- Преподавателю
- История
- Программа по истории 5 класс. Рабочая программа составлена на основе Примерных программ по учебным предметам «История. 5-9 классы: проект. - 2 издание - М. Просвещение, 2010 в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного станд
Программа по истории 5 класс. Рабочая программа составлена на основе Примерных программ по учебным предметам «История. 5-9 классы: проект. - 2 издание - М. Просвещение, 2010 в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного станд
Раздел | История |
Класс | 5 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Смирнов В.В. |
Дата | 22.10.2016 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
16
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа составлена на основе Примерных программ по учебным предметам «История. 5-9 классы: проект.- 2 издание - М. Просвещение, 2010 в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования. Содержание учебного предмета «История» для 5-9 классов изложено в ней в виде двух курсов - «История России» (занимающего приоритетное место по объему учебного времени) и «Всеобщая история». Курс «История России» сочетает историю государства, населяющих его народов, историю родного края.
Общие цели ООО.
Цель реализации основной образовательной программы основного общего образования - обеспечение выполнения требований стандартов.
Учет специфики предмета.
Историческое образование - мировоззренческий инструмент, оно играет важную роль с точки зрения личностного развития и социализации учащихся, приобщения их к мировым культурным традициям, интеграции в исторически сложившееся многонациональное и многоконфессиональное сообщество.
Рабочая программа составлена на основе Примерных программ по учебным предметам «История. 5-9 классы: проект.- 2 издание - М. Просвещение, 2010
Используемый УМК.
5 класс
А.А. Вигасин Г.И. Годер И.С. Свенцицкая История Древнего мира М. «Просвещение», 2013 г.
О.В. Арасланова К.А. Соловьев Универсальные поурочные разработки по истории Древнего мира 5 класс М. «ВАКО» 2012 г.
И.С. Хромова Тесты по истории Древнего мира. М. «Дрофа» 2007г
Тематическое планированиеПознавательные УУД:
- находить (в учебниках и др. источниках) достоверную информацию, необходимую для решения учебных задач;
- анализировать (в т.ч. выделять главное, делить текст на части) и обобщать, доказывать, делать выводы, определять понятия; строить логически обоснованные рассуждения - на простом и сложном уровне;
- устанавливать причинно следственные связи - на простом и сложном уровне.
Личностные УУД: развитие познавательного интереса к предмету
Регулятивные УУД:
- определять цель, проблему в учебной деятельности;
- выдвигать версии;
- планировать учебную деятельность;
- работать по плану, сверяясь с целью;
- находить и исправлять ошибки;
- оценивать степень достижения цели.
Коммуникативные УУД:
- излагать своё мнение (в монологе, диалоге, полилоге), аргументируя его, подтверждая фактами.
Первобытность
5
6
Познавательные УУД:
- утанавливать причинно следственные связи - на простом и сложном уровне;
- анализировать (в т.ч. выделять главное, делить текст на части) и обобщать, доказывать, делать выводы, определять понятия; строить логически обоснованные рассуждения с помощью учителя и самостоятельно.
Регулятивные УУД:
- определять цель, проблему в учебной деятельности;
- выдвигать версии;
- планировать учебную деятельность;
- работать по плану, сверяясь с целью;
- находить и исправлять ошибки;
- оценивать степень и способы деятельности и достижения цели.
Древний Восток
20
21
Познавательные УУД:
- анализировать (в т.ч. выделять главное, делить текст на части) и обобщать, доказывать, делать выводы, определять понятия; строить логически обоснован ные рассуждения - на простом и сложном уровне;
- классифицировать (группировать, устанавливать иерархию) по заданным или самостоятельно выбранным основаниям;
- находить (в учебниках и др. источниках, в т.ч. используя ИКТ) достоверную информацию, необходимую для решения учебных и жизненных задач;
- устанавливать причинно следственные связи - на простом и сложном уровне;
- представлять информацию в разных формах (рисунок, текст, таблица, план, схема, тезисы).
Коммуникативные УУД:
- излагать своё мнение (в монологе, диалоге, полилоге), аргументируя его, подтверждая фактами, выдвигая контраргументы в дискуссии;
- организовывать работу в паре, группе (самостоятельно определять цели, роли, задавать вопросы, вырабатывать решения);
- различать в речи другого мнения, доказательства, факты; гипотезы, аксиомы, догматы, теории.
Личностные УУД:
- аргументированно оценивать свои и чужие поступки в однозначных и неоднозначных ситуациях (в т.ч. учебных), опираясь на общечеловеческие нрав ственные ценности;
- осознавать целостность мира и многообразия взглядов на него, вырабатывать собственные мировоззренческие позиции;
- выбирать, как поступить, в т.ч. в неоднозначных ситуациях (моральные проблемы), и отвечать за свой выбор.
Регулятивные УУД:
- определять цель, проблему в деятельности: учебной и жизненно практической (в т.ч. в своих проектах);
- выдвигать версии, выбирать средства достижения цели в группе и индивидуально;
- планировать деятельность в учебной и жизненной ситуации (в т.ч. проект), используя ИКТ;
- работать по плану, сверяясь с целью, находить и исправлять ошибки, в т.ч. самостоятельно, используя ИКТ;
- оценивать степень и способы достижения цели в учебных и жизненных ситуациях, самостоятельно исправлять ошибки.
Древняя Греция. Эллинизм
20
19
Познавательные УУД:
- сравнивать объекты по заданным или самостоятельно определённым критериям;
- устанавливать причинно следственные связи - на простом и сложном уровне;
- анализировать (в т.ч. выделять главное, делить текст на части) и обобщать, доказывать, делать выводы, определять понятия; строить логически обоснованные рассуждения - на простом и сложном уровне.
Личностные УУД:
- извлекая из истории уроки прошлого, осознавать и проявлять себя гражданином России в добрых словах и делах - объяснять взаимные интересы, ценности, обязательства свои и своего общества, страны; добровольно ограничивать себя ради пользы других;
- осознавать целостность мира и многообразия взглядов на него, вырабатывать собственные мировоззренческие позиции;
Коммуникативные УУД:
- создавать устные и письменные тексты для решения разных задач общения - с помощью и самостоятельно;
- понимать позицию другого, выраженную в явном и НЕ явном виде (в т.ч. вести диалог с автором текста).
Регулятивные УУД:
- определять цель, проблему в деятельности: учебной и жизненно практической (в т.ч. в своих проектах);
- выдвигать версии, выбирать средства достижения цели в группе и индивидуально;
- планировать деятельность в учебной и жизненной ситуации (в т.ч. проект), используя ИКТ;
- работать по плану, сверяясь с целью, находить и исправлять ошибки, в т. ч. самостоятельно, используя ИКТ;
- оценивать степень и способы достижения цели в учебных и жизненных ситуациях, самостоятельно исправлять ошибки
Древний Рим
19
17
Познавательные УУД:
- устанавливать причинно следственные связи - на простом и сложном уровне;
- анализировать (в т.ч. выделять главное, делить текст на части) и обобщать, доказывать, делать выводы, определять понятия; строить логически обоснованные рассуждения - на простом и сложном уровне;
- пользоваться смысловым чтением - самостоятельно вычитывать фактуальную подтекстовую, концептуальную информацию;
- находить (в учебниках и др. источниках, в т.ч. используя ИКТ) достоверную информацию, необходимую для решения учебных и жизненных задач.
Коммуникативные УУД:
- преодолевать конфликты - договариваться с людьми, уметь взглянуть на ситуацию с позиции другого;
- организовывать работу в паре, группе (самостоятельно определять цели, роли, задавать вопросы, вырабатывать решения).
Личностные УУД:
- осознавать целостность мира и многообразия взглядов на него, вырабатывать собственные мировоззренческие позиции;
- выбирать, как поступить, в т.ч. в неоднозначных ситуациях (моральные проблемы), и отвечать за свой выбор.
Регулятивные УУД:
- определять цель, проблему в деятельности: учебной и жизненно практической (в т.ч. в своих проектах);
- выдвигать версии, выбирать средства достижения цели в группе и индивидуально;
- планировать деятельность в учебной и жизненной ситуации (в т.ч. проект), используя ИКТ;
- работать по плану, сверяясь с целью, находить и исправлять ошибки, в т.ч. самостоятельно, используя ИКТ;
- оценивать степень и способы достижения цели в учебных и жизненных ситуациях, самостоятельно исправлять ошибки.
Историческое и культурное наследие Древнего мира
2
2
Высказывать и обосновывать суждения о значении наследия древних цивилизаций для современного мира
защищать проекты, выступать перед классом
История Древнего мира 5 класс
Выпускник научится:
• определять место исторических событий во времени, объяснять смысл основных хронологических понятий, терминов (тысячелетие, век, до н. э., н. э.);
• использовать историческую карту как источник информации о расселении человеческих общностей в эпохи первобытности и Древнего мира, расположении древних цивилизаций и государств, местах важнейших событий;
• проводить поиск информации в отрывках исторических текстов, материальных памятниках Древнего мира;
• описывать условия существования, основные занятия, образ жизни людей в древности, памятники древней культуры; рассказывать о событиях древней истории;
• раскрывать характерные, существенные черты:
а) форм государственного устройства древних обществ (с использованием понятий «деспотия», «полис», «республика», «закон», «империя», «метрополия», «колония» и др.);
б) положения основных групп населения в древневосточных и античных обществах (правители и подданные, свободные и рабы);
в) религиозных верований людей в древности;
• объяснять, в чём заключались назначение и художественные достоинства памятников древней культуры: архитектурных сооружений, предметов быта, произведений искусства;
• давать оценку наиболее значительным событиям и личностям древней истории.
Выпускник получит возможность научиться:
• давать характеристику общественного строя древних государств;
• сопоставлять свидетельства различных исторических источников, выявляя в них общее и различия;
• видеть проявления влияния античного искусства в окружающей среде;
• высказывать суждения о значении и месте исторического и культурного наследия древних обществ в мировой истории.
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
ПО ИСТОРИИ 5 КЛАССРаскрывать значение терминов история, век, исторический источник.
Участвовать в обсуждении вопроса о том, для чего нужно изучать историю.
1
Что изучает наука история.
Источники исторических знаний. Историческая карта. Вспомогательные исторические науки.
Общеклассные дискуссии
Слушание объяснений учителя. Самостоятельная работа с учебником
С.8
Зап. В тетр.
2
Историческая хронология(счет лет «до н.э.» и «н.э.»
Общеклассные дискуссии
Слушание объяснений учителя. Самостоятельная работа с учебником
С. 29-32
Зап. В тетр.
3
Народы и государства нашей страны в древности
Общеклассные дискуссии
Слушание объяснений учителя.
Самос.
Раб.
Зап. В тетр.
Первобытность (6ч.)
Общеклассные дискуссии: формирование представлений о том, как жили древние люди; умений работать с историческими картами и иллюстрациями.
Слушание объяснений учителя. Самостоятельная работа с учебником
Анализ иллюстраций. Работа с раздаточным материалом
Показывать на карте места расселения древнейших людей
Рассказывать об условиях жизни, занятиях, верованиях первобытных людей, используя текст учебника и изобразительные материалы.
Объяснять значение отделения земледелия от скотоводства, открытий и изобретений древнейших людей (орудий труда и др.) для развития человеческого общества.
4
Расселение древнейшего человека. Человек разумный
П.1 вопр. и зад
5
Условия жизни и занятия первобытных людей
П.2 вопр. и зад
6
Представления об окружающем мире, верования первобытных людей
П.3 вопр. и зад
7
Древнейшие земледельцы и скотоводы: трудовая деятельность, изобретения.
П.4 вопр. и зад
8
От родовой общины к соседской. Появление ремесел и торговли. Возникновение древнейших цивилизаций
П.5 вопр. и зад
9
Обобщающее повторение по разделу»Жизнь первобытных людей» Проверочная работа
Проверочная работа
Древний Восток (21ч.)
Показывать на карте местоположение древнейших государств Месопотамии
Рассказывать об условиях жизни и занятиях населения, крупнейших городах Древней Месопотамии.
Объяснять как отражались в древних сказаниях представления людей того времени о мире.
Характеризовать источники, рассказывающие о древних цивилизациях (материальные и письменные источники, законы Хаммурапи).
Показывать на карте территорию и центры древнеегипетского государства.
Раскрывать значение понятий и терминов фараон, жрец, раб, пирамида, папирус.
Характеризовать 1) основные группы населения Древнего Египта, их занятия, положения и др.; 2) особенности власти фараонов и порядок управления страной.
Объяснять в чем заключалась роль религии, жрецов в древнеегипетском обществе.
Описывать предметы материальной культуры и произведения древнеегипетского искусства, высказывать суждения об их художественных достоинствах.
Показывать на карте древние города и государства Восточного Средиземноморья.
Объяснять предпосылки и следствия создания финикийского алфавита, значение перехода к монотеизму (в иудаизме)
Рассказывать о культуре Древней Ассирии (используя иллюстративный материал)
Показывать на карте территорию Персидской державы, объяснять, как она управлялась.
Показывать на карте территорию Древней Индии.
Характеризовать условия жизни и занятия населения, общественный строй Древней Индии, положение представителей различных варн (каст).
Объяснять, какую роль играли идеи индуизма и буддизма в жизни индийцев.
Рассказывать о культуре Древней Индии, высказывать суждения о её вкладе в мировую культуру.
Объяснять значение понятий империя, конфуцианство.
Характеризовать занятия и положение населения в Древнем Китае.
Объяснять, какое значение имели идеи конфуцианства в жизни китайского общества.
Называть изобретения и культурные достижения древних китайцев, высказывать суждения об их вкладе в мировую культуру.
Древний Египет (7)
10
Древние цивилизации Месопотамии. Условия жизни и занятия населения. Древний Египет
П.6 вопр. и зад
11
Условия жизни и занятия населения
П.7 вопр. и зад
12
Управление государством (фараон, чиновники).Фараон-реформатор Эхнатон. Рабы
П.8 вопр. и зад
13
Военные походы
П.9 вопр. и зад
14
Религиозные верования египтян. Жрецы
П.10 вопр. и зад
15
Храмы и пирамиды
П.11 вопр. и зад
16
Познания древних египтян. Письменность
Самостоятельная работа
П.12 вопр. и зад
Восточное Средиземноморье в древности (7ч.)
17
Древнее Двуречье. Города-государства. Письменность
П.13 вопр. и зад
18
Древний Вавилон. Законы Хаммурапи. Нововавилонское царство6 завоевания, легендарные памятники города Вавилона
П.14 вопр. и зад
19
Финики: природные условия, занятия жителей. Развитие ремесел и торговли. Финикийский алфавит
П.15 вопр. и зад
20
Религиозные верования. Ветхозаветные сказания.
П.16 вопр. и зад
21
Палестина: расселение евреев
П.17 вопр. и зад
22
Ассирия: завоевания ассирийцев, культурные сокровища Ниневии, гибель империи.
П.18 вопр. и зад
23
Персидская держава: военные походы, управление империей.
Самостоятельная работа
П.19 вопр. и зад
Индия и Китай в древности (7)
24
Древняя Индия, занятия населения, природные условия
П.20 вопр. и зад
25
Древние города-государства
П.20 вопр. и зад
26
Общественное устройство, варны. Религиозные верования, легенды и сказания
П.21 вопр. и зад
27
Возникновение буддизма. Культурное наследие Древней Индии
П.21 вопр. и зад
28
Древний Китай. Условия жизни и хозяйственная деятельность населения. Создание объединенного государства
П.22 вопр. и зад
29
Цинь и Хань. Жизнь в империи: правители и подданные, положение различных групп населения
П.23 вопр. и зад
30
Развитие ремесел и торговли. Великий шелковый путь. Религиозно-философские учения(конфуцианство). Научные знания и изобретения. Храмы. Великая Китайская стена
П.23 вопр. и зад
Античный мир
Древняя Греция. Эллинизм (19ч.)
Показывать на карте территории древнегреческих государств, места значительных событий.
Рассказывать об условиях жизни и занятиях населения Древней Греции.
Характеризовать верования древних греков, объяснять, какую роль играли религиозные культы в греческом обществе.
Характеризовать политический строй древнегреческих городов государств (Афины, Спарта)
Объяснять значение понятий полис, демократия, олигархия, колонизация, метрополия.
Рассказывать о том, как утверждались демократические порядки в Афинах.
Давать сравнительную характеристику общественно-политического устройства Афин и Спарты.
Рассказывать, каким было спартанское воспитание, определять свое отношение к нему.
Объяснять причины и итоги воин, которые вели древнегреческие государства.
Характеризовать афинскую демократию при Перикле.
Объяснять, что означало в Древней Греции понятие гражданин, приводить примеры гражданских поступков.
Рассказывать о развитии наук, образовании в Древней Греции.
Представлять описание произведений разных видов древнегреческого искусства, высказывая и аргументируя свои оценочные суждения.
Объяснять, в чем состоит вклад древнегреческих обществ в мировое культурное наследие.
Показывать на карте направления походов и территорию державы Александра Македонского.
Составлять исторический портрет (характеристику) Александра Македонского.
Объяснять причины распада державы Александра Македонского, а также эллинистических государств Востока.
Рассказывать значение понятия эллинизм.
Называть и описывать памятники культуры периода эллинизма
31
Население Древней Греции: условия жизни и занятия. Древнейшие государства на Крите
П. 24
Вопр. и зад.
32
Государства ахейской Греции(Микены, Таринф и др.)
П. 25
Вопр. и зад
33
Троянская война. «Илиада» и «Одиссея»
П.26-27
Вопр. и зад
34
Верования древних греков. Сказания о богах и героях
П. 28
Вопр. и зад
35
Греческие города-государства: политический строй, аристократия и демос. Развитие земледелия и ремесла. Великая греческая колонизация.
П. 29
Вопр. и зад
36
Афины: утверждение демократии. Законы Солона, реформы Клисфена
П. 30
Вопр. и зад
37
Спарта6 основные группы населения, политическое устройство. Спартанское население. Организация военного дела.
П.31
Вопр. и зад
38
Классическая Греция.
Период эллинизма. Эллинистические государства Востока
П. 22
Вопр. и зад
39
Греко-персидские войны: причины, участники, крупнейшие сражения, герои. Причины победы греков. Пелопонесская война. Возвышение Македонии
П. 34, 35
Вопр. и зад
40
Олимпийские игры. Спортивные состязания
П. 33
Вопр. и зад
41
Афинская демократия при Перикле.
П.40
Вопр. и зад
42
Хозяйственная жизнь в древнегреческом обществе. Рабство
П. 36
Вопр. и зад
43
Культура Древней Греции. Архитектура и скульптура
П.37
Вопр. и зад
44
Школа и образование. Литература
П. 38
Вопр. и зад
45
Быт и досуг древних греков. Театр
П.39
Вопр. и зад
46
Македонские завоевания
П. 41
Вопр. и зад
47
Держава Александра Македонского и ее распад. Эллинистические государства Востока
П.42
Вопр. и зад
48
Культура эллинистического мира
П. 43
Вопр. и зад
49
Контрольно-обобщающий урок по теме:»Древняя Греция»
Контрольная работа
Древний Рим (17ч.)
Показывать на карте местоположение древнейших государств на территории Италии.
Рассказывать об условиях жизни и занятиях населения Древней Италии.
Раскрывать значение понятий патриций, плебс, республика.
Объяснять, кому принадлежит власть в Римской республике, кто и почему участвовал в политической борьбе.
Характеризовать верования жителей Древней Италии.
Раскрывать значение понятий консул, трибун, сенат, диктатор, легион.
Использовать карту при характеристике военных походов Рима.
Характеризовать причины и итоги войн Рима.
Рассказывать о хозяйственной жизни в Древнем Риме, положении трудового населения, рабов.
Показывать на карте владения Римской империи, границы Западной и Восточной частей империи после её разделения.
Раскрывать значение понятий император, провинция.
Характеризовать политическую жизнь в Древнем Риме, её участников, важнейшие события.
Рассказывать, как строились отношения между Римом и провинциями.
Объяснять, в чем заключались предпосылки распространения христианства в Риме, рассказывать о судьбе первых христиан в Риме.
Показывать на карте направления переселений варварских племен и их вторжений на территорию Римской империи.
Рассказывать о культурной жизни в Древнем Риме.
Составлять описание архитектурных памятников, произведений древнеримского искусства, используя текст и иллюстрации учебника.
Высказывать суждения о вкладе древних римлян в культурное наследие человечества.
Выявлять примеры влияний античного искусства в современной архитектуре и др.
Высказывать и обосновывать суждения о значении наследия древних цивилизаций для современного мира.
50
Население Древней Италии: условия жизни и занятия.Этруски. Легенды об основании Рима. Патриции и плебеи. Верования древних римлян
П.44
Вопр. и зад
51
Завоевание Римом Италии
П.45
Вопр. и зад
52
Рим эпохи царей. Устройство римской республики. Римская армия
П.46
Вопр. и зад
53
Войны с Карфагеном; Ганнибал
П.47
Вопр. и зад
54
Установление господства во всем Седиземноморье
П.48
Вопр. и зад
55
Рабство в Древнем Риме
П.49, Вопр. и зад
56
Реформы Гракхов
П. 50
Вопр. и зад
57
От республики к империи. Гражданские войны в Риме
П.51
Вопр. и зад
58
Гай Юлий Цезарь. Установление императорской власти
П.52
Вопр. и зад
59
Октавиан Август. Установление империи
П.53
Вопр. и зад
60
Римская империя: территория, управление
П.54-55
Вопр. и зад
61
Возникновение и распространение христианства
П.56
Вопр. и зад
62
Культура Древнего Рима. Архитектура и скульптура
П.57
Вопр. и зад
63
Пантеон. Быт и досуг римлян
П.58
Вопр. и зад
64
Ораторское искусство; Цицерон. Развитие наук
Записи в тетр.
65
Рим и варвары
П.59
Вопр. и зад
66
Разделение Римской империи на Западную и Восточную части. Падение Западной Римской империи
П.60
Вопр. и зад
Историческое и культурное наследие Древнего мира (2ч.)
Высказывать и обосновывать суждения о назначении наследия древних цивилизаций для современного мира
67
Историческое и культурное наследие древних цивилизаций
Проекты
68
Историческое и культурное наследие древних цивилизаций
Проекты