- Преподавателю
- История
- Технологическая карта урока по истории Древнейшие люди
Технологическая карта урока по истории Древнейшие люди
Раздел | История |
Класс | 5 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Бондаренко Е.В. |
Дата | 29.12.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ПО ИСТОРИИ
ФИО учителя: Бондаренко Елена Васильевна
Место работы: МОУ СОШ №1
Предмет: история
УМК: Вигасин А.А. Всеобщая история. История Древнего мира. 5 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений / А.А.Вигасин, Г.И.Годер, И.С.Свенцицкая; под ред. А.А.Искендерова. - М.: Просвещение, 2012. - 303 с.
Тема урока: «Древнейшие люди»
Класс: 5
Планируемые результаты:
-
Личностные: учащиеся осмысливают социально- нравственный опыт предшествующих поколений, могут высказать собственное мнение о роли труда в жизни древнего человека и человека современного, сравнить отношение к природе в древности и в наши дни.
-
Метапредметные: Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, приводить примеры отличий древнейших людей от животных, высказать собственное мнение.
-
Предметные: учащиеся должны назвать время появления на Земле древнейших людей, дать определение понятиям: охота, собирательство, человеческое стадо, каменное рубило, скребок, палка- копалка, дубина, первобытность, человек умелый. Найти и показать на карте прародину человечества, соотносить орудия труда и занятия древнейших людей.
Тип урока: урок изучения нового знания
Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, презентация к уроку, раздаточный материал: контурные карты (Приложение 1), задания по теме «Древнейшие люди» (Приложение 2).
Этап урока
Деятельность учителя
Деятельность уч-ся
Формы и методы работы
Формируемые УУД
1. Организационный этап
2. Урок повторения Д/З.
Приветствует учащихся. Проверяет готовность к уроку.
Организует проверку домашнего задания.
Задание классу: составьте вопросы к предложенным понятиям (история, исторический источник, Всемирная история, история Древнего мира), задайте их одноклассникам и выслушайте ответ.
Задание классу: назовите понятие, которое является общим на слайде.
А как назвать людей, которые жили до древних людей?
Вот о них мы и будем сегодня говорить: сформулируйте тему урока.
Приветствуют учителя. Организуют своё рабочее место.
Индивидуальная работа обучающихся по формулировке вопросов. Коллективное обсуждение ответов.
Ожидаемый ответ обучающихся:
люди;
старые люди; древние
древнейшие люди.
Формулировка темы: «Древнейшие люди».
Беседа
Слайд 1
Беседа
Слайд 2
Познавательные:
Выделения общих признаков исторических понятий.
Умение выделять общее из отдельных частей.
Умение логически мыслить, рассуждать.
Коммуникативные:
умение выражать свои мысли.
Личностные:
умение доброжелательно взаимодействовать с одноклассниками.
3. Изучение нового материала.
Цель:
Знакомство обучающихся с жизнью и занятиями древнейших людей.
4. Закрепление изученного материала.
Подведение итогов урока.
Задачи:
-
Рассмотреть места обитания древнейших людей.
-
Выявить отличительные особенности древнейших людей от животных.
-
Познакомить с орудиями труда и занятиями.
Задание классу: рассмотрите иллюстрацию на слайде, кто перед вами?
Какой вопрос у вас возникает, рассматривая эту иллюстрацию?
На каком материке могли существовать древнейшие люди?
Организует работу с картой.
- Найдите на карте юго-восточную часть Африки, зарисуйте первые стоянки древнейших людей.
Согласно научным данным люди появились на Земле более 2 млн. лет назад. Они произошли от обезьян (но не от тех, которые в наше время обитают в южных лесах, а от давно вымерших обезьян, кости которых находят в земле).
Организует учебное исследование в группах по следующему плану:
Организует физминутку
Много опасностей подстерегало человеческие стада: дикие звери, наводнения, пожары. Самым большим страхом первобытного человека был огонь. Но человек смог покорить его!
-Как, по-вашему, человек смог овладеть огнём?
-Каково было значение овладения огнём?
Велик был страх древних людей перед огнём, но ещё большим был страх потерять его!
Задание классу: прочтите отрывок из повести Ж. Рони Старшего «Борьба за огонь» и ответьте на вопросы.
«…В непроглядную ночь бежали уламры, обезумев от страданий и усталости; все их усилия были тщетны перед постигшим их несчастьем: огонь был мёртв! Они поддерживали его в трёх клетках… Даже в самые тяжёлые времена поддерживали они в нём жизнь, охраняя его от непогоды и наводнений, переносили его через реки и болота… И вот теперь он мёртв!.. Уламры почувствовали всю огромность несчастья. Они поняли, что их потомству угрожает гибель…»
Вопросы:
1. Как сохраняли огонь первобытные люди?
2. Почему потеря огня считалась большим несчастьем?
Задание классу: составьте кластер «Отличия древнейших людей от животных»
Организует самостоятельную практическую работу.
Задание классу: заполните таблицу и установите соответствие между орудиями труда и занятиями древнейших людей (см. Раб. тетрадь, ч.1, №3).
Предлагает ответить на вопросы:
-
Что нового узнали на уроке?
-
Какой материк является прародиной человечества? людей.
-
Какие были первые орудия труда первобытных людей?
Ожидаемый ответ обучающихся:
животное: шерсть, грубое лицо с широким приплюснутым носом, выступающие вперёд челюсти, уходящий назад лоб, над глазами валик, прыгающая походка.
Древнейший человек, так как в руках орудие труда.
Ожидаемый ответ обучающихся:
Африка, т.к. там не бывает холода. люди в те далёкие времена могли жить только в тёплых местах с богатой и разнообразной растительностью и животным миром
Работают с контурной картой, отмечают стоянки древнейших людей.
Обучающиеся фиксируют дату в тетрадях.
Обучающиеся, работая в группах, должны найти ответы на следующие вопросы:
1. Как выглядели древнейшие люди?
2. Какими орудиями труда пользовались?
3. Чем они занимались?
4.Как строились отношения между древнейшими людьми?
Обучающиеся работают с учебником (§1 п. 1,2,,3 рис. на с. 11, 12)
Ожидаемый ответ обучающихся:
1гр. Древнейшие люди мало чем отличались от животных: шерсть, грубое лицо с широким приплюснутым носом, выступающие вперёд челюсти, уходящий назад лоб, над глазами валик, прыгающая походка, общались звуками, но главное отличие от животных , это умение изготавливать орудия труда.
2гр. Перечисляют первые орудия труда древнейших людей: заострённый камень, дубины, палки-копалки, каменные рубила. Объясняют метод обработки камня.
3гр. Называют занятия древнейших людей: собирательство, охота.
ФИЗМИНУТКА!
Ожидаемый ответ обучающихся:
«ветка после пожара»
Ожидаемый ответ обучающихся:
~ тепло и свет;
~ отпугивает животных;
~ пища вкуснее и питательнее
(записывают информацию в тетрадях)
Обучающиеся работают с отрывком из художественного произведения, отвечают на поставленные вопросы
Ожидаемые ответы обучающихся:
-
«…поддерживали они в нём жизнь, охраняя его от непогоды и наводнений, переносили его через реки и болота…»
-
«…уламры … поняли, что их потомству угрожает гибель…»
Обучающиеся коллективно составляют кластер, затем сверяют полученный результат с представленным на слайде.
Обучающиеся работают в группах, заполняют таблицу в Раб. тетради ч.1, №3.
Выполняют взаимопроверку.
Ожидаемый ответ обучающихся:
Орудия труда
Занятия
1.Заострённый камень
2. Палка-копалка
3. Дубина
4. Рубило
А.Охота
Б.Собирательство
В. Изготовление орудий труда
Ответ: 1В, 2Б, 3А, 4В.
Читают историческую карту. Характеризуют условия и образ жизни древнейших людей.
Беседа
Беседа
Слайд 3
Работа в группах
Слайд 4
Слайд 5
Слайд 6
Беседа
Слайд 7
Работа в
группах
Познавательные:
самостоятельное выделение и формулирование отличительных признаков древнейшего человека от животных.
Коммуникативные:
умение выражать свои мысли
Личностные:
самоопределение себя как представителя человеческого рода.
Познавательные:
Осуществляют поиск и выделение необходимой информации.
Познавательные:
Самостоятельное выполнение учебной деятельности при решении вопросов творческого и поискового характера
Коммуникативные:
Сотрудничество обучающихся во время поиска информации
Регулятивные:
Соотнесения в ходе работы известного и неизвестного.
Личностные:
самоопределение себя как представителя человеческого рода.
Познавательные:
Извлечение необходимой информации из учебного текста и иллюстраций.
Рассказывать об условиях жизни первобытных людей;
Свободная ориентация и восприятие текстов и изобразительного материала;
Построение логической цепи рассуждении;
.Установление причинно-следственных связей;
Коммуникативные:
умение слушать и вступать в диалог;
умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;
умение участвовать в коллективном обсуждении проблем
Регулятивные:
контроль в форме соотношения ожидаемого результата и полученного.
Личностные:
формирование представлений о ценности человеческой жизни;
формирование представлений коллективной жизни.
Познавательные:
Извлечение необходимой информации из литературного отрывка.
Свободная ориентация в литературном тексте;
Построение логической цепи рассуждении;
Коммуникативные:
умение слушать и вступать в диалог;
умение участвовать в коллективном обсуждении проблем
Личностные:
формирование представлений о жизни первобытных людей.
Познавательные:
умение структурировать знания
Коммуникативные:
умение выражать свои мысли.
Регулятивные:
Соотнесения в ходе работы известного и неизвестного.
Личностные:
Формирование
межличностных отношений.
Познавательные:
умение эффективно находить способ решения задач.
Коммуникативные:
сотрудничество в поиске необходимой информации;
Регулятивные:
Коррективные дополнения в ходе решения задания. Личностные:
Формирование межличностного отношения.
Регулятивные:
Делают вывод.
5. Рефлексия.
Создаёт условия для осмысления обучающимся своих действий.
Задание классу: заполнить лист самооценки.
Обучающиеся оценивают свою работу на уроке.
Беседа
Познавательные:
контроль и оценка результатов деятельности.
Регулятивные:
осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, оценивание качества и уровня усвоения.
Личностные: формирование навыков самооценки.
6. Домашнее задание
Домашнее задание:
-
Прочитать §1, ответить на вопросы.
-
Рабочая тетрадь ч.1, № 1,2,4.
Обучающиеся записывают домашнее задание.
Слайд 8
Познавательные:
извлечение необходимой информации.
Коммуникативные:
Умение слушать..
7