Внеклассное мероприятие по истории Маленький герой большой войны

Раздел История
Класс 3 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Государственное казенное образовательное учреждение «Школа-интернат Костромской области для детей с тяжёлыми нарушениями речи и опорно-двигательного аппарата».

________________________________________________________________________

г. Кострома, ул. Вокзальная,1. тел.53-43-72, 53-47-42





Методическая разработка

внеклассного мероприятия по истории

тема

«МАЛЕНЬКИЕ ГЕРОИ - БОЛЬШОЙ ВОЙНЫ».







Методическая разработка подготовлена

учителем истории и обществознания Морозовой Ю.Ю.





город Кострома - 2016 год.

Сценарий внеклассного мероприятия

Маленькие герои большой войны (Слайд 1).

Автор: учитель истории и обществознания высшей категории ГКОУ

школы-интерната Костромской области для детей с ТНР и ОДА

Морозова Ю.Ю.

Дети и война - нет более ужасного сближения вещей на свете.

А. ТВАРДОВСКИЙ.

Цель: воспитание у учащихся любви к Родине, чувства гордости за свой народ, уважения к его подвигам, воспитание патриотических чувств на примерах героизма, храбрости и мужества детей войны.

Задачи:

Образовательная: рассказать о трудовом героизме ребят-ровесников современных мальчиков и девочек;

Развивающая: развитие умения учащихся в подготовке и демонстрации публичного выступления, развитие речи и навыков диалога;

Воспитательная: воспитывать уважение к прошлому своей страны;

Прогнозируемы результат: в ходе внеклассного занятия учащиеся знакомятся с жизнью детей в годы Великой Отечественной войны.

Учебные задачи, направленные на достижение личностных результатов обучения:

- формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками в исследовательской и творческой видах деятельности;

- воспитание гражданственности личности, любви к Родине, уважение к истории России.

- развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;

- развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, принятые решения, выполненный творческий продукт;

- развитие патриотических чувств, уважения и эмоционально - нравственной отзывчивости;

Учебные задачи, направленные на достижение метапредметных результатов обучения:

- развитие умения работать с информацией (сбор, систематизация, хранение, использование);

- формирование умения целеполагания; умения планировать пути достижения целей; выделять альтернативные способы достижения цели и выбирать наиболее эффективный способ;

- формирование умения строить логическое рассуждение, включая установление причинно-следственных связей, делать умозаключения и выводы на основе аргументации;

- формирование умения организовывать и планировать учебное сотрудничество и совместную деятельность со сверстниками, умения самостоятельно и аргументированно оценивать свои действия и действия одноклассников;

- освоение умения планировать, координировать, контролировать и оценивать свою деятельность;

- развитие умения грамотно строить речевые высказывания в соответствии с задачами коммуникации;

- развитие умения слушать и слышать собеседника, вести диалог, излагать свою точку зрения и аргументировать ее;

- формирование умения взаимодействовать в статичных и мигрирующих группах в режиме интерактивного обучения, распределять роли и функции совместной проектной деятельности.

На мероприятии учащиеся учатся:

· овладевать способностью принимать и сохранять информацию;

- умение составлять рассказ

· оценивать свою деятельность;

· работать с информацией при подготовке материала, овладевать операциями мышления;

· слушать и слышать, ясно и четко излагать свою точку зрения;

Ключевые вопросы: Что такое война? Кто такие герои войны?

Предварительная работа:

- заучивание наизусть стихотворения;

- подготовка материала о юных героях войны;

Техническое обеспечение: аудиозапись, компьютер, видеоролик, фотографии, презентация, детские игрушки, аппликации.

Цифровые образовательные ресурсы:

school-collection.edu.ru/catalog/res/152d4a54-42a6-4687-9e9f-0c331136418c/?interface=themcol

school-collection.edu.ru/catalog/res/1c8d4f24-8a9b-f5d2-ef32-3155f9e3b0e6/?interface=electronic

easadov.ru/P_13.html

Ход мероприятия.

Учитель: Впрочем это было так давно,

Что как будто не было и выдуман..

Может быть увидено в кино

Может быть в романе вычитано…

9 мая вся наша страна и весь мир отмечают Днь Победы на немецко-фашискими захватчика в ходе Великой Отечественной войне. (Слайд 2).

Война - жестче нету слова, война - печальней нету слова. Война сколько горя она принесла людям, сколько унесла человеческих жизней.

Но больше всего досталось детям. Часто - в ту военную пору - это были дети - маленькие, слабые, беззащитные. Сколько мужества и героизма они проявили, встав вровень со взрослыми на защиту нашей страны. Дети принимали участие в сражениях, воевали и в партизанских отрядах, и в тылу врага. Многие погибли. Война отучила их плакать, дети теряли своих родных и близких людей. Их детство поглотила война. (Слайд 3).

До войны это были самые обыкновенные мальчишки и девчонки. Учились, помогали старшим, играли, бегали-прыгали, разбивали носы и коленки. Мальчишки. Девчонки. На их хрупкие плечи легла тяжесть невзгод, бедствий, горя военных лет. Маленькие герои большой войны. Они сражались рядом со старшими - отцами, братьями. (Слайд 4).

Дети, фотографии которых мы с вами сегодня видим, не допели, и не доиграли, их улыбки были стёрты взрослой бесчеловечностью и жестокостью в самом начале их жизни. Пусть эти игрушки станут символом скорби по детям, погибших в годы Великой Отечественной войны. Светлой памяти всех маленьких героев большой войны мы посвящаем наше мероприятие. (Слайд 5).

Ученица: (Слайд 6).
Спали люди, отложив на утро
Все свои заботы и дела.
В светлом доме, тихом и уютном,
Маленькая девочка спала.
На кровати, на столе игрушки,
За окном большой зеленый сад,
Где весною яблони и груши
Надевают праздничный наряд.
Плыло небо в светлых, звездных точках,
Небо тоже дожидалось дня,
И никто не знал, что этой ночью
На рассвете началась война.

Учитель: 22 июня 1941 года началась Великая Отечественная война. Накануне люди планировали как проведут выходной воскресный день со своей семьёй. То-то собирался пойти на речку, кто-то хотел уехать за город на отдых. Но им не удалось осуществить свои планы, так как началась жестокая война.

Накануне выпускники школ праздновали свой выпускной вечер. Они только что получили свои аттестаты и планировали куда пойдут учиться дальше, мечтали какую профессию хотели бы получить. Но их мечты не сбылись, так как началась война.

Накануне ученики школ радовались, что впереди ещё два месяца летних каникул, и они планировали как весело они проведут эти летние деньки: речка, путешествия, интересные книги, походы в кино. Но их планам не суждено было осуществиться, и виновата в этом война.

1)Учитель: Ленинградские дети. (звук метронома) (Слайд 7).

Этот звук - звук метронома всегда звучал из радиоприёмников в квартирах жителей блокадного Ленинграда. Ленинградцы верили что если звучит метроном, значит жизнь продолжается.

«Ленинградские дети»… когда звучат эти слова у человека сжималось сердце. На этих детей обрушилось столько, что каждый человек хотел хоть часть этого кошмара снять с детских плеч. «Ленинградцы» - это звучало как пароль. И навстречу ленинградцам бросались, которые жили в разных уголках нашей страны.

Немецкие захватчики окружили Ленинград в плотное кольцо и в течение 900 дней удерживали блокаду города Голод, холод, постоянный бомбёжки немецко-фашистской авиации, потеря родных людей, смерть - всё это выпало на долю маленьких ленинградцев. В городе Санкт-Петербурге (так называется теперь город Ленинград) есть Пискарёвское кладбище. На нём есть братские могилы, в которых похоронены сотни тысяч ленинградцев, и больше половины из них дети, многие из которых умерли от голода. (Слайд 8).

Инсценировк «В блокадном Ленинграде». (Слайд 9).

Сестра: Как холодно! И мама не идёт.

Быть может, хлебушка она нам принесёт.

Ну хоть бы крошечку где отыскать,

Голодной страшно мне идти в кровать.

Брат: А разве я есть не хочу? Хочу!

Но всё равно молчу.

Ведь там, где папа наш сейчас,

Потяжелее чем у нас.

Не разрываются снаряды здесь

И дом у нас с тобою есть.

А главное - фашисты далеко.

Да и кому в стране легко!

Сестра: А помнишь блинчики с вареньем,

Чай с маминым печеньем,

Которое по праздникам пекла она.

Сейчас я съела б всё одна!

Брат: Опять ты о еде заговорила!

Уж лучше б душу не травила!

Чем чаще вспоминаешь ты о ней

Тем голод чувствуешь сильней.

И мне воспоминанья эти не нужны.

Сестра: А вот и мамины шаги слышны!

Брат: Не вздумай хныкать перед ней, дай отдохнуть сначала ей.

Сестра: Но мама больше не пришла домой

Настигла пуля её вражеская

Мы не увидели её живой.

Учитель: У меня в руках дневник современной девочки, в который она записывает всё что происходит с ней в жизни: встречи с подружками, покупка нового платья, поход в кафе или кино, увлекательное путешествие во время летних каникул. (Слайд 10).

В Ленинграде жила девочка Таня Савичева, она тоже вела дневник, но в свой дневник она записывала дату и время смерти близких ей людей:

«Женя умерла 28 декабря в12.30 часов утра 1941 года.

Бабушка умерла 25 января в 3 часа дня 1942 года.

Лёка умер 17 марта в 5 часов утра 1942 года.

Дядя Вася умер 13 апреля в 2 часа ночи 1942 года.

Дядя Лёша - 10 мая в 4 часа дня 1942 года.

Мама умерла 13 мая в 7.30 утра 1942 года.

Савичевы умерли. Умерли все. Осталась одна Таня.»

Таню, вместе с такими же как и она детьми вывезли по единственной дороге «Дороге жизни», которая связывала Ленинград с Большой землёй. Но сколько не боролись врачи, спасти девочку не удалось, так она была сильно истощена от голода.

Учитель: 2) Еще одна страница темы «Детство и война» - сыны полка… (Слайд 11).

Это мальчишки, которые убегали на фронт и воевали вместе со взрослыми. Голодных и промерзших, этих мальчишек привозили в штабные землянки. Командиры и солдаты кормили их горячей похлебкой и часами терпеливо убеждали вернуться домой. Но многим из них некуда было вернуться - война отняла у них дом, родных. И суровые командиры сами или по настоянию бывалых солдат сдавались, нарушая инструкции, оставляли этих мальчишек в полку. (Слайд 12).

Маленький герой большой войны Саша Колесников, Сан Саныч - как его уважительно называли старшие товарищи. В марте 1943 года Саша вместе со своим другом сбежали на фронт. Им удалось добраться до линии фронта. Но поезд попал под авиационный обстрел и друг Саши погиб. Поклялся тогда Сашка отомстить за друга. Долго он бродил по фронтовым дорогам, пока не попал в танковую дивизию. Рассказал Саша о своём горе, что мама его умерла от голода, он потерял своего лучшего друга, а отец его воюет на фронте с немцем. Остался Саша у танкистов. Несколько раз ходил в разведку, выполнял задания командиров. Был ранен, но после госпиталя вернулся вновь в дивизию. Был награждён орденом боевой славы. День победы Саша встретил в Москве в госпитале. Он получил серьёзное ранение в ноги и не мог ходить. Старшие товарищи на руках донесли Сашу до окна, чтобы он увидел салют в честь Победы, в которую он внёс свой вклад. (Слайд 13).

Ученик (Слайд 14).

Горнили к бою трубы полковые.
Военный гром катился над страной.
Вставали в строй мальчишки боевые
На левый флаг, в солдатский строй.

Великоваты были им шинели,
Во всем полку сапог не подобрать,
Но все равно в бою они умели
Не отступать, а побеждать.

Жила в сердцах их взрослая отвага,
В двенадцать лет по-взрослому сильны,
Они дошли с победой до рейхстага -
Сыны полков своей страны.

Учитель:
После окончания войны к мирной жизни, подросшие сыны полка возвращались, пройдя нелегкими дорогами войны.

3) Дети в тылу врага. (Слайд 15).

В суровые годы войны дети работали на полях, заменяли у станков отцов и старших братьев, ушедших защищать Родину, ухаживали за ранеными, собирали цветной и чёрный металлолом, лекарственные растения, отправляли подарки на фронт, зарабатывали и собирали средства для постройки танков и самолетов. (Слайд 16).

Детские противопожарные посты и дружины обезвредили немало зажигательных бомб. Около 20 тысяч юных москвичей получили медаль "За оборону Москвы". Медалью "За оборону Ленинграда" были награждены более 15 тысяч юных героев. Юные, совсем юные, мальчишки и девчонки, те кому в 41-м было чуть побольше, чем вам сегодня, совершили бессмертные подвиги. И мы с благодарностью вспоминаем, тех мальчишек и девчонок, что шли вперед, к победе. (Слайд 17).

. На одном из уральских заводов директор собрал у себя в кабинете лучших работников, для того чтобы поблагодарить за добросовестный труд и наградить необычным подарком. Перед директором с серьёзными лицами стояли эти лучшие работники, это были мальчишки и девчонки 11-14 лет. (Слайд 18).

Многие из них были настолько маленького роста, что даже не доставали до станка. Тогда им подставляли маленькие скамеечки или ящики. И как же озарились улыбкой их детские лица, когда им вручили банку сладкого варенья. (Слайд 19).

4) Узники концлагерей. (звук набата). (Слайд 20).

Жертвами фашистов стали миллионы ни в чём неповинных детей. Десятки тысяч мальчиков и девочек были согнаны в концлагеря, в которых они в полную меру разделяли участь взрослых узников. Дети жили в отдельном бараке, отдельно от своих мам, они находились в состоянии маленьких животных. За грудными младенцами ухаживали 5-7 летние девочки. (Слайд 21).

Немецкие врачи-убийцы использовали детей для своих экспериментов: делали им инъекции разных жидкостей, брали кровь, кормили детей отравленной кашей. Ежедневно немецкая охрана в больших корзинах выносила из детского барака окоченевшие трупики погибших детей. (Слайд 22).

Вот воспоминая Натальи Ивановны Лемешонок, которая в 10-летнем возрасте находилась вместе со своими братьями и сёстрами в концлагере Саласпилс. (Слайд 23).

Ученица:

«Мы жили в бараке, на улицу нас не пускали. Маленькая Аня постоянна плакала и просила хлеба, но у меня ничего не было ей дать. Через несколько дней нас вместе с другими детьми повели в больницу. Там был немецкий врач, посреди комнаты стоял стол с разными инструментами. Потом нас построили в ряд и сказали что сейчас осмотрит врач. Что делал он, не было видно, но потом одна девочка очень громко закричала. Врач стал топать ногой и кричать на неё. Подойдя ближе, было видно, как врач этой девочке вколол иглу, и из руки в маленькую бутылочку текла кровь. Когда подошла моя очередь, врач вырвал у меня Аню и уложил на тоже самое место. Он держал иглу и вколол её не в руку. Затем подошёл к младшей сестре и проделал с ней тоже самое. Все мы плакали. Врач сказал, что не стоит плакать, так как всё равно мы все умрём, а так от нас будет польза. .. Через несколько дней у нас снова брали кровь. Аня умерла. Выжили в лагере только Наталья и её брат». (Слайд 24).

В целом жертвами фашистских концлагерей в годы Великой Отечественной войны стали 13 млн. детей. (Слайд 25).

5. Орлята Великой Отечественной войны. (Слайд 26).

Многие мальчишки и девчонки оставались на оккупированной немцами территориях, среди них были пионеры, которые наравне со взрослыми воевали с немцами. Это были пионеры, которые воевали в партизанских отрядах, привлекались к подпольной работе, участвовали в разведке, добывая важные сведения. Это были пионеры, многие из которых погибли сражаясь с врагом. Многим посмертно было присвоено звание Героя Советского Союза.

Ученик (Слайд 27).

ЛЁНЯ ГОЛИКОВ. Он был, как и вы, школьником. Жил в деревне, в Новгородской области. В 1941 году стал партизаном, ходил в разведку, вместе с товарищами взрывал вражеские склады, мосты. Лёня собирал сведения о численности и вооружении врагов. Используя его данные, партизаны освободили свыше тысячи военнопленных, разгромили несколько фашистских гарнизонов, спасли многих советских людей от угона в Германию. Сам Лёня уничтожил 78 фашистских солдат и офицеров, участвовал в подрыве 27 железнодорожных и 12 шоссейных мостов, 8 автомашин с боеприпасами. Лёня подбил гранатой легковой автомобиль, в котором ехал фашистский генерал Рихард Виртц. Генерал бросился бежать, но Леня метким выстрелом уложил захватчика, забрал портфель с ценными документами и доставил в партизанский лагерь. 2 апреля 1944 года он погиб. Лене присвоено звание Героя Советского Союза.

Ученица: (Слайд 28).

ЛАРА МИХЕЕНКО. Ленинградская девочка перед войной находилась в деревне. Захвачена врагами Псковская земля. Героически служит Лара в партизанском отряде. Выполняет задания командира разведки, но попадает в плен к фашистам. Первый раз ей удается бежать. И снова арест, на этот раз последний. Спасая других, девочка осталась одна против врагов - в ее руке спрятана граната… Жизнь короткая, но яркая как вспышка молнии. Ларе присвоено звание Героя Советского Союза.

Ученик (Слайд 29).

ВАСЯ КОРОБКО. С 14 лет в партизанском отряде. Васе и еще двум солдатам был дан приказ взорвать мост , подходов к нему не было. И вот зимой , Вася вошел в ледяную воду и поплыл , толкая перед собой плот с взрывчаткой .Был замечен немцами , ранен , и имея возможность вернуться , Вася всё -таки доплыл до моста и выдернул чеку в гранате. Мост рухнул. В том бою наши войска одержали победу. Вася выполнил задание , но при этом погиб

Ученица:(Слайд 30).ЗИНА ПОРТНОВА. Война Зину застала в деревне, куда она приехала на каникулы. Она участвовала в дерзких операциях против врага, распространяла листовки. Зина Портнова ходила в разведку, участвовала в диверсиях, распространяла листовки и сводки Совинформбюро, уничтожила не один десяток фашистов. Её выдал предатель. Однажды, когда партизанка, выполнив очередное задание, возвращалась в отряд, она попала в руки к гитлеровцам. На допросе схватив лежащий на столе пистолет, она застрелила двух фашистов, но убежать ей не удалось. Её допрашивал четвёртый день подряд фашистский офицер, увешанный крестами, ей руки за спину выкручивал солдат, её хлестала плеть, её гноили в яме. Угрюмый офицер сказал, что больше нет терпенья у него, что это лишь начало жестоких мук, каких не видел свет…. Отважная юная патриотка была зверски замучена, но до последней минуты оставалась стойкой. - Зинаиде Портновой присвоено высокое звание Героя Советского Союза.

Учитеь:Минута молчания. Давайте вспомним всех детей - маленьких героев большой и жестокой войны минутой молчания. (Слайд 31).

Просмотр фильма «Дети войны» (Слайд 32)..

Рефлексия:

Ученик (Слайд 33).

В южном красивом городе Ростове - на - Дону жил мальчик. Звали его Витя Черевичкин. Самой главной его страстью были голуби. О голубях он знал всё. Когда пришли фашисты, мальчик решил тоже бороться с ними. Но не оружием. Его помощниками в борьбе с врагом стали птицы. Голуби, обученные мальчиком, стали бойцами - разведчиками. Они несли бойцам сведения из города. Однажды они принесли в расположение советских войск сведения о местонахождении фашистского штаба, который был разгромлен. Фашисты узнали о том, кто помог разгромить их штаб. Мальчика схватили и жестоко убили.

Учитель: Витю убили, но память о нём живёт и поныне. И нам так хочется, чтобы голуби всегда были символами мира на земле. Пусть и наши голуби станут посланниками мира и согреют теплом нас современных людей в память о Вите и таких же ребятах, как он, которых мы называют «Маленькими героями больной войны».

Ученики прикрепляют голубей на доску. (Слайд 34).

Ученица: Я никогда не видела войны
И ужаса ее не представляю
Но то, что мир наш хочет тишины
Сегодня очень ясно понимаю.

Ученик: Солнце Родины любимой

Озаряет все вокруг
И взлетает белокрылый

Голубь мира с наших рук -
Ты лети, лети по свету,

Голубь наш, из края в край,
Слово мира и привета

всем народам передай.

(Слайд 35).

Ученик Мир герои отстояли,

Помнить их мы поклялись,
Пролетая в синей дали

К обелиску опустись.
Чтобы взрывы не закрыли

Небо черной пеленой,
Голубок наш белокрылый,

Облети весь шар земной.

Ученица Пусть дети рисуют цветы и траву!

Пусть светятся радостью детские лица!

Пусть в жизнь воплощают большую мечту!

Пусть мир на земле навсегда сохранится!

Учитель: Война и дети - несовместимые понятия, и пусть сегодняшним ребятам никогда не придется испытать те невзгоды, которые выпали на долю «детей Великой Отечественной».

(Слайд 36). Спасибо за внимание.





Технологическая карта внеклассного мероприятия согласно требованиям ФГОС

Тема: «Маленькие герои большой войны». Вступительное слово учителя (представление гостей)

Учащиеся смотрят презентации подготовленную учителем

Коммуникативные: развитие монологической речи учащихся и расширение словарного запаса.

Регулятивные: настрой на деятельность.

2 этап

Актуализация вопроса, рассматрива-емого на мероприятии

Задаёт вопросы. Организует дискуссию учащихся.

- Что вы знаете о Великой Отечественной войне? - Кто такие герои войны?

Отвечают на вопросы. Учащиеся обмениваются мнениями с учителем, одноклассниками, выступления учащихся.

Личностные: формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками в исследовательской и творческой видах деятельности;

Коммуникативные формулировка собственного мнения,

регулятивные умение воспринимать критику.

3 этап

Актуализация вопроса, рассматриваемого на мероприятии

Сообщает ученикам о детях войны с помощью презентации.

Слушают выступление учителя и учеников.

Личностные: воспитание гражданственности личности, любви к Родине, уважение к истории России

Коммуникативные: умение слушать и слышать, учет разных мнений

4 этап

Организация взаимодействия учителя с учащимися по овладению темы мероприятия.

Организует выступления учащихся, контролирует ход мероприятия, демонстрирует презентацию и наглядные пособия.

Учащиеся слушают выступления учащихся и учителя, знакомятся с презентацией «Дети войны».

Личностные: личностное самоопределение, нравственно-этическое оценивание, умение выделять нравственный аспект поведения, знание моральных норм,

Коммуникативные: умение слушать и слышать, выражение своих мыслей с достаточной точностью и полнотой),

Познавательные: осознанное построение речевого высказывания.

5 этап

Рефлексия деятельности

Организует выступления учащихся, выслушивает мнение учеников о данном мероприятии.

Читают стихи, высказывают своё мнение о данном мероприятии

Коммуникативные: формулирование и аргументация своего мнения в коммуникации.



© 2010-2022