- Преподавателю
- История
- Рабочая программа по истории (6 класс)
Рабочая программа по истории (6 класс)
Раздел | История |
Класс | 6 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Двоянова Т.П. |
Дата | 03.11.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
Пугачёвская средняя общеобразовательная школа
Рассмотрена и рекомендована к использованию на заседании методического объединения учителей естественнонаучного цикла
протокол № __
от «__» __________ 201__г.
Принята
педагогическим советом МКОУ Пугачёвской СОШ
протокол № __
от «__» __________ 201__г.
«Утверждаю»
Директор МКОУ Пугачёвской СОШ
________
приказ № __
от «__» ________201__г.
Рабочая программа
по истории для 6 класса
(общеобразовательное обучение)
Составитель: учитель истории
Двоянова Татьяна Петровна
п. Пугачёвский
.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
-
Количество недельных часов - 2 . Количество часов в год - 70 .
-
Уровень рабочей программы - базовый
-
Классификация рабочей программы - типовая
-
Цели и задачи рабочей программы:
- воспитание патриотизма, уважения к истории и традициям нашей Родины;
- освоение знаний о важнейших событиях, процессах отечественной и всемирной истории в их взаимосвязи и хронологической преемственности;
- овладение элементарными методами исторического познания, умениями работать с различными источниками исторической информации;
- формирование ценностных ориентаций в ходе ознакомления с исторически сложившимися культурными, религиозными, этнонациональными традициями;
- применение знаний и представлений об исторически сложившихся системах социальных норм и ценностей для жизни в поликультурном, полиэтническом и многокнфессиональном обществе, участия в межкультурном взаимодействии, толерантного отношения к представителям других народов и стран.
-
Нормативные правовые документы, на основании которых разработана рабочая программа:
- Федеральный компонент государственного образовательного стандарта, утвержденный Приказом Минобразования РФ № 1089 от 05.03.2004;
- Примерные программы по истории основного общего образования созданные на основе федерального компонента государственного образовательного стандарта, рекомендованные Министерством образования и науки РФ приказ № 03-1263 от 07.07.2005);
- Региональный базисный учебный план для образовательных учреждений Воронежской области, реализующих программы общего образования, утвержденный приказом департамента образования, науки и молодёжной политики № 760 от 27.07.2012 ;
- Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2015/2016 учебный год.
-
Данная рабочая программа разработана на основе примерной программы основного
общего образования по истории
-
Обоснование содержания:
Настоящая программа составлена в полном соответствии с государственным стандартом и обязательным минимумом содержания исторического образования.
1) в программе представлены курсы истории России ( с древнейших времен до
к. XV в.) - 37 часов и всеобщей истории периода средних веков ( до XV в.
включительно) -33 часа. Изучение истории в 6 кассе начинается с курса всеобщей
истории периода средних веков.
2)особенностью программы является стремление дать школьникам знания о далеком прошлом, которые послужат основой их общей образованности. В курсе происходит знакомство с процессом формирования человека и человеческого общества, с важнейшими цивилизациями средневековья. Период охватывает историю с к.\/ в. до к. XV в.. В данной программе при отборе фактов и явлений основным критерием явилась значимость в историческом процессе, в развитии мировой культуры.
Курс входит в число предметов, включенных в учебный план школы.
Программа адресована учащимся 6 класса, рассчитана на один год обучения.
Данная программа построена в соответствии с требованиями государственного
образовательного стандарта по истории.
-
В результате изучения курса обучающийся должен:
- знать и понимать основные факты, процессы и явления, характеризующие
историю средневековья;
- уметь в связной монологической форме пересказать текст учебника, воспроизвести
информацию, содержащуюся в устном изложении учителя, раскрыть содержание
иллюстрации, сравнивать исторические явления в различных странах, выделяя
сходство и различия, давать самостоятельную оценку историческим явлениям,
событиям и личностям, высказывая при этом собственные суждения, анализировать
исторический источник, оперировать историческими датами, читать историческую
карту, определять местоположение историко-географических объектов.
-
В структуре изучаемой программы выделяются следующие основные разделы:
-
Раннее средневековье.
-
Расцвет средневековья.
-
«Осень» средневековья.
-
Вдали от Европы.
-
Введение. История России - часть всемирной истории .
-
Русь Древняя.
-
Политическая раздробленность на Руси.
-
Русь Московская.
-
Программа предусматривает проведение традиционных уроков, обобщающих уроков, дидактических игр, творческих работ.
-
Особое место в овладении данным курсом отводится самостоятельной работе по атласам, контурным картам; самостоятельной и коллективной работе с учебником и историческими источниками.
-
Оценка знаний и умений обучающихся проводится в форме промежуточной аттестации: устные и письменные ответы, самостоятельные работы, тестовые задания, сравнительные таблицы, выступления и сообщения учащихся.
Формы итоговой аттестации - итоговый тест, который включает вопросы по
основным темам разделов и курса.
-
Учебно-методический комплект для обучающихся:
-Агибалова Е.В., Донской Г.М. История средних веков. 6 класс
-Крючкова Е.А. Рабочая тетрадь по истории средних веков. 6 класс. - М.:
Просвещение,2011. - 112 с.
-Атлас по истории средних веков с комплектом контурных карт.
- Рабочая тетрадь по истории средних веков. 6 класс. - М.: Просвещение,2014.
-Данилов А.А., Косулина Л.Г. История России с древнейших времен до конца XVI
века. 6 класс. - М.: Просвещение,2012.
- Атлас по истории средних веков с комплектом контурных карт.
-Атлас по истории России с древнейших времен до конца XVI века с комплектом
контурных карт
- Рабочая тетрадь по истории России с древнейших времен до конца XVI века. 6
класс. - М.: Просвещение,2014.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№
п/п
Наименование разделов и тем
Кол-во часов
Дата проведения
План.
Факт.
Прим.
I
РАННЕЕ СРЕДНЕВЕКОВЬЕ.
10
Западная Европа в раннее Средневековье.
5
1
Введение. Великое переселение народов и образование германских королевств .
1
2
Христианская церковь в раннее Средневековье 26
1
3
Империя Карла Великого: возникновение, расцвет и распад.
1
4
Западная Европа в IX -XI веках
1
5
Культура раннего Средневековья
1
Византия и славянский мир.
3
6
Византийское тысячелетие.
1
7
Культура Византии.
1
8
Образование славянских государств.
1
Арабский мир в VI-XI вв.
2
9
Рождение новой религии.
1
10
Мир ислама
1
II
РАСЦВЕТ СРЕДНЕВЕКОВЬЯ.
13
Феодальное общество.
3
11
Крестьяне и сеньоры
1
12
Рыцарство: на войне и у себя дома
1
13
Средневековая деревня
1
Средневековый город.
2
14
Возникновение и расцвет средневековых городов
1
15
Ремесло и торговля в средневековой Европе
1
Католическая церковь в XI-XIII вв.
3
16
Католическая церковь: путь к вершине могущества
1
17
Крестовые походы
1
18
Католическая церковь в борьбе с еретиками
1
Разные судьбы государств.
3
19
Франция: долгий путь к единству.
1
20
Англия: от нормандского завоевания до парламента.
1
21
Несбывшиеся надежды германских императоров.
1
Культура западной Европы.
2
22
Образование, наука, философия.
1
23
Архитектура Западной Европы XI-XIIIвв.
1
III
«ОСЕНЬ» СРЕДНЕВЕКОВЬЯ. Западная Европа в XIV - XV вв
6
24
Столетие бедствий.
1
25
Самая долгая война в истории
1
26
Трудный путь к торжеству королевской власти
1
27
Польша и Чехия: время расцвета.
1
28
Полумесяц против креста
1
29
Культура Западной Европы в XIV-XV веках
1
IV
ВДАЛИ ОТ ЕВРОПЫ.
Культуры и государства Азии.
3
30
Многоликая Индия
1
31
«Небесная империя».
1
32
Народы Азии и Африки.
1
33
Значение Средних веков в истории.
1
V
ВВЕДЕНИЕ. ИСТОРИЯ РОССИИ - ЧАСТЬ ВСЕМИРНОЙ ИСТОРИИ.
1
VI
РУСЬ ДРЕВНЯЯ.
9
Восточные славяне
1
Соседи восточных славян
1
Формирование Древнерусского государства
2
Первые киевские князья
1
Владимир Святославич.
Принятие христианства
1
Расцвет Древнерусского государства при Ярославе Мудром
2
Культура Древней Руси
1
Быт и нравы Древней Руси
1
Повторение по теме «Русь Древняя»
1
VII
ПОЛИТИЧЕСКАЯ РАЗДРОБЛЕННОСТЬ НА РУСИ.
Начало раздробления Древнерусского государства
1
Главные политические центры Руси
2
Нашествие с Востока
1
Борьба Руси с западными завоевателями.
1
Русь и Золотая Орда.
1
Русь и Литва
1
Культура русских земель в XII-XIII веках
1
VIII
РУСЬ МОСКОВСКАЯ
Предпосылки объединения русских земель. Усиление Московского княжества
1
Москва - центр борьбы с ордынским владычеством. Куликовская битва
1
Московское княжество и его соседи в конце XIV -середине XV века
1
Создание единого Русского государства и конец ордынского владычества
1
Московское государство в конце XV - начале XVI века
Церковь и государство в конце XV - начале XVI века
1
Реформы Избранной рады
1
Внешняя политика Ивана IV
1
Опричнина
1
Просвещение, устное народное творчество, литература в XIV-XVI веках
1
Архитектура и живопись в XIV-XVI веках
1
Быт XV-XVI веков
1
Итоговое повторение.
2
Резерв
1
ВСЕГО:
70
СОДЕРЖАНИЕ ТЕМ УЧЕБНОГО КУРСА
РАННЕЕ СРЕДНЕВЕКОВЬЕ.
Западная Европа в раннее Средневековье.
Великое переселение народов и образование германских королевств. Христианская
церковь в раннее Средневековье. Империя Карла Великого: возникновение, расцвет
и распад. Западная Европа в IX - XI веках. Культура раннего Средневековья.
Византия и славянский мир.
Территория и население. Особенности императорской власти. Расцвет при
Юстиниане. Взаимоотношения с Русью. Возникновение и отличительные черты
византийской культуры. Складывание славянских государств. Создание славянской
письменности.
Арабский мир в VI-XI вв.
Условия жизни и занятия арабов. Рождение новой религии. Возникновение
Халифата. Арабские завоевания. Расцвет науки, литературы, искусства.
РАСЦВЕТ СРЕДНЕВЕКОВЬЯ.
Феодальное общество.
Складывание нового устройства общества. Формирование зависимого
крестьянства. Феод и установление вассальных отношений. Сеньоры и вассалы.
Рыцарство. Воспитание, занятия и образ жизни рыцарей. Рыцарская культура.
Крестьяне и сеньоры. Повинности. Жизнь крестьянина. Натуральное хозяйство.
Средневековый город.
Причины возникновения и расцвета средневековых городов. Борьба городов с
сеньорами. Социальная структура города. Организация управления. Жизнь и быт
горожан. Средневековое ремесло. Цехи и их роль в жизни городов. Организация
торговли. Ярмарки. Возникновение банков. Новое в мировосприятии горожан.
Католическая церковь в XI-XIII вв.
Основы могущества церкви. Богатства церкви и их источники. Разделение
церквей. Католицизм и православие. Крестовые походы. Католическая церковь в
борьбе с еретиками.
Разные судьбы государств.
Начало объединения Франции. Укрепление королевской власти. Сословная
монархия. Нормандское завоевание в Англии. Могущество королевской власти.
Великая хартия вольностей. Английский парламент.
Новый этап борьбы империи и папства. Политика Фридриха I Барбароссы и
Фридриха II Гогенштауфена в Италии и в Германии. Возникновение Швейцарского
союза.
Культура западной Европы.
Образование и наука в эпоху расцвета Средневековья. Архитектура и искусство.
Романский и готический стили.
«ОСЕНЬ» СРЕДНЕВЕКОВЬЯ.
Западная Европа в XIV - XV вв.
Ухудшение условий жизни европейцев. Обострение противоречий между
сеньорами и крестьянами. Жакерия. Восстание Уота Тайлера. Столетняя война.
Жанна д Арк. Завершение объединения Франции. Война Алой и Белой розы в
Англии. Усиление королевской власти в Англии. Реконкиста. Возникновение
культуры Возрождения. Гуманизм и гуманисты.
Центральная и Юго-Восточная Европа в XIV-XV вв.
Польша в XIV -XV вв. Династическая уния Польши и Литвы. Расцвет Чехии. Ян
Гус. Гуситские войны. Страны Балканского полуострова. Усиление Османской
империи. Византия в поисках спасения.
ВДАЛИ ОТ ЕВРОПЫ.
Культуры и государства Азии.
Многоликая Индия. Китай и его соседи. Объединения монголов и создание
державы Чингисхана. Завоевания монголов. Распад монгольской державы.
Культуры и государства Африки и Америки.
Особенности развития Африки. Магриб и черная Африка. Государства Западного
Судана. Эфиопия. Освоение Америки. Майя, ацтеки, инки.
Итоговое повторение.
Значение Средневековья в мировой истории и культуре
ВВЕДЕНИЕ. ИСТОРИЯ РОССИИ - ЧАСТЬ ВСЕМИРНОЙ ИСТОРИИ.
Предмет изучения истории Отечества. Многонациональный характер государства.
Исторические источники. Вспомогательные исторические дисциплины.
РУСЬ ДРЕВНЯЯ.
Восточные славяне и Древняя Русь(VIII - первая треть XII вв.)
Восточные славяне и их соседи. Формирование Древнерусского государства. Первые
русские князья, их внутренняя и внешняя политика. Владимир Святославич.
Принятие христианства и его значение. Расцвет Древнерусского государства.
Культура и быт древней Руси.
РУСЬ СРЕДНЕВЕКОВАЯ.
Удельная Русь(XII - XIII вв.)
Начало раздробления Древнерусского государства. Главные политические центры
Руси. Нашествие монголо-татар. Борьба Северо-Западной Руси со шведской и
немецкой агрессией. Русь и Золотая Орда. Русские земли в составе Великого
княжества Литовского. Культура русских земель в XII -XIII вв.
Московская Русь( XIV - XVI вв. )
Москва центр собирания русских земель и борьбы с ордынским владычеством.
Куликовская битва. Московское княжество и его соседи в конце XIV - середине
XV вв. Феодальная война второй четверти XV века. Эпоха Ивана III. Церковь и
государство в XIV-XVI вв. Экономическое и политическое развитие Московского
государства. Реформы Избранной рады. Внешняя политика Ивана IV . Опричнина
. Культура и быт России в XIV-XVI вв.Московская Русь XIV-XVI вв.
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ.
В результате изучения истории ученик должен
Знать/понимать:
- основные этапы и ключевые события истории России и истории средних веков; выдающихся деятелей всеобщей истории;
- важнейшие достижения культуры и системы ценностей, сформировавшихся в ходе исторического развития;
- изученные виды исторических источников;
Уметь:
- соотносить даты событий истории России и всеобщей истории с веком; определять последовательность и длительность важнейших событий истории России и всеобщей истории;
- использовать текст исторического источника при ответе на вопросы, решении различных учебных задач; сравнивать свидетельства разных источников;
- показывать на исторической карте территории расселения народов, границы государств, города, места значительных исторических событий;
- рассказывать о важнейших исторических событиях и их участниках, показывая знания необходимых фактов, дат, терминов; давать описания исторических событий и памятников культуры на основе текста и иллюстративного материала учебника, фрагментов исторических источников; использовать приобретенные знания при написании творческих работ, отчетов об экскурсиях, рефератов;
- соотносить общие исторические процессы и отдельные факты; выявлять существенные черты исторических процессов, явлений и событий; группировать исторические явления и события по заданному признаку; объяснять смысл изученных исторических понятий и терминов, выявлять общность и различия сравниваемых исторических событий и явлений; определять на основе учебного материала причины и следствия важнейших исторических событий;
- объяснять свое отношение к наиболее значительным событиям и личностям истории России и всеобщей истории, достижениям отечественной и мировой культуры;
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- понимания исторических причин и исторического значения событий и явлений;
- высказывания собственных суждений об историческом наследии народов мира;
-объяснения исторически сложившихся норм социального поведения;
- использования знаний об историческом пути и традициях народов мира в общении с людьми другой культуры, национальной и религиозной принадлежности.
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ.
1.Ведюшкин В.А.; под ред. ЧубарьянаА.О. История средних веков. Учебник для 6
класса.
2. Арсланова О.В., Соловьев К.А. История Средних веков. 6 класс: Методическое
пособие для учителя. - М.: ВАКО,2009
3.Бороздина Г.А. История России. 6-9 классы :развернутое тематическое
планирование по учебникам А.А. Данилова, Л.Г.Косулиной «История России».-
Волгоград: Учитель,2012.
4.Данилов А.А., Косулина Л.Г. История России с древнейших времен до конца XVI
века. Учебник для 6 класса. - М.: Просвещение,2012
5.Давыдова О.В.Тесты по истории Средних веков. 6 класс.- М.: «Экзамен»,2009.
6.Донской Г.М. Задания для самостоятельной работы по истории средних веков:6
класс: Пособие для учителя. - М.: Просвещение,2013.
7.Жукова Л.В. Контрольные и проверочные работы по истории.5-9 кл.: Методическое
пособие.- М.: Дрофа,2009.
8.Колесниченко Н.Ю. История России с древнейших времен до конца XVI
века. 6 класс: Поурочные разработки. -.Волгоград:Учитель,2012.
9.Смирнов С.Г. Задачник по истории России. - М.: МИРОС - Международные
отношения,2007.
10.Фадеева Д.А. Контрольные и проверочные работы по истории.5-9 кл.: пособие для
учителя.- М.: Просвещение,2014.
11.Шаповал В.В. Дидактические материалы по истории России с древнейших времен
до конца XVI века: 6 класс. - М.: Экзамен,2014.
12.Ресурсы интернета.
МАТАРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
- Демонстрационные картины по истории Древнего мира
- Карты
- Видеофильмы и DVD.
- Ноутбук
- Диски
Подпись учителя