Урок по истории мира по теме: Великий Шелковый путь

Раздел История
Класс 6 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

История мира 6 класс

Тема: Великий Шёлковый путь.

Тип урока: Усвоения новых знаний.

Цели:1) Раскрыть роль и историческое значение Великого Шёлкового пути в развитии государств и народов, находившихся на пути его следования; объяснить влияние пути на социально-экономическое положение, на складывание культурных, религиозных и международных отношений;
2) Обеспечить развитие творческой активности учащихся, аналитических способностей , понимания ценности памятников Великого Шёлкового пути; формировать умение работать с учебником и дополнительными источниками информации, исторической картой; развивать картографические умения и навыки, умение работать с тестом;
3) Воспитывать чувство гражданственности, интерес к истории мира.

Методы: объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый, интерактивный.

Формы: коллективная, индивидуальная, фронтальная.

Приёмы: беседа, рассказ.

Оборудование: презентация, карта «Великий Шёлковый путь», карточки-тесты, карточки для рефлексии, учебник.

Ход урока.

  1. Орг. Момент (1 слайд)

Проверка готовности к уроку. Психологический настрой учащихся.

-Я хочу начать урок замечательными словами китайского мудреца Конфуция: «Учитесь! Ибо жизнь напоминает нам,

Что любых наших знаний мало,

Когда человек перестаёт учиться,

Он может потерять и то,

Чему научился раньше…»

II.Актуализация знаний учащихся.

- Ребята, что вы знаете о шёлковом пути? Как вы думаете, были ли другие пути для товарообмена?

Выступление подготовленного учащегося(2,3 слайды ).

-Людей всегда манили новые страны. С самого своего появления человек путешествовал, обменивался с соседями имевшейся у него продукцией, знаниями. Ещё в период неолита сложился так называемый Нефритовый путь. Нефрит-минерал вулканического происхождения , применялся для изготовления украшений. Добывали его недалеко от озера Байкал , доставляли на берега Балтийского моря. Позже нефрит, добываемый в Центральной Азии, стали вывозить в Китай. А во II- ом тысячелетии до н.э. появился и « Лазуритовый путь», когда из предгорий Памира вывозили лазурит в Междуречье и Индию. Лазурит-минерал, ценный поделочный камень, имеет тёмно-синий окрас. Из него изготавливались различные ювелирные украшения (4,5 слайды).В то время ещё не была приручена лошадь, и люди путешествовали только пешком, перенося на себе все грузы и своё пропитание.

- О каких торговых путях вы узнали? Как передвигались торговцы? Что они обменивали?

III. Постановка цели урока

- Сегодня на уроке вы узнаете о Великом Шёлковом пути, его историческом значении в развитии государств и народов (6 слайд).

I V. Изучение нового материала

- Шелковый путь - система караванных дорог, которые в древности и средневековье пересекали Евразию от Средиземноморья до Китая и служили истоками возникновения и развития торговых и культурных связей народов, государств, регионов, находившихся в зоне этого пути.

Работа по карте учащийся рассказывает о двух направлениях трасс Великого Шёлкового пути ( 7 слайд).

В период своего существования , а это 17 веков, маршруты Великого Шёлкового пути менялись. Но можно выделить основные трассы соединявшие Восток и Запад: Южную и Северную дороги.

-Южная дорога шла от севера Китая через Среднюю Азию, северную Индию и Ближний Восток к Средиземному морю.

Северная дорога имела маршрут от севера Китая через Памир и Приаралье, через территорию Казахстана, к Нижней Волге и к бассейну Чёрного моря.

Между южной и северной дорогой было несколько соединяющих и промежуточных маршрутов. Основные маршруты сдвигались то на северную, то на южную дорогу.

Разветвленные сети караванных дорог пересекали Европу и Азию от Средиземноморья до Китая и служили в эпоху древности и средневековья важным средством торговых связей и диалога между культурами Запада и Востока. Наиболее протяженный и магистральный участок шелкового пути проходил через территории Центральной Азии, в том числе и Кыргызстана. Караваны, груженные шелком из Китая, пряностями и самоцветами из Индии, серебряными изделиями из Ирана, византийскими полотнами, афросиабской керамикой и многими другими товарами шли по пустыням Каракумы и Кызылкум, через оазисы Мерва и Хорезма, безбрежными степями Сары Арки; одолевали перевалы Памира, Тянь-Шаня, Алтая, переправлялись через реки Мургаб, Амударью и Сырдарью.
На пути караванов стали возникать и расцветать богатые города, торгово-ремесленные поселения, караван сараи. Туркмения - Мерв; Узбекистан - Бухара, Самарканд, Ургенч, Хива. Казахстан - Отрар, Туркестан, Тараз, Испеджаб. Киргизия - Джуль, Суяб, Новокент, Баласагун, Борскоон, Таш-Рабат, Ош, Узген.

- О каких направлениях Великого Шёлкового пути вы узнали? Посмотрите на карту и подумайте, что такое караванная дорога? Какой вы её себе представляете? Караванный путь это просто хорошо утрамбованная тропа.

Работа с учебником стр .192 чтение части « День караванного пути». (8 слайд).

-Что такое караван- сараи?

-Что представляет собой транзитная торговля?

-Почему же дорогу назвали Великий Шёлковый путь? ( основным товаром был шёлк). Великий Шёлковый путь начинался в Китае в некоторых исторических источниках эту страну называют Поднебесной. Именно в этой стране люди первыми освоили изготовление шёлка. Очень много легенд связаны с возникновением шёлковой ткани. Одну из них я предлагаю вашему вниманию.

Легенда о возникновении шёлка (9-10слайд ).

- Однажды 14-летняя Си Линг Чи, жена третьего императора Китая Хуан Ди, которого ещё называли «Жёлтым императором», в саду дворца под кроною тутового дерева пила чай и в её чашку с чаем упал кокон шелкопряда. Юная императрица и её служанки были крайне удивлены, увидев, как в горячей воде кокон начал разворачиваться, выпустив тонкую шёлковую нить. Заинтересовавшись, девушка стала наблюдать, как разворачивается кокон. Си Линг Чи была так поражена красотой и прочностью шёлковой нити, что собрала тысячи коконов и из них соткала императору одежду. Так крошечная бабочка - шелкопряд подарила всему человечеству шёлк, а императрица за столь ценный подарок была возведена в ранг божества.

На самом деле самый древний кокон шелкопряда был найден в неолитическом поселении северной провинции Шаньси (ок. 2200-1700 гг. до н. э.), а первые фрагменты шёлковой ткани в одной из гробниц южного Китая, времен Борющихся царств (475-221 гг. до н. э.). Много столетий никому за пределами Китая не удавалось овладеть технологией производства шёлка, так как за разглашение тайны полагалась смерть. Огромные усилия были потрачены на то, чтобы выведать этот секрет. Хорошо известно предание о том, как производство шёлка возникло в Хотане. Местный правитель никак не мог заполучить исходные данные и способ изготовления вожделенного материала. Тогда по совету своего министра Юйчи Му он решил схитрить и посватался к китайской принцессе. Когда предложение было принято, посланец хотанского правителя шепнул принцессе, что на родине ее супруга много превосходного нефрита, но нет изысканного шёлка и, если она хочет носить такую же красивую одежду, как и до свадьбы, ей следует привезти с собой яйца шелковичных червей и семена тутового дерева. Всё, что требовалось, девушка привезла в Хотан, спрятав яйца в замысловатой прическе, а семена среди мешочков с травами и снадобьями. Предприимчивая принцесса мыслила значительно масштабнее своего жениха и прихватила с собой под видом домашней прислуги специалистов по разведению шелкопряда, разведению тутовых деревьев и ткачеству. Согласно другой легенде, в 550 году византийский император Юстиниан I уговорил двух персидских монахов привезти ему из Китая драгоценные яйца шелкопряда. Монахи спрятали их в пустотелой бамбуковой палке. Подлинная история остаётся неизвестной. Так или иначе, веками тщательно охраняемая тайна была раскрыта.В Средние века шёлковое дело становится одной из главных отраслей промышленности в Венеции (XIII век), в Генуе и Флоренции (XIV век), в Милане (XV век). К XVIII веку шёлковое дело получило распространение по всей Западной Европе. Традиция шелководства на территории Китая зародилась еще в неолите (V-III тысячелетии до н. э.). На рубеже новой эры в Китае уже были широко распространены многие разновидности шёлка: плотный, напоминающий креп, тонкие газовые, сложного плетения, шелка с разнообразным вышитым рисунком… Перед окрашиванием шёлк промывали, вываривали и отбеливали. Для окрашивания применяли минеральные и растительные красители. Для придания более сложных оттенков ткани подвергались многократной окраске.

Товары вывозимые из Китая (11 слайд).

Загадка: - Если Вы замёрзли - он согреет Вас, если Вам жарко - он Вас освежит, если Вы расстроены - он Вас подбодрит, если Вы встревожены - он успокоит Вас. (Чай ).

Миф о появлении чая…

- Самый распространённый миф связан с китайским божеством Шень-нуном. Шень- нун имел змеиное тело и прозрачный живот, благодаря которому он на себе наблюдал действие различных трав и кореньев, описывая их потом в своём трактате. В один из дней он использовал сразу 72 яда и никак не мог найти противоядия. Шень- нун лёг умирать под дерево, но тут капля росы скатилась с листика ему в рот, излечив его. Это было чайное дерево. После этого чайные листья стали употреблять в пищу и для приготовления лекарств.

- Кто из вас знает, из какого материала должны быть изготовлены чашки, чтобы можно было соблюдать правила китайской церемонии чаепития? ( из фарфора)

-Вы узнали о товарах вывозимых из Китая. А какие же товары могли предложить Китаю купцы из Средней Азии, Индии ,Рима? (13слайд)

V. Проверка понимания

Игра « Найди соответствия» ( 13 слайд)

VI. Закрепление изученного

-Как вы думаете , только ли товарообмен происходил на Великом Шёлковом пути?

По Великому Шёлковому пути распространялись не только товары, но и информация об их производстве и существовании. Великий Шёлковый путь сыграл огромную роль в развитии географических знаний. Только после образования сквозной трассы китайцы и европейцы узнали о существовании друг друга и получили хотя бы приблизительное представление о всех цивилизациях Евразии. Таким образом его можно назвать «путём знаний».О распространении религий вы узнаете из следующего сообщения.

Велика роль Великого Шёлкового пути в распространении религий.( 14 слайд)

С середины Iв. До н.э. из Индии через Среднюю Азию и Восточный Туркестан

буддизм пришёл в Китай, а затем в Корею и Японию. В Казахстан буддизм пришёл

из Индии и Китая.

Следуя с Запада на Восток распространялось христианство. То, что в I-III вв. в Картли существовали христианские общины, подтверждается данными археологии и топонимики. В погребальных комплексах обнаружены предметы с христианской символикой. (15 слайд).

Манихейство возникло в IIIв.в Иране и быстро завоевало большое число приверженцев от Италии до Китая. (Главная идея борьба, добра и зла, света и тьмы).

(16 слайд).

Составление кластера на магнитной доске



Урок по истории мира по теме: Великий Шелковый путь

Работа с мини- тестом

1 уровень

1 Какой торговый путь сложился в период неолита:

А) Шёлковый

Б) Нефритовый

В) Лазуритовый

2 Лазурит -это минерал

А) красного цвета

Б) жёлтого цвета

В) синего цвета

3 Как называлась дорога ,которая шла от севера Китая через Среднюю Азию, Северную Индию на Ближний Восток к Средиземному морю.

А) Северная дорога

Б) Восточная дорога

В) Южная дорога

4 Первый верблюжий караван с шёлком и бронзовыми зеркалами к Ферганскому оазису вдоль отрогов Тянь - Шаня :

А) в163г. до н.э.

Б) в 275г. до н.э.

В) в 121г. до н.э.

5 Сколько веков просуществовал Великий Шёлковый путь?

А) 17

Б) 18

В) 16

2- уровень

1 Какой торговый путь сложился в период неолита:

А) Шёлковый

Б) Нефритовый

В) Лазуритовый

2 Лазурит -это минерал

А) красного цвета

Б) жёлтого цвета

В) синего цвета

3 Как называлась дорога ,которая шла от севера Китая через Среднюю Азию, Северную Индию на Ближний Восток к Средиземному морю.

А) Северная дорога

Б) Восточная дорога

В) Южная дорога

4 Первый верблюжий караван с шёлком и бронзовыми зеркалами к Ферганскому оазису вдоль отрогов Тянь - Шаня :

А) в163г. до н.э.

Б) в 275г. до н.э.

В) в 121г. до н.э.

5 Сколько веков просуществовал Великий Шёлковый путь?

А) 17

Б) 18

В) 16

6 Сколько километров составлял день караванного пути?

А) 38

Б) 27

В) 25

7 В каком веке в Риме начали носить одежду из шёлка:

А) в I веке

Б) в II веке

В) в IV веке

8 Что такое караван- сарай:

А) место для стоянки скота

Б) постройки, которые защищали путников от зноя и непогоды

В) торговые площади

9 Какие страны были вовлечены в торговлю ( напиши)

10 По инициативе какого императора возникла старая Северная дорога?

А) Чжан - Цянь

Б) У-ди

В) Ван- Ло

Работа консультантов ( проверка тестов). Объявление итогов работы.

VII. Итог урока

Рефлексия ( учащимся раздаю карточки для передачи своего отношения к уроку)

1. сегодня я узнал…
2. было интересно…
3. было трудно…
4. меня удивило…

Информация о домашнем задании

№32 составить 5 вопросов, в тетради начертить маршрут Великого Шёлкового пути. (17 слайд)

Резерв: Познавательная задача .

В 1110 году до н.э. послы вьетнамского правителя, посетив китайского императора, заблудились по дороге домой и вынуждены были вернуться в Китай. Император Чеу Кун подарил им пять дорожных колесниц, на каждой из которых помещалась деревянная фигурка с вытянутой вперёд рукой. На этих колесницах послы благополучно прибыли во Вьетнам, куда указывала фигурка. Вопрос: что это за чудесный предмет, который был придуман в Китае? (КОМПАС) Внутри фигурки находился кусок магнитной железной руды - прообраз современного компаса, поэтому фигурка всегда указывала на юг.






© 2010-2022