Методика проведения тестирования на уроках истории

Раздел История
Класс 5 класс
Тип Тесты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:














Методика проведения тестирования на уроках истории



Учитель истории МБОУ КШ№7

Гиниятуллина Римма Мясумовна







Учитель истории в своей работе применяет различные подходы и формы проверки знаний и умений школьников. Однако многие стороны существующих форм проверки вызывают неудовлетворённость. В связи с расширением видов учебных заведений возрос интерес учителей к проблеме диагностики. Тестирование, как форма проверки знаний, стало внедряться в школу.

Тестовые задания позволяют эффективно диагностировать знания и умения учащихся. Данный метод контроля позволяет исследовать усвоение предметного курса целиком и частями; результаты тестирования дают объективный характер и хорошо сопоставимы между собой. Таким образом, позволяет утверждать, что тестирование учащихся должно занять достойное место в школьном курсе истории.

Однако, существуют и недостатки в проверке знаний с помощью тестов, такие как, например, возможность угадать правильный ответ и невозможность учителя проследить ход решения задачи и некоторые другие.

Вокруг этого вопроса сложилось много споров. К настоящему времени в методической литературе ещё не установилось однозначное отношение к этой форме контроля, а потому нужны дальнейшие поиски разработки структуры тестов, оценки результатов их выполнения.

Тестирование, как метод, широко известен за рубежом. А в нашей стране тесты разного назначения и качества в силу различных причин появились сравнительно недавно.

Известные российские педагоги и психологи А.П Болтунов, П.П Бернштейн и М.С Блонский занимались разработкой тестовых заданий. В 1927 году С. М. Василевский выпустил книгу «Ведение в теорию и технику психологического, педологического и психотехнического исследования», в которой излагались практические и теоретические подходы к созданию и использованию тестов. На данный момент в нашей стране появилось несколько центров, которые профессионально занимаются работой с тестовыми методиками. Одним из самых активных следует назвать: Центр оценки качества образования института общего среднего образования РАО, Центр тестирования выпускников общеобразовательных учреждений РФ, Центр психологического и профессионального тестирования МГУи целый ряд других.

Тестовые задания возникли недавно. Временем их появления считается конец XIX - начало XX века, именно тогда когда для определения физических, физиологических и психических особенностей человека психологи попытались применить различные способы измерения.

Современное понимание тестов и тестирования можно развести по трём уровням.

Первый - «бытовой» уровень. Второй уровень понимания тестирования можно назвать «словарным». Третий уровень понимания может быть назван научным. Он наиболее точен, учитывает особенности и отражает требования к тестам, которые появляются в процессе развития и научного обоснования тестирования. К этому уровню, вероятно, и следует стремиться.

Вот наиболее полное определение, авторство которого принадлежит достаточно большой группе специалистов из различных регионов России, которые в 1997-1998 гг. принимали участие в работах по согласованию понятийного аппарата тестологии:

Тест - это инструмент, состоящий из квалиметрически выверенной системы тестовых заданий, стандартизированной процедуры проведения и заранее спроектированной технологии обработки и анализа результатов, предназначенной для измерения качеств и свойств личности, изменение которых возможно в процессе систематического обучения.

Сегодня одним из приоритетных направлений совершенствования методики внутри школьного контроля является тестовый контроль. Чаще всего контроль и оценивание достижений учащихся производится только по конечному результату, при этом остаются не оценёнными деятельность учащегося, его уровень развития и динамика обучения. Применение тестового контроля способствует рассмотрению достижений учащихся в процессе продвижения от одного уровня усвоения материала к другому.

Использование тестов в обучении является одним из рациональных дополнений к методам проверки знаний, умений и навыков учащихся. Оно оптимально соответствует полной самостоятельности в работе каждого ученика. Это - одно из средств индивидуализации в учебном процессе, так как учитывает психологические особенности учащихся, мешающие их успешной деятельности.

Кроме того, тестовый контроль знаний имеет ряд преимуществ перед другими видами контроля. Он даёт возможность учителю проверить значительный объём изученного материала малыми порциями и быстро диагностировать овладение учебным материалом большим числом учащихся, при этом жёсткая процедура проверки знаний учащихся практически исключает субъективизм.

Систематичность в применение тестового контроля, как правило, формирует у школьников дисциплинированность и стремление к состязательности в усвоении программного материала.

К сожалению, в наших учебных заведениях весьма редко и не системно применяется тестирование для оценки знаний учащихся. Между тем, за рубежом этот метод педагогической диагностики широко используется как в непосредственной школьной практике, так и для изучения состояния

преподавания по отдельным дисциплинам и регионам.

В последнее время тестирование становится особенно популярной формой проверки знаний. Вследствие чего появляется широкое многообразие тестов, каждый из которых отвечает определённым требованиям сложившейся ситуации. Виды тестов по свойствам набора предлагаемых ответов:

  1. Многовариантные тесты с единственным верным ответом (предлагается несколько неверных ответов на вопрос и один верный);

Пример. Сборщик ордынской дани на Руси назывался? Напротив правильного ответа поставьте галочку.

поганый

бесермен

нукер

баскак


  1. Многовариантные тесты с несколькими верными ответами;

Пример. Н.С. Хрущев родился? Напротив правильных ответов поставьте галочку.

на Украине

в Прибалтике

в СССР

в Российской империи


  1. Альтернативные тесты (предлагается два ответа: да или нет);

Пример. Был ли И.В. Сталин генералиссимусом? Напротив правильного ответа поставьте галочку.

ДА

НЕТ


  1. Незавершённые тесты, в которых предлагается заполнить пропуски в тексте задания;

Пример. Закончи предложение. «Князем Таврическим называли…»

  1. Тесты на восстановление последовательности, в которых требуется данные элементы расположить в определённой последовательности по заданному признаку.

Пример. Расположите в хронологическом порядке лидеров Советского государства по мере пребывания их у власти:

А. Горбачев М.С.

В. Брежнев Л.И.

С. Хрущев Н.С.

D. Андропов Ю.В.

Е. Черненко К.У.

Таблица для записи результатов:

1

2

3

4

5

Ответ



Форма представления заданий должна соответствовать содержанию вопроса и варьироваться в зависимости от уровня сложности заданий. Остановимся на этом подробнее в пункте.

Тестовый контроль даёт возможность:

  • учителю

  • - получить достаточно полную картину соответствия знаний каждого ученика требованиям стандарта образования, наметить стратегию индивидуальной работы с учеником;

  • - исследовать сформированность познавательных способностей учащихся, уровень их общих учебных умений, наблюдательность, аналитические способности;

  • - получить информацию об усвоении программы классом и скорректировать собственные дидактические установки;

  • - оценить диапазон индивидуальных различий учеников класса, выявить наиболее одарённых учащихся.

  • учащимся и их родителям получить объективные и достаточно полные сведения о степени овладения различными учебными предметами, что, в частности создаёт условия для обоснованного выбора типа учебного заведения и профиля обучения.

  • руководителям школ, РОНО, ГУО проверить качество усвоения учебного материала учащимся и тем самым проследить процесс обучения в школе, районе, области;

  • - по результатам тестирования сделать вывод о таких интегральных характеристиках учебного процесса, как достигаемые в процессе обучения действенность, системность, прочность знаний учащихся;

  • исследовать объективные показатели качества обучения в их динамике, сравнивая результаты последнего и предыдущего тестирования.

Однако тестирование всё же не может диагностировать некоторые стороны знаний, умений и навыков учащихся, например, умение устно выразить свои мысли. Ограничена также возможность проверить глубину знаний в области данной темы, способности решать проблемы, умения анализировать решение задачи и т. п. Тем не менее, для получения обзора состояния знаний учащихся тестирование пока незаменимо.

Тестовый контроль предоставляет широкий спектр возможностей. С помощью тестовых заданий можно не только определить все выше перечисленные показатели, но и проследить их динамику.

Тестирование, как и любое другое измерение социальных систем, испытывает мощное воздействие целого ряда факторов. Если говорить совсем строго, то оказывается, что любое социальное измерение или неверно, или неточно, или искажено, но при этом трудно судить о том, какое комплексное воздействие оказывают все эти факторы. Попытаемся их назвать и зафиксировать их потенциальную опасность, а в некоторых случаях наметить пути учёта их влияния на тестирование.

Тестовая форма контроля сравнительно недавно вошла в практику и заняла достаточно уверенную позицию. Но всё же вокруг этого вопроса сложилось множество принципиально различных мнений, из которых можно выделить ряд положительных и отрицательных моментов. В защиту тестирования приведём следующие аргументы:

  1. Тесты оказываются значительно более объективным способом оценивания, объективность тестирования достигается путём стандартизации процедуры проведения и проверки результатов тестирования.

  2. Тесты - более ёмкий инструмент. Показатели тестов ориентированы на измерение степени, определения уровня усвоения ключевых понятий, тем и разделов учебной программы, умений, навыков и прочее, а не констатацию наличия у учащихся определённой совокупности усвоенных знаний. Стандартизированная форма оценки, используемая в тестах, позволяет соотнести уровень достижений учащегося по предмету в целом и по отдельным его разделам со средним уровнем достижений учащихся в классе и уровнями достижения каждого из них

  3. Тесты - более объёмный инструмент. Выполняя тестовую работу, каждый ученик выполняет задания, используя знания по всем темам, изучение которых предусматривала программа.

  4. Тест - более мягкий инструмент. Тестовые задания ставят всех учащихся в равные условия, используя единую процедуру и единые критерии оценки. Что приводит к снижению предэкзаменационных нервных напряжений.

  5. Тест - широкий инструмент. Например, с точки зрения интервала оценивания. Тестирование позволяет расширить шкалу оценивания вверх и вниз.

  6. Гуманизм тестирования. Заключается в том, что всем представляются равные возможности, а широта теста даёт возможность ученику показать свои достижения, на большом объёме материала. Таким образом, ученик получает некоторое право на ошибку, которого он при традиционном способе оценивания не имеет.

  7. Тесты эффективны с экономической точки зрения. При тестировании основные затраты приходятся на составление качественного инструментария, то есть носят разовый характер. При увеличении количества тестируемых эти затраты распределяются на них пропорционально, что приводит к снижению общих затрат.

Выше перечисленные преимущества тестовых заданий, позволяют утверждать, что тестирование учащихся должно занять достойное место в повседневной школьной практике.

Однако, недостатки можно выделить и проанализировав тестовую форму проверки знаний. Главным недостатком тестовой формы контроля, значительно ограничивающим сферу её употребления, является то, что в результате выполнения тестов нельзя получить информацию о ходе размышлений учащихся, поскольку известен только конечный результат. Кроме того, возможно, что некоторые аспекты подготовки учащихся, например по истории, в принципе не поддаются тестовой форме контроля.

Таким образом можно сделать следующий вывод, что тесты не должны быть единственной формой контроля, и возможно, что для диагностики подготовки учащихся по истории тестовый контроль должен играть лишь вспомогательную роль, использоваться как дополнительная форма контроля в тех случаях, когда особенно необходимы названные выше её основные преимущества. Впрочем, при наличии достаточного числа правильно сконструированных нормализованных тестов может оказаться, что именно тестовый контроль окажется в большинстве случаев более целесообразным, тогда как вспомогательная роль будет отведена традиционным формам проверки.

Переоценка роли тестового контроля и чрезмерное его использование несёт в себе ещё одну опасность: точность и объективность тестового контроля заведомо снижаются по мере привыкания к нему учащихся. Более того, в результате может оказаться, что учащиеся станут «специалистами» именно по тестовой проверке, по угадыванию правильных ответов и готовиться к проверке будут непосредственно «под тест». В обучении истории это может оказаться катастрофой.

Таким образом, и конструирование тестов, и организация тестирования должны гарантировать, что тестовая проверка не будет ни особо «выгодной», ни особо «невыгодной» формой проверки подготовки учащихся. Только такое тестирование может служить основой правильной педагогической диагностики.


© 2010-2022