- Преподавателю
- История
- Конспект урока по истории для 11-го класса по теме: Новая экономическая политика
Конспект урока по истории для 11-го класса по теме: Новая экономическая политика
Раздел | История |
Класс | 11 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Трохимец Е.Б. |
Дата | 21.10.2016 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Конспект урока по истории для 11-го класса по теме: "Новая экономическая политика"
Цели и задачи урока:
Образовательная цель:
-
Познакомиться с Новой экономической политики, ее причинами, сущностью и результатами.
-
Показать проявления кризиса политики военного коммунизма;
-
Раскрыть причины перехода к Новой экономической политике;
-
Рассмотреть основные события Кронштадтского восстания и решения Х съезда партии;
-
Познакомить учащихся с основными мероприятиями НЭП, определить значение НЭП для дальнейшего развития страны;
-
Установить причины свертывания НЭП.
Развивающая цель:
-
развивать логическое мышление, навыки сравнения и самостоятельной работы, умение добывать необходимую информацию и предъявлять результаты своей деятельности.
-
развивать умение выделять главное и устанавливать причинно-следственные связи;
-
развитие умений анализировать экономическую и политическую ситуацию в стране после гражданской войны;
-
сравнивать основные мероприятия политики "военного коммунизма" и нэпа;
-
формулировать выводы по итогам нэпа;
-
формирование навыков работы с текстом у, документами;
-
развитие навыков грамотной устной речи;
-
развивать навыки групповой работы.
Воспитательная цель:
-
воспитывать интерес к истории, уважение к труду и самостоятельности, уважение к правам человека.
-
воспитывать умение формулировать и отстаивать свою точку зрения по любому вопросу.
Тип урока: изучение нового материала с элементами лабораторной работы.
Методы обучения: репродуктивные (вступительные слова учителя), частично-поисковые (самостоятельная работа в группах с познавательными материалами и документами).
Формы работы: вступительное слово учителя, беседа, работа с текстами документов, заполнение опорного конспекта и сравнительной таблицы, общее обсуждение проблемных заданий,
ПЛАН УРОКА
-
Причины и необходимость перехода к НЭП.
-
Кронштадтское восстание, его значение и итоги.
-
Х съезд партии, его решения.
-
Основные мероприятия НЭП.
-
Итоги НЭП.
-
Проблемы НЭП, причины свертывания НЭП.
I. Организационный момент.
II. Актуализация знаний:
-
Когда и чем закончилась гражданская война?
-
Почему в гражданской войне победу одержали большевики??
-
Какую политику проводили большевики в годы гражданской войны, в чем ее смысл? Была ли она оправдана условиями войны?
III. Изучение нового материала.
Вступительное слово учителя.
Итоги Гражданской войны
-
население сократилось на 11 млн. человек
-
сократились посевные площади
-
понизились урожаи
-
нарушены связи между городом и деревней
-
объем промышленного производства - 12% от довоенного уровня
-
производительность труда упала на 80 %
-
топливный и энергетический кризис
-
80% поступлений в казну шло за счет продразверстки, план которой выполнять было все сложнее.
Недовольство населения экономической политикой большевиков породило крестьянские волнения, малую гражданскую войну и восстание в Кронштадте, все это вынудило большевиков отказаться от политики военного коммунизма.
Вариант заполнения опорного конспекта:
Причины перехода и цели НЭПа. (объяснение учителем материала с элементами беседы)Учитель: Каковы же были причины и цели перехода к НЭПу? ( На основание ранее изученного учащиеся определяют причины и цели перехода к НЭПу , делают записи в тетрадь)
Причины перехода к НЭПу:
-
Недовольство крестьян продразверсткой, о чем свидетельствуют вооруженные выступления крестьян против новой власти;
-
Недовольство матросов, солдат, рабочих чрезвычайщиной, сложившейся в период гражданской войны;
-
Хозяйственный и политический кризис системы «военного коммунизма» требовал коренного изменения экономической политики Советского государства. Последствия Гражданской войны.
-
Выпуск бумажных денег и расстройство финансов.
-
Необходимость восстановления разрушенного.
Цели НЭПА:
-снять социальную напряженность,
-укрепить социальную базу советской власти в форме союза рабочих и крестьян
ВЫСТУПЛЕНИЯ против политики большевиков:
-
Крестьяне: отряды Антонова, Махно - "Малая Гражданская война". Лозунги - "Долой продразверстку"Ю "Даешь свободу торговли", "Советы без коммунистов". "Крестьянская контрреволюция" - опаснее чем Деникин и Колчак вместе взятые". В. И. Ленин.
-
Рабочие: 1920 - 1921 г - массовые выступления, митинги и забастовки рабочих в Москве и Петербурге. Требовали отмены спецпайков, выступали против политики большевиков.
-
Кронштадтское выступление матросов - последняя капля в недовольстве большевиками.
Февраль - март 1921 г. - Кронштадтское восстание.
Требования восставших: Политические - предоставить свободу слова, печати, объединений для всех левых политических партий и объединений, освободить всех советских политических заключенных в связи с рабочими и крестьянскими выступлениями, провести перевыборы в Советы на основе многопартийности. "Советы без коммунистов". Экономические: уравнение пайков для населения, предоставить право крестьянами распоряжаться своей землей и результатами своего труда.
Восставших пытались уговорить прекратить выступление лидеры большевиков (Калинин), но не добились результата.
В ночь с 17 на 18 марта - штурм крепости. Много погибших.
РЕЗУЛЬТАТЫ:
-
Часть восставших моряков ушла в Финляндию.
-
Более 2100 человек было расстреляно.
-
6500 человек отправлено в лагеря.
-
Все они реабилитированы в 1994 г.
-
Восстание показало необходимость перемен в политике и экономике.
8-16 марта 1921 г. - Х съезд ВКП (б).
Вопросы:
1) о профсоюзах.
Спор между "рабочей оппозицией" (Шляпников, Коллонтай), которые считали, что вся власть в экономике должна принадлежать профсоюзам и "платформой десяти" (Ленин, Троцкий, Зиновьев, Каменев и др.), гл идея - народным хозяйством может управлять только партия.
2) о единстве партии.
"Резолюция о единстве партии" - запрет создания фракций внутри ВКП (б). Все фракции, платформы и группы внутри партии должны были быть распущены. Нарушение этих требований влекло исключение из партии. Запрет инакомыслия и свободы мнений внутри партии.
3) о замене продразверстки продналогом.
После долгих споров продразверстка была заменена продналогом, который был почти в два раза меньше.
На Х съезде был провозглашен курс на переход от политики военного коммунизма к Новой Экономической политике.
Содержание НЭПА.
Работая с текстом учебника и документами, учащиеся самостоятельно заполняют сравнительную таблицу «НЭП» и «Военный коммунизм».
-
меры в области сельского хозяйства;
-
меры в области промышленного производства;
-
меры в области товарно - денежных отношений;
-
меры в области трудовых отношений;
-
Основная экономическая задача; (заполняем в конце урока)
-
Основная политическая задача; (заполняем в конце урока)
с/х.
Введение продразверстки, т.е. изъятие у крестьян всех излишков хлеба сверх установленных норм.
Продналог
2.Меры в области промышленного производства
Национализация промышленности, ликвидация частной собственности.
Денационализация промышленности, мелкая частная собственность, аренда.
3. Меры в области товарно-денежных отношений.
Уравниловка в оплате труда, натурализация заработной платы. Отмена свободной торговли, продукты распределялись государством.
Свобода торговли, тарифная оплата труда, денежная реформа.
4.Меры в области трудовых отношений.
Трудовая мобилизация, создание трудовых армий.
Свободный наем рабочей силы
5. Основная экономическая задача.
Подчинение экономики потребностям войны. Максимальная мобилизация всех ресурсов.
Предотвращение падения народного хозяйства и дальнейшего восстановления народного хозяйства
6. Основная политическая задача.
Свертывание демократии и установление партийной диктатуры. Концентрация сил для победы над противником.
Укрепление союза рабочих и крестьян, сохранение и укрепление власти большевиков
Точки зрения на НЭП:
-
Ленин - сначала видел в НЭПе временную меру, но затем заявил, что НЭП - это всерьез и надолго, а коммунисты должны научиться торговать. После его смерти усилились противники НЭПа.
-
Часть рабочих и коммунистов воспринимала НЭП как отступление от завоеваний революции и стремилась к его уничтожению.
-
После смерти Ленина большинство членов партии выступало против НЭП.
Мероприятия НЭП:
-
замена продразверстки продналогом. Объявлялся весной и не мог быть увеличен;
-
излишки крестьяне могли продавать на рынке;
-
разрешалась посредническая торговля;
-
мелкие и средние предприятия возвращались прежним владельцам;
-
увеличена зарплата рабочим;
-
1922 г. - денежная реформа. Вводится золотой червонец = 60 тыс. старых рублей. Червонец = 5 долларам 15 центам США и был выше английского фунта-стерлинга;
-
отмену трудовой повинности, устройство на работу через биржу труда;
-
прекращение бесплатных услуг населению;
-
перевод государственных предприятий на хозрасчет;
-
возможность аренды предприятий, помещений, земли, техники кооперативами, частными лицами;
-
возможность открыть одному владельцу кустарное или промышленное производство (до 20 наемных рабочих);
-
развитие кооперации (сельскохозяйственной, кредитной, потребительской);
-
заключение договоров с зарубежными предпринимателями и создание совместных предприятий; привлечение иностранного капитала в экономику;
-
налаживание экономического сотрудничества с капиталистическими странами.
ДОСТИЖЕНИЯ НЭП
-
во-первых, посевная площадь достигла довоенного уровня, в 1925 г. валовой сбор зерновых на 20% превысил среднегодовой сборе 1909-1913 гг., через год на уровень тех лет вышло животноводство;
-
во-вторых, к 1925 г. удалось достичь 75% выпуска продукции тяжелой промышленности; в 1,5 раза выросла производительность труда; начался выпуск новой техники; было построено 200 электростанций; резко поднялась мелкая и кустарная промышленность;
-
в-третьих, конвертируемый рубль получил международное признание;
-
в-четвертых, плодотворно развивалась культура.
Завершающее слово учителя
Точки зрения на проблемы выхода из кризиса:
-
Троцкий - давление на крестьянство, увеличить налоги на частников.
-
Бухарин - за развитие НЭП. Предоставить льготы крестьянам, скупать у них продукции по более высоким ценам.
-
Сталин - предлагал совместить обе точки зрения.
В апреле 1925 г. Был взят курс на развитие НЭП - "Новый курс в НЭП". Предполагалось развитие товарности, строительство социализма в рамках НЭПа. Но фактически новый курс был сорван после принятия на XIV съезде в 1925 г. курса на индустриализацию. 1926 г. - фактическое завершение НЭП.
Причины свертывания НЭП
-
Недовольство крестьянской бедноты и рабочих, которые, имея небольшую зарплату, выступали за твердые цены.
-
Принятие программы строительства 300 новых предприятий потребовало перекачки средств их сельского хозяйства в промышленности, что привело к давлению на крестьянство.
-
Партийное руководство и члены партии боялись угрозы реставрации капитализма.
-
Поводом для полного отказа от НЭП стал кризис хлебозаготовок 1927 - 1928 гг.
IV. Подведение итогов урока. Выставление оценок.
V. Домашнее задание.
Параграф 16. пересказ.
Читать дополнительный материал.