Обобщающий урок Древний Египет 5 класс ФГОС

Раздел История
Класс 5 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Технологическая карта урока история

УМК: Линия учебников по всеобщей истории. История Древнего мира

Класс: 5

Тип урока: систематизация и контроль качества знаний учащихся по теме «Древний Египет» через игру- путешествие «Пороги Нила»

Дата: 24.10.2016г.

Тема урока: обобщающий урок по разделу «Древний Египет»

Целеполагание для учителя: создание условий, направленных на достижение личностных, метапредметных и предметных результатов обучения, по теме «Обобщение по разделу «Древний Египет».

Учебные задачи, направленные на достижение личностных результатов:

-формирование мотивации к обучению;

- развитие навыков сотрудничества с одноклассниками, учителем;

-развитие навыков коммуникативного общения и культуры речи;

-развитие умений осуществлять самоконтроль, самооценку.

Учебные задачи, направленные на достижение метапредметных результатов:

-формирование умения принимать и сохранять цель и учебные задачи урока, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленными задачами урока;

-формирование умений сравнивать, обобщать факты и понятия;

-формирование умений договариваться о правилах работы в паре, группе;

-развитие умения применять знания при решении задач и обсуждении теоретических вопросов;

-развитие умений слушать и понимать речь других.

Учебные задачи, направленные на достижение предметных результатов:

-организовать деятельность учащихся по систематизации и обобщению знаний учащихся об истории Древнего Египта;

-развитие умений работать с учебником, получать возможность самостоятельно решать исторические загадки, умение работать по контурной карте;

-умение применять имеющие знания для решения конкретных задач; закрепить навыки работы с исторической картой;

-развитие познавательного интереса к изучаемому предмету

Формы работы учащихся: фронтальная, парная, групповая, индивидуальная

Оборудование:

  1. А.А. Вигасин, г.И. Годер, И.С. Свенцицкая. Всеобщая история. История Древнего мира. 5 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений.- М.: Просвещение, 2013

  2. карта «Древний Египет», контурная карта

  3. Ноутбук и проектор

  4. Презентация «Обобщение раздела «Древний Египет»

  5. Магнитная доска, модель лодки- 3 шт, фишки

  6. Игровое поле «Крестики-нолики», цв.мел

  7. Пазлы «Найди пару»

  8. музыка Древнего Египта «Долина Нила», легенда «Восхваление Хапи», видеоролик «Река Нил»

  9. черный ящик, папирус, модель пирамиды, модель мумии, пирамидка 3Dголограф

Технологическая карта урока


Деятельность уч-ся

Примечание

1.Орг. Момент


Постановка цели и задач

Приветствует учеников, включает музыку

Ребята, в какую страну мы попали?

Я с вами согласна, среди карт лежащих на парте найдите нашу карту и поместите на доску.

Как вы думаете, какая тема нашего урока, если мы на прошлом уроке изучили последний параграф?

Так какова цель урока обобщения?

Верно.

Приветствуют учителя, слушают музыку

Отвечаю: в Древний Египет

Отвечают:- карты Древнего Египта

Вешают карту на доску

Отвечают: -тема урока обобщение или повторение раздела Древний Египет

-проверить себя, обобщить знания

Музыка Древнего Египта «Долина Нила»

Карта «Древний Египет»


2. Актуализация знаний

Знакомство с правилами игры

Включает видеоролик на фоне читает:

Слава тебе, Хапи

Приходящий, чтобы оживить Египет.

И напоить пустыню, отдаленную от воды,

Владыка рыб и птиц, творец зерна.

Если он медлит, то прекращается жизнь

И все люди делаются бедняками.

Если он сердиться, то приходит в беспорядок вся страна

А когда он приходит, то земля ликует.

И все люди в радости.

Вопрос к классу: Кто такой Хапи? И о чем эта легенда?

Узнали, что Хапи это река Нил. Нил имеет опасные каменистые преграды. Нам предстоит путешествие по этой удивительной реке. Я предлагаю вам игру-путешествие «Пороги Нила». На каждом пороге нас ждут интересные задания и необычные вопросы. Лишь правильно ответив на вопрос и выполнив задание можно двинуться дальше. Но по реке пешком не пойдешь. Нам предстоит путь на лодках. Каждая парта- это лодка, значит лодок всего три. Дойдя до порога, каждый получает задание. За правильный ответ ученик получает фишку. Каждый в лодке борется за свой результат. Игрок, набравший наибольшее количество фишек, становится победителем.

Но если игрок, не сможет ответить на свой вопрос, то право ответа переходит к другому участнику.

Итак, с правилами вы познакомились, начинаем нашу игру «Пороги Нила».

Я вам желаю удачи!

слушают



Отвечают: - Нил, легенда о разливах этой реки.

Внимательно слушают учителя, как будет проходить урок




Смотрят на доску

Видео «Река Нил»




Правила игры


Фишки

Критерии оценок:

лодка «5»- фишек;

лодка «4»- фишек;

лодка «3»- фишек;

3.Создание проблемных ситуаций

Учитель включает: Звук удара лодки об камень.

  1. Ребята, мы налетели на первый порог Разминка (4 мин). Представляет из себя блиц-опрос.

За каждый правильный ответ получают фишку.

  1. Царь Древнего Египта (Фараон).

  2. На каком материке находится Египет? (Африка).

  3. Здание, где люди поклонялись богам (Храм).

  4. Какого цвета одежду чаще всего носили древние египтяне и почему? (Белого, чтобы спастись от палящих солнечных лучей).

  5. Устье Нила, разделенное на несколько рукавов. (Дельта).

  6. Французский ученый, разгадавший тайну египетских иероглифов. (Шампольон).

  7. На чем писали египтяне -(на папирусе).

  8. Самая высокая пирамида? (пирамида Хеопса)

  9. Главный бог Древнего Египта? (Амон-Ра)

Молодцы, ребята, мы приближаемся к 2 порогу. Отправляясь в путь, мы собрали с собой интерактивные сундучки, давайте проверим, всё ли мы взяли собой.

Правила игры:

Каждому предоставляется право выбрать вопрос только из одного сундучка соответствующей стоимости: 3, 2, 1-фишки. Если участник неверно отвечают на данный вопрос, то играет следующий. Если ни один из игроков не дал правильного ответа, то ответ дает учитель. Затем после правильного ответа по щелчку мыши на значок «Игровое поле» на экране осуществляется возврат таблицы, и выбор вопросов продолжается. Вопросы, которые уже были выбраны, из игры выходят, т.е. стоимость их не будет видна.

Слайды 2-12.

Вопросы (1 балл)

1. Это самое большое каменное сооружение, воздвигнутое архитектором Хемиуном. Высота сооружения -146,6 м, сторона основания -233 м. Древние греки считали их первым из «семи чудес света».(пирамида Хеопса)

2. Огромная статуя льва с головой человека, высеченная в скале. «Отец ужаса» называли его египтяне, которым внушал страх каменный великан.(сфинкс)

3. Вы знаете, что многие египетские боги и богини были наделены чертами животных или птиц. В образе этого животного древние египтяне изображали небо и богиню неба Нут. (корова)

Вопросы (2 балла)

1.. Именно таким образом, согласно правилам древнеегипетского искусства, требовалось изображать на рисунках лицо человека ( в профиль)

2. Этот фараон прославился как великий завоеватель, именно он во II тыс.до н.э. совершил ряд завоевательных походов в Нубию, Сирию, Ливию и другие страны. Назовите имя фараона.(Тутмос 3)

3. Приспособление, с помощью которого египтяне поднимали воду из каналов на поля, расположенные выше линии разлива Нила. Назовите приспособление и опишите его.(шадуф)

Вопросы (3балла)

1. Это учреждение древние египтяне называли "Дом папируса". (библиотека)

2. Во времена древнего Египта не было современных средств связи, но его жители не отчаивались по этому поводу. Они научились использовать этих птиц для передачи сообщений друг другу. Что это за птицы (голуби)

3. В древнем Египте было большое количество профессий, но большинство юношей стремились получить именно эту профессию. Назовите ее. (писец, не выполнял тяжелой работы и получал большое жалование)

Мы миновали 2 порог и приблизились к 3 порогу.

Преодолевая пороги наша карта была размыта, необходимо восстановить ее, чтобы проскочить 3 порог.

Вот мы и достигли 4 порога

Предлагаю вам немножко отдохнуть и мальчиком сыграть в «Крестики-нолики», а Ларисе в игру «Найди пару» -«Памятники культуры»

Игра «крестики - нолики»

Учитель приглашает к столу нумерованным игровым полем.

. В них ставятся крестик - если ответ неверный, нолик - если ответ верный.

  1. Древний Египет - это страна, которая располагалась на берегах Нила от первого порога до Средиземного моря.

  2. Гробница, сохранившаяся до наших дней в первозданном виде, принадлежит Фараону Тутанхамону.

  3. Египетские иероглифы передавали только гласные звуки.

  4. Бумага - материал для письма, применявшийся в Древнем Египте.

  5. Египтяне считали фараона сыном солнца.

  6. Египтяне поклонялись двум богам.

  7. Древнейшей столицей Египта был город Мемфис.

  8. Чужеземных воинов, попавших в плен, называли наемниками.

  9. Еще при жизни вельможи возводилась усадьба. В ней он надеялся жить после жизни.

Образец правильного ответа.

Для ларисы

Задание №5. - Соедините исторические памятники с отраслями культуры, которые они представляют.

АРХИТЕКТУРА ,ЛИТЕРАТУРА, ЖИВОПИСЬ, СКУЛЬПТУРА · Миф об Осирисе · Большой Сфинкс · Росписи на стенах храма · Пирамида Хеопса · Карнакский храм · Храм бога Ра · Повесть о Синухете Гимн богу Атону · Папирус с песнями египтян .

Мы подходим к 5 порогу, смотрите на камне стоит «Черный ящик»

( «Черный ящик», где находятся предметы - отгадки.)

Вам нужно угадать предметы.

Загадка - 1

Его доверяли только старшим ученикам, и тем кто уже хорошо владел искусством письма. Что это?

(папирус)

Загадка - 2

В 1881 году через границу некоего государства перевезли предметы, которые вскоре оказались в музеях Франции и Англии. Самое интересное в этой истории то, что на границе за них заплатили пошлину, как за сушеную рыбу. Что это были за предметы?

(мумии)

Загадка - 3

Как утверждают ученые, его высота составляла 140 метров. А сегодня его высота составляет 137 метров. Это одно из чудес Света. Что это? Что я должна достать из ящика? (модель пирамиды Хеопса)

К шестому порогу вы подошли, кто лучший из вас нам сейчас докажи.

Приглашаю на «Исторический Поединок», правила вам знакомы, выбираете уровень сложности и зарабатываете фишки. 10б- 1 фишка, 20б- 2, 30б- 3.и т.д.



Учащиеся отвечают, набирая фишки




Учащиеся слушаю правила, действуют по правилам этапа.














Работают по контурной карте: обозначают район земледелия и пирамид

Мальчики играют

Лариса выполняет индивид.задание (ОВЗ)

Ученики в пронумерованных квадратиках ставятся крестик - если ответ неверный, нолик - если ответ верный.

Один может ставить синим мелом, а другой красным










Отгадывают загадки





Отвечают на вопросы, получают фишки

Звук удара лодки об камень.

Индивидуальная работа

Фишки





Презентация «Интерактивные сундучки» слайд_3-12__













Работа в группе


Поле для игры «Крестики- нолики»

Мел цв.

Карточки с картинками и понятиями

Мел цветной

Образец правильного ответа.








Черный ящик

Папирус


Модель мумии


Модель пирамиды


Презентация «Исторический поединок» слайд 13-31

4. Рефлексия. Поведение итогов.

Путешествие наше закончено. Попрошу подсчитать количество фишек в каждой лодке.

Оцените себя, пользуясь критериями оценок на доске.

Поставьте оценку в дневник и запишите домашнее задание.

- Домашнее задание сегодня вы можете выбрать сами: -Составить кроссворд по теме: «Древний Египет».

-напишите рассказ о Древнем Египте от имени путешественника.

Вспомните цель урока?

Мы достигли этой цели?

Я благодарю вас за работу на уроке.

Мне хочется сделать вам подарок, который будет напоминать об этой удивительной стране.

До свидания

Подсчитывают фишки , выводят оценку, выставляют в дневник

Выбор и запись домашнего задания


Принимают подарки



Дневник


Пирамидка 3D-голограф

© 2010-2022