Рабочая программа по истории

Раздел История
Класс 6 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:








______________________________________________________________________________


Рабочая программа

по истории

для 6 класса

6 класс - 68 часов


















Составитель программы:

Пикалова Дарья Игоревна,

учитель истории


Новокузнецк

2016


Планируемые результаты освоения предмета история:

предметные, метапредметные, личностные


ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ


6

Средневековье

Введение


5 класс

6 класс

7 класс

8 класс

9 класс

Ученик научит-ся

• определять место Средневековья на ленте времени;

• характеризовать источники, рассказывающие о средневековой эпохе.




Ученик получит возможность научиться

• объяснять хронологические рамки Средневековья;

• приводить примеры исторических источников, рассказывающих о средневековой эпохе.




7

Раннее Средневековье


5 класс

6 класс

7 класс

8 класс

9 класс

Ученик научит-ся


  • показывать на карте направления перемещения германцев, гуннов и других племён, территории варварских королевств, европейских государств Раннего Средневековья, Византийской империи, населённые и завоёванные арабами;

  • раскрывать значение понятий «соседская община», «вождь», «дружина», «король», «римский папа», «епископ», «монах», «василевс», «кодекс», «фреска», «мозаика», «ислам», «Коран», «мусульманин», «халифат»;

  • указывать хронологические рамки важнейших событий Раннего Средневековья;

  • рассказывать об общественном строе германских народов в Раннее Средневековье, о занятиях и образе жизни арабских племён, об управлении Византийской империей;

  • составлять характеристику Карла Великого, императора Юстиниана, Мухаммеда;

  • называть и характеризовать достижения культуры германских государств в Раннее Средневековье, Византийской империи и Арабского халифата.




Ученик получит возможность научиться

• разъяснять причины и значение распространения христианства в Раннее Средневековье;

• высказывать своё суждение о памятниках культуры Раннего Средневековья Европы, Византийской империи, арабов;

• характеризовать положение и особенности жизни различных народов, входивших в Арабский халифат;

• объяснять причины и следствия арабских завоеваний;

• характеризовать вклад арабской культуры в развитие мировой культуры.




8

Зрелое Средневековье


5 класс

6 класс

7 класс

8 класс

9 класс

Ученик научит-ся

• показывать на карте направления Крестовых походов, территории централизованных государств, направления наступления турок-османов;

• рассказывать о жизни представителей различных сословий средневекового общества - рыцарей, крестьян, ремесленников, торговцев и др.;

• раскрывать значение понятий и терминов «феодал», «сеньор», «вассал», «рыцарь», «сословие», «цех», «гильдия», «католицизм», «православие», «Крестовые походы», «еретик», «инквизиция», «парламент», «хартия», «Реконкиста», «гусит», «университет», «схоластика», «эпос», «романский стиль», «готика», «гуманизм», «Возрождение»;

• характеризовать положение деятельность церкви в средневековой Европе;

• называть силы, выступавшие за сильную централизованную власть и против неё;

• составлять характеристику известных исторических личностей (Жанны д'Арк, Яна Гуса и др.)

• рассказывать о социальных выступлениях в средневековой Европе, указывать их хронологические рамки;

• называть централизованные государства и хронологические рамки их создания;

• рассказывать о Крестовых походах;

• характеризовать представления средневековых европейцев о мире, образование в средневековых школах и университетах;

• представлять описание памятников средневековой культуры.




Ученик получит возможность научиться

• высказывать оценочные суждения о сущности и последствиях крестовых походов, о значении идей гуманизма и Возрождения для развития европейского общества;

• объяснять причины выступления социальных сил за и против сильной центральной власти;

• систематизировать материал об образовании централизованных государств в средневековой Европе;

• объяснять причины ослабления и падения Византийской империи;

• характеризовать причины и итоги социальных выступлений в средневековой Европе;

• характеризовать назначение и художественные особенности памятников средневековой культуры.




9

Страны Востока в Средние века


5 класс

6 класс

7 класс

8 класс

9 класс

Ученик научит-ся

• показывать на карте направления завоеваний монголов, тюрок и территории созданных ими государств;

• раскрывать значение понятий «хан», «орда», «сёгун», «самурай», «каста»;

• рассказывать о положении различных групп населения в странах Востока.




Ученик получит возможность научиться

• характеризовать общественное устройство государств Востока в Средние века, отношения власти и подданных, систему управления;

• представлять описание, характеристику памятников культуры народов Востока.




10

Народы Америки в Средние века


5 класс

6 класс

7 класс

8 класс

9 класс

Ученик научит-ся

• показывать на карте древние государства Америки;

• рассказывать о культуре, верованиях народов Центральной и Южной Америки.




Ученик получит возможность научиться

• сравнивать особенности общественно-политического и хозяйственного устройства жизни народов Центральной и Южной Америки.




11

Древняя и Средневековая Русь

Введение


5 класс

6 класс

7 класс

8 класс

9 класс

Ученик научит-ся

• называть источники по российской истории, указывать их хронологические рамки;

• показывать на карте территорию расположения современной России;

• рассказывать об особенностях геополитического положения России.




Ученик получит возможность научиться

• характеризовать источники по российской истории;

• объяснять своеобразие геополитического положения России.




12

Народы и государства на территории нашей страны в древности


5 класс

6 класс

7 класс

8 класс

9 класс

Ученик научит-ся

• показывать на карте расселение древнего человека на территории России, древние государства Поволжья, Кавказа и Северного Причерноморья;

• описывать условия жизни, занятия, верования земледельческих и кочевых племён, народов древних государств.




Ученик получит возможность научиться

• приводить примеры межэтнических контактов и взаимодействий.




13

Древняя Русь в VIII-XII вв.


5 класс

6 класс

7 класс

8 класс

9 класс

Ученик научит-ся

• показывать на карте территории расселения восточных славян, Древней Руси, главные торговые пути, крупные города, походы князей;

• характеризовать природные условия, занятия восточных славян;

• раскрывать значение понятий и терминов «князь», «дружина», «государство», «полюдье», «уроки», «погосты»;

• описывать жизнь и быт, верования восточных славян;

• называть время образования Древнерусского государства;

• приводить примеры взаимоотношений Древней Руси с соседними племенами и государствами;

• рассказывать о положении отдельных групп населения Древней Руси, используя отрывки из Русской Правды и «Устава» Владимира Мономаха;

• называть органы управления Древней Руси;

• рассказывать о принятии христианства, о развитии культуры Древней Руси;

• составлять исторический портрет Ярослава Мудрого, Владимира Мономаха.




Ученик получит возможность научиться

• раскрывать причины образования Древнерусского государства;

• составлять хронологическую таблицу о деятельности первых русских князей на основании отрывков из «Повести временных лет»;

• давать оценку значения принятия христианства;

• характеризовать политический строй Древней Руси, внутреннюю и внешнюю политику русских князей в конце Х - начале XII в.;

• описывать памятники древнерусского зодчества (Софийские соборы в Киеве и Новгороде) и древнерусской живописи (фрески, мозаики, иконы), предметы декоративно-прикладного искусства;

• высказывать суждения о значении наследия Древней Руси для современного общества.




14

Русь удельная


5 класс

6 класс

7 класс

8 класс

9 класс

Ученик научит-ся

• показывать на карте территории крупнейших политических центров Руси, места важнейших сражений, походы монголо-татар по Русским землям;

• называть хронологические рамки периоды раздробленности, даты важнейших сражений;

• раскрывать значение понятий и терминов «политическая раздробленность», «посадник», «республика», «монархия», «иго»;

• характеризовать особенности географического положения, экономического и социально-политического развития земель;

• рассказывать по карте-схеме о Невской битве, Ледовом побоище;

• рассказывать о сопротивлении русских городов нашествию Батыя;

• характеризовать повинности населения Руси в пользу Золотой Орды;

• составлять характеристику Александра Невского.




Ученик получит возможность научиться

• объяснять причины и последствия раздробленности;

• объяснять, в чём выражалась зависимость русских земель от Золотой Орды;

• оценивать основные события и явления истории Удельной Руси;

• характеризовать общие черты и особенности раздробленности на Руси и в Западной Европе.




15

Московская Русь в XIV - XV вв.


5 класс

6 класс

7 класс

8 класс

9 класс

Ученик научит-ся

• показывать на карте территорию Северо-Восточной Руси, основные центры собирания русских земель, рост территории Московского княжества, места важнейших сражений (Куликовская битва, Великое стояние на р. Угре);

• раскрывать значение понятий и терминов «централизованное государство», «ересь», «крепостное право», «вотчина», «поместье», «местничество», «Москва - Третий Рим»;

• рассказывать о Куликовской битве;

• указывать хронологические рамки процесса становления единого Русского государства, даты важнейших сражений, феодальной войны, издания Судебника Ивана III;

• характеризовать отношения Москвы с Литвой и Ордой;

• характеризовать взаимоотношения православной церкви с великокняжеской властью;

• рассказывать о положении крестьян, опираясь на отрывки из Судебника 1497 г.;

• описывать памятники культуры, предметы быта;

• составлять характеристику Ивана Калиты, Дмитрия Донского, Ивана III.




Ученик получит возможность научиться

• раскрывать причины и следствия объединения русских земель вокруг Москвы;

• высказывать и аргументировать оценку деятельности Ивана Калиты, Дмитрия Донского, Сергия Радонежского, Ивана III, Нила Сорского, Иосифа Волоцкого;

• раскрывать значение Куликовской битвы;

• объяснять причины и последствия феодальной войны;

• объяснять значение создания единого Русского государства;

• характеризовать изменения в политическом строе Руси, системе управления страной;

• сравнивать поместное и вотчинное землевладение;

• раскрывать роль православной церкви в становлении и развитии российской государственности;

• систематизировать данные о достижениях культуры Руси в XIV вв.;

• сопоставлять факты образования централизованных государств на Руси и в странах Западной Европы, выявлять общее и особенное.





Планируемые результаты формирования личностных универсальных учебных действий

В рамках когнитивного компонента будут сформированы:

• историко-географический образ, включая представление о территории и границах России, её географических особенностях; знание основных исторических событий развития государственности и общества; знание истории и географии края, его достижений и культурных традиций;

• образ социально-политического устройства - представление о государственной организации России, знание государственной символики (герб, флаг, гимн), знание государственных праздников;

• знание положений Конституции РФ, основных прав и обязанностей гражданина, ориентация в правовом пространстве государственно-общественных отношений;

• знание о своей этнической принадлежности, освоение национальных ценностей, традиций, культуры, знание о народах и этнических группах России;

• освоение общекультурного наследия России и общемирового культурного наследия;

• ориентация в системе моральных норм и ценностей и их иерархизация, понимание конвенционального характера морали;

• основы социально-критического мышления, ориентация в особенностях социальных отношений и взаимодействий, установление взаимосвязи между общественными и политическими событиями;

• экологическое сознание, признание высокой ценности жизни во всех её проявлениях; знание основных принципов и правил отношения к природе; знание основ здорового образа жизни и здоровьесберегающих технологий; правил поведения в чрезвычайных ситуациях.

В рамках ценностного и эмоционального компонентов будут сформированы:

• гражданский патриотизм, любовь к Родине, чувство гордости за свою страну;

• уважение к истории, культурным и историческим памятникам;

• эмоционально положительное принятие своей этнической идентичности;

• уважение к другим народам России и мира и принятие их, межэтническая толерантность, готовность к равноправному сотрудничеству;

• уважение к личности и её достоинству, доброжелательное отношение к окружающим, нетерпимость к любым видам насилия и готовность противостоять им;

• уважение к ценностям семьи, любовь к природе, признание ценности здоровья, своего и других людей, оптимизм в восприятии мира;

• потребность в самовыражении и самореализации, социальном признании;

• позитивная моральная самооценка и моральные чувства - чувство гордости при следовании моральным нормам, переживание стыда и вины при их нарушении.

В рамках деятельностного (поведенческого) компонента будут сформированы:

• готовность и способность к участию в школьном самоуправлении в пределах возрастных компетенций (дежурство в школе и классе, участие в детских и молодёжных общественных организациях, школьных и внешкольных мероприятиях);

• готовность и способность к выполнению норм и требований школьной жизни, прав и обязанностей ученика;

• умение вести диалог на основе равноправных отношений и взаимного уважения и принятия; умение конструктивно разрешать конфликты;

• готовность и способность к выполнению моральных норм в отношении взрослых и сверстников в школе, дома, во внеучебных видах деятельности;

• потребность в участии в общественной жизни ближайшего социального окружения, общественно полезной деятельности;

• умение строить жизненные планы с учётом конкретных социально-исторических, политических и экономических условий;

• устойчивый познавательный интерес и становление смыслообразующей функции познавательного мотива;

• готовность к выбору профильного образования.

Личностные (социальные) компетентности связаны с социальными пробами и приобретением школьниками положительного социального опыта. Этот опыт приобретается субъектом в собственной деятельности по решению общественно-значимых задач, по осознанию своих социальных позиций и социальных коммуникаций. Такой опыт предполагает наличие способностей одновременно понимать, объяснять и действовать как в сфере определенной социальной компетентности, так и на межкомпетентностном уровне.

Выпускник получит возможность для формирования:

• выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации и интереса к учению;

• готовности к самообразованию и самовоспитанию;

• адекватной позитивной самооценки и Я-концепции;

• компетентности в реализации основ гражданской идентичности в поступках и деятельности;

• морального сознания на конвенциональном уровне, способности к решению моральных дилемм на основе учёта позиций участников дилеммы, ориентации на их мотивы и чувства; устойчивое следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям;

• эмпатии как осознанного понимания и сопереживания чувствам других, выражающейся в поступках, направленных на помощь и обеспечение благополучия.

В этом смысле мы можем говорить об осмысленном и ответственном построении личной жизненной траектории. Это:

  • образовательная самостоятельность, подразумевающая умения школьника создавать средства для собственного продвижения, развития;

  • образовательная инициатива - умение выстраивать свою образовательную траекторию, умение создавать необходимые для собственного развития ситуации и адекватно их реализовать;

  • образовательная ответственность - умение принимать для себя решения о готовности действовать в определенных нестандартных ситуациях.

Планируемые результаты освоения междисциплинарной программы МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ

выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями реализации;

определять последовательность промежуточных целей и соответствующих им действий с учётом конечного результата;

выполнять учебные действия в умственной, громкоречевой формах;

различать способ и результат действия;

осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;

устанавливать соответствие полученного результата поставленной цели;

выделять и формулировать то, что усвоено и что нужно усвоить, определять качество и уровень усвоения;

стабилизация эмоционального состояния для решения различных задач;

адекватно воспринимать предложения учителей, товарищей, родителей и других людей по исправлению допущенных ошибок;

вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта сделанных ошибок.

Выпускник получит возможность научиться:

  • ставить новые учебные задачи;

  • адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности;

  • выполнять учебные действия в материализованной, гипермедийной формах;

  • предвосхищать результат;

  • предвидеть уровень усвоения знаний;

  • предвидеть возможности получения конкретного результата при решении задачи;

  • сравнивать способ действия и его результат с заданным эталоном с целью обнаружения отклонения от эталона;

  • соотносить правильность выбора, планирования, выполнения и результата с требованиями конкретной задачи;

  • концентрация воли для преодоления интеллектуальных затруднений и физических препятствий;

  • вносить необходимые дополнения и изменения в план и способ действий в случае расхождения эталона, реального действия и его результата.

Познавательные

Выпускник научится:

  • ориентироваться в разнообразии способов решения задач;

  • самостоятельно создавать алгоритмы деятельности при решении проблем различного характера;

  • осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной формах;

  • осуществлять смысловое чтение;

  • использовать знаково-символические средства, в том числе модели и схемы;

  • поиск и выделение необходимой информации из различных источников в разных формах (текст, рисунок, таблица, диаграмма, ИКТ);

  • обработка информации (определение основной и второстепенной информации);

  • анализ информации;

  • интерпретация информации (структурировать, переводить сплошной текст в таблицу, презентовать полученную информацию, в том числе с помощью ИКТ);

  • представлять результаты решения творческих задач в форме сообщения, эссе, презентации, реферата и т.д.

Выпускник получит возможность научиться:

  • выбирать наиболее эффективные способы решения задач;

  • ставить и формулировать проблемы;

  • осознанно и произвольно строить сообщения творческого и исследовательского характера;

  • создавать и преобразовывать модели и схемы;

  • обобщать информацию;

  • классифицировать по заданным параметрам;

  • оценивать информацию (критически и на достоверность).

Коммуникативные

Выпускник научится:

  • ставить и задавать вопросы;

  • строить понятные для партнёра высказывания;

  • строить монологическое высказывание;

  • договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности;

  • адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;

  • разрешать конфликты на основе учёта интересов и позиций всех участников.

Выпускник получит возможность научиться:

  • предлагать помощь и сотрудничество;

  • проявлять активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач;

  • определять цели, функции участников, способы взаимодействия;

  • определять общую цель и пути её достижения;

  • аргументировать свою позицию и координировать её с позициями партнёров при выработке общего решения;

  • вести устный и письменный диалог в соответствии с этическими правилами его ведения;

  • прогнозировать возникновение конфликтов при наличии разных точек зрения;

  • координировать и принимать различные позиции во взаимодействии.

Настоящая программа составлена на основе учебников издательства «Вентана-Граф» для 6 класса (Искровская Л.В. История средних веков) и издательства «Просвещение» 6 кл. (История России под ред. А.В. Торкунова)







Содержание учебного предмета история

6 класс


Раздел I. История Средних веков. (34 часа)

Введение (1 час)

Понятие «Средние века». Хронологические рамки Средневековья. Источники по истории средних веков.

Тема 1. Раннее Средневековье. (16 часов)

На пороге Средневековья. Великое переселение народов. Падение западной Римской империи. Образование варварских королевств.

Народы Европы в раннее Средневековье. Франки: расселение, занятия, общественное устройство. Законы франков; «Салическая правда».

Держава Каролингов: этапы формирования; короли и подданные. Карл Великий. Распад Каролингской империи.

Образование государств во Франции, Германии, Италии. Священная Римская империя. Британия и Ирландия в раннее Средневековье. Норманны: общественный строй, завоевания. Ранние славянские государства.

Складывание феодальных отношений в странах Европы. Христианизация Европы. Светские правители и папы. Культура раннего Средневековья.

Византийская империя в IV - XI вв.: территория, хозяйство, управление. Византийские императоры; Юстиниан. Кодификация законов. Власть императора и церковь. Внешняя политика Византии, отношения с соседями, вторжения славян и арабов. Культура Византии.

Арабы в VI - XI вв. Расселение, занятия арабских племён. Возникновение и распространение ислама. Завоевания арабов. Арабский халифат, его расцвет и распад. Арабская культура.

Тема 2. Зрелое Средневековье. (11 часов)

Средневековое европейское общество. Аграрное производство. Феодальное землевладение. Феодальная иерархия. Знать и рыцарство: социальный статус, образ жизни. Крестьянство: феодальная зависимость, повинности, условия жизни. Крестьянская община.

Города - центры ремесла, торговли и культуры. Городские сословия. Цехи и гильдии. Городское управление. Борьба городов и сеньоров. Средневековые города-республики. Облик средневековых городов. Жизнь и быт горожан.

Церковь и духовенство. Разделение христианства на католицизм и православие. Отношения светских правителей и церкви. Крестовые походы: цели, участники, результаты. Духовно-рыцарские ордена. Ереси: причины возникновения и распространения. Преследование еретиков.

Государства Европы в XII - XV вв. Усиление королевской власти в странах Западной Европы. Сословно-представительная монархия. Образование централизованных государств в Англии, Франции. Столетняя война; Жанна д'Арк. Германские государства в XII - XV вв. Реконкиста и образование централизованных государств на Пиренейском полуострове. Итальянские республики в XII - XV вв.

Экономическое и социальное развитие европейских стран. Обострение социальных противоречий в XIV в. (Жакерия, восстание Уота Тайлера). Гуситское движение в Чехии.

Византийская империя. Ослабление империи. Вторжение турок-османов на Балканы. Падение Византии.

Культура средневековой Европы. Представления средневекового человека о мире. Место религии в жизни человека и общества. Образование: школы и университеты. Сословный характер культуры. Средневековый эпос. Рыцарская литература. Городской и крестьянский фольклор. Романский и готический стили в художественной культуре. Развитие знаний о природе и человеке. Гуманизм. Раннее возрождение: художники и их творения.

Тема 3. Страны Востока и народы Америки в Средние века (5 часов)

Османская империя: завоевания турок-османов, управление империей, положение покорённых народов.

Монгольская держава: общественный строй монгольских племён, завоевания Чингисхана и его потомков, управление подчинёнными территориями.

Китай: империи, правители и подданные, борьба против завоевателей.

Япония в Средние века.

Индия: раздробленность индийских княжеств, вторжение мусульман, Делийский султанат.

Культура народов Востока в Средние века. Литература. Архитектура. Традиционные искусства и ремёсла.

Государства доколумбовой Америки. Общественный строй. Религиозные верования населения. Культура.

Тема 4. Историческое и культурное наследие Средневековья. (1 час)

Средние века в истории.

Раздел II. Древняя и средневековая Русь (34 часа).

Тема 5. Введение. Наша Родина - Россия. (1 час)

История России - часть всемирной истории. Факторы самобытности российской истории. История региона - часть истории России. Источники по российской истории.

Тема 6. Народы и государства на территории России (с древнейших времён до середины IX в. (4 часа)

Появление и расселение человека на территории России. Условия жизни, занятия, социальная организация земледельческих и кочевых племён. Верования древних людей. Государства Поволжья, Кавказа и Северного Причерноморья.

Происхождение славян. Славяне и Великое переселение народов. Восточные славяне. Расселение, занятия, верования, общественное устройство. Взаимоотношения с соседними народами и государствами.

Тема 7. Древняя Русь (середина IХ - первая треть XII вв.) (9 часов)

Предпосылки и причины образования государства у восточных славян. Два центра славянской государственности - Новгород и Киев. Формирование княжеской власти. Первые русские князья, их внутренняя и внешняя политика. Князь и дружина. Полюдье.

Русь и Степь. Византия и Русь.

Крещение Руси. Владимир Святославич. Причины и значение принятия христианства на Руси. Христианство и язычество.

Русь в конце Х - первой трети XII в. Внутренняя и внешняя политика князей. Система управления страной. Земельные отношения. Свободное и зависимое население. Развитие городов, ремёсел и торговли. Русская Правда. Ярослав Мудрый, Владимир Мономах.

Древнерусская культура. Былинный эпос. Распространение славянской письменности, грамотность на Руси. Летописание. Литература (слово, житие, поучение, хождение). Памятники древнерусского зодчества. Храмовая живопись (фрески, мозаики). Иконы. Города - центры культурной и религиозной жизни. Быт и нравы населения городов и деревень.

Историческое и культурное наследие Древней Руси.

Тема 8. Русь в середине XII - начале XIII в. (4 часа)

Причины и последствия политической раздробленности русских земель. Крупнейшие самостоятельные центры Руси, особенности их географического положения, социально-политического и культурного развития. Идея единства русских земель в памятниках культуры.

Тема 9. Русские земли в середине XIII - XIV в. (9 часов)

Монгольские завоевания в Азии и на европейских рубежах. Сражение на реке Калке. Походы монголов на Русь. Героическая оборона русских городов. Зависимость Руси от Золотой Орды. Борьба населения русских земель против ордынского владычества.

Русь и Запад. Отношения Новгорода с западными соседями. Борьба Руси против экспансии с Запада. Невская битва и Ледовое побоище, их значение. Александр Невский - политик и военачальник.

Русь и Литва. Русские земли в составе Великого княжества Литовского.

Общие черты и особенности раздробленности на Руси и в Западной Европе. Значение противостояния Руси монгольскому завоеванию. Влияние монгольского нашествия на судьбу Руси.

Причины и основные этапы объединения русских земель. Москва и Тверь: борьба за великое княжение. Возвышение Москвы. Московские князья и их политика. Иван Калита.

Взаимоотношения Москвы с Ордой. Дмитрий Донской. Княжеская власть и церковь; Сергий Радонежский. Куликовская битва и её значение.

Тема 10. Формирование единого Русского государства. (6 часов)

Русь при преемниках Дмитрия Донского. Рост территории Московского княжества. Отношения между Москвой и Литвой. Русь и Золотая Орда. Феодальная война второй четверти XV в., её итоги.

Завершение объединения земель вокруг Москвы. Прекращение зависимости Руси от Золотой Орды. Иван III. Образование единого Русского государства. Становления самодержавия. Органы государственного управления. Общерусский Судебник 1497 г.

Экономическое и социальное развитие Руси. Вотчинно-поместное землевладение. Структура русского средневекового общества. Положение крестьян, начало их закрепощения.

Власть и церковь в средневековой Руси. Роль православной церкви в собирании русских земель, укреплении великокняжеской власти, развитии культуры. Возникновение ересей. Иосифляне и нестяжатели. «Москва - третий Рим».

Культура и быт Руси в XIV - XV вв. Начало формирования великорусской культуры. Летописание. Повести, сказания, жития. Произведения Куликовского цикла. Русское зодчество: Московский Кремль, монастырские комплексы-крепости. Расцвет русской иконописи. Ф. Грек, А. Рублёв. Быт различных слоёв населения.

Роль Москвы в борьбе с ордынским владычеством. Общее и особенное в образовании централизованных государств в России и Западной Европе.

Заключительный урок. (1 час)

Формы организации учебных занятий

Классический урок имеет комплекс целей, которые либо рассматриваются как равнозначные и рядоположенные, либо ранжированы и представлены в определенной последовательности по степени их значимости.

Кроме того, на классическом уроке представлены различные виды деятельности (учебной, игровой, трудовой (по С. Л. Рубинштейну); коммуникативной, предметно-преобразовательной, ценностно-ориентационной, познавательной (по М. С. Кагану), а также других, более частных видов и подвидов деятельности, таких, например, как чтение, аудирование, письмо и говорение в рамках коммуникативной деятельности, а также таких, как счет, измерение, рисование, черчение, пение и т. п.). Доминирует на уроке тот вид деятельности, который оптимален для достижения доминирующей цели, если такая есть.

Виды деятельности на классическом уроке сменяют друг друга, и это позволяет решать различные задачи, а также для решения одной и той же задачи использовать различные средства и создавать адекватные условия. Взаимосменяемость видов деятельности на уроке, их чередование позволяет обеспечить профилактические меры для снятия усталости, тренировки внимания и развития мобилизационных способностей личности.

Лекционно-семинарские или лекционно-практические занятия обязательно всегда бинарны. Их основная задача - подготовка к вузу, развитие умений учащихся воспринимать информацию в больших объемах на слух и делать оперативные записи со слуха с однократного предъявления. На таких занятиях развивается способность длительно концентрировать внимание и мобилизоваться для длительной (пролонгированной) работы в рамках одного вида деятельности. Кроме того, на таких занятиях вырабатывается умение выделять главное и осуществлять быстрый самостоятельный отбор, распределение материала и представлять его письменно в той форме, которая наиболее удобна для каждого обучающегося.

Интегрированный урок предполагает интеграцию материала двух и более школьных предметов. Иными словами, на уроке изучается несколько предметов. Каждый предмет имеет свои цели и задачи, но на таком уроке должны быть обязательно и такие цели, которые связывают воедино эти предметы, являются общими. Чаще всего такими целями могут служить развивающие или воспитательные цели. Кроме того, несколько предметов объединяются единой темой или проблемой.

Интегрированный урок может быть бинарным в том смысле, что его ведут два учителя-предметника. Однако это не является обязательным условием. А вот две и более цепочки целей, материал из областей двух и более предметов - обязательны.

Основные цели таких уроков - воспитание культуры ценностной ориентации учащихся и развитие интеллектуальных способностей, в первую очередь таких, как синтез, обобщение на различных уровнях, сопоставление и установление межпредметных и универсальных связей. В интегрированных уроках учебные цели становятся, как правило, сопутствующими.

На интегрированном уроке средства являются, как правило, тоже интегрированными, когда одновременно сочетаются различные виды деятельности, например, коммуникативная и художественная, или аудирование текстового материала и ручной труд, или слушание музыки и вышивание и др.

Проектные занятия направлены в первую очередь на воспитание культуры сотрудничества (субъект-субъектных отношений) и культуры труда (субъект-объектных отношений). Это касается умственного, физического, учебно-репродуктивного и творческого труда. Проектная работа обязательно предполагает определенную долю творчества и самостоятельности. Непосредственной целью проектных занятий является развитие умений управлять своей деятельностью, т. е. самостоятельно намечать свои цели, выбирать партнеров, планировать свои действия, практически реализовывать план, представлять результаты своей деятельности, обсуждать их и самому себя оценивать.

Проектная работа может быть частью, этапом урока, отдельным уроком, иметь более широкие временные рамки (проектный день, проектная неделя и т. д.).

Проект всегда делается для кого-то. Поэтому результаты проектной работы могут быть представлены в своем классе, показаны в параллели или в младших классах, могут быть адресованы родителям, публиковаться в печати и т. д.

Свободная работа предполагает, что школьники учатся пользоваться предоставленной им свободой в выборе вида и цели деятельности, ее способа и прочее. Однако свобода, как известно, это не анархия и требует воспитания культуры самореализации учащихся и культуры их самоуправления.

Автономное учение необходимо для развития самостоятельности учащихся с учетом индивидуальных темпов их продвижения и с учетом тех каналов и средств обучения, которые им наиболее подходят.

Основные виды учебной деятельности

На уроках истории используются следующие виды учебной деятельности: выразительное чтение мифов, устные ответы на во­просы (с использованием цитирования), устное ре­цензирование ответов одноклассников, участие в коллективном диалоге, различные виды пе­ресказов, устная и письменная характеристика героев, обсуждение иллюстраций, презентация и защита собственных иллюстраций, практическая работа, составление таблицы, схемы, плана, выполнение заданий по контурным картам, формулирование значений терминов, написание сочинения, проект и др.












Тематическое планирование

6 класс


урока


Количество часов, отводимое на изучение темы

Дата проведения

Тема урока

Примечание


34 часа




Раздел I. История Средних веков.


1.

1 час




Введение.



16 часов




Тема 1. Раннее Средневековье.


2.





Древние германцы.


3.





Варварские королевства.


4.





Труд средневекового человека.


5.





Распространение христианства.


6.





Империя Карла Великого.


7.





Крестьяне и феодалы.


8.





Феодальная раздробленность. Франция и Германия.


9.





Викинги. Образование новых европейских государств.


10.





Культура Западной Европы.


11.





Византийская империя.


12.





Образование славянских государств.


13.





Культура Византии и славянских государств.


14.





Аравия в V - VI вв.


15.





Зарождение и распространение ислама.


16.





Культура исламских стран.


17.





Повторительно-обобщающий урок по теме «Средневековый мир в V - XI вв.»



11 часов




Тема 2. Зрелое Средневековье.


18.





Европа XII - XV вв.: природа и человек.


19.





Рыцарство.


20.





Город и горожане.


21.





Католическая церковь в борьбе за власть. Крестовые походы.


22.





Англия.


23.





Франция. Столетняя война.


24.





Государства Пиренейского полуострова. Реконкиста.


25.





Государства Юго-Восточной и Центральной Европы в XII - XV вв.


26.





Художественная культура эпохи Средневековья.


27.





Раннее Возрождение и гуманизм в Италии в XIV - XV вв.


28.





Повторительно-обобщающий урок по теме «Средневековый мир в XII - XV вв.»



5 часов




Тема 3. Страны Востока и народы Америки в Средние века.


29.





Византия и Османская империя.


30.





Империя Чингисхана и держава Тимура.


31.





Китай, Япония, Индия.


32.





Народы Америки в Средние века.


33.





Повторительно-обобщающий урок по теме «Государства и народы Азии и Америки в эпоху Средневековья».



1 час




Тема 4. Историческое и культурное наследие Средневековья.


34.





Заключительный урок по теме «Историческое и культурное наследие Средневековья ».



34 часа




Раздел II. Древняя и средневековая Русь.



1 час




Тема 5. Введение. Наша Родина - Россия.


35.





Введение. Наша Родина - Россия.



4 часа




Тема 6. Народы и государства на территории России (с древнейших времён до середины IX в.)


36.





Древние люди и их стоянки на территории современной России.


37.





Образование первых государств.


38.





Восточные славяне и их соседи.


39.





Повторительно-обобщающий урок по теме «Народы и государства на территории нашей страны в древности».



9 часов




Тема 7. Древняя Русь (середина IХ - первая треть XII вв.)


40.





Первые известия о Руси.


41.





Становление Древнерусского государства.


42.





Правление князя Владимира. Кре-щение Руси.


43.





Русское государство при Ярославе Мудром.


44.





Русь при наследниках Ярослава Мудрого. Владимир Мономах.


45.





Общественный строй и церковная организация на Руси.


46.





Культурное пространство Европы и культура Руси.


47.





Повседневная жизнь населения.


48.





Повторительно - обобщающий урок по теме «Русь в IX - первой половине XII в.»



4 часа




Тема 8. Русь в середине XII - начале XIII в.


49.





Политическая раздробленность на Руси.


50.





Владимиро - Суздальское княжество.


51.





Новгородская республика.


52.





Защита проектов по теме «Русь в середине XII - начале XIII в."



9 часов




Тема 9. Русские земли в середине XIII - XIV в.


53.





Монгольская империя и изменение политической карты мира.


54.





Батыево нашествие на Русь.


55.





Северо-Западная Русь между Во-стоком и Западом.


56.





Золотая Орда: государственный строй, население, экономика, культура.


57.





Литовское государство и Русь.


58.





Усиление Московского княжества.


59.





Объединение русских земель вокруг Москвы. Куликовская битва.


60.





Развитие культуры в русских землях во второй половине XIII - XIV в.


61.





Повторительно-обобщающий урок по теме «Русские земли в се-редине XIII - XIV в.»



6 часов




Тема 10. Формирование единого Русского государства.


62.





Русские земли на политической карте Европы и мира в начале XV в.


63.





Московское княжество в первой половине XV в.


64.





Распад Золотой Орды и его последствия.


65.





Московское государство и его соседи во второй поло-вине XV в.


66.





Формирование культурного про-странства единого Российского государства.


67.





Повторительно-обобщающий урок по теме «Формирование единого Русского государства».



1 час




Заключительный урок.


68.





Заключительный урок - защита проектов.



© 2010-2022