• Преподавателю
  • История
  • Урок по учебной дисциплине История Донского края: Управление Войском Донским в XVI-XVII веках

Урок по учебной дисциплине История Донского края: Управление Войском Донским в XVI-XVII веках

Раздел История
Класс 10 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

УРОК № 7 (1.7.)

Тема урока: Управление Войском Донским в XVI-XVII веках.

Цели урока:

образовательные - познакомить учащихся с органами власти Войска Донского, их полномочиями;

развивающие - развивать речь, умение доказывать;

воспитательные - интерес к истории Донского края;

МЕТОДИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УРОКА:

Тип урока: комбинированный;

Вид урока:

Методы урока: словесный, наглядный;

Межпредметные связи: История. Урок № 21 Основные центры русских земель.

Оснащение урока: учебник История Донского казачества. Наглядный иллюстративный материал (знаки атаманской власти). Карточки - задания.

Литература:


ХОД УРОКА:

  1. Организационный момент: принятие рапорта дежурного, объявление темы урока, постановка цели урока.

Актуализация опорных знаний.

Индивидуальная работа:

Дополни предложения

Версия первая о происхождении казаков.

Часть историков утверждает,

что ….. - предки казаков.

Версия вторая о происхождении казаков.

Часть историков утверждает,

что донские жители,

о которых известно с XIII века - …….., обеспечивающие переправу через Дон и есть первые ……..


Версия третья о происхождении казаков.

Часть историков утверждает,

что монголо-татары составляли воинские части из разных народов. 1/10 - русские, проживающие на Дону. Это -……… ………., которые после распада ……….. Орды и стали первыми казаками.

Версия четвёртая о происхождении казаков.

Часть историков утверждает,

Что в XVI веке на Дон бежали крестьяне от гнёта ………….. (русские, украинцы, поляки), где образовали постоянные поселения. Они и дали начало казачеству.

Работа с группой:

В каком веке в письменных источникам есть упоминание о казаках?

Перечислите версии происхождения казачества?

Когда окончательно сформировалось казачество?

Почему казаки охотно записывались на службу в Войско Донское?

Выгодно ли было русскому царю подчинить себе казачество?


  1. Формирование новых понятий и способов действий

1.Структура Войска Донского в XVI-XVII веках

Войсковой Круг - высший орган власти на Дону

Выборный войсковой атаман

Походный атаман (выбирали на время походов)

Войсковая канцелярия:

толмач, подтолмач (переводчики), 2 есаула (помощники атамана), 2 комиссара (отвечали за содержание войсковой почты), словесный судья, войсковой расходник (ведал финансами), войсковой базарный (следил за торговлей, собирал налоги), старшина (заведовал знамёнами, архивом), дьяк (писарь, хранитель войсковой печати)

Атаманы станиц

Есаулы и дьяки станиц

Зимовая станица - казачье посольство (около 100 чел.) с Дона в Москву, посылаемое ежегодно осенью за «государевым жалованьем»

Легкая станица - небольшая команда в несколько казаков, отправляемая в разное время с вестями или грамотой с Дона в Москву.

2.Управление Войском Донским в XVI-XVII веках. «Войсковой Круг».

На Дону существовало войсковое право, которое распространялось на всё население. Суд проводился на Войсковом Круге, кроме которого никто не имел права выносить смертный приговор. На Круге решались все важные вопросы. Присутствовать могли все (кроме женщин), но право голоса имели казаки. Круг собирался 1 раз в год (1мая), иногда 2 раза, ещё 1 января, в главном городке на майдане (площадь в центре городка). Казаки становятся в круг. Входит есаул. Он несёт бунчук - символ казачьей вольницы, древко с позолоченным шаром на конце. Из шара выпускались конские хвосты или хвост волка. За ним степенно выступает атаман с булавой - знак атаманской власти. Ореховая палка, на конце серебряный шар с позолотой. Рукоять отделана серебром. В другой руке - насека - знак атаманской власти. Жезл из крепкого дерева, обвитый резьбой в виде веток и окрашенный под орех. Наверху серебряное шаровидное навершие. Новоизбранному атаману вручался пернач - знак высшего атаманского достоинства, серебряная позолоченная булава с навершием грушевидной формы, поделённой на 8 долей.

Просмотр иллюстраций - знаки атаманской власти.


  1. Формирование умений и навыков

Возврат к цели урока. Мы сегодня познакомились с управлением Войска Донского в XVI-XVII веках.

Предлагаю учащимся дать определение понятиям: Войсковой Круг, походный атаман, толмач, есаул, расходник, потолмач, дьяк, базарный, старшина, зимовая станица, майдан, Войско Донское, легкая станица. Бунчук, булава, насека, пернач.


  1. Задание на дом:

§


  1. Итог урока

Сегодня мы с вами познакомились с управлением Войска Донского в XVI-XVII веках. Какой главный орган можно назвать? Какие вопросы решал Круг?

Оценки за урок.

4


© 2010-2022