Рабочая программа для 7 класса История России в XVII-XVIII веках

Раздел История
Класс 7 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Кировская средняя школа №2 имени матроса,

погибшего на атомной подводной лодке «Курск»,

Витченко Сергея Александровича»

ПРИНЯТО УТВЕРЖДЕНО

школьным методическим объединением Приказом директора от

ПЕДАГОГОВ «30» августа 2013 № 117 протокол от « 30» августа 2013 г № 1 Директор школы Павлова Н.Н __________ _________ Черкасов Г. В. И

педагогическим советом школы

протокол от « 30 » августа 2013 г № 1

Рабочая программа

предмета История России в XVII-XVIII веках

для 7А,7б,7В классов

на 2013-2014 учебный год

Составитель:

Казанова Ксения Александровна

учитель истории и обществознания



2013 г

Пояснительная записка.

Настоящая рабочая программа по истории России разработана на основе Федерального Государственного образовательного стандарта, Примерной программы основного общего образования по :. авторской программы А. А. Данилова, В. А. Клоковой «История государства и народов России с древнейших времен и до наших дней» 2006 года на основе обязательного минимума содержания исторического образования.

Рабочая программа адресована 7 классу основной общеобразовательной школы. Образовательная область «Общественные дисциплины. История» входит в инвариантную (неизменную) часть структуры базисного учебного плана ОУ РФ. Рабочая программа составлена на основе базисного учебного плана. Инвариантная часть базисного учебного плана обеспечивает единство образовательного пространства на территории России. На изучение курса истории в 7 классе отводится 68 часов, из них, согласно программе, новая история изучается 24 часа, история России - 44 часов (по 2 часа в неделю). Курсы изучаются последовательно: сначала новая история(1500-1800), затем история России XVII- XVIII веков.

История является одним из наиболее важных предметов учебного плана ОУ РФ. Эта дисциплина наиболее полно аккумулирует предшествующий социальный опыт человечества. Она же наиболее системно передает этот опыт учащимся, выступая объединяющим элементом для всех гуманитарных (и, отчасти, естественных) дисциплин.

Преподавание ведется по концентрической модели исторического образования, которая предполагает изучение единого непротиворечивого курса отечественной и всеобщей истории. В рамках основной школы реализуется первый концентр (5-9 класс).

Задачами курса является: освоение школьниками ключевых исторических понятий; ознакомление с основными религиозными системами; раскрытие особенностей социальной жизни, структуры общества на этапе XVI-XVIII веков; раскрытие специфики власти; раскрытие выдающихся деятелей отечественной и всеобщей истории Нового времени; раскрытие значения политического и культурного наследия разных цивилизаций.
Цели:

• выработки у школьников представлений об основных источниках знаний о прошлом;
• развитие у учащихся способностей рассматривать события и явления прошлого, пользуясь приемами исторического анализа (сопоставление и обобщение фактов, раскрытие причинно-следственных связей, целей и результатов деятельности людей и др.);
• формирование ценностных ориентации и убеждений школьника на основе личностного осмысления социального, духовного, нравственного опыта людей в прошлом, восприятие идей гуманизма, уважения прав человека, патриотизма;
• развитие гуманитарной культуры школьников, приобщение к ценностям национальной культуры, воспитание уважения к истории, культуре своего народа, стремление сохранять и приумножать культурные достижения своей страны

Учебно-методический комплекс:

  1. Данилов А. А. Академический школьный учебник. История. Россия в XVII-XVIII веках. 7 класс, Сферы,М., Просвещение, 2012.

  2. Данилоа А. А., Лукутин А. В., Артасов И. А. . Россия в XVII-XVIII веках. Тетрадь-тренажер. 7 класс, Сферы, М., Просвещение, 2012.

  3. Артасов И. А. История. Россия в XVII-XVIII веках. Тетрадь-экзаменатор. 7 класс. Сферы. М., Просвещение, 2012

  4. Волкова К. В. Контрольно-измерительные материалы. История России. 7 класс. М., Вако, 2011

  5. Данилов А. А., Косулина Л. Г. История России. Конец XVI-XVIII век. Поурочные разработки. 7 класс. М., Просвещение, 2013.

Результаты освоения курса

Личностные результаты:

- формирование у учащихся гуманизма и толерантности, формирование основы межкультурного взаимодействия в школе и ближайшем окружении учеников, уважение прав и свобод человека;
- самоидентификация с национальной, этнической, социальной и конфессиональной социальной общностью;
- понимание важности образования, в том числе исторического, для социализации современного человека;
- понимание роли социально активной личности в истории;
- понимание культурного многообразия мира, уважение к культуре своего и других народов России и мира, толерантность;
- формирование у учащихся устойчивого интереса и уважения к истории и культуре человечества;
- выработка восприятия истории как способа понимания современности, формирование ценностного отношения к правам человека и демократии, закладывание основы для понимания и индивидуальной оценки достижений западной и восточной культуры;
- выработка умения анализа конкретных ситуаций нравственного выбора, умения выбирать линию поведения в соответствии с ценностями гуманизма и исходя из представлений о возможных исторических последствиях;
- гуманизация личности подростка: формирование качеств, которые общество хотело бы видеть у выпускников основной школы и которые помогут ему жить в мире с собой и другими, руководствоваться нравственным отношением к собственной жизни и жизни других людей.

Предметные результаты:

- овладение фактическим материалом учебников линии;
- способность применять понятийный аппарат исторического знания и приемы исторического анализа для раскрытия сущности и значения событий;
- умение изучать и систематизировать информацию из различных исторических и современных источников;
- формирование умений сравнивать исторические факты и явления; решать проблемные задачи; определять свою точку зрения, уметь ее аргументировать; давать оценку исторических процессов и личностей;
- выработка умения определять и объяснять понятия;
- выработка умений связывать историю России с историей других стран и всемирноисторическими событиями.

Метапредметные результаты:

- способность сознательно организовывать и регулировать деятельность - учебную, общественную и др.;
- выработка умений работать с учебной и внешкольной информацией;
- готовность к сотрудничеству с соучениками, коллективной работе, освоение основ межкультурного взаимодействия в школе и социальном окружении и др.;
- формирование социальноадаптивной (гражданственной) и познавательной компетентностей, а также коммуникативной компетентности: владеть устной и письменной речью, вести диалог, грамотно строить монологическую речь, участвовать в дискуссии, формулировать вопрос, сжато давать ответ, выступать с сообщениями;
- формирование у подростков умения определять цели своей деятельности и представлять ее результаты; выбирать и использовать нужные средства для учебной деятельности; осуществлять самоконтроль и самооценку.

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
7 КЛАСС. ИСТОРИЯ РОССИИ. XVII-XVIII ВЕКА (44 часа)

Смутное время

Тяжелое наследие эпохи Ивана Грозного. Нарастание хозяйственного, социального и политического кризиса в стране. Падение внешнеполитического авторитета России после поражения в Ливонской войне.

Царствование Федора Иоанновича. Борьба в придворных кругах. Борис Годунов. Династический кризис 1598 г. Избрание Годунова на царство.

Внутренняя политика Бориса Годунова. «Урочные лета»- дальнейшее закрепощение крестьян. Строительство городов. Попытки европеизации России. Государство и церковь. Учреждение патриаршества.

Внешняя политика России в 1584-1600 гг.

Природные бедствия, неурожай, голод в России. Начало гражданской войны. Голод и разбойное движение. Восстаие Хлопка. Попытки Бориса Годунова бороться с голодом и Смутой. Появление Лжедмитрия. Падение Годуновых. Царствование Лжедмитрия I. Причины его падения.

Царствование Василия Шуйского. Переворот в пользу Шуйского. «Крестоцеловальная запись» Василия Шуйского. Подавление Шуйским восстания Ивана Болотникова. Борьба Шуйского с Лжедмитрием II: заключение союза со Швецией против Лжедмитрия II, М. В. Скопин-Шуйский. Польское вторжение в Россию. Осада Смоленска. Падение Шуйского.

Начало иностранной интервенции. Угроза потери Россией национального суверенитета и территориальной целостности. Оккупация поляками Москвы. Призывы к объединению русских людей в борьбе с иноземным вторжением. Семибоярщина. Приглашение королевича Владислава на московский трон. Первое ополчение.

Второе ополчение. Деятельность Кузьмы Минина и Дмитрия Пожарского. Освобождение Москвы.

Земский собор 1613 г. и избрание Михаила Романова на царство.

«Бунташный» XVII век

Царствование Михаила Романова. Внутренние и внешнеполитические итоги Смуты. Внутренняя политика - преодоление отголосков Смуты: разгром разбойного движения атаманов Ивана Заруцкого и Баловня, попытки выхода из хозяйственного кризиса.

Окончание гражданской войны. Смоленская война. «Азовское сидение». Дальнейшее покорение Сибири.

Царствование Алексея Михайловича. Воспитание, окружение и характер Алексея Михайловича. Курс на европеизацию России: заимствование западноевропейского опыта, полки «нового строя». Соляной бунт. Соборное уложение царя Алексея Михайловича. Попытки реформ и преобразований. Новое и старое в жизни России.

Воссоединение Украины с Россией. «Русский народ» в Речи Посполитой и Россия. Восстание православной Украины под предводительством Богдана Хмельницкого. Война России с Речью Посполитой за Украину: причины, ход, итоги. Русско-Шведская война.

Внешняя политика России во второй половине XVII в. Дальнейшая колонизция Сибири и Дальнего Востока.

Отношения России с Крымом и Турцией. Чигиринский поход.

Россия на дальневосточных рубежах. Колонизация Восточной Сибири. Народы Сибири в составе России.

Итоги внешней политики России к концу XVII в.: успехи и новые задачи.

Наследники Алексея Тишайшего. Внутренняя политика в царствование Федора Алексеевича: продолжение заимствования европейского опыта, уничтожение местничества.

Династический кризис и обострение борьбы у трона. Нарышкины и Милославские. В. В. Голицын. События 1682 г.: избрание Петра на царство, восстание стрельцов.

Регентство царевны Софьи при двух братьяхцарях Иване и Петре. «Вечный мир» с Польшей и его значение. Крымские походы В. В. Голицына.

Хозяйство России в XVII в. Сельское хозяйство, торговля (складывание всероссийского рынка, ярмарки), ремесло и промыслы, промышленность, появление мануфактур. Социальная структура населения России. Российская государственность и государственное управление: от Земских соборов к самодержавию.

Просвещение, наука, литература. Новые черты в духовной жизни России. Государственные, церковные и частные школы. Славяно-греко-латинская академия. Просвещенные люди: Ф. М. Ртищев, Симеон Полоцкий. Первая в России рукописная газета «Куранты».

Литература: новые жанры и новые герои. Консервативные традиции в литературе.

Искусство в XVII в. Архитектура: новые стили, влияние национальных традиций и европейского опыта. Знаменитые памятники церковной и гражданской архитектуры. Московское барокко. Зодчество Новгорода, Ярославля и других городов.

Живопись: новые веяния и идеи художников. Творчество Симона Ушакова.

Прикладное искусство. Труппа иностранных актеров при царском дворе.

Эпоха Петра I

Начало царствования Петра I. Исторические предпосылки преобразований Петра. Воспитание, характер, «забавы» Петра. Переворот 1689 г. Окончание регентства Софьи.

Азовские походы. Великое посольство. Стрелецкий бунт 1698 г.

Начало Северной войны. Первые реформы Петра. Оформление Северного союза. Катастрофа под Нарвой.

Начало преобразований. Военные реформы: создание регулярной армии и флота, рекрутские наборы, подготовка офицеров, гвардия. Строительство мануфактур. Налоги и денежная реформа. Первые победы. Эрестфер и Нотебург. Основание Петербурга. Дерпт и Нарва.

Народные восстания. Астраханское восстание, восстание на Дону под предводительством Кондратия Булавина, Башкирское восстание. Итоги и значение народных выступлений.

Реформы Петра I. Реформа местных органов власти и территориального деления России. Реформы центрального государственного управления: создание коллегий, Сената. Синод. Окончательное подчинение церкви государству. Органы политического сыска. Прокурорский и фискальный надзор.

Политика государства в отношении дворян, формирование бюрократии: Табель о рангах. Указ о единонаследии. Налоговая политика. Введение подушной подати. Усиление крепостничества. Введение паспортной системы.

Экономическая политика. Меркантилизм и протекционизм. Внешняя торговля. Оценка Петровской эпохи в историографии.

Внешняя политика России в 1705-1725 гг. Поражение Августа II. Вторжение Карла XII в Россию. Полтавская битва. Прутский поход. Персидский поход.

Итоги внешней политики. Превращение России в империю и великую европейскую державу.

Просвещение, наука, литература. Расширение сети школ, создание специальных школ (Навигацкой, Медицинской и т. д.). Распространение научных знаний. Приглашение на русскую службу иностранных ученых. Создание первого музея. Развитие книжного и типографского дела. Открытие Академии наук. Публицистика. Ф. Прокопович. Ф. С. Салтыков.

Искусство. Новая столица. Регулярные сады. Фонтаны. Изобразительное искусство. И. Н. Никитин. Зубовы. А. Ростовцев. Театр.

Российская империя в 1725-1796 гг.

Начало эпохи дворцовых переворотов. Внутренняя жизнь России в 1725-1740 гг. Возведение на престол Екатерины I. Александр Меншиков. Царствование Петра II. Падение Меншикова. Могущество Долгоруковых. Анна Иоанновна.

Царствование Анны Иоанновны и Ивана Антоновича. Постепенное расширение привилегий дворянства. «Сильные персоны» времени Анны Иоанновны: Остерман, Бирон, Волынский. Политические процессы 1730-х гг. и канцелярия Тайных розыскных дел. Регентство Анны Леопольдовны. Переворот в пользу Елизаветы.

Особенности, характер и внутренняя сущность эпохи дворцовых переворотов. Роль гвардии в дворцовых переворотах. Фаворитизм как характерная черта времени.

Царствование Елизаветы Петровны. Лейбкомпания. Политика в отношении дворян. Генеральное межевание земель. Конференция при высочайшем дворе. А. Разумовский. И. Шувалов.

Внешняя политика России в 1730-1761 гг. Основные направления и задачи внешней политики России. Польский вопрос. Русскотурецкая война 1735-1739 гг.: причины, ход, итоги. Русскошведские отношения. Участие России в Семилетней войне. ГросЕгерсдорф. Цорндорф.

Итоги внешней политики России.

Царствование Петра III и его свержение. Манифест «О даровании вольности и свободы всему российскому дворянству». Екатерина. Заговор. Дворцовый переворот.

Начало царствования Екатерины II. Идеи просвещения и просвещенной монархии в Европе и в России. Манифест о вольности дворянской. «Наказ» Екатерины II. Деятельность Уложенной комиссии. Расширение дворянских привилегий. Усиление крепостничества. Секуляризация церковных владений.

Пугачевщина. Причины и этапы восстания. Состав восставших, их цели и методы борьбы. Личность Емельяна Пугачева. Ход восстания и его итоги.

Внутренняя политика Екатерины II после пугачевщины. Областная реформа и укрепление государственной власти на местах. Экономическая политика. Воплощение принципов «просвещенного абсолютизма» в жалованных грамотах дворянству и городам. Продворянский курс правительства - «золотой век» русского дворянства. Усиление крепостничества. Освоение новых территорий. Г. А. Потемкин.

Реакция императрицы на Французскую революцию. Расправа с российскими просветителями Н. И. Новиковым и А. Н. Радищевым.

Эпоха Екатерины II как«сплав просвещения и рабства».

Внешняя политика России в 1762-1796 гг. Основные направления внешней политики России во второй половине XVIII в. и внешнеполитические задачи России. Польский вопрос. Станислав Понятовский.

Русско-турецкие войны: причины, ход, итоги. Деятельность русских полководцев и государственных деятелей П. А. Румянцева, А. В. Суворова, Г. А. Потемкина. Присоединение Крыма к России. Протекторат над Восточной Грузией.

Русско-шведская война. Участие России в трех разделах Речи Посполитой. Т. Костюшко. Россия и революционная Франция.

Итоги внешней политики Екатерины II.

Царствование Павла I. Воспитание, характер, убеждения Павла.

Внутренняя и внешняя политика Павла. Противоречивость курса Павла как отражение противоречий новой эпохи.

Последний дворцовый переворот в России. Конец «истории XVIII в.».

Просвещение, наука, литература XVIII в.

Развитие школьного образования в России, его сословный характер. И. И. Бецкой. Академия наук. Е. Р. Дашкова. Высшее образование. Открытие Московского университета и двух гимназий при нем. Деятельность М. В. Ломоносова. Академия живописи. Воспитательный дом в Москве. Смольный институт. Кадетские корпуса.

Научные экспедиции XVIII в. Русские изобретатели (И. И. Ползунов, И. П. Кулибин).

Общественнополитическая мысль (М. М. Щербатов). Русские просветители (Н. И. Новиков, А. Н. Радищев).

Литература и театр. Г. Р. Державин, А. П. Сумароков, В. К. Тредиаковский, Д. И. Фонвизин, Ф. Г. Волков.

Архитектура: основные архитектурные стили (барокко, классицизм) и знаменитые памятники зодчества XVIII в. Российские зодчие: В. В. Растрелли, В. И. Баженов, М. Ф. Казаков.

Изобразительное искусство XVIII в. Развитие живописи: течения, жанры, поиски русских живописцев. Русские художники и русское общество.

Скульптура и прикладное искусство.

Материально-техническое обеспечение:

  1. Мультимедийный проектор

  2. Интерактивная доска

Компьютер.





Учебно-тематический план.

Наименование разделов, тем.

Всего часов

В том числе на

Уроки

Повтор.-обобщ. уроки

Контрольные работы

I

Вводный урок

1

1

-

-



II

Россия на рубеже XVI-XVII веков

5

4


-


1


III

Россия в XVII веке

10

9

-

1

IV

Россия при Петре I

9

8

-

1

V

Россия в 1725-1762 гг.

6

5

1

-

VI

Россия в 1762-1801 гг.( 12 часов)

11

10

-

1


Итоговое повторение

2

-

2

-


Итого:

44

37

3

4












Календарно-тематическое планирование курса

История. Россия в XVII-XVIII вв.

Тема

Кол-во

час

Тип

урока

Элементы содержания

Планируемые результаты

Вид контроля

Вопросы

Подготовки

к ГИА

Дата

План

Факт

1

Вводный урок

1

Вводный урок

Основные понятия: династия Рюриковичей; династия Романовых.

Основные вопросы: итоги внутренней и внешней политики России; основные изменения в культуре и быте русского общества;

Умение работать с исторической картой. Сравнивать территорию Российского государства в разные периоды (от Ивана Калиты до Ивана IV)

Работа с контурной картой


Тема 1. Россия на рубеже XVI-XVII веков ( 4 часа)


2-3

Внутренняя и внешняя политика Бориса Годунова

2

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Основные понятия: «заповедные лета», дети боярские, крепостное право, урочные лета.

Основные вопросы: экономическое развитие, Борис Годунов и его внутренняя и внешняя политика, причины Смутного времени

Обобщать знания по истории царствования Б. Годунова, отмечать основные тенденции развития государства. Совершенствовать навыки работы с картой и текстом, сравнивать социально-экономическое развитие Руси до и во время Смуты

Обобщающая беседа, самопроверка усвоения нового материала


4-5

Смута в Российском государстве

2

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Основные понятия: «смута», народное ополчение, интервенция, самозванец, гражданская война, национальное самосознание, Семибоярщина. Основные вопросы: царствование В. Шуйского, Лжедмитрий I, Лжедмит-рий II, восстание под руководством И. Болотникова, первое и второе народное ополчение,Земский собор 1613 г.

Должны уметь определять причины Смутного времени, показывать по карте города, охваченные гражданской войной, знать основных действующих лиц этого периода истории

Делать выводы о том, почему в России не реализовалась западная модель государственного устройства, а выбор был сделан в пользу самодержавной власти. Выделять главное из текста, формулировать и доказывать свое мнение

Взаимопроверка знаний ключевых терминов темы, опрос по вопросам, сообщение о персоналиях урока


6

Контрольная работа по теме «Россия на рубеже XVI-XVII веков»

1

Контроль знаний.

Систематизация знаний

Тест


Тема 2. Россия в XVII веке (10ч)

7

Новые явления в экономике

1

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Основные понятия: барщина, оброк, мелкотоварное т производство, мануфактура, всероссийский рынок, ярмарка.

Основные вопросы: экономические последствия Смутного времени, развитие сельского хозяйства, формирование всероссийского рынка, мануфактура-предприятие нового типа

Устанавливать межкурсовые связи с историей Нового времени, сравнивать экономическое положение России с периодом Смуты и странами Европы. Объяснять объективные причины отставания России. Оформлять результаты своей деятельности в виде таблицы

Предъявление результатов работы в виде таблиц

8.

Основные сословия российского общества.

1

Урок изучения и первичного закрепления знаний

Основные понятия: «белые» слободы,владельческие

крестьяне, подворная подать, поземельная подать, приказные люди, служилые люди, наемные работники.

Основные вопросы: социальная структура российского общества, экономическое и политическое положение разных сословий российского общества

Учиться выделять главное в устной речи, объяснять причины особенностей

Задания с кратким ответом

9

Политическое развитие страны.

1

Урок изучения и первичного закрепления знаний

Основные понятия: самодержавие, система приказов, Боярская дума, Соборное уложение 1649 г., полки «иноземного строя».

Основные вопросы: первые Романовы, органы власти Российской империи, управление на местах

Учиться выделять главное в устной речи, объяснять причины особенностей края

Тест

10

Власть и церковь. Церковный раскол.

1

Урок изучения и первичного закрепления знаний

Основные понятия: старообрядчество, раскол, протопоп.

Основные вопросы: причины раскола, реформа Никона, конфликт между патриархом Никоном и царем Алексеем Михайловичем, протопоп Аввакум, Церковный собор 1666-1667 г.

Приводить примеры, подтверждающие, что раскол православной церкви есть продолжение общеевропейской Реформации. Объяснять причины конфликта власти и церкви. Готовить сравнительные характеристики Никона и Аввакума

Взаимопроверка знания ключевых терминов, дискуссия по проблеме урока «Могли конфликт между властью и церковью разгореться при Михаиле Романовиче»?

11

Народные движения.

1

Урок изучения и первичного закрепления знаний

Основные понятия: крепостное право, Соборное Уложение, секты, скиты, старообрядчество, «белые» слободы, крестьянская война.

Основные вопросы: городские восстания в период царствования Алексея Михайловича, восстание Степана Разина, стрелецкое восстание 1682 г.

Уметь выделять причины выступлений, обосновывать понятие «Бунташный век». Знать основные персоналии, показывать на карте основные территории, охваченные движениями

Диктант терминов, обобщающая беседа о причинах и последствиях народных движений

12-13

Внешняя политика

2

Урок изучения и первичного закрепления знаний

Основные понятия: рада, Запорожская Сечь, острог, ясак, реестровые казаки.

Основные вопросы: Столбовский мир 1617 г., Деулинское перемирие 1618 г. Смоленская война 1632-1634 гг., освоение Сибири и Дальнего Востока, воссоединение Украины с Россией

Знать основные направления внешней политики. Определять причины войн, показывать на карте театр военных действий. Составлять устный рассказ о вхождении Украины в состав России

Проверка домашнего задания устно и по карточкам, предъявление результатов деятельности на контурной карте

14-15

Образование и культура в XVII веке.

Сословный быт. Обычаи и нравы.

2

Урок изучения и первичного закрепления знаний

Основные понятия: обмирщение, парсуна, изразцы, Славяно-греко-латинская академия.

Основные вопросы: развитие образования и науки, жанры русской литературы, русский театр, архитектура, живопись.

Быт городских и сельских жителей в XVII веке.

Выделять особенности развития отечественной культуры, составлять сообщения. Учиться слушать сообщения одноклассников

Проверка таблиц, заполненных по результатам обсуждения и заслушивания сообщений, составление кроссвордов по теме «Культура»

16

Контрольная работа по теме «Россия в XVII веке».

1

Контроль знаний

Обобщение и систематизация знаний по изученному периоду.

Объяснять значение понятий; называть основные даты, события, имена известных деятелей данного исторического периода.

Соотносить факты и общие процессы в данный период; сравнивать развитие России и стран Западной Европы в данный период.

Тест.

Глава III. Россия при Петре I (9 часов)

17

Предпосылки петровских преобразований

1

Комбиниров.

Усиление западного влияния на Россию, реформы А.Л. Ордина-Нащекина, преобразовательные планы В.В.Голицина.

Называть предпосылки реформ Петра I.

Обобщающая беседа в конце урока

18

ПетрI . Россия на рубеже веков.

1

Комбиниров.

Основные понятия: причины и предпосылки преобразований.

Основные вопросы: внутреннее и международное положение России, предпосылки преобразований, планы будущих преобразований России в замыслах передовых людей этого времени (С. Полоцкий, Ордин-Нащокин, В. В. Голицын)

Давать характеристику состояния России накануне решающих перемен. Выделять главное в тексте учебника

Опрос по домашнему заданию, взаимопроверка хронологи-ческих таблиц

19

Северная война

1

Комбиниров.

Основные понятия: верфь, гвардия, рекруты, регулярная армия, генеральное сражение, эскадра, фрегат, «нарвская конфузия».

Основные вопросы: причины, ход, итоги Северной войны, азовские походы, Ништадский мир

Знать хронологию Северной войны. Уметь показывать основной театр военных действий. Объяснять причины войны и ее необходимость

Задания с развёрнутым ответом.

20-21

Реформы Петра I.

2

Комбиниров.

Основные понятия: абсолютизм, коллегия, Синод, бюрократия, ратуши, магистраты, меркантилизм, подушная подать, приписные крестьяне, протекционизм, мануфактура, посессионные рабочие.

Основные вопросы: преобразования в системе управления, изменения в сельском хозяйстве, промышленности, торговли

Называть существенные черты экономического, политического, социального развития России в эпоху преобразований Петра I.

Устный опрос

22

Экономика России в первой четверти XVIII века.

2

Комбиниров.

Экономическая политика Петра I. Сельское хозяйство. Мануфактуры. Торговля и ремесло. Денежная и налоговая реформы. Итоги экономического развития.

Характеризовать экономическое состояние России при Петре I. Давать объяснение перестройке экономической структуре страны, сравнивать положение сословий в петровскую эпоху с прежним положением

Проверка домашнего задания по вопросам учебника, диктант дат, тест на узнавание по теме урока

23

Народные движения в первой четверти XVIII века.

1

Обобщ. И систем. знаний

Основные понятия: работные люди, отходники, посессионные крестьяне.

Основные вопросы: причины народных восстаний, общее и особенное в народных выступлениях, значение народных восстаний

Знать причины восстаний, участников, их требования. Уметь показывать районы восстаний, рассуждать о причинах поражения

Групповая работа

24

Изменения в культуре и быте в первой четверти XVIII века

1

Комбиниров.

Основные понятия: Академия наук, ассамблеи, летосчисление, Кунсткамера, развитие навигацких наук, гравюра.

Основные вопросы: образование, наука, быт, книгопечатание

Готовить сообщения на заданную тему, выступать с докладом, отвечать на вопросы аудитории

Устный опрос

25

Контрольная работа по теме «Россия при Петре I".

1

Контроль знаний.

Зачет

Знать и понимать основные события, понятия, причинно-следственные связи периода.

Письменная зачетная работа.

Глава IV. Россия в 1725-1762 гг.(6 часов).

26-27

Дворцовые перевороты.

2

Комбиниров.

Основные понятия: дворцовый переворот, конституционная монархия, Верховный тайный совет, временщики, «кондиции»,престолонаследник, фаво-

рит. Основные вопросы: причины дворцовых переворотов, направления внутренней политики в эпоху дворцовых переворотов, последствия дворцовыхпереворотов

Знать причины дворцовых переворотов, хронику событий и действующих лиц. Учиться обобщать знания, делать выводы. Доказывать свои суждения. Работать с дополнительной литературой

Устный опрос

28-29

Внутренняя политика в 1725-1762 гг.

2

Комбиниров.

Основные понятия: откуп,подряд.

Основные вопросы: изменения в системе центрального и городского управления, укрепление позиций дворянства, положение крестьян и казачества

Особенности внутренней политики российских императоров после Петра развивают умение работать с текстом учебника.

Устный опрос

30

Внешняя политика России в 1725-1762 годах.

1

Комбиниров.

Основные понятия: Семилетняя война.Основные вопросы: основные направления внешней политики в данный период, участие России в русско-турецкой войне, в Семилетней войне, итоги внешней политики, полководческое искусство П. Я. Румянцева, П. С. Салтыкова

Главные направления внешней политики, особенности внешней политики. Развивать умение работать с картой. Составлять хронологические таблицы

Устный опрос

31

Обобщение по теме «Россия в 1725-1762 гг.».

1

Повторит.-обобщ.

Обобщение основных понятий, событий, терминов по теме.

Знать и называть основные события, факты, причинно-следственные связи.

Устный опрос, тест

Глава V. Россия в 1762-1801 гг.( 11 часов)

32-33

Внутренняя политика Екатерины II

2

Комбиниров.

Основные понятия: просвещенный абсолютизм, секуляризация, конституция, уложенная комиссия.

Основные вопросы: особенности внутренней политики, изменения в городском управлении, работа Уложенной комиссии

Анализ политики Екатерины (выделение целей, подведение итогов). Работа с документами, развитие умений работать с текстом

Устный опрос


34-35

Крестьянская война под предводительством Е. И. Пугачева

2

Комбиниров.

Основные понятия: крестьянская война, самоуправление, самозванец.

Основные вопросы: причины, особенности и этапы крестьянской войны

Объяснять причины, итоги, различные оценки восстания. Давать собственные аргументированные суждения. Уметь показывать на карте район восстания

Устный опрос, работа с атласом


36

Экономическое развитие России во второй половине XVIII века.

1

Комбиниров.

Основные понятия: экономика, мануфактура, денежный оброк, барщина, месячина.

Основные вопросы: развитие промышленности и сельского хозяйства, подъем отечественной торговли, итоги экономического развития России в данный период

Определять основные черты экономического развития(тенденции и противоречия). Делать вывод о влиянии крепостного права на развитие отраслей экономики. Совершенствовать умение читать карту

Заполнение рабочего листа


37

Внешняя политика Екатерины II

1

Комбиниров.

Основные понятия: протекторат, коалиция, нейтралитет.

Основные вопросы: основные направления внешней политики, борьба России за выход к Черному морю, война со Швецией, полководческое искусство А. В. Суворова, Ф. Ф. Ушакова

Определять направление внешней политики. Показывать на карте территориальные приращения. Рассказывать о военных действиях с опорой на термины и даты

Устный опрос, работа с атласом и контурной картой.


38

Россия при Павле I.

1

Комбиниров.

Основные понятия: коалиция, блокада, захватническая война, эскадра.

Основные вопросы: основные направления внешней и внутренней политики Павла, противоречивость политики Павла, дворцовый переворот

Показывать противоречивый характер политики Павла I. Объяснять причины последнего дворцового переворота, высказывать свое отношение, работать с текстом учебника и картой

Устный опрос


39

Наука и образование

1

Комбиниров.

Основные понятия: университет, духовная семинария,

Устанавливать связь между развитием экономики, политики и культуры, работать с дополнительной литературой, делать доклад на заданную тему

Чтение докладов


40

Художественная культура

1

Комбиниров.

Основные понятия: барокко, классицизм, реализм

Определять особенности развития культуры, прослеживать ее связь с западной культурой, знать выдающиеся достижения и имена деятелей культуры. Работать с иллюстрацией, описывать памятники культуры

Чтение докладов


41

Быт и обычаи.

1

Комбиниров.

Жилище. Одежда. Питание. Досуг.

Знать и называть основные особенности быта указанного периода

Чтение докладов


42

Контрольная работа по теме «Россия в 1762-1801 гг».

1

Контроль знаний

Обобщение основных понятий, событий, терминов по теме.

Знать и называть основные события, факты, причинно-следственные связи.

тест


43

Обобщение и повторение

1

Повтор.-обобщ.

Обобщение основных понятий, событий, терминов по теме.

Знать и называть основные события, факты, причинно-следственные связи.

Устный опрос


44

Итоговое повторение

1

Повтор.-обобщ.

Обобщение основных понятий, событий, терминов по теме.

Знать и называть основные события, факты, причинно-следственные связи.

Устный опрос


Итого: 44



© 2010-2022