• Преподавателю
  • История
  • Исследовательская работа История создания детского подросткого шахматного клуба «Пешечка»

Исследовательская работа История создания детского подросткого шахматного клуба «Пешечка»

Раздел История
Класс 8 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Исследовательская работа на тему:


История создания детского подросткого шахматного клуба «Пешечка»



Сведения об авторе:

Титов Максим Иванович, МБОУ «Кугеевская ООШ»,

Мариинско -Посадский район»,8 класс

Научный руководитель:

Титова Алена Петровна,

учитель истории МБОУ «Кугеевская ООШ»






ВВЕДЕНИЕ

«… без шахмат нельзя себе представить воспитание умственных способностей и памяти…»

В. Сухомлинский

В настоящее время стали все больше говорить о возрождении шахматных клубов в общеобразовательных учреждениях. Шахматы - это и спорт, и искусство, и наука. Каждый находит в них что-то свое. Это и активный культурный отдых, и спорт, который дает возможность помериться силами. Кто больше знает и умеет, кто трудолюбивее, сообразительнее, талантливее, тот и побеждает.

Актуальность работы: Без прошлого не может быть будущего. Моя исследовательская работа носит информационный характер. Она является актуальной, потому что каждый гражданин России должен знать историю страны, а особенно историю малой родины. Во все времена, в далекие прошлые и в настоящие современные, шахматы привлекали и привлекают к себе большое внимание, как детей, так и взрослых. Мудрость, увлекательность и спортивный азарт этой игры никогда не позволят ей стать неинтересным и скучным занятием. Шахматы были, есть и будут всегда!

Цели:

- узнать немного историю шахмат - когда возникли шахматы, что означает само слово «шахматы».

- изучить историю создания детского подросткого шахматного клуба «Пешечка»

Задачи:

- прочитать и изучить информацию, касающуюся происхождения шахмат;

- изучить архивные материалы детского подросткого шахматного клуба «Пешечка»

- провести анкетирование и выяснить, почему надо дружить с шахматами;

-сделать выводы и рекомендации

Предмет исследования: детский подростковый шахматный клуб «Пешечка»

Объект исследования: деятельность клуба «Пешечка»

Источниками исследовательской работы стали:

- воспоминания, материалы из личного архива семьи Тимофеева В.П.

- материалы районной газеты «Ленин ялаве», «Танташ », «Советская Чувашия»;

- воспоминания членов клуба «Пешечка»

Методы:

- метод теоретического исследования

- метод анкетирования

- интервьюирование.

Теоретическая и практическая значимость данной работы определяется тем, что результаты могут быть использованы на экскурсиях по музею клуба «Пешечка», на классных часах и уроках по изучению родного края.

1. История возникновения шахмат.

Слово шахматы в переводе с персидского языка означает властитель умер. Шахматы - это игра 32-мя фигурами (по 16 белого и черного цветов) на 64-клеточной доске двух соперников. Цель данной игры - поставить мат королю противника.

Древняя игра шахматы берет свое начало в Индии и имеет многовековую историю. Она сочетает в себе элементы науки, искусства и спорта, способствует развитию фантазии и концентрации внимания, воспитанию характера и воли, приучает логически мыслить. По свидетельству археологических раскопок игры, связанные с передвижением фишек на доске были известные еще в 3-4 веках до нашей эры. На Руси и в Болгарии игра стала известна примерно в 10-12 веках. Раньше игра в шахматы приравнивалась к азартным играм таким как в кости и со стороны церкви считалась бесовским наваждением, но постепенно становилась все более и более популярной не только среди феодальной знати, но и народа.

В 16-17 века наибольшее распространение шахматы получили в Италии, где и возникла первая шахматная школа.

В 18 веке центром шахматной жизни стала Франция, шахматный маэстро того времени Ф. Филидор написал книгу «Анализ шахматной игры» в которой было определено и время для партий.

В 19 веке новый вклад в развитие шахмат внесли Пол Морфи (лучший американский шахматист мира) и Александр Попов (первый русский мастер). Они предложили новую стратегию игры.[6]

В 20 веке возникло новое течение в шахматах - гипермодернизм - предложение оригинальных путей в борьбе за победу. С начала 1930 годов более важную роль в развитии шахмат играет советская школа, представители которой творчески развили и углубили теорию и практику шахматной игры. Среди ее достижений являлась разработка научно-обоснованного метода подготовки к соревнованиям. Основателем этого метода являлся Михаил Ботвинник.

Шахматы - это не только спорт, искусство и наука, но и отличное средство для развития мышления. Еще Сухомлинский (великий русский педагог) в своей работе «Сердце отдаю детям» писал: «Игра в шахматы должна войти в жизнь начальной школы как один из элементов умственной культуры». [5] Влияние шахмат на ранее развитие детей доказано многочисленными исследованиями психологов. В Венесуэле провели тестирование учащихся двух школ, в одной из которых шахматы были включены в школьную программу, общий уровень знаний по всем предметам у школьников-шахматистов оказался значительно выше. Подобные эксперименты проводились и в других странах, результат оказался такой же.[2]

Доказано, что шахматы развивают память, логическое мышление, воображение, вырабатывают усидчивость, внимательность, целеустремленность, а также способность принимать решения в условиях неопределенности и отвечать за них, а значит и самостоятельность. Шахматы учат правильно относиться к неудачам и ошибкам - анализировать причины, делать выводы.

2. История создания детского подросткого шахматного клуба «Пешечка»

Подростковый клуб был открыт на основании Постановления Президиума областного комитета профсоюзов работников АПК протоколом №6 заседания профсоюзного комитета совхоза «Кугеевский» от 3 мая 1988 года. Директором детского клуба назначили кандидата в мастера спорта по шахматам водителя совхоза Тимофеева Валерия Павловича. Из Приказа №1 по детско-подростковому клубу совхоза «Кугеевский» от 10 мая 1988 года видно, что работу клуб начал с 10 мая 1988 году одновременно в Кугеевской средней и Шанарской восьмилетней школе. Первыми работниками этого клуба были Вотяков Орест Владимирович - руководитель кружков, Афанасьев Владислав Георгиевич - тренер по спорту, Титова Галина Николаевна - бухгалтер. Договор на создание клуба был подписан между председателем профкома совхоза «Кугеевский» В.Н. Соколовым, директором совхоза Ю. А. Николаевым и директором школы Г.И.Федоровой 3 мая 1988 году.( Приложение1)

Директор ТимофеевВ.П. очень серьезно относился к своей работе. Сразу же был составлен совет клуба и комплектование групп для занятий кружков и секций. Посещающих было много: легкая атлетика - 154, щахматы - 110, шашки - 80 учащихся.

Обучение по всем кружкам проводилась в соответствии с программой обучения утвержденным Министерством просвещения СССР. Для всех кружков составлен план работы по месяцам, году. Некоторые разделы опережают по индивидуальным способностям ребят со сроками.

Составлены списки посещаемых, разработаны графики выездных и школьных соревнований.

Учащиеся школы с удовольствием посещали занятия клуба. И их старания не оказались напрасны. Вместе с директором они всегда участвовали в районных, республиканских соревнованиях. Об этом свидетельствуют публикации из газет. Являясь внештатным корреспондентом районной газеты «Ленин ялаве», Тимофеев В.П. освещал успехи членов кружка в своих статьях. (Приложение2)

Один из воспитанников, Кудянов А.А., после школы окончил Канашское педагогическое училище, был кандидатом мастера спорта по шахматам.

Из-за сложных финансовых трудностей клуб «Пешечка» перестал работать 2001 году.

3. Память

Сегодня в нашей школе существует музей детского подросткого шахматного клуба «Пешечка». Он был открыт 3 мая 2013 году по инициативе сына, бывшего директора Тимофеева В.П., Тимофеевым А.В. В музее можно познакомиться с архивными документами, наградами, увидеть фотографии прошлых лет, с семейными реликвиями Тимофеева В.П. (Приложение 3)

Ежегодно Тимофеев А.В. в школе проводит турнир между учащимися по шахматам и шашкам. Большинство участников - это мальчики. Мы с братом каждый год участвуем и занимаем призовые места. Нас научил играть в шахматы отец - Титов И. И., который в свое время был членом кружка. Сегодня шахматы - это любимая игра нашей семьи. Она помогает нам в учебе, так как шахматы расширяет кругозор, учит думать, быть внимательным, запоминать, сравнивать, обобщать, предвидеть результаты своей деятельности. Развивает изобретательность и логическое мышление.

Я встретился с членами шахматного клуба «Пешечка» и провел интервью. Вот как они отзываются о годах посещения кружка:

Исаева Л.В.

« Я начала посещать шахматный кружок «Пешечка» с 1 класса. Почти все ученики нашего класса с удовольствием ходили на занятия. Несмотря на возраст с малых лет мы ездили в Чебоксары и соревновались со взрослыми. Иногда даже побеждали. Шахматы воспитали во мне усидчивость, умение принимать обдуманные решения»

Мешков В.А.

« С первого дня я стал посещать занятия в кружке. В это время учился уже в 8 классе. Игра меня сразу увлекла. Я даже получил 2 разряд по шахматам. Думаю, что эти занятия мне помогли и в учебе: школу я закончил на отлично, потом получил высшее юридическое образование. О шахматах я никогда не забывал: в свободное время сейчас обучаю играть своего сына. Ведь шахматы - это спорт, который позволяет самоутвердиться. Дети, занимающиеся шахматами, более уверены в себе, более критически относятся к своему уровню знаний и подготовки, что позволяет им более реально подойти к выбору профессии. Хочется выразить огромное спасибо нашему тренеру Тимофееву В.П. Надеюсь, что и в настоящее время руководство школы найдет средства на возобновление деятельности этого кружка»

Николаева О.П.

« В то время все ученики нашей школы посещали кружок шахмат и шашек, и я не была исключением. Тимофеев В.П. часто проводил соревнования в честь памятных дат, даже в честь именинников членов кружка. Никогда не оставлял без внимания участников турнира. В грамотах писал все победные партии. Он очень интересовался фотографиями. Все игры старался запечатлеть на снимках. Водил нас на разные районные и республиканские соревнования, где мы старались показать не только свои способности по шахматам, но и осмотреть достопримечательности этих мест. После школы я закончила Канашское педагогическое училище, затем получила высшее образование. Некоторое время в родной школе я поработала руководителем клуба «Пешечка». Дети всегда с увлечением играли в эту игру.»

Из этих высказываний можно сделать вывод о том, что шашки и шахматы это очень увлекательные игры. Тогда я решил узнать от учащихся нашей школы, как они относятся к этой игре.

4. Анкетирование «Популярность шахмат среди обучающихся МБОУ «Кугеевская ООШ»

Для изучения популярности шахмат среди учащихся школы было проведено анкетирование. (Приложение 4)

В анкетировании принимали участие 40 учащихся нашей школы.

  1. Играешь ли ты в шахматы?

Исследовательская работа История создания детского подросткого шахматного клуба «Пешечка»

Вывод: большинство учащихся умеют играть в шахматы.

  1. Умеют ли играть твои родные?

Исследовательская работа История создания детского подросткого шахматного клуба «Пешечка»

Вывод: большинство родственников умеют играть в шахматы.

  1. Как часто ты играешь в шахматы?

- каждый день - 11 %;

- 2-3 раза в неделю - 29%;

- 1 раз в неделю - 14 %;

- редко играю - 10 %;

- не играю - 36 %.

Вывод: треть детей 2-3 раза в неделю играют в шахматы.

7. Нужно ли учить детей 8. Есть ли у тебя желание учиться

шахматам в школе? играть в шахматы?

Исследовательская работа История создания детского подросткого шахматного клуба «Пешечка»Исследовательская работа История создания детского подросткого шахматного клуба «Пешечка»

Вывод: почти все дети с большой охотой и желанием будут учиться играть в шахматы на специальных уроках.

Таким образом, видно, что популярность шахмат среди учеников нашей школы велика. В них играют как взрослые, так и дети.

Заключение

У времени есть своя память - история. Сохраняя историю малой Родины, мы сохраняем и приумножаем историю великой России.

В результате своей работы я пришёл к следующим выводам:

- на основании литературных источников изучил историю шахмат.

-шахматы - это не только увлекательная игра, доставляющая много радости, но и средство развития памяти, воображения, сообразительности, мышления, что напрямую связано с успехами в учебе. Многие члены клуба «Пешечка» высказывают связь умения игры в шахматы с успехами в учебе.

-популярность шахмат среди учеников нашей школы велика. В них играют как родители, так и дети. Поэтому я советую всем играть в шахматы: дома, в гостях и в школе на переменах. А учиться игре в шахматы нужно у тренера.

- по данным исследованиям я выяснил, что большинство учеников нашей школы всё-таки занимаются шахматами. Жалко, что в школе нет сегодня клуба, где тренер бы обучал детей этой увлекательной игре. Хочется надеться, что взрослые обратят внимание на эту проблему.


ЛИТЕРАТУРА:

  1. Гик Л.Я. Шахматный калейдоскоп. М: Наука 1981 г.

  2. Гришин В.Г. Малыши играют в шахматы. М: Просвещение. 1991 г.

  3. Журавлев Н.И. Шаг за шагом. М: Физкультура и спорт. 1986 г.

  4. Савчук Л.Л. Программа «Шахматы». Апатиты.2005 г.

  5. Сухомлинский В.А. Сердце отдаю детям. Кишинев: Лунина. 1978 г.

  6. Малов В.И. Я познаю мир. Детская энциклопедия. Москва «Астрель» 2003г.










Приложение 1

Исследовательская работа История создания детского подросткого шахматного клуба «Пешечка»

Исследовательская работа История создания детского подросткого шахматного клуба «Пешечка»



Приложение 2

Исследовательская работа История создания детского подросткого шахматного клуба «Пешечка»

Исследовательская работа История создания детского подросткого шахматного клуба «Пешечка»Исследовательская работа История создания детского подросткого шахматного клуба «Пешечка»




Приложение 3

Фотографии с музея клуба «Пешечка»

Исследовательская работа История создания детского подросткого шахматного клуба «Пешечка»

Исследовательская работа История создания детского подросткого шахматного клуба «Пешечка»Исследовательская работа История создания детского подросткого шахматного клуба «Пешечка»Исследовательская работа История создания детского подросткого шахматного клуба «Пешечка»

Исследовательская работа История создания детского подросткого шахматного клуба «Пешечка»Исследовательская работа История создания детского подросткого шахматного клуба «Пешечка»




Приложение 4

Анкетирование «Популярность шахмат среди обучающихся МБОУ «Кугеевская ООШ»

Фамилия, имя ______________________________________ Класс ________

  1. Играешь ли ты в шахматы? __________________________________________

  2. Умеют ли играть родные? ____________________________________________

  3. Как часто ты играешь в шахматы? _____________________________________

  4. Как ты считаешь: шахматы - это спорт или развлечение? _________________

  5. Шахматы развивают ум и логику? _____________________________________

  6. Нужны ли специальные способности, чтобы играть в шахматы? ___________

__________________________________________________________________

  1. Нужно ли учить детей шахматам в школе? _____________________________

  2. Есть ли у тебя желание учиться играть в шахматы? ______________________




























© 2010-2022