Технологическая карта урока по истории Древнейшие люди

Раздел История
Класс 5 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ПО ИСТОРИИ

ФИО учителя: Бондаренко Елена Васильевна

Место работы: МОУ СОШ №1

Предмет: история

УМК: Вигасин А.А. Всеобщая история. История Древнего мира. 5 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений / А.А.Вигасин, Г.И.Годер, И.С.Свенцицкая; под ред. А.А.Искендерова. - М.: Просвещение, 2012. - 303 с.

Тема урока: «Древнейшие люди»

Класс: 5

Планируемые результаты:

  • Личностные: учащиеся осмысливают социально- нравственный опыт предшествующих поколений, могут высказать собственное мнение о роли труда в жизни древнего человека и человека современного, сравнить отношение к природе в древности и в наши дни.

  • Метапредметные: Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, приводить примеры отличий древнейших людей от животных, высказать собственное мнение.

  • Предметные: учащиеся должны назвать время появления на Земле древнейших людей, дать определение понятиям: охота, собирательство, человеческое стадо, каменное рубило, скребок, палка- копалка, дубина, первобытность, человек умелый. Найти и показать на карте прародину человечества, соотносить орудия труда и занятия древнейших людей.

Тип урока: урок изучения нового знания

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, презентация к уроку, раздаточный материал: контурные карты (Приложение 1), задания по теме «Древнейшие люди» (Приложение 2).

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность уч-ся

Формы и методы работы

Формируемые УУД


1. Организационный этап

2. Урок повторения Д/З.

Приветствует учащихся. Проверяет готовность к уроку.

Организует проверку домашнего задания.

Задание классу: составьте вопросы к предложенным понятиям (история, исторический источник, Всемирная история, история Древнего мира), задайте их одноклассникам и выслушайте ответ.

Задание классу: назовите понятие, которое является общим на слайде.

А как назвать людей, которые жили до древних людей?

Вот о них мы и будем сегодня говорить: сформулируйте тему урока.

Приветствуют учителя. Организуют своё рабочее место.

Индивидуальная работа обучающихся по формулировке вопросов. Коллективное обсуждение ответов.


Ожидаемый ответ обучающихся:

люди;

старые люди; древние

древнейшие люди.

Формулировка темы: «Древнейшие люди».

Беседа

Слайд 1


Беседа


Слайд 2


Познавательные:

Выделения общих признаков исторических понятий.


Умение выделять общее из отдельных частей.

Умение логически мыслить, рассуждать.

Коммуникативные:

умение выражать свои мысли.

Личностные:

умение доброжелательно взаимодействовать с одноклассниками.

3. Изучение нового материала.

Цель:

Знакомство обучающихся с жизнью и занятиями древнейших людей.






























4. Закрепление изученного материала.

Подведение итогов урока.

Задачи:

  1. Рассмотреть места обитания древнейших людей.

  2. Выявить отличительные особенности древнейших людей от животных.

  3. Познакомить с орудиями труда и занятиями.

Задание классу: рассмотрите иллюстрацию на слайде, кто перед вами?


Какой вопрос у вас возникает, рассматривая эту иллюстрацию?

На каком материке могли существовать древнейшие люди?

Организует работу с картой.

- Найдите на карте юго-восточную часть Африки, зарисуйте первые стоянки древнейших людей.

Согласно научным данным люди появились на Земле более 2 млн. лет назад. Они произошли от обезьян (но не от тех, которые в наше время обитают в южных лесах, а от давно вымерших обезьян, кости которых находят в земле).

Организует учебное исследование в группах по следующему плану:












Организует физминутку


Много опасностей подстерегало человеческие стада: дикие звери, наводнения, пожары. Самым большим страхом первобытного человека был огонь. Но человек смог покорить его!

-Как, по-вашему, человек смог овладеть огнём?

-Каково было значение овладения огнём?

Велик был страх древних людей перед огнём, но ещё большим был страх потерять его!

Задание классу: прочтите отрывок из повести Ж. Рони Старшего «Борьба за огонь» и ответьте на вопросы.

«…В непроглядную ночь бежали уламры, обезумев от страданий и усталости; все их усилия были тщетны перед постигшим их несчастьем: огонь был мёртв! Они поддерживали его в трёх клетках… Даже в самые тяжёлые времена поддерживали они в нём жизнь, охраняя его от непогоды и наводнений, переносили его через реки и болота… И вот теперь он мёртв!.. Уламры почувствовали всю огромность несчастья. Они поняли, что их потомству угрожает гибель…»

Вопросы:

1. Как сохраняли огонь первобытные люди?

2. Почему потеря огня считалась большим несчастьем?

Задание классу: составьте кластер «Отличия древнейших людей от животных»



Организует самостоятельную практическую работу.

Задание классу: заполните таблицу и установите соответствие между орудиями труда и занятиями древнейших людей (см. Раб. тетрадь, ч.1, №3).


Предлагает ответить на вопросы:

  1. Что нового узнали на уроке?

  2. Какой материк является прародиной человечества? людей.

  3. Какие были первые орудия труда первобытных людей?





Ожидаемый ответ обучающихся:

животное: шерсть, грубое лицо с широким приплюснутым носом, выступающие вперёд челюсти, уходящий назад лоб, над глазами валик, прыгающая походка.

Древнейший человек, так как в руках орудие труда.

Ожидаемый ответ обучающихся:

Африка, т.к. там не бывает холода. люди в те далёкие времена могли жить только в тёплых местах с богатой и разнообразной растительностью и животным миром

Работают с контурной картой, отмечают стоянки древнейших людей.

Обучающиеся фиксируют дату в тетрадях.


Обучающиеся, работая в группах, должны найти ответы на следующие вопросы:

1. Как выглядели древнейшие люди?

2. Какими орудиями труда пользовались?

3. Чем они занимались?

4.Как строились отношения между древнейшими людьми?

Обучающиеся работают с учебником (§1 п. 1,2,,3 рис. на с. 11, 12)

Ожидаемый ответ обучающихся:

1гр. Древнейшие люди мало чем отличались от животных: шерсть, грубое лицо с широким приплюснутым носом, выступающие вперёд челюсти, уходящий назад лоб, над глазами валик, прыгающая походка, общались звуками, но главное отличие от животных , это умение изготавливать орудия труда.

2гр. Перечисляют первые орудия труда древнейших людей: заострённый камень, дубины, палки-копалки, каменные рубила. Объясняют метод обработки камня.

3гр. Называют занятия древнейших людей: собирательство, охота.




ФИЗМИНУТКА!



















Ожидаемый ответ обучающихся:

«ветка после пожара»

Ожидаемый ответ обучающихся:

~ тепло и свет;

~ отпугивает животных;

~ пища вкуснее и питательнее

(записывают информацию в тетрадях)

Обучающиеся работают с отрывком из художественного произведения, отвечают на поставленные вопросы

Ожидаемые ответы обучающихся:

  1. «…поддерживали они в нём жизнь, охраняя его от непогоды и наводнений, переносили его через реки и болота…»

  2. «…уламры … поняли, что их потомству угрожает гибель…»

Обучающиеся коллективно составляют кластер, затем сверяют полученный результат с представленным на слайде.



Обучающиеся работают в группах, заполняют таблицу в Раб. тетради ч.1, №3.

Выполняют взаимопроверку.

Ожидаемый ответ обучающихся:

Орудия труда

Занятия

1.Заострённый камень

2. Палка-копалка

3. Дубина

4. Рубило

А.Охота

Б.Собирательство

В. Изготовление орудий труда

Ответ: 1В, 2Б, 3А, 4В.

Читают историческую карту. Характеризуют условия и образ жизни древнейших людей.



Беседа



Беседа



Слайд 3



Работа в группах


Слайд 4








Слайд 5





Слайд 6







Беседа

Слайд 7



Работа в

группах




Познавательные:

самостоятельное выделение и формулирование отличительных признаков древнейшего человека от животных.

Коммуникативные:

умение выражать свои мысли

Личностные:

самоопределение себя как представителя человеческого рода.

Познавательные:

Осуществляют поиск и выделение необходимой информации.


Познавательные:

Самостоятельное выполнение учебной деятельности при решении вопросов творческого и поискового характера

Коммуникативные:

Сотрудничество обучающихся во время поиска информации

Регулятивные:

Соотнесения в ходе работы известного и неизвестного.

Личностные:

самоопределение себя как представителя человеческого рода.

Познавательные:

Извлечение необходимой информации из учебного текста и иллюстраций.

Рассказывать об условиях жизни первобытных людей;

Свободная ориентация и восприятие текстов и изобразительного материала;

Построение логической цепи рассуждении;

.Установление причинно-следственных связей;

Коммуникативные:

умение слушать и вступать в диалог;

умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;

умение участвовать в коллективном обсуждении проблем

Регулятивные:

контроль в форме соотношения ожидаемого результата и полученного.

Личностные:

формирование представлений о ценности человеческой жизни;

формирование представлений коллективной жизни.




Познавательные:

Извлечение необходимой информации из литературного отрывка.

Свободная ориентация в литературном тексте;

Построение логической цепи рассуждении;

Коммуникативные:

умение слушать и вступать в диалог;

умение участвовать в коллективном обсуждении проблем

Личностные:

формирование представлений о жизни первобытных людей.





Познавательные:

умение структурировать знания

Коммуникативные:

умение выражать свои мысли.

Регулятивные:

Соотнесения в ходе работы известного и неизвестного.

Личностные:

Формирование

межличностных отношений.

Познавательные:

умение эффективно находить способ решения задач.

Коммуникативные:

сотрудничество в поиске необходимой информации;

Регулятивные:

Коррективные дополнения в ходе решения задания. Личностные:

Формирование межличностного отношения.

Регулятивные:

Делают вывод.

5. Рефлексия.

Создаёт условия для осмысления обучающимся своих действий.

Задание классу: заполнить лист самооценки.

Обучающиеся оценивают свою работу на уроке.

Беседа


Познавательные:

контроль и оценка результатов деятельности.

Регулятивные:

осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, оценивание качества и уровня усвоения.

Личностные: формирование навыков самооценки.

6. Домашнее задание

Домашнее задание:

  1. Прочитать §1, ответить на вопросы.

  2. Рабочая тетрадь ч.1, № 1,2,4.

Обучающиеся записывают домашнее задание.

Слайд 8



Познавательные:

извлечение необходимой информации.

Коммуникативные:

Умение слушать..

7


© 2010-2022