа находится в потёмках и ты не хочешь этого понять.

3 ученик: - А мне тебя жаль! - воскликнул начавший гневаться Эгеат. - Если ты так расхваливаешь казнь на кресте, я её тебе устрою!

1 ученик: Апостол покачал головой: - Если бы я страшился крестной казни, то никогда бы не славил креста. Думаешь, я боюсь твоих мучений? Ты же, если не уверуешь, обречёшь себя на вечные страдания. О них я печалюсь более, чем о своей гибели. Мои мучения кончатся в один-два дня, твои же и через тысячу лет не будут иметь конца.

3 ученик: - Как смеешь ты мне грозить, жалкий бродяга! - вскричал Эгеат. - Завтра же будешь распят! Пусть все увидят, какая участь ждёт смутьянов и бунтовщиков!

2 ученик: Эгеат приказал плотникам сколотить крест в виде буквы X, большой и высокий, чтобы как можно больше людей увидело казнь, чтобы устрашила христиан гибель их наставника.

3 ученик: С радостью принял святой Андрей Первозванный решение правителя и сам взошел на место казни. Эгеат приказал не прибивать руки и ноги святого, а привязать их к кресту. Два дня апостол с креста проповедовал Христово учение горожанам, потребовавшим снять его с креста.

1 ученик: испугавшись народного возмущения, Эгеат приказал прекратить казнь. Но Андрей стал молиться, чтобы Господь удостоил его крестной смерти. «Господи, Иисусе Христе, прими дух мой». Яркое сияние Божественного света осветило крест; когда оно исчезло, святой апостол Андрей Первозванный уже предал свою святую душу Господу.

2 ученик: Случилось это в 62 году. На Руси Андрей Первозванный - один из самых почитаемых святых. Память апостола Андрея отмечается 13 декабря и 13 июля. Будем же и мы помнить этот день.1

Вопросы по сообщению:

  1. Почему он считается одним из наиболее почитаемых на Руси святых? Он принес христианство славянам.

  2. Где побывал апостол Андрей, проповедуя христианство? Покажите на карте. Малая Азия, Фракия, побережье Черного моря.

  3. Где он основал первый на Русской земле христианский храм? В Крыму.

  4. Какие места апостол, благословил, отметив крестом? Подножие Киевских гор, новгородскую землю, Валаам.

  5. Что случилось с апостолом Андреем в Патре? За проповедь христианского учения наместник императора Нерона Эгеат приказал распять апостола на кресте, испытав этим его веру. Но вера и бесстрашие Андрея Первозванного еще больше укрепило веру в жителей Патры.

Запись в тетрадь: Память апостола Андрея отмечается 13 декабря и 13 июля. Будем же и мы помнить этот день.

2. Фотиево крещение.

Учитель:

Шло время, и пророчество святого апостола сбылось. Христианская вера распространилась по всей России. Андрей Первозванный был наречён её особенным покровителем. Во имя святого апостола Петром I в 1699 году был учреждён орден, вручаемый за большие заслуги перед государством. В этом же году учреждён и Андреевский флаг - кормовой флаг боевых кораблей русского военно-морского флот.

Следующим этапом в распространении христианства на Руси было Фотиево крещение.

В то время, о котором мы говорим, у восточных славян еще не было единого государства, они жили разрозненными племенами. О жизни славян в ту пору рассказывает первый русский летописец.

Вспомните, как его звали, как называлась написанная им летопись. Нестор Летописец, монах Киево-Печерского монастыря, Поветь временных лет.

Внимательно прослушайте материал анимированной карты и ответьте на вопросы:

  1. Сколько племенных союзов восточных славян насчитывает Нестор?

  2. От чего зависели названия славянских племен?

  3. Кто управлял жизнью славянского племени?

Родоплеменная знать - князья и старейшины, опирающиеся на дружину. В 9 в. полянами, которые жили по среднему течению Днепра и основали город Киев, правили варяжские князья или, как еще называли в те времена варягов, россы Аскольд и Дир.

Прочтите материал из основной хрестоматии и ответьте на вопросы:

  1. Что рассказывает нам о них ПВЛ?

  2. Как Аскольд и Дир стали киевскими князьями?

Работа с текстом.

Учитель:

В 866 г. поляне в массовом порядке вместе со своими князьями Аскольдом и Диром приняли крещение от византийского патриарха - главы Византийской православной церкви. Это событие получило название Фотиева Крещение. Просмотрите фрагмент видеоколлекции и ответьте на вопросы:

  1. В каком году росы напали на столицу Византии г. Константинополь? 866 г.

  2. Кто правил в это время в Византии, почему он не смог защитить свою столицу? Император Михаил III, в это время он воевал с агарянами (арабами).

  3. Какое чудо помогло спасти Константинополь? Помощь Богоматери.

Учитель, используя электронную карту:

Итак, в 866 г. Аскольд и Дир из Киева отправились в поход к Царьграду со своей языческой дружиной на 200 вооруженных судах. Воспользовавшись отсутствием императора Михаила, воевавшего на Востоке с арабами, россы высадились на берегу залива Золотой Рог и стали опустошать окрестности Константинополя и осадили сам город. Ужас охватил всех. По свидетельству византийцев, свирепые изверги истребляли и разоряли все мечом. Ни старому, ни малому не было пощады. По церквам беспрерывно шли молебны. «Народ жестокий и дерзкий, - говорил в проповеди греческий Патриарх Фотий, - разоряет и грабит все: нивы, стада, женщин, детей, всех сражает мечом, никого не милуя, никого не щадя. Он, как саранча на ниве, как жгучий зной, как наводнение, явился в стране нашей и сгубил жителей ее…». 1

Византийский Патриарх Фотий, понимая, что город может погибнуть, взял из древнего Влахернского храма ризу Богоматери, крестным ходом обнес ее вокруг стен города и после усердных всенародных молитв опустил край ризы в море, тихое и спокойное. Риза - это одежда Пресвятой Богородицы.

«Тогда мы, - писал Патриарх Фотий, - оставшись без всякой защиты и не имея помощи от людей, воодушевлялись надеждами на Божью Матерь и Бога нашего. Просили Богородицу умолить Сына Ее Иисуса Христа простить грехи наши и спасти от россов, Ее дерзновенно призывали во спасение, Ее умоляли покрыть нас покровом Своим, как стеною нерушимою».

Вдруг море закипело бурею и разбило суда россов. Аскольд и Дир, со своею дружиною объятые страхом, уверовали во Христа и приняли крещение от патриарха Фотия.

Греческие историки, описывая этот случай, сообщают, что русские язычники, напуганные Небесным гневом, обратились к духовенству Константинополя с просьбой о Святом Крещении.

Предание говорит, что по возвращении с остатками флота в Киев Аскольд принял на вече - народном собрании епископа, присланного от Патриарха Фотия. Стали рассуждать о вере своей и христианской и спросили епископа: чему он хочет учить их?

Епископ открыл Евангелие и стал говорить им о Спасителе мира и земной Его жизни, говорил и о разных чудесах, совершенных Богом в Ветхом Завете. Руссы, слушая проповедника, сказали: «Если и мы не увидим чуда Божьего, то не поверим».

Откройте учебник на стр. 87, 2-й абзац, прочтите и ответьте на вопрос, какое чудо веры помогло киевлянам поверить в Бога.

Служитель Божий смело отвечал им: «Мы ничтожны перед Богом, но скажите, чего хотите вы?» Они просили, чтобы брошено было в огонь Евангелие, и обещали обратиться к христианскому Богу, если оно останется невредимым. Тогда епископ воззвал: «Господи! Прослави имя Твое перед сим народом», - и положил книгу в огонь. Евангелие не сгорело. Видя это, князья и многие язычники, пораженные чудом, приняли крещение.

Так, по Преданию, в 866 г. в Византии произошло крещение Патриархом Фотием Киевских князей Аскольда и Дира и оставшихся членов их дружины, а затем и жителей Киева. В крещении Аскольд был назван Николаем. Он стал первым русским князем, принявшим христианство. Возвратясь в Киев, князья и дружинники немало способствовали распространению в городе христианства. Фотиево крещение стало важным этапом в распространении веры среди славян, киевские князья показали пример простым славянам. Аскольд и Дир поставили в Киеве первый православный храм, посвященный проку Божиему Илии.

Запись в тетрадь: Фотиево крещение - 866 г.

3. Деяния пророка Илии.

Учитель:

О пророке Илии нам расскажет Чернова Настя. Внимательно прослушав ее рассказ, попробуйте ответить на вопрос: «Почему первую христианскую церковь посвятили именно пророку Илии?»

Сообщение о деяниях пророка Илии.

Пророк - это человек праведной жизни, возвещающий народу волю Божию.

Илия - израильский пророк, живший в IX веке до Р. Х. Его имя в переводе с еврейского означает «Бог моя сила». Пророк Илия был ревностным противником язычества, совершил множество чудес для того чтобы заставить израильский народ вернуться обратно к Богу.

Его деятельность относится к царствованию Ахава. Жена слабохарактерного царя, Иезавель, решила ввести в стране поклонение языческим богам Ваалу и Астарте. Защитники веры в истинного Бога были изгнаны из страны. Грозным мстителем за попрание святынь стал пророк Илия. Когда нравственное падение царя достигло крайней степени, пророк - босой, в грубом плаще из верблюжьего волоса и с посохом в руках - явился к царю и объявил Ахаву, что в наказание страну постигнет трехлетний голод. В самом деле, три года в стране не было дождей и наступила засуха, которая привела к страшному голоду. Народ страдал от нестерпимого зноя и голода. По прошествии трех пророк Илия велел собрать на горе Кармил весь Израиль и жрецов Ваала. Когда народ собрался, пророк Илия предложил соорудить два жертвенника: один - от жрецов Ваала, другой - от пророка Илии для служения Истинному Богу. "На который из них спадет огонь с неба, тот будет указанием, чей Бог истинен, - сказал пророк Илия, - и все должны будут поклониться Ему, а не признающие Его будут преданы смерти". Первыми приступили к жертвоприношению жрецы Валла: они взывали к идолу с утра до вечера, но напрасно - небо молчало. К вечеру святой пророк Илия воздвиг свой жертвенник, повелел поливать жертву и дрова водой. После чего он обратился к Богу с горячей молитвой и прошением, чтобы Господь послал с неба огонь для вразумления заблуждающихся израильских людей и обратил сердца их к Себе. По молитве пророка с неба сошел огонь и опалил жертву. Народ пал на землю, взывая: "Воистину другого Бога, кроме Господа!". Тогда пророк Илия стал молиться о ниспослании дождя. Небо разверзлось и выпал обильный дождь, напоивший жаждущую землю. Царь Ахав осознал свое заблуждение и оплакал грехи

В Библии повествуется, что кончина земной жизни пророка была необычной и знаменательной - Бог взял его живым на небо в огненной колеснице. На древнерусских иконах пророка Илии чаще всего изображается именно это событие. С огненной колесницы пророк Илия сбрасывает свою милость (верхнюю одежду), как залог своих духовных сил, своему ученику и преемнику Елисею. По Преданию, Илия должен явиться перед Вторым пришествием Христа на землю.

Православная Церковь чтит его память 2 августа, а среди русского народа святой пророк Илия пользуется особым почитанием.

Предполагаемый ответ: «Пророк Илия был ревнителем и защитником истинной веры, способствовал ее распространению, так и Аскольд и Дир, уверовав в Бога, многое сделали для распространения христианства».

Закрепление изученного материала: как почитается апостол Андрей Первозванный в России?

  1. что такое Фотиево крещение? В чем заключается его значение?

  2. кому была посвящена первая в Киеве христианская церковь?

Тест.

7. Заключение. Домашнее задание (5 минут)

Подведение итогов урока.

Учитель:

Деяния апостола Андрея, Фотиево крещение стали важнейшими этапами распространения христинстав среди славян. Если Андрей Первозванный принес свет новой веры славянам, то Аскольд и Дир своим примером способствовали христианизации будущих россиян.

Оценка работы учащихся на уроке.

Домашнее задание: прочитать учебник § 2.1. Индивидуальные задания учащимся: подготовка сообщений к следующему уроку по темам: «Святая равноапостольная княгиня Ольга», «О святых мучениках Федоре и Иоанне. Постараться самостоятельно найти дополнительные интересные сведения об этих иконах.

1 Мультимедийное приложение к экспериментальному учебному пособию «Православная культура. 5-6 классы ».

  1. 1Сообщение составляется вместе с учениками на основе материалов мультимедийного пособия и сайта "Православие.ru", рекомендованного разработчиками учебника.

1 Мультимедийное приложение к экспериментальному учебному пособию «Православная культура. 5-6 классы ».

10

© 2010-2022